Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление как действие




Мышление как ассоцияция предсавлений.

Подходы к проблеме мышления в истории психологии.

Первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека связывались с принципом ассоциаций, т.е образованием и актуализацией связей между представлениями ("идеями"). 17-18 в.в. было распроситранено учение ассоцианистов. Основной закон ассоциаций формулируется так: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется. Выделяют 4 вида асоциаций: по сходству (в мышлении играют особую роль); по контрасту; по близости во времени или пространстве; по отношению (причинность, присущность). Закономерностями ассоциаций занимались Д.Гартли, Дж.Пристли, Дж.С.Милль, Д. Милль, А.Бэн, Т.Циген и др. Их объединяло то, что они признавали ассоциации вкачестве основной структурной единици психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности.

На этом этапе научного знания еще не было предсавления о мышлении как особой форме деятельности субъекта. Непроизвольное следование образов- предсавлений принималось за тип всякого умственного процесса: мышление - всегда образное мышление, процесс - всегда непроизвольной смены образов. Развитие мышления - это процесс накопления ассоциаций. Ассоцианистический подход к мышлению сосуществовал с формально-логической характеристикой мышления. Циген Т. рассматривал понятия как "ассоциацию представлений", суждения как "ассоциацию пнятий", а умозаключения как "ассоциацию суждений". Хотя всякая ассоциация может расматриваться в двух аспектах - образование и актуализация уже образованной ассоциации. Считалось, что мыслительный процесс вообще не может подвергаться экспериментальному изучению. Мышление прредлагалось изучать только по продуктам человеческой культуры.

Раздел "психологии мышления", отличный отболее широкого пониманимаемого учения об учебной деятельности, впервые выделяется психологами, относящимися к Вюрцбургской школе (О.Кюльпе, Н.Ах, К.Марбе и др.) Они рассматривали мышление как внутеннее действие (акт). Начинеются экспериментальные исследования мышления, в частности, используют метод систематического наблюдения, но для его применения существует множество ограничений. Испытуемые обычно квалифицированные психологи, должны были сообщать о процессе свего мышления при выполнении заданий типа токования сложных текстов и выражений. Начинается поиск объективных методов исследования, так Ах создал первую методику образования исскуственных понятий.

Были сформированы следующие предсавления о процессе человеческого мышления. Мышление это акт усмотрения отношений. Под отношением понималось все, что не имеет хаоактера ощущений, все разнооброзие категориальных синтезов, вся система категорий. Было констатировано,что процесс понимания происходит без существенной поддержки случайно всплывающих чувсивенных представлений, т.е. безобразен.

Считалось,что зания развиваются. Это развитие начинается с усмотрения отношений между материальными элементами опыта. Мышление это работа "Я", подчиненная определенной задаче, из которой исходит исходит детерминирующая тенденция

Мышление как процесс решения задачи, следовательно это шаг к разделению собственно мышления и умственной деятельности. Под задачей имелось в виду превращение даваемых испытуемым инструкций в самоинструкции, функционирование котроых определяет его избирательный характер (усиление одних и торможение др. ассоциаций). Задача продолжет действовать и тогда, когда она перестает осознаваться ипытуемым. В задаче выделялось два компонента: "детерминирующая тенденция" и "предсавление цели". Под влиянием инструкции при появлениии упомянутого ыв ней раздражителя у испытуемого образуется представление цели. От этого представления исходит некоторое специфическое влияние, названные детерминирующими тенденциями, которые направляются на представления того раздражителя, который должен появиться - соотносящиеся представление. Образуется связь между представлением цели и образом ожидаемого раздражителя, создающая намерения. Наиболее важной формой проявления действия детерминирующей тенденции является детерминирующая абстракция (отвлечение под влиянием задачи от одних сторон раздражителя и восприятие, запоминание, осознание др.) Именно детерминирующие тенденции придают мышлению целенаправленный характер, упорядочивая ход мыслей. Предсавители Вюрцбургской школы использовали также понятия установки для обозначения состояний, возникающих у испытуемого, принявшего задачу. Под установкой понимались неопределенные, трудно анализируемые состояния сознания, регулирующие в соответствии с задачей отбор и динамику содержания мышления.

Выводы:

"+" Рассматривали мышление как самостоятельную деятельность.

"+" Предопредилили круг вопросов, такие как соотношение внешней и внутренней деятельности, мышления и языка, мышления и чувственных образов, детерминация мышления и его избирательность, задача и средства ее решения. (Изучение мышления как процесса решения задач стало по существу общепринятым в современной психологии).

"-" Основным методом являлся метод самонаблюдения.

"-" Отрыв мышления от практической деятельности, языка, чувственных образов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.