Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика мотивации мыслительной деятельности




Эмпатия как вид интуитивного мышления.

Эмпатия - 1) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей; 2) эмоциональная отзывчивость на переживания другого. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формиах (сочувствие, сопереживание, сорадование). В основе эмпатии как социального познания и высших форм эмпатии как эмоционального отклика лежит механизм децентрации.

Термином интуиция могут обозачатся раные психические явления, в которых на первый план выступает различные признаки интуитивных решений: их наглядная, предметная регуляция и недостаточная рациональность; непосредственность усмотрения решения до выполнения логических операций, характерная, в частности, для визуальных форм деятельности, в отличии от словесного рассуждения. В основе интуиции лежат особые формы переработки информации человека, которые могут быть как обраными, так и вербальными и осуществляется прозвольно или непроизвольно в зависимости от характера деятельности. Неверно противопоставлять интуицию логике: в процессе решения задач эти стороны интеллекта образуется единое целое.

Механизмы интуиции состоят в симультанном объединении нескольких информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения.

Несомненно участие в интуитивных решениях эстетической информации, восприятие которой у разных людей весьма различно. Поэтому развитие интуиции связано не только с приобретением конкретного опыта, но и с общим уровнем развития личности.

Вообще деятельность мышления, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Всякое мышление - это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.п.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Часто бывает так, что ученик садится учитьуроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает.

Т.о., человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности.

Основное, решающее условие, которое обеспечивает процесс решения задачи является акт принятия задачи. Акт принятия задачи - это связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализированной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой. Мотивация - главная характерисика субъекта деятельностьи, основной источник его активности. Пока задача не принята, она решаться не будет.

Деятельность по решению задачи всегда полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, находящихся в иерерхических отношениях, поэтому и акт принятия задачи - это связывание ее с целой группой мотивов. Мотив - это не просто условие развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор влияющий на ее продуктивность.

Решаемая задача всегда вызывает некоторые отношения к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них и проявляются особенности мотивации мышления. Отношения могут различаться по "модальности" (позитвный или негативный), по объекту (что вызывает отношения), по форме выражения (вербальный и невербальный), по характеру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям в опыте).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.