Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ассоциации представлений




Последовательный и наглядный образы.

Между представлениями, с одной стороны, и восприятиями, с другой, существуют промежуточные образования, а именно последовательные образы и на­глядные, или эйдетические, образы памяти. И те н другие являются результатами последействия возбуждения органов чувств внеш­ними раздражителями.

Если фиксировать, например, черный квадрат на белом поле и затем закрыть глаза или перенести взгляд на однообразный серый фон, то мы увидим белый квадрат на темном поле: это и есть последовательный образ. Существование последовательных образов было открыто Г. Фехнером.

Основные особенности последо­вательного образа следующие:

1. Он всегда бывает дан в дополнительных цветах.

2. Он подчиняется так называемому закону Эммерта, согласно которому после­довательный образ при проекции его на более отдаленную плоскость увеличивается прямо пропорционально расстоянию.

3. При проекции последовательного образа на цветной фон цвет последовательного образа смешивается с цветом фона по закону смешения цветов в восприятии.

От последовательного образа нужно отличать эйдетические образы. В отли­чие от последовательного образа эйдетический образ дан не в дополнительных цветах, а я тех же цветах, что и восприятие. Он не подчиняется закону Эм-мерта: при удалении экрана он если и yвеличивается, то не в той степени, что последовательный образ. Этим он отличается и от представления, в котором размер образа не зависит от дальности нахождения предмета.

В отличие от последовательного эйдетический образ не смешивался с цветом фона, а перекрывает его, как при восприятии фигуры и фона. Этим он опять-таки отличается от представления, которое не мешает восприятию окружающих предме­тов.

С представлением эйдетический образ сближает то, что и он является образом отсутствующего предмета, т. е. предмета, который уже не раздражает периферичес­кие сенсорные аппараты. Но эйдетический образ отличается от представления поми­мо уже yказанных черт тем, что эйдетический образ дан в детализованной нагляд­ности, совершенно недоступной обычному образу-представлению.

Существование таких наглядных образов отмечалось рядом авторов.

 

Как общее правило, представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представле­ниями.

Существенное место среди этих связей занимают связи ассоциа­тивные. Они создаются прежде всего в силу пространственной или временной смежности (ассоциации по смежности в пространстве и во времени). Наряду с этим основным типом ассоциаций, который объединяет друг с другом любые представления независимо от их содержания, некоторые сторонники ассоциативной теории признавали еще ассоциации по сходству (и по контрасту). Но последовательные ассоцианисты сводили большей частью ассоциации по сходству (и по контрасту) к ассоциациям по смежности. Всякое сходство мыслилось как частичное тождество, т. е. как тождество одних элементов и различие других. Таким образом, если А и А1 —два сходных представления, то они могут быть соответственно представлены в виде A=a—b—c—d и A1=a—b—k. Поэтому, если А в силу ассоци­ации по сходству вызывает A1, то в сущности здесь имеет место лишь ассоциация по смежности: а—Ь по смежности вызывает k.

Ассоциативные связи имеют место во всех видах процессов вос­произведения. Если мне дан был в пространственной или временной смежности ряд впечатлений А — В — С и т. д., то новое появление в моем опыте А вызовет представление В—С в силу тех ассоциаций, которые создались между ними и А. Физиологической основой так понятых ассоциаций служит образование условных связей, законо­мерности которых вскрыты И. П. Павловым.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.