Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальность представлений




У разных людей, в зависимости от их индивидуальных особенно­стей, представления могут значительно отличаться по степени яркос­ти, отчетливости, устойчивости, полноты или бледности, неустой­чивости, фрагментарности, схематичности и т. д. Практически в процессе конкретной деятельности особенно существенны индивиду­альные различия, связанные со способностью вызывать представле­ния и изменять их. Необходимая для деятельности (например худо­жественной, музыкальной), эта способность в процессе соответствую­щей деятельности и вырабатывается.

Точно так же и у одного и того же человека представления, относящиеся к разным сенсорным областям, могут значительно от­личаться друг от друга: очень ярки, устойчивы, отчетливы зритель­ные представления и бледны, нечетки и т. д. представления слуховые, и наоборот. Хотя нужно сказать, что представления обычно не бывают только слуховыми или только зрительными. Будучи представлением какого-либо предмета или явления, в восприятии ко­торого обычно участвуют разные сферы ощущений, каждое представ­ление обычно включает компоненты разных сенсорных сфер.

Представление — не механическая репродукция восприятия, ко­торая где-то сохраняется как изолированный неизменный элемент, для того чтобы всплыть на поверхность сознания. Оно — изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях вновь создающееся и отражающее сложную жизнь личности. Из всех многообразных отношений, в которые входит представление и которыми оно определяется, самым существенным является отно­шение представления к предмету. Отношение к предмету в первую очередь регулирует те преобразования, которым представление под­вергается.

Возникновение представлений имеет большое значение для всей сознательной жизни. Если бы у нас существовали только восприятия и не было представлений, мы были бы всегда прикованы к наличной ситуации, воздействующие на наши рецепторы предметы управляли бы нашим поведением. Наши мысли, как и наши действия, были бы в исключительной власти настоящего. Ни прошлое, ни будущее не существовало бы для нас: все отошедшее в прошлое навсегда исчеза­ло бы, будущее было бы закрыто. Внутренней жизни у нас не существовало бы; представления создают.тот план, на котором она развертывается.

Яркое доказательство того, как велика может быть роль пред­ставления, дает творчество людей, у которых представления служат единственной наглядной основой деятельности. Музыкальное твор­чество оглохшего и лишенного слуховых ощущений Л. ван Бетховена могло опираться лишь на слуховые музыкальные образы-представле­ния. Заметно большая выразительность скульптур ослепших но срав­нению со скульптурами слепорожденных выявляет роль зрительных представлений. Зрительные представления (а не только осязатель­ные и кинестетические ощущения), очевидно, служат наглядной осно­вой в творчестве ослепших скульпторов, творения которых иногда обнаруживают поразительную пластичность (например, скульптуры ослепшей Лины По).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.