КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Картина первая. Александр Михайлович Шепелев
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Московский характер Анатолий Софронов OCR Pirat КАК ПОСТРОИТЬ СЕЛЬСКИЙ ДОМ Александр Михайлович Шепелев Шепелев А. М. Баня. Ш 48 Как построить сельский дом. — 4-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Россельхозиздат, 1984. — 400 с., ил.
Зав. редакцией Н. И. Соловьев.а Редактор Л. Л. С а м о л ю к Художественный редактор Н. А. Парцевская Переплет художника В. Н. Тикунова Технический редактор Е. И. Алексеева Корректоры Р. К- Массальская, Г. Д. Кузнецова, Е. Н. Коробицына
ИБ № 1902
Сдано в набор 24.01.84. Подписано в печать 27.03.84. Л 74377. Формат 60X90 1/16. Бумага тип. № 3. Гарнитура литерат. Печать высокая. Усл. печ. л. 25,0. Усл. кр.-отт. 25,63. Уч.-изд. л. 28,56. Доп. тираж 170 000 экз. Заказ № 1053. Изд. № 1576. Цена 2 р. 30 к. Россельхозиздат, г. Москва, К-30, Селезневская ул.. Па Областная ордена «Знак Почета» типография им. Смирнова Смоленского облуправления издательств, полиграфии и книжной торговли, г, Смоленск, пр. им. Ю. Гагарина, 2
Пьеса в 4 действиях (7 картинах) ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Потапов Алексей Кирьяныч — директор станкостроительного завода. Гринева Ирина Фёдоровна — его жена. Председатель фабкома текстильного комбината. Гринев Фёдор Степанович — мастер текстильного комбината. Гринев Виктор — студент исторического факультета МГУ. Полозова Нина Ивановна — секретарь райкома ВКП (б). Кружкова Анна Сергеевна — ткачиха, депутат Верховного Совета. Северова Ольга Ивановна — директор текстильного комбината. Кривошеин Игнат Степанович — старший технолог станкостроительного завода. Зайцев Сергей Сергеич — начальник планового отдела станкостроительного завода. Дружинин — секретарь парткома станкостроительного завода. Свиридов — демобилизованный офицер. Женя — студентка. Шура — секретарь Потапова. Маша — технический работник райкома.
Члены бюро райкома ВКП (б). Действие происходит в Москве в наши дни. Кабинет директора станкостроительного завода Алексея Потапова Высокая комната. Светлая мебель. На маленьком столике модели станков, бронзовые детали. Полдень. Лето. Окна раскрыты. За окнами московский пейзаж. Потапов в очень хорошем расположении духа вместе со своим секретарём Шурой, молоденькой девушкой, стоит перед большой диаграммой с красными и чёрными шнурками и передвигает красный шнурок на самый высокий столбик.
Потапов — Шура, а ведь не учёл художник. Шура — Не учёл, Алексей Кирьяныч… Как же быть? Потапов — Больше ста двадцати пяти не предполагал, а мы сто тридцать семь процентов. Ошибся художник. Шура — Может, отдать переделать? Потапов — Не надо, Шура, не надо… Мы поверх столбика. Вот так, булавочку переставим. (Прикалывает высоко красный шнур. Затем отходит чуть в сторону, любуясь диаграммой. Шура подходит к нему.) Айвазовский прямо. Как, Шура? Шура — Красиво, Алексей Кирьяныч! Потапов — Вот именно. (Напевает: «Бабушка козлика очень любила, вот как, вот как, очень любила». Телефонный звонок. Шура снимает трубку.) Щура — Секретарь директора. Сию минуту. Алексей Кирьяныч, жена… (Передаёт трубку Потапову.) Потапов — Да, Ирина Фёдоровна. (Напевает.) «Вот как, вот как, очень любила». Почему хорошее? Ещё бы не быть хорошему! Поздно, поздно. В главк поеду. Ты тоже поздно? Ну, конечно. Профсоюзный актив. Понимаю, понимаю. Небось, в президиум выберут? Правильно. Кстати, профсоюзный актив, придёшь раньше, чай вскипяти. Вот и прекрасно. Ко мне? Пусть едет. Конечно, приму. И даже без очереди. По важному делу? Ну, какие там у вас важные дела могут быть? Ситцевая республика… Хорошо, хорошо. Так не забудь насчет чая. (Положил трубку.) Беда, Шурочка, когда жена — профсоюзный работник, за общественным питанием смотрит, а муж, как овца, на подножном корму. Будете замуж выходить, учтите… Шура — Учту. Алексей Кирьяныч. Потапов — И правильно сделаете. Вот что, Шура, ко мне приедет директор текстильного комбината Северова, так вы её без очереди. Щура — Хорошо, Алексей Кирьяныч. Потапов — Вызовите Кривошеина. Шура — Сию минуту. (Выходит, едва не столкнувшись с входящим Зайцевым.) Зайцев — Алексей Кирьяныч, министр звонил? Потапов — Звонил, поздравил нас, Сергей Сергеич. Каково? Зайцев — Ну что ж, нам, с одной стороны, не привыкать, а с другой — приятно… Потапов — А всё, Сергей Сергеич, почему? Производство налажено. По всему Советскому Союзу наши станки. Попадёте вы, к примеру, в Казахстан, во время отпуска… Зайцев — Чего меня туда понесёт? Потапов — Или в Поволжье… Зайцев — В отпуск я планирую на Клязьме с удочкой. Потапов — Как говорят, «на одном конце червяк, а на другом…» Что там на другом, Сергей Сергеич? Зайцев — Шутник вы, Алексей Кирьяныч. Потапов — А чего ж не пошутить? Заработали. (Напевает.) «Бабушка козлика очень любила, вот как, вот как…» Зайцев (в тон Потапову) — Она из него мыло варила, вот как, вот как…
(Входит Кривошеин.)
Кривошеин — Алексей Кирьяныч, что-нибудь случилось? Потапов — Случилось, товарищ технолог, случилось, Игнат Степаныч! Скажи ему, Сергей Сергеич. Зайцев — Министр звонил. Кривошеин — А-а… Зайцев — Рот рыба: хоть бы шелохнулся. Поздравлял нас. Кривошеин — Что ж, мы хорошо работали. Зайцев — Но министр же звонил, министр! Кривошеин — Не понимаю, что ты восклицательные знаки ставишь. Потапов — Нет, конечно, приятно всё-таки… Ценят нас, тебя, Игнат Степаныч. Вот получили второй заказ. Весь год утрамбован. Кривошеин — Вот это хорошо. Потапов — Ещё бы не хорошо! (Подходит снова к диаграмме, за ним следуют Зайцев и Кривошеин.) Игнат Степаныч, если мы дали 137 процентов за прошлый месяц, — значит, мы пятилетку выполним? Зайцев — Что за вопрос? Потапов (Зайцеву) — Подожди. (Кривошеину.) Выполним? Кривошеин — Конечно, даже раньше… Потапов — А как раньше? Кривошеин — Я думаю, в четыре года… Потапов — В четыре? Нет, Игнат Степаныч, в три с половиной! И чтобы дух вон! В четыре! В четыре все выполнят. Это не доблесть… Кривошеин — Как же не доблесть… Потапов — Хорошо — доблесть… А нам подвиг нужен. Мы впереди должны быть… Уж если мы перешли на поток… Ну-ка, Игнат Степаныч раскинь мозгами… Зайцев — А если в три? Потапов (Зайцеву) — Подожди. Неплохо, конечно, в три, но нет, не взойдём… Так вот, Игнат Степаныч, тебе задание: так всё разработать, чтобы в три с половиной. Взойдём? Кривошеин — Попробую. Думаю, что получится. Зайцев — Хладнокровный ты какой-то, Кривошеин. «Попробую…» «Подумаю…» «Взойдём» — и всё! Кривошеин — Да ты-то взойдёшь! Потапов — Вот этим мы и жить сейчас будем. От этой печки танцевать… (Кривошеину.) Кстати, на новоселье скоро позовёшь? Кривошеин — Скоро. Вот устроюсь немного… Потапов — А на свадьбу? Кривошеин (взглянув на Зайцева) — Я свободен, Алексей Кирьяныч? Потапов (Зайцеву) — Сергей Сергеич, дуй на склад готовой продукции. Там с транспортом не в порядке. Зайцев (потянувшись к телефону) — А я дам указания. Потапов — А ты без указаний. Так сказать, лично проверь, персонально. Зайцев (нехотя уходит) — Что ж, пойду персонально. Потапов — Пойди, пойди. (Кривошеину.) Что случилось, Игнат Степаныч? Кривошеин — О чём вы? Потапов — Квартиру тебе дали. Знали — женишься… Кривошеин — Я могу съехать с квартиры. Потапов (почти задушевно) — Оставь, Игнат Степаныч, этот той. Думай лучше обо мне. Я ведь не из любопытства. Всё хотел спросить… Ты по-мужски, не стесняясь. Кривошеин — Что ж стесняться… Сделал ошибку, теперь расплачиваюсь. Потапов — Да в чём ошибка-то? Кривошеин — Оттолкнул Кружкову от себя. Потапов — Поправимо… Кривошеин — К сожалению, нет. Потапов — И давно? Кривошеин — Несколько месяцев. Потапов — Чего ж молчал? Кривошеин — Радости мало говорить об этом. Потапов — Да в чём дело? Что ты там начудил? Кривошеин — Понимаете, Алексей Кирьяныч… Она работница. Показалось мне, что трудно будет нам друг с другом… Ну, как вам объяснить? Неправильный тон взял. Ну, не сложилось как-то… Потапов — Да что у тебя там не сложилось? Кривошеин (вдруг горячо) — Хотелось мне её как-то поднять, ну, всё сразу, понимаете?.. Ну, чтоб всё она узнала… И в музеи, и в театры, и книги, и лекции… А чувствую, что устаёт она от всего. Потапов — Ещё бы… Она ж, милый, в вечерней школе учится… Кривошеин — Я помочь хотел… Потапов — От такой помощи ноги протянуть недолго… О любви-то ты ей говорил? Кривошеин — Мало. Потапов (передразнивая) — «Мало…» Эх ты, инженер… Кривошеин — Одним словом, она ушла. Потапов — Не с того начал. Ты б ей о любви, а потом она уж за тобой не то что в музеи, а на край света пошла. Кривошеин — Вот так… Потапов — Да, нехорошо… А сейчас она депутат Верховного Совета… Вот тебе и работница. А ты её любишь? Кривошеин — Получается, что люблю. Потапов — А знаешь что, пойди к ней на приём. Объяснись. Если она любит, поймёте друг друга. Кривошеин — Нет, сейчас это уже невозможно. Потапов — Ай-яй-яй, квартира из трёх комнат пропадает! А может, обойдётся? Вот мы с Ириной тоже вроде оба с характерами, а ничего… Ей богу, ничего. Где уступишь, для виду, конечно, и в общем — глава семьи. Хозяин положения. Чтобы она когда-либо пошла против меня? Нет, не бывает так. Тебе, конечно, было бы труднее. Сам глава семьи, а жена — депутат… Попробуй подать голос против? А? Не подашь? Не подашь. Кривошеин — Теперь, конечно, не подам. Я прошу, Алексей Кирьяныч, больше никогда не говорить об этом.
(Входит Шура.)
Шура — Товарищ Северова. Потапов — Проси. (Шура вышла, входит Северова.) Дорогу текстильной промышленности. Здравствуйте, Ольга Ивановна. И познакомьтесь. Наш главный технолог Игнат Степаныч Кривошеин. Северова — Северова. (Знакомятся.) Потапов — Ольга Ивановна, директор текстильного комбината. Кривошеин — Я знаю. (Потапову.) Я больше вам не нужен? Потапов — Пока нет. (Кривошеин поклонился Северовой и вышел. Северова провожает его недружелюбным взглядом.) Что ты на него так, Ольга Ивановна? Понравился, небось? Женщина всегда останется женщиной. Северова — А зачем же ей быть мужчиной; их и так достаточно. Потапов — Не скажи, на нас сейчас большой спрос. Северова — А-а, Потапов, кто-то сболтнул однажды глупость, а ты повторяешь. Потапов — Однако ты его с интересом рассматривала. Яркий представитель сильного пола? Заинте-ресовалась бы. Холост. Неплохой жених бы для тебя был. Северова — Оставь, Потапов. Я к тебе не за женихом пришла. Потапов — Зачем изволила, соседка? Северова — Помог бы нам… по-соседски. Потапов — Чем же тебе помочь? Северова — Как производство производству. Потапов — Ольга Ивановна, у нас же профили разные. Северова — А ты в анфас на это дело посмотри. Потапов — Так вы ж ситчик делаете. Восемнадцатый век. А мы — станки. Я б вас давно за московскую черту вывел, во Владимир куда-нибудь или, там, в Муром. Северова — Что так близко? Подальше бы… Потапов — Можно и подальше. Москва, Ольга Ивановна, давно уже из ситцевой стала индустриальной. Северова — Лозунгами разговариваешь? Потапов — Ладно, не ругайся… В чём дело-то? Северова — Алексей Кирьяныч, выслушай меня серьёзно. Ты ведь знаешь, тесть твой с инженером Горбенко станок изобрели? Потапов — Старик всю жизнь что-нибудь изобретает. Северова — Понимаешь, станок для электромеханического способа гравирования. У нас сейчас рисунок гравируется от трёх недель до двух месяцев, а этот станок даёт возможность гравировать в два дня. Понимаешь, в два дня! Какое богатство тканей мы можем выпускать разных рисунков!.. Ну, вот мы сейчас даём 90 примерно рисунков в год… А сумеем восемьсот. Восемьсот, Потапов! Потапов — Да что вы, художественная мастерская? Северова — Конечно! Стопок улучшит ткани, сделает их веселее. Имея такое количество рисунков, мы и выпускать тканей будем больше. Потапов — Ну-у? Северова — Человечество за это время какой путь прошло? Быстрее звука летать стало. Атомная энергия перестала секретом быть. Потапов — Как известно, перестала. Северова — А материю мы выпускаем ешё по-старинке. Потапов — Отсталая вы отрасль, Ольга Ивановна. Северова — Так вот мы революцию в текстильной промышленности делаем! Потапов — Ого! Северова — Нам война помешала. Потапов — Портянки делали? Северова — И парашютный шёлк. Потапов — Теперь занавесочки будете? Северова — И занавесочки… Потапов — А может, не надо занавесочки? Может, не надо заслонять солнце от человека? И вообще о человеке, больше думать. Станки надо делать, Ольга Ивановна! А ты с ситцами! Северова — Я со станками. Прими от нас заказ. Потапов — Тяпки ж от вас приняли, а теперь что: лейки, что ли, для пригородного хозяйства? Северова — Заказ на станки, на новые печатные станки! Потапов (рассмеялся) — Вот характер женский! Ведь нет разума, одно голое чувство. Северова — А ты одень его. (Расстёгивает портфель, достаёт яркий отрез материи очень красивой расцветки и, развернув, бросает его на стол.) Вот! Хорош? Потапов (пробует наощупь) — Сколько платили в комиссионном? Северова — Потапов! Это нашей фабрики. Пробная. Да если твоя Ирина оденется в такое?! Потапов — А зачем ей? Она профсоюзный деятель. Я б для профсоюзных деятелей форму изобрёл. Коричневое платье с чёрным передником. Заседать в таком удобней. Северова — Помоги нам. Не сопротивляйся. Если ты дашь согласие, министерство разрешит. Потапов — О женщины, женщины! И как вам доверяют государством управлять? Милая моя, хлеб нужен. Читала постановление ЦК? А доклад товарища Андреева? А я станки для сельхозма-шиностроения выпускаю. Северова — Я ж тебе не предлагаю заменить. Ты справишься с двумя заказами. Совместишь. Я знаю твою мощность. Потапов — Мою? Преувеличиваешь. Северова — Вспомни, Алексей, сколько наш район Родине дал! В нашем районе родился станок. Пусть и в серийное производство у нас пойдёт. Потапов — Да ты пятилетний план читала? Северова — Всё читала. А если что новое появляется, полезной, думаешь, будем ждать следующую пятилетку?! В книжечку заглядывать, графу искать? Потапов — Слушай, Ольга Ивановна, ты сама директор, должна понять: что значит принять новый заказ? Это значит сломать налаженное кропотливым трудом производство. Мне ж тебе не нужно объяснять. Полетят все графики, всё выполнение, а у нас оно (показывает на диаграмму), видишь, даже художник не предусмотрел. А у меня такие планы, такой разворот предполагаю сделать… Пятилетку в три с половиной года. А ты — с ситцами. Северова — Я тоже хочу, ну, хотя бы в четыре… Потапов — Бог на помощь… Северова — Ты не бог, а у тебя прошу помощи. Потапов — Демагогия, Ольга Ивановна. Типичное женское легкомыслие. Северова — Ты так думаешь? Потапов — Конечно. Северова — Значит, нет? Потапов — Нет. Северова — А если заставят тебя? Потапов — Не заставят. Рекомендую тебе не тратить понапрасну время, а двигать ваш станок, как и положено в таких случаях, по всей бюрократической карусели. Северова — Странные слова ты говоришь, Потапов. Ну ладно, только имей в виду. У нас московский характер. Уж если что мы решили сделать для пользы народа, сделаем, как бы ни было нам трудно. Держись! Будем бороться за твой завод! Потапов — Желаю удачи. Только ты бы лучше о своей фабрике подумала, с планом-то у вас того… Северова (пряча материю в портфель) — Не беспокойся… Потапов — Женишка бы тебе найти, злость бы, может, пропала, а то лютуешь. Северова — Это уже не твоя печаль. Прими к сведению — за твой завод мы уже начали бороться. До свидания. (Ушла.) Потапов (стоит, барабаня пальцами по столу) — Характер, выдумала тоже, московский, а у нас, что ли, бразильский? И что им власть такую дали? Ведь нет государственной ориентировки.
(Входит Зайцев.)
Зайцев (подавая пакет Потапову) — Вот, из главка прислали! Потапов (вскрывая пакет) — Ну, что тут главк нам пишет? Зайцев — Наверно, благодарность, а может, премия? Потапов (читает; по мере того, как он знакомится с содержанием пакета, улыбка сходит на-нет) — Так, так… Уже успели. Нет, ты подумай, Сергей Сергеич! Уже успели! Что ж, поборемся, товарищи женщины. Вы с характером, а мы что, в лесу родились? Как думаешь? Зайцев — Насчёт женщин — отрицательно. Потапов — Так вот, дорогие женщины, на этот раз мы вам дорогу не уступим. Будем невежливыми, Сергей Сергеич. Вот что, давай сюда Кривошеина. Хотя стой! Потом Кривошеина. (Взял бумажку, спрятал её в портфель.) Они в главк, а я в министерство. Сначала в министерство. Передай в сборочный, пусть форсируют. Слышишь, Зайцев? Зайцев — Слышу, Алексей Кирьяныч… Только, в чём дело, не пойму. Потапов — Я им выгравирую такое на память… такие рисуночки будут… Зайцев — Это для клуба, что ли? Потапов — А-а, Зайцев… Вот приеду из министерства, узнаешь. Скажи Кривошеину, чтоб ожидал меня. И нажимай здесь. Зайцев — Когда будете? Потапов — Не знаю. (Ушёл.) Зайцев — Что за рисунки? Вот человек! (Сел на место Потапова. Снял трубку.) Диспетчера. Передайте в сборочный. Алексей Кирьяныч приказал форсировать сборку. Уже 140? Хорошо. Какие ещё указания? Неважно. Но они будут, указания будут. Обязательно будут. Какие? Это неважно. Важно, чтобы они были, указания!
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |