Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпизод 4




У Гагиных. Гагин приветливо трясёт руку И.С..

Гагин. Н еожиданный вы человек! Исчезли и всё. Почему нас не предупредили?

Вбегает Ася, быстрыми шагами проходит площадку перед домом, видит И.С. и останавливается как вкопанная. Несколько секунд Ася разглядывает хмурого И.С., потом вдруг смеётся без всякого повода и убегает. Гагин с мущён, вслед Асе Гагин негромко одёргивает её.

Ася, пожалуйста, не будь такой …сумасшедшей! (Обращаясь к И.С..) Прошу извинить мою сестру. Рассказывайте же, каковы подробности и впечатления от вашего путешествия?

И.С. (сдержанно). Здешние горы очень любопытны в геологическом отношении. Вверх по течению Рейна отрасли горного хребта называются Собачьей спиной, они отличаются чистотой базальтовых слоёв…

Ася вновь появляется из дому, в руках у неё маленькая корзинка, со смешком она пробегает мимо И.С. и Гагина по направлению к винограднику. И.С. делает паузу.

Гагин (возобновляя разговор). Давайте я расскажу вам, что я делал в ваше отсутствие… (Берёт свои папки.) Собственно, какое назначение художника в наши дни… (Не может сосредоточиться.) …и как сегодня должно работать всем художникам? (Не выдерживает при новом появлении Аси; она вернулась, чтобы с шумом и стуком взять скамеечку для ног.) Ася!

И.С. (равнодушно-учтиво откланивается). Извините. У меня спешная работа… и … мне пора возвращаться домой.

Ася (вдруг кричит вслед И.С.). Иван Сергеич!

Ася подходит к И.С., протягивает руку для прощания. И.С. холодно едва пожимает её пальцы и отворачивается, чтобы удалиться.

Гагин (догоняет И.С.). Прошу вас, не уходите. (Пристально смотрит на И.С..) Хорошо, позвольте я вас провожу.

Ася сникает, уходит в дом. И.С. и Гагин останавливаются возле перевёрнутой лодки.

Гагин. Скажите, какого вы мнения об Асе? Она должна казаться вам немного странной, не правда ли?

И.С. (пожав плечами). Н-да…

Гагин. Её надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить. У неё сердце доброе, но голова бедовая. С ней трудно поладить. Впрочем, её нельзя винить, и если бы вы знали её историю…

И.С. (неожиданно цинично перебивает). Её историю? Разве она не ваша… (Не договаривает.)

Гагин. Уж не думаете ли вы, что она не сестра мне? (Усмехаясь, испытующе смотрит на И.С..) Нет? Не думаете? Но она точно мне сестра. Ася дочь моего отца. Моя мать умерла очень рано, я остался после неё шести месяцев от роду. По достижении семи лет меня увезли в Петербург, в юнкерскую школу и я приезжал в деревню только на несколько недель в году. В один из моих приездов я увидел в нашем доме девочку лет десяти.

В воспоминаниях Гагина появляется Ася в своём домашнем платьице-сарафанчике. Она разглядывает книгу, листает её и водит пальцами по страницам. У неё пластика угловатого и замкнутого «трудного подростка». Ася принимает непосредственное участие в рассказе Гагина.

Гагин. Отец сказал, что она сирота и взята им на прокормление. Я не обратил на неё особенного внимания. Она была дика, проворна и молчалива, как зверёк. Как только я входил в комнату отца, Ася…

Ася. …тотчас же пряталась за вольтеровское кресло или за шкаф с книгами.

Гагин. Я получил известие о смертельной болезни отца, поскакал сломя голову, застал его ещё в живых, но при последнем издыхании. Он велел привести Асю.

Ася (подходит к Гагину, прямо и требовательно смотрит ему в глаза). «Завещаю тебе мою дочь – твою сестру. Дай слово, что исполнишь мою последнюю просьбу».

Гагин. Ася была дочерью моего отца и нашей крепостной, бывшей горничной моей матери…

Ася. …Татьяны. У нее была высокая, стройная фигура, строгое лицо с большими глазами.

Гагин. Татьяна слыла девушкой гордой и неприступной. Отец мой сошелся с нею после смерти матушки.

Ася (возражает). Мать тогда уже не жила в господском доме, а в избе у своей замужней сестры, скотницы. Отец хотел даже жениться на ней. Но она сама не соглашалась быть его женой, несмотря на его просьбы: «Что, мол, я вам за жена? Какая я барыня?»

Гагин. Я видел Татьяну в церкви всего несколько раз.

Ася (вспоминает). Повязанная тёмным платком, с жёлтой шалью на плечах, мать становилась в толпе, возле окна и смирено и важно молилась, кланяясь низко, по-старинному.

Гагин. Как только Татьяна умерла, отец взял Асю к себе. Мать держала её очень строго, а у отца она пользовалась совершенной свободой. Он был её учителем, не баловал, не нянчился с нею, но любил страстно и ничего не запрещал. В душе отец считал себя перед Асей виноватым. Представьте, что должно было произойти в ней, когда её взяли к барину? На неё в первый раз надели шелковое платье и поцеловали у неё ручку. Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме.

Ася (с усмешкой). Но так же скоро ощутила свое ложное положение – незаконнорожденной и крепостной.

Гагин. В ней развились самолюбие, недоверчивость, простота исчезла. Ася как-то призналась мне, что она хотела бы заставить «целый мир» забыть её происхождение. Она и стыдилась своей матери и...

Ася. …стыдилась своего стыда, и гордилась ею.

Гагин. В первые дни после смерти отца, при одном звуке моего голоса, Асю била лихорадка, моя забота и ласки повергали её в тоску, но понемногу она привыкла ко мне.

Вспоминаемая реальность: Гагин крепко держит Асю за руку. Ася упирается, вырывается, бежит прочь. Гагину приходится догнать, схватить и довольно жёстко поставить Асю на стул, чтобы осмотреть, как сидит на ней платье. Гагину удаётся поправить бант на её платье, но Ася пресекает все попытки надеть на неё шляпку. Ася резко отталкивает Гагина, бросает шляпку об пол, спрыгивает со стула, быстро отпинывает шляпку ногой и отбегает в сторону. Гагин опускает руки, молча садится на стул. Пауза. Ася смотрит на Гагина, потом медленно приближается, поднимает брошенную шляпку.

Ася (подходит к Гагину, гладит его по руке, утыкается головой в его спину, потом кладёт голову ему на колени). Брат. Отчего это никто не может знать, что с ним будет?

Гагин гладит Асю по волосам.

Гагин. Я увез её из деревни в один из лучших пансионов Петербурга. Она уже убедилась, что я точно признал её за сестру, полюбил как сестру. Для неё ни одно чувство не бывает вполовину. Она так страстно привязалась ко мне, что в пансионе начала с того, что захворала от тоски и чуть не умерла. Затем обтерпелась, училась прекрасно, лучше всех, но никак не хотела подойти под общий уровень. Она хотела быть не хуже других барышень; она бросилась на книги. Барышни из хороших фамилий язвили и кололи её как могли: Ася им на волос не уступала.

Ася (примирительно). Сошлась только с одной загнанной, бедной и некрасивой девушкой.

Гагин. Однажды на уроке закона Божия преподаватель заговорил о пороках…

Ася (поднимает шляпку, натягивает её себе на голову, громко провозглашает). «Лесть и трусость – самые дурные пороки!».

Гагин. Вот – пожалуйста! Я не мог слишком винить её: в её положении ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться. После пансиона она осталась такой же, как была, продолжала идти своей дорогой, только манеры её стали лучше. Хотя и в этом она, кажется, не много успела. Оставаться в пансионе далее было невозможно, и мне пришла благая мысль: выйти в отставку, поехать за границу на год или на два и взять Асю с собой. И вот мы с ней на берегах Рейна, где я стараюсь заниматься живописью, а она… шалит и чудит по-прежнему. Не судите её слишком строго; она, хоть и притворяется, что ей всё нипочем, - мнением каждого дорожит, а вашим в особенности. Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! Я иногда не знаю, как с ней быть. (Гагин помолчал, глядя на И.С..) На днях она что вздумала: начала вдруг уверять меня, что я к ней стал холоднее прежнего и что она одного меня любит, и век будет меня одного любить... И при этом так расплакалась…

И.С. (восклицает). Так вот оно что… (Тут же спохватывается.) Неужели же, в самом деле, ей до сих пор никто не нравился? В Петербурге видала же она молодых людей?

Гагин. Они-то ей и не нравились вовсе. Нет, Асе нужен герой, необыкновенный человек … или живописный пастух в горном ущелье. Впрочем, я, кажется, заболтался, извините, задержал вас.

И.С.. Послушайте, вернемтесь к вам. Мне домой не хочется.

Гагин (с хитрой улыбкой). А работа ваша? (Добродушно усмехается.)

И.С. и Гагин направляются в дом. В дверях, на пороге появляется Ася. Она молчаливая и с потупленными глазами.

Ася! Вот он опять, и, заметь, сам захотел вернуться!

Ася (неуверенно). Правда?

Ася вопросительно смотрит на И.С., И.С. весело протягивает ей руку и крепко пожимает её ладошку. Гагин начинает копаться в своих рисунках, затем уходит в дом. И.С. и Ася прогуливаются возле опрокинутой на берегу лодки.

И вам не скучно было без нас?

И.С.. А вам без меня было скучно?

Ася. Хорошо в горах? Горы были выше облаков? Расскажите мне, что вы видели.

И.С. Вольно же вам было не слушать.

Ася. Но вы сегодня были сердиты.

И.С.. Я?

Ася. Вы.

И.С.. Отчего же? Помилуйте …

Ася. Не знаю, но вы были сердиты и ушли сердитыми. Мне было очень досадно, что вы так ушли, и я рада, что вы вернулись.

И.С.. И я рад, что вернулся.

Ася (радостно повела плечами). О, я умею отгадывать! Бывало, я по одному папашиному кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной, или нет.

И.С.. Вы любили вашего батюшку?

И.С. осёкся. Пауза. Ася не отвечает. Прогудел пароходный гудок. Оба молча принялись разглядывать реку.

Ася (тихо). Что же вы не рассказываете про горы?

И. С. (через паузу). Так отчего же вы сегодня рассмеялись, как только увидели меня?

Ася. Сама не знаю. Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить обо мне … только по одному тому, что я делаю. Ах, кстати, помните сказку о Лорелее? Ведь это её скала виднеется? Говорят, она прежде всех топила, а как полюбила, сама бросилась в воду. Мне нравится эта сказка. Фрау Луиза мне всякие сказки сказывает. У фрау Луизе есть черный кот с жёлтыми глазами… (Тихо смеётся.) Ах, мне хорошо.

С лышится мерный молитвенный напев большого хора. Ася и Гагин взбираются наверх, на «развалину», чтобы увидеть, что происходит внизу.

Смотрите, богомольцы идут с крестами и хоругвями! Вот бы пойти с ними.

И.С.. Разве вы так набожны?

Ася. Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг. А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?

И.С. (ловит на слове). А! Вы честолюбивы! Вы хотите прожить не даром, след за собой оставить...

Ася. А разве это невозможно?

И.С. (подумав). Попытайтесь.

Ася. Скажите, вам очень нравилась та дама... Помните, брат пил её здоровье тогда, на второй день нашего знакомства.

И.С. (смеётся). Ваш брат шутил; мне ни одна дама не нравилась; по крайней мере, теперь ни одна не нравится.

Ася (с очень непосредственным интересом). А что вам нравится в женщинах?

И.С .(посмеиваясь). К-а-а-кой странный вопрос!

Ася (закрыв лицо руками). Ой, я не должна была задавать вам этот вопрос, извините, привыкла болтать, что в голову приходит. Оттого боюсь говорить.

И.С.. Говорите, ради Бога, не бойтесь! Я так рад, что вы, наконец, перестаёте… (Находит слово и произносит его с извинительной интонацией.) … дичиться.

Ася смеётся тихим, лёгким смехом.

Ася. Нет, рассказывайте вы. Или прочтите что-нибудь, как, помните, вы нам читали... (Задумалась.)

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной матерью моей …

И.С. (осторожно). У Пушкина не так.

Ася. А я хотела бы быть Татьяной!

…За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства,

Послушная веленью чувства…

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой.

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

(Усаживается, укладывает и разглаживает полы своего платья, как бы устраиваясь надолго.) Рассказывайте же…

И. С. (понизив голос). П осмотрите, как хорошо!

Ася. Да! Если б мы с вами были птицы, как бы мы взвились, как полетели… Так бы и утонули в этой синеве… Но мы не птицы.

И.С.. А крылья могут у нас вырасти!

Ася. Как так?

И.С.. Поживете, узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.

Ася. А у вас были?

Пауза.

И.С.. Как вам сказать… Кажется, до сих пор я еще не летал.

Ася (неожиданно). Умеете вы вальсировать?

И.С. (озадаченно). Умею.

Ася. Так пойдёмте, пойдёмте… Вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья … (Бежит к дому, кричит.) Саша!

На зов Аси из дому выскакивает Гагин.

Саша,сыграй нам вальс! У нас выросли крылья! Вальс!

Появляются Мадам – хозяйка, Ганхен и фрау Луиза.

Гагин (радостно восклицает). Фрау Луиза, вальс!

Фрау Луиза, смеясь, усаживается за фисгармонию, звучит вальс Ланнера. Гагин подхватывает Ганхен, потом Мадам – хозяйку, Ася танцует с И. С..

Ася (кружится). У нас выросли крылья!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.