КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая структура большой социальной группы
Содержание и структура психологии большой социальной группы По утверждению Г.Г. Дилигенского, рассмотрение психологии больших групп не одна из проблем социальной психологии (наряду с проблемами малой группы, личности, общения), а важнейшая ее проблема, поскольку «содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне». Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами: этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида. Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения. Характер общественных изменений и преобразований, непосредственное участие в революционных (или контрреволюционных) движениях, сложные процессы формирования общественного мнения — все это также важные факторы, задающие психологические характеристики больших групп. Поэтому точнее было бы говорить о необходимости социально-психологического анализа больших социальных групп, массовых процессов и социальных движений. Большие социальные группы – это, прежде всего, группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. Это социальные классы, различные этнические группы (их главная разновидность — нации), профессиональные, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.). Андреева считает, что массовые процессы и движения имеют в качестве своего субъекта также большие социальные группы, случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория. Другие социальные психологи, например, Ольшанский полагают, что массы – это особый социальный субъект, отличный от больших групп. О нем мы поговорим несколько позже. Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие их от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции, обусловленные спецификой общественной практики, с которой связана данная группа. Эти регуляторы поведения вместе с особенностями жизненной позиции группы образуют такую важную характеристику, как образ жизни группы, включающий особые формы общения, особый тип контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни особое значение приобретают интересы, ценности, потребности. Психологической характеристикой больших групп являются и особенности язык а. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Влияние сходных условий существования представителей группы на их сознание осуществляется двумя путями: а) через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы; б) через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы. Психология большой социальной группы как и психика отдельного человека включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния. В отечественной социальной психологии почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют в структуре психологии большой социальной группы две составные части: 1) психический склад - более устойчивое образование, к которому относят социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п. 2) эмоциональная сфера - более подвижное динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроения. П сихологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно для входящих в нее индивидов. Иными словами: психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Поэтому в социологическом анализе предпринимаются попытки сконструировать особый социальный тип личности, свойственный некоторой социальной группе: определенному социальному классу, какой-либо профессии или возрастной группе, как правило, с указанием либо страны, либо эпохи («молодой человек XX века» и т.п.). Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д. Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психологическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только «часть» психологии личности «входит» в психологию группы.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |