Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление и эмоции




Сам факт существования и важна роль эмоциональных процессов в познании были отмечены еще до выделения психологии в самостоятелтную нуку филисофии, называвшими такие интеллектуальные чувства, как сомнение, уверенность, догадку, удивление и другие. Конкретно- психологические исследования интеллектульных чувств сталкивались с большими трудносями. В истории психологии существовала попытка ввести специальное понятие "эмоциональное мышление", она осуществлена в работе Мейера. В отечественной психологии также подчеркивалась роль эмоций в процессе мышления. Так например, Выготский говорил о единстве интеллекта и аффекта. Рубинштейн говорил о том, что мышление как реальный психический процесс само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция - единством эмоционального и интеллектульного. Леонтьев А.Н. - мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность.

Функции эмоций: 1) эмоциональные процессы выполняют функцию регуляции в мышлении; 2) ориентирующая функция (Субъект получает возможность выделить в мыслительной деятельности те напрвления или "зоны", которые имеют для него личностный смысл с точки зрения познавательного мотива мыслительной деятельности).

Функциональная классификация интеллектуальных эмоций:

-- Эмоции успеха - неуспеха в мыслительной деятельности:

- эмоции констатирующие успех - неуспех;

- эмоции предвосхищающие успех - неуспех.

В модальности проявляется различная регулирующая роль интеллектуальных эмоций на разных стадиях мыслительной деятельности. Первая фаза мыслительного процесса - формитрование проблемы. Проблема возникает когда в ходе мыслительного процесса обнаруживается нечто "новое", возникает эмоция удивления и она воздействует на мыслительный процесс.

Вторая фаза разрешения прблемы в ходе которой формируется предположение и догадки. Возникает специфическое переживание эмоции догадки. Это эмоциональные оценки некоторых новых, еще неосознанных смысловых образований по их адекватности познавательному мотивумыслительной деятельности. Функции эмоции догадки состоит в том что она сигнализирует в сознании субъекта о получении им в ходе мыслительной деятельности нового смыслового образования. Это ориентирует субъекта в сложной ситуации, выделяя в ней "зону поиска". Происходит вербализация нового смыслового образования.

Совокупный результат проверки оценивается субъектом по отношению к познавательному мотиву мыслительной деятельности и переживается в форме специфических интеллектуальных эмоций - уверенности и сомнения. Эти эмоции носят предвосхищающий характер, а следовательно осуществляется прогнозирование. Уверенность, положительно эмоционально окрашивает определенную догадку, тем самым является необходимым фактором ее принятия субъектом. Сомнения же, отрицательно эмоционально окрашивая др. догадки, сигнализирует о бесперспективности переключения мыслительного процесса на их проверку. Обе эти эмоции непосредственно обуславливают направленность мыслительной деятельности.

Завершающая фаза мыслительного процесса это проверка правильности решения. Зднсь возникают многочисленные эмоции, связанные с результатом мыслительной деятельности.Они переживаются субъектом как радость восторг, разочарование, огорчение и т.д. Их можно охарактеризовать как обственно эмоции успеха или неуспеха. Посредством этих эмоций в сознании субъекта костатируется успех или неуспех. Функция эмоций успеха - неуспеха состоит в том, что с их помощью осуществляется ориентация субъекта не только в конкретной задаче, но и в целой области познавательной деятельности.(см. лекции по общей психологии).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.