Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. Согласны вы с тем, что пока не нашел нужных сил, находятся те выборы, которые соответствуют бессилию, а когда силы есть, то в голову приходят более красивые, зрелые выходы?




П. Как вы поступили бы в этой ситуации, если бы все эти силы понимания, уважения, любви были бы в вас в достатке на ответ: «Не сдохнешь, подождешь»?

А. Мне такое даже в голову не пришло.

П. А сами вы в этой ситуации понимали, что, раз она так ответила, то ей, очевидно тоже плохо? Вы уважали ее, любили, муж ведь все-таки?!

А. Чтобы она меня понимала, уважала, любила бы, в конце концов, жена все-таки?!

Психотерапевт: Я не знаю ни вас, ни вашей жены, ни ваших отношений, поэтому не могу посоветовать. Но мне интересно, чего вы хотели от жены, каким качествам в ней вы были бы рады?

А. Я, пожалуй, подошел бы, обнял, посмотрел в глазки и спросил: «Что случилось? Ты почему такая расстроенная?»

А. Я бы это выразил так: «Когда что-то не так, то надо находить не выходы, а силы!»

Есть быстрый способ обретения сил с помощью закона соответствий (отражения). Он гласит: Если мне что-то неприятно или раздражает в другом человеке, то это значит, что этому человеку и мне нужны одинаковые силы в одинаковом количестве. Достаточно найти — почувствовать те силы, которые вы пожелали бы всем в этой ситуации, и эти силы — ваши.

Пример. Учительница жалуется: «Меня бесят тупые ученики! Вдалбливаешь им, вдалбливаешь, а они — не понимают. Так бы и дала по пустой башке!»

Психотерапевт. Что бы вы пожелали этим ученикам, чтобы чувствовать себя с ними хорошо?

Учительница. Ума, конечно, и побольше!

Психотерапевт. А что вы пожелали бы себе, чтобы с такими учениками чувствовать себя нормально?

Учительница. И себе ума тоже!

П.— Вы же и так уже умная, учитель с высшим педагогическим образованием, с категориями, со стажем, опытом.

Учительница.— Вот и именно, что я учительница. Я же должна к ним подход найти, а не они ко мне. Да я и найду! У меня просто ума не хватает сразу найти, объяснить так, чтобы поняли. Вот и злюсь.

Пример. Ирина — Меня бесят мои дети. Нет, чтобы посидеть, почитать, порисовать! — Бегают, как угорелые, кричат. У меня от них голова болит.

Психотерапевт. — Каких качеств, способностей вы пожелаете детям, чтобы чувствовать себя с ними спокойной?

И. — Организованности.

П. — А вы сама женщина организованная?

И. — Была бы я организованной, то организовала бы их, да еще так, чтобы они сами себя организовывали...

Пример. Надежда. — Меня бесят грубияны. Я их просто не терплю. Одна меня вчера в троллейбусе как толкнула... Я ее за это так толкнула, что она вывалилась на остановку. Так ей и надо!

Психотерапевт. — Что вы пожелали бы этим грубиянам?

Н. — Людей уважать надо..!

Пример. Людмила. — А меня бесят жадные. Я в прошлом году соседке пять рублей взаймы дала, а она мне их до сих пор не отдает. Я ее почти каждый день вижу и думаю: «Может, отдаст?!» Нет ведь, не отдает! Вот жадная какая!

П. Но вы-то не жадная! Вы же можете отнестись к этим пяти рублям как к милостыньке?

Л. Пожалуй, да, проще простить ей! Она, может быть, их вообще не отдаст, а я буду ждать всю жизнь. Вообще-то мне приятно, когда подаю милостыню. Пожалуй, так и сделаю.

Пример. Светлана жалуется на сына за то, что он постоянно обманывает.

Психотерапевт. — Каких качеств, способностей вы пожелаете сыну?

С. — Чтобы он мне правду доверял!

П. — А что сын пожелает матери такого, чтобы он мог доверять матери правду?

Сын. — Вот и пожелал бы быть такой, чтобы можно было правду говорить. А то, как правду скажешь, так обязательно за это и получишь.

Пример. Владислав. — Меня раздражает политика правительства, особенно президент.

Психотерапевт. — Чем вас раздражает политика?

В — Своей тупостью и неспособностью решать проблемы!

П. — А как вы оцениваете себя, вы человек умный?

В — Я-то умный!

П. — Так это же здорово! Вы тогда создайте программу, платформу, выдвиньте себя на пост президента. Хоть один умный президент будет! Мы бы вас поддержали!

В — Нет! Я умный, но не настолько же.

П. — А насколько вы умный? Свои-то проблемы получается решать?

В — Если бы я решал свои проблемы как мои соседи справа или слева, то меня, пожалуй, не раздражала бы политика правительства.

Пример. Наталья. — Меня раздражает то, что муж пьет. Он не к семье, не ко мне тянется, а за бутылкой бежит, к собутыльникам тянется.

Психотерапевт. — Что пожелали бы вы мужу, каким изменениям в нем вы были бы рады?

Н. Вот и пожелала бы, чтобы он ко мне тянулся, а не за бутылкой бежал.

П. — А что вы себе пожелали бы, чтобы у вас с мужем все было хорошо?

Н. — А мне-то, зачем просить? Я же не пью!

П. — А есть ли у вас такие силы, качества, чтобы он к вам тянулся, а не за бутылкой бежал?

Н. — Ну, доктор, это же тяжело!

П. — Но ведь и ему тяжело тянуться к вам, когда в вас нет того, к чему хочется тянуться!

Пример. Валентин — Меня бесит моя теща! Она такая злюка! Такие гадости мне говорила!

Психотерапевт. — А вы человек добрый?

В. — Я-то добрый...

П. — Что хорошего пожелали бы вы своей теще, чтобы чувствовать себя с ней хорошо?

В. — Хорошего я ей не хочу даже пожелать. Я ей пожелаю два метра на полтора и поглубже...!

П. — Ну, представьте, будет лучше, если теща станет великодушной, благородной?

В. — Может быть, так и было бы лучше, но так быть не может.

П. — А какие способности вам самому нужны, чтобы чувствовать себя рядом с тещей хорошо?

В. — Мне-то ничего не надо, у меня все есть!

П. — И понимание, и великодушие, и благородство, и человечность...?

В. — Конечно! И все это подтвердят!

П. — Это же здорово! Когда теща говорит гадости, вы поймите, что она пожилая, плохо себя чувствует, простите ее великодушно, и ответьте на зло добром, и вам всем от этого станет лучше!

В — Что? Я? Ей? Прощать? Задницу лизать? Да я ей руки, ноги переломаю!...

П. — Так у вас есть силы великодушия и благородства или их нет?

В. — (успокоившись) Вот раньше, до операции они были. И у нас с тещей все было нормально. А после операции, я ослаб, и силы поддерживать отношения уже нет.

П. — Согласны ли вы просить и себе, и теще равных сил великодушия и благородства?

В. — Да, я понял, что нам нужны одинаковые силы. Ничего плохого в этом нет.

Пример. Андрей. — Больше всех в жизни меня раздражает отец. С одной стороны он хочет, чтобы я по дому делал какие-то дела, а с другой стороны, если я что-то сделаю, он, вместо поддержки, благодарности, всегда найдет микроскопический недостаток, раздует его до размеров слона, а потом все очернит, охает. После этого у меня руки не поднимаются что-то делать по дому, а он опять унижает: «бездельник, лодырь, тунеядец, лентяй...»

П. — Какие качества, силы пожелал бы ты отцу, чтобы тебе с ним было хорошо?

А. — Чтобы он меня понимал, любил меня, а не свои представления о том, каким я должен быть, поддерживал, заботился, учил, если надо.

П. — А сам ты всегда понимаешь его положительные намерения, ты всегда любишь его? Или ты тоже любишь свои представления о нем? Всегда ли ты поддерживаешь его?

А. — Да, я понял, что я раздражаюсь потому, что в самом нет тех сил, отсутствие которых неприятно в отце. Мне самому надо раскрыть в себе то принятие людей, которое хотел бы видеть в отце.

Пример. Ольга. — Я с вами не согласна. Я, например, терпеть не могу непунктуальных, а сама я очень пунктуальная, и все это подтвердят. И отец, и мать, и дедушка у меня — все пунктуальные.

П. Что именно вас раздражает в непунктуальном человеке?

О. То, что он не считается со мной. Мы договорились о встрече, я пришла вовремя, а его нет! Он просто не уважает меня! Он не считается со мной! А для меня время — деньги!

П. Оля, а вы считаетесь с ним с таким непунктуальным, вы уважаете его, вы принимаете его таким, какой он есть? И он, и отец, и мать, и дедушки у него непунктуальные и все это подтвердят!

О. Я поняла, что если я его приму таким, какой он есть, то не буду раздражаться, а просто решу не иметь с ним дел и поблагодарю случай за то, что человек сразу раскрыл свои недостатки.

Пример. Раиса. Меня бесят бомжи, которые роются в мусорных баках. Нет, чтобы идти работать, а они, как собаки! Образ человеческий уже потеряли! Совсем спились! Деградировали!

П. Действительно, они, как правило, деградировавшие больные алкоголизмом или психическими заболеваниями. Что хорошего вы им пожелаете? Каким способностям в них вы были бы рады?

Р. Ума, здоровья, чтобы они трудились на благо своей семьи, общества и жили бы как люди.

П. Если бы вы были таким умным врачом, который способен восстанавливать дееспособность таких людей, или если бы вы были способны, как предприниматель, умно организовать их в пансион, где они бы посильно работали, то вы раздражались бы, видя таких бомжей в мусорных баках?

Р. Нет, конечно! Я бы гордилась собой, помогала бы и дальше, чтобы радоваться за них.

Пример. Татьяна. — Меня из себя выводят собственные родители тем, что постоянно ругаются, как кошка с собакой. У меня терпение кончается, и я им кричу: «Хватит лаяться! Замолчите сейчас же! Идите в разные комнаты и там сидите, если вместе не можете находиться!»

П. Что пожелала бы ты им? Каким качествам была бы рада?

Т. Чтобы они понимали друг друга, уважали, любили, поддерживали бы друг друга, помогали.

П. А сама ты их понимаешь, для чего они ругаются? Ты уважаешь их, любишь, когда кричишь?

Т. Ой... Мне даже неудобно... Получается, что я лицемерка — от них требую, а сама-то делаю то же самое. Я поняла, что мне нужны силы, чтобы их понимать, уважать, любить каждого из них, а не свои представления о том, какими они должны быть?!

П. И как ты будешь по отношению к ним поступать?

Т. Кричать на них я уже не буду. Я стану им помогать. Только надо придумывать, как?

П. Как ты при этом хочешь себя чувствовать? Ты будешь злиться на них, терпеть их?

Т. Нет! Я хочу чувствовать себя хорошо: любящей, творческой, полной сил, уверенной.

Пример. Вера. — Я недавно видела интересную ситуацию, как средний брат бил младшую сестренку за то, что та взяла его игрушку, а старший стал бить среднего со словами: «ты почему младших обижаешь?!» А отец детей врезал подзатыльник старшему со словами: «Придурок! Говоришь же, что обижать младших нельзя, а сам-то тоже обижаешь младшего!»

Пример. Александр. — Я терпеть не могу своебышных. Ему говоришь: «Делай так...!» А он упрется и делает по-своему. Его давишь, давишь, а он, как осел, все по-своему делает!

П. Каких сил пожелаешь тем, кто, так же как и ты, стремятся все делать по-своему?

А. Я им пожелаю прислушиваться к мнению других, чтобы не быть упрямым, твердолобым.

П. А тебе нужны эти качества? Ты уважаешь мнение других, ты гибкий в выборах?

А. Я-то, конечно, прислушиваюсь!.. Это им надо понимать!.. Это же они ослы!..

Пример. Люба. — Это хорошо, что мы знаем этот закон отражения, что осуждать других нельзя! А вот у меня свекровь, вы знаете, как она любит осуждать?! Всем кости перемоет! Всех помоями обгадит. Со мной всех осудит, а я только выйду, так она и меня сразу грязью польет! Я ее за это лицемерие ненавижу! Как так можно!

П. Каких одинаковых качеств и в одинаковом количестве вы пожелаете свекрови и себе?

Л. Ей я пожелаю не осуждать людей, а всех принимать такими, какие есть. А мне — терпения.

П. А вы принимаете ее такой, какая она есть?

Пример. Владимир. — Я не уверен, что у всех так, как у меня, но для меня самое неприятное — это видеть себя танцующим или играющим в конкурсы, — на экране видео. Однажды мы с друзьями просматривали заснятый на кинокамеру «новый год». Я обнаружил, что каждый, глядя на экран, чувствовал, что все — нормальные, но собственный образ каждого раздражал так, что многие не выдержали и вышли из комнаты. Я и сам смог глядеть на себя только тогда, когда сказал себе: «Это не я, а очень похожий на меня мужчина. Каких качеств я этому противному мужику пожелаю?» Когда я почувствовал эти качества, примерил эти качества на себя, и удивился тому, что стал смотреть на свой образ спокойно, без неприязни и раздражения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.