Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования психологии большой социальной группы




Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, со­циальной психологии приходится прибегать к ис­пользованию методов этнографии, которой свойствен анализ не­которых продуктов культуры. Вспомним пред­ложения В. Вундта об изучении языка, мифов и обычаев для по­знания «психологии народов», т.е. еще на заре своего возникновения социальная психология обращалась к ис­пользованию таких методов. Одной из современных форм применения та­ких методов являются так называемые межкультурные исследова­ния, где термин «межкультурные» отдает лишь дань традиции его использования историками культуры, в сущности же имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обяза­тельно различные культуры, но и различные социальные группы.

При изучении психологии больших социальных групп применяются и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Они не всегда вскры­вают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют по­лучить значимые корреляции.

При изучении боль­ших групп социальная психология использует также анализ знаковых систем, при­нятый в языкознании.

Существенный вклад в исследование психологии больших со­циальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной С. Мос­ковиси во французской психологической школе. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыден­ное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, влас­ти, законов, норм. Социальные представления — инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта и дея­тельности группы. Созданное груп­пой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типич­ные, привычные интерпретации событий, т.е. способствуя фор­мированию групповой идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут пере­даваться из поколения в поколение, хотя при определенных об­стоятельствах могут, конечно, и меняться со временем. По существу через анализ социальных пред­ставлений различных больших групп познается их психологичес­кий облик.

Эта концепция помогает более точно определить понятие «менталитет». Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой от­ражено своеобразие видения и понимания мира ее представителя­ми, их типичных «ответов» на картину мира. Представители опре­деленной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфи­ческих образцах поведения. С полным правом такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Типичный для нее набор социальных пред­ставлений и соответствующих им образцов поведения и определя­ют менталитет группы. Не случайно в обыденной речи упоминают «менталитет интеллигенции», «менталитет предпринимателя» и т.п.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.