КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль мышления в регуляции предметно-практической деятельности
Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли ссначала как практические операции и лишь затем стали опереациями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности ка практическая операция и лишь затем выделилось вотносительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется.Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому единичному случаю практики. Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функцию планирования. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие это- опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрыти его более или менее существенных обективных связей и отношений. В "смене" взаимосвязанности всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий мышление все глубже проникает в конкретную жизнь действителтности, в ее развитие. Формой существования понятия является слово.(Рубинштейн С.Л.) Первоначально познание свойств, недоступных непосредственно- чувственному отражению, является непреднамеренным результатом действий, направленных на практические цели. Лишь действия подчиненные познавательной цели, т.е. результатом которых являются добываемые посредством их знания, предсавляют собой уже настоящее мышление в его внешней, практической форме. Позавательный результат таких действий, передаваясь в процессе речевого общения другим людям, входит в систему знаний, составляющих содержание сознания коллектива, общества. Языковая форма выражения и закрапления результатов первоначально внешнепредметной деятельности создает условие, благодаря которым в дальнейшем отдельные звенья этой деятельности могут выполняться уже только в речевом, словесном плане. Вотличии отпроцессов познания, которые осуществляются непосредственно в практике и жестко ограничены рамками возможности производить те илидругие действия в наличных предметных условиях, теоретическая мыслительная деятельность обладает беспредельными возможностями проникновения в реальность, в сущьность ее явлений. Практическая деятельность критерием, позволяющим проверить адекватность результатов теоретической мысли и объективной реальности, а также является той предпосылкой, из которой вырастают правила и законы, которым подчиняется мышление человека.(Леонтьев А.Н.) Задача как объект мышления. Задача - это цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения исполнения адекватных этим условиямсредств. Поиск, мобилизация и применение этих средств (способов,действий, операций) составляет процесс решения задачи. Обычно под задачей понимают объект мыслительной деятельности, содержащий требования некоторого практического преобразования или отвата на теоретический вопрос посредством поиска условий, выявляющих отношения между известными и неизвестными элементами. Мышление часто развертывается как процесс решения или разрешения задачи, которые могут возникать по ходу выполнения той или иной практической деятельности или быть преднамеренно созданными. В любом случае задача выступает как объект, как предмет мыслительной работы человека. Как правило это не отдельный предмет, а ппроблемная ситуация. Задача имеет определенную объективную структуру, одним из параметров которой является сложность задачи. Особенности структуры задачи влияют на деятельность на ее решение. Наиболее развитый, расчлененный объект мышления - искусственно составленая задача. В ней обычно выделяют требования и условия, которые определяют пути реализации этого требования. При характеристике условий, определяющих деятельность по решению задачи, обычно используют следующие признаки: 1."Привычность - непривычность" ситуации (от этой характеристики зависит развернутость ориентировки в ситуации, возможность или невозможность достижения желаемого разультата готовым способом). 2.Характер представлености условий (словесное, изображение, реальная ситуация). 3.Степень выделенности в ситуации "существенного отношения", учет которого является ключевым для решения. Требованиея к задаче и замыслу ее решения: а) решение, замысел должны быть скрытыми; б) решеие должно быть динамичным, бое стороны должны быть активными; в) замысел должен быть оригинальным; г) задача должна удовлетворятьи художественным, эмоциональным, эстетическим требованиям. Можно выделить следующие параметры условий: - существуют четкие элементы ситуации; -элементы условий могут находиться между собой в различных отношениях (пространственные и функциональные).Функциональные отношения определяется допустимыми правилами преобразования ситуации. В системе функциональных и прстранственных отношений проявляются ситуационные свойства каждого элемента, система характеризует ситуацию в целом. - решение задачи часто заключается в выборе определенного элемента из многих и выборе определенных действий с этим элементом; - следущая характеристика ситуации, как обективная свобода выбора, то из чего может быть сделан выбор. Для достижения конечного результа может требоваться разное число промежуточных актов. В процессе осуществления промежуточных актов, ведущих к достижению конечного результата, ситуация может изменяться, поэтому каждый следующий акт приходится делать в условиях, отличных от первоначальных. Эти изменения могут быть двух типов: зависящие только отрешающего или независящие от него. - Заданный ситуацией набор альтернатив характеризуется числом правильных, т.е. ведущих к нужному результату. Число альтернатив в неразрешимой задаче равно нулю, в открытой задаче бесконечно. К изменившейся ситуации применимы все те характеристики, которые применяются к исходным ситуациям, но только конкретные их значения могут изменяться. Может меняться и число элементов ситуации, и их качественный состав, и характар взаимодействий элементов, и их объективная свобода выбора, и единственность или множественность решений (задача может стать неразрешимой). Конечная ситуация, т.е. ситуация полученная после всех преобразований, характеризуетсястепенью и конкркетной формой участия каждого элемента этой конечной ситуации в достижении результата. Каждый конкретный элемент ситуации обладает определенными объективными значениями. При изменении условий может измениться и значение элементов. Значение элементов при определенных изменениях ситуации (как и эти изменения) может быть скрытыми и явными. Функциональные взаимодействия в ситуации обладают разной ценностью.Существуют два источника создания ценности: а) через отношение к конечному результату - способствует или неспособствует достижению достижению результата; б) через отношение осуществляемого изменения ситуации к определенному типу, к общим принципам осуществления данного деятельности,воплощенность в этом конкретном изменении ситуации общих принципов, т.е. как бы через отношение к ценностям более высокого порядка. Замысел есть некоторое возможное ппреобразование наличной ситуации, установление некоторого определенного взаимодействия. Без этог взаимодействия задача не может быть решена. Условия задачи могут быть словесно описаны, доступны непосредственному восприятию, быть представляемыми. Выделяют два типа требований (обично в словестной форме): - указание на то, какой должна быть ситуация после преобразования исходной; - получение нового знания в результате некоторых операций над условиями. Важной характеристикой требований является степень четкости (неопределенности) его формулировки. Задачу характеризует также соотношения между условиями и требованиями: - все элементы условий нужны для решения; - есть лишние элементы; - отсутствуют необходимые элементы. Соотношения условий и требований может быть охарактеризовано по признаку "модальности" их описания (словесные, изображение). Типология задач: Фридман Л.И.(учебные задачи).Выделяет следующие параметры: логическая правильность постановки задач, степень их определенности, уровень обобщенности, полнота постановки, сложность и трудность, степень проблемности. Фейнгенберг И.М. Делит задачи с неопределенностью исходных сведений, с неопределенностью в постановке вопроса, с избиточными или ненужными для решения исходными данными и т.д. Задачи различаются масштабностью. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. Мышление также говорить и о жизненной программе конкретной личности. Задача должна быть соотнесена с мотивационной сферой субъекта и должна быть включена в его познавательную сферу. Условия задачи должны быть восприняты и поняты субъектом.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |