КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В здоровом теле – здоровый дух! 6 страница
Употребляя в пищу различные жиры, люди улучшают пищеварение, очищают желудок и кишечник, улучшают цвет лица, укрепляют телесные силы и органы чувств и способны дожить до ста лет. Овощи и травы могут расти в сухих или сырых местах. В первом случае они легки и обладают горячительным свойством. Во втором - тяжелы и обладают прохладительным свойством. Соответственно с этим они и употребляются при болезнях холода или жара. Овощи и травы едят сырыми, сушеными и вареными. Лук улучшает сон, возбуждает аппетит, врачует болезни «флегмы» и «пневмы». Чеснок - тяжел и прохладителен, помогает при болезнях «паразитов» и болезнях жара, вызванных «пневмой». Молодая редька легкая и горячительная, улучшает пищеварение. Старая редька тяжелая и прохладительная, продуцирует «флегму». Репа молодая и старая действует подобным же образом, а также помогает при отравлениях. Листья ревеня возбуждают аппетит и врачуют «флегму». Следует знать, что всякая зелень сужает кровеносные сосуды и подавляет эффективность действия лекарств. Каши. При истощении, упадке сил и после промывания желудка рекомендуется есть отварной рис, начав с очень жидкой кашицы, постепенно увеличивая ее густоту, напоследок съесть рассыпчатого риса без капли воды. Рис и рисовые каши питательны, улучшают пищеварение, приводят в равновесие жизненные силы организма, смягчают кровеносные сосуды. Густая рисовая каша приятна на вкус, прекращает понос, снимает жажду. Рис, сваренный с горячительными средствами, например, с перцем, хорошо усваивается, но становится тяжелым для усвоения, если он сварен на молоке или мясном бульоне. Поджаренный рис прекращает понос и способствует сращению костей npи переломах. Кашицы из ячменя и пшеницы помогают при запорах. Употребление в пища холодной цзамбы2, хотя и тяжелой для усвоения, укрепляет физические силы. И наоборот, сваренная цзамба легка и хорошо усваивается. Примечание: 1 Сыром в Тибете называется молочный продукт в виде кубиков серого цвета, сделанных из влажного порошка, который остается после выпарки пахтанья, и высушенных на солнце до твердости камня. 2 Цзамба - мука из поджаренных зерен ячменя.
Лист 22 Лист открывается иллюстрациями к разделу «Вареное в котле» главы 16. Ячменный цян способствует врачеванию болезней «пневмы», полезен для телесной теплоты; отстоявшийся кислый цян, возбуждая аппетит, содействует лечению болезнетворных начал; мясной бульон укрепляет, насыщает и полезен для функционирования «пневмы»; о мучном отваре говорят как о лучшем средстве при расстройстве «пневмы»; отвар крапивы противодействует расстройствам «пневмы», продуцирует телесную теплоту, но возбуждает «флегму» и «желчь»; отвар просвирника и подорожника продуцирует телесную теплоту, прекращает понос, полезен для функционирования «пневмы»; отвар травы «дава» (колоказия съедобная) противодействует расстройствам «пневмы», подсушивает язвы, генерирует «флегму» и «желчь»; отвар «белого не» (марь) вреден для глаз, но освобождает от засохшего кала; отвар «красного не» (марь красная) содействует врачеванию трех болезнетворных начал; отвар растения «кьяп» и одуванчика врачует болезни жара; отвар «зеленого имбиря» врачует головные боли, вызванные жаром «пневмы»; гороховый отвар, возбуждая аппетит, продуцирует «флегму» и «пневму», способствует выделению жировых частиц из организма, освобождает организм от не переваренных частиц растительного масла; то же самое действие оказывает отвар молодых листьев гороха; отвар старых листьев гороха вызывает движение «флегмы» и «пневмы»; отвар черной и белой горчицы продуцирует «флегму» и «пневму»; отвар редьки продуцирует телесную теплоту и останавливает понос; отвар «белого» и «синего» чеснока полезен для функционирования «пневмы». Соль придает вкус пище, способствует выделению кала. Раздел «Питье: молоко, вода, цян». Все эти напитки могут содействовать врачеванию различных болезней, но могут и порождать их. Вообще молоко маслянисто и тяжело, оно содействует развитию основных сил организма, врачует болезни «пневмы» и «желчи», усиливает половую потенцию. Коровье молоко полезно при кавернах в легких и легочном кашле, застарелых лихорадках и недержании мочи, содействует ясности и остроте мысли; козье молоко помогает при одышке; овечье молоко лечит все болезни «пневмы», но вредно для сердца и притупляет ум; ячье молоко противопоказано при болезнях «флегмы» и «желчи»; лошадиное и ослиное молоко врачует болезни легких, но действует отупляюще на разум; всякое не кипяченое молоко тяжело и прохладительно, может вызвать болезни «пневмы», что не свойственно слегка вскипяченному молоку. Молоко, вскипяченное пополам с водой, обладает качествами легкости и теплоты. Цельное молоко, кипяченное до загустения, тяжело и трудно усваивается. Наилучшим же является теплое парное молоко, оно подобно целебному нектару. Молочная сыворотка врачует лихорадочные состояния и поносы; сыворотка от шо врачует болезни «флегмы»; шо прохладителен, маслянист, способствует врачеванию болезней «пневмы» с высокой температурой и освобождает от сгустившегося кала; вареный же шо способствует загустению кала и врачует кровавый понос. ГЛАВА 17 «Соблюдение предосторожности относительно продуктов питания». Продукты питания могут содержать яд, прекращающий жизнь, или быть несовместимы друг с другом, что ведет к возникновению болезней. У отравленных продуктов особые вкус и запах. Если их сжигать, то идет дым синего цвета, как шея павлина, а пламя не поднимается вверх, а закручивается в одну сторону, при этом далеко летят искры. Ворон кричит, а павлин радуется1, видя отравленную пищу. Если дать ядовитую пищу собаке, у нее в брюхе поднимается жар, и она начинает блевать. Мясо, даже и красное (то есть свежее на вид), при наличии в нем яда не пристает к раскаленному железу. У отравителя2 сохнет во рту и выступает пот, его охватывает дрожь, глаза бегают по сторонам, и он не может оставаться на одном месте. Обнаружив отравленную пищу, ее следует тщательно уничтожить, например, закопать. Есть все подряд, не заботясь о совместимости поглощаемой пищи все равно, что самому себе готовить яд. Для каждой пищи существует свое время, говорится далее, и не всякие продукты можно держать в одном сосуде. Несовместимые продукты ведут к заболеванию организма. Так, мясо яка и свинина, съеденные вместе, приводят к глистам; рыба, совмещенная с мясом домашней птицы, вызывает опухоли; крольчатина с курятиной - понос и т. д. Несовместимы мясо кабана и ежа; корень лотоса с редькой или патокой; молоко с овощами. Перечень несовместимых продуктов дается на рисунках 90-105 данного листа. ГЛАВА 18 «О соблюдении меры в приеме пищи». В еде следует соблюдать меру, соразмеряя ее количество с такими качествами пищевых продуктов, как легкость и тяжесть, теплота и прохладительность. «Легкую» и «теплую» пищу можно есть досыта, прохладительную и тяжелую пищу - до половины удовлетворения голода. Пища поддерживает жизнь и генерирует телесную теплоту. Недостаточное питание ведет к ослаблению организма и провоцирует возникновение болезней «пневмы». При переедании пища не будет полностью перевариваться, что ведет к блокированию проходных путей «уравнивающей теплоту пневмы», ослаблению огненной теплоты желудка и стимулированию деятельности трех болезнетворных начал. Поэтому при еде и питье рекомендуется соблюдать следующие пропорции: еда должна заполнять две части желудка, питье - одну, оставляя одну часть для соответствующих физиологических начал: «смешивающей флегмы», «переваривающей желчи», «уравнивающей теплоту пневмы». Однако молодые и здоровые люди могут несколько увеличить долю еды в общем, объеме желудка. После приема пищи полезно выпить прохладной воды, за исключением тех, кто страдает хрипотой, кашлем и вообще болезнями верхней половины тела. При плохом пищеварении и пучении желудка рекомендуется пить перекипяченую воду. Истощенным рекомендуется выпивать некоторое количество цяна, а для уменьшения полноты следует пить воду с медом. Примечание: 1 По тибетским поверьям, павлины питаются ядовитой пищей. 2 Так сказано в трактате «Голубой берилл». Лист 23 ГЛАВА 19 «Порождение лекарств пятью великими элементами». Любое лекарство, равно как и все сущее, порождено совокупностью пяти великих элементов, или пяти первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира. Таким образом, все сущее является лекарством. «Земля» формирует основу, «вода» придает влажность, «огонь» - теплоту, движение «воздуха» - рост, «эфир» - пространственность. Вкус лекарств, сам по себе лечебный фактор, определяется преобладанием естества той или иной пары первоэлементов. Преобладание «земли» и «воды» - сладкий вкус; «огня» и «земли» - кислый; «воды» и «огня» - соленый; «воды» и «воздуха» - горький; «огня» и «воздуха» - жгучий; «земли» и «воздуха» - вяжущий. В рвотных лекарствах обычно преобладает естество «огня» и «воздуха», в слабительных - естество «земли» и «воды». Наиболее живительной силой обладает сладкий вкус, затем следуют: кислый, соленый, горький, жгучий, вяжущий. Сладкое укрепляет компоненты тела, поэтому полезно для стариков, младенцев, людей изнуренных. Оно способствует заживлению ран, улучшает общий вид, стимулирует ясность органов чувств, содействует долголетию. Однако его чрезмерное употребление приводит к тучности, жировикам, болезням мочи. Кислое - возбуждает аппетит, содействует пищеварению. Его чрезмерное употребление вызывает слабость, головокружения, отеки, геморрой, лихорадочное состояние. Соленое - способствует удалению затвердевшего кала и скопления газов, прочищает закупорку кровеносных сосудов, повышает телесную теплоту, улучшает аппетит. Чрезмерное употребление ведет к выпадению волос, преждевременной седине и морщинам, болезням «желтой воды», крови и «желчи». Горькое - полезно при потере аппетита, травлениях, обморочных и лихорадочных состояниях, оно проясняет сознание, врачует грудные болезни и хрипоту. Его чрезмерное употребление истощает компоненты тела, вызывает болезни «пневмы» и «флегмы». Жгучее - способствует заживлению ран, поднимает аппетит, полезно при болезнях горла и тяжелых накожных болезнях. Его чрезмерное употребление истощает силы семени, приводит к морщинам, обморокам, болям в спине и пояснице. Эти шесть основных вкусов могут дать в сложных лекарствах 57 вкусовых сочетаний. ГЛАВА 20 «Свойства простых лекарств и лекарственных компонентов». Целебные силы или свойства лекарств характеризуются в целом семнадцатью общими показателями, такими как: тяжесть, маслянистость, прохладность, влажность, сухость, острота, жгучесть и т. п., определяемых преобладанием в данном лекарстве естества того или иного великого элемента. Эти свойства лекарств могут успешно противостоять свойствам болезней, выражаемых в таких же показателях1. Так, лекарственные средства, обладающие свойствами влажности, мягкости, грубости и т. п., характерными для целебных растений горы «Снежной» (см. л. 1), исполненной сил луны, успешно подавляют такие свойства (силы) болезней, как сухость, твердость, нежность и т. п. Лекарственные же средства, обладающие свойствами (силами) сухости, грубости, жгучести и т. п., характерными для целебных растений горы «Проникающей», исполненной сил солнца, успешно подавляют такие свойства (силы) болезней, как влажность, нежность, прохладность. По своей природе все лекарственные компоненты делятся на восемь разрядов: разряд драгоценностей, разряд минералов (проиллюстрированы на листе 23), разряды лечебных средств земли, разряд деревьев, разряд эссенций, разряд равнинных растений (проиллюстрированы на листе 24), разряд трав (проиллюстрирован на листах 25-27), разряд лекарственных компонентов из живых тварей (проиллюстрирован на листе 28). Лекарственные компоненты разряда драгоценностей. Перечисляя вещества, входящие в этот разряд, автор трактата наряду с названием дает краткие характеристики, включающие описание внешнего вида, указание местонахождения, оценку качества как лекарственного компонента, перечень лечебных свойств. Так, золото (рис. 19-25) делится на красное2, лучшее и желтое. К первому относится: а) редкостная субстанция (рис. 19), извлекаемая из помета «птиц-долгожителей»3, поедающих золото, выносимое реками на берег моря, и извергающих над Китаем и Монголией съеденное ими4; б) субстанция, подобная окиси красной меди и реагирующая на сильный яд (рис. 20, на котором изображена проба на яд). В целом золото, как лекарственный компонент, укрепляет старческие силы, содействует долголетию, врачует отравления «драгоценными ядами» и болезни, посылаемые демонами-нагами. Серебро (рис. 26-35) делится на более качественное в лечебном плане, называемое «козье», и менее качественное - «овечье». Серебро, как лекарственный компонент, подсушивает накожные болезни, гной и кровь. Медь (рис. 36-38) обладает свойством подсушивать гной, а также врачевать жар легких и печени. Железо (рис. 39-40) обладает свойством врачевать «яд печени», глазные болезни, отеки. Бирюза. Лучшая (рис. 41-43), обычная (рис. 44-46). Используется для лечения отравлений и жара печени. Жемчуг (рис. 47-59). Лучший красный - продукт красных жемчужниц - воплощений будд на земле5. Говорят, пишет автор, что белый жемчуг добывают из головы и клыков могучих слонов; голубоватый жемчуг возникает из капель дождя, падающих на листья некоторых южно-индийских деревьев, а зеленоватый жемчуг размером с горошину возникает из капель дождя, падающих на восточноки-тайские деревья «кела». Считают также, что красноватый жемчуг находят в мозгу некоторых монгольских змей, а некоторые виды жемчуга находят в желудке существа «панц-зи» (рис. 54), обитающего в южных морях. В целом жемчуг прекращает просачивание мозга при травмах головы и врачует болезни отравлений. Целебными свойствами жемчуга обладает и перламутр раковины-жемчужницы (рис. 60). Среди морских раковин (рис. 61-64) лучшими считаются белые раковины с правым завитком и блестящие красные раковины. Раковины обладают свойством подсушивать и извлекать гной, врачевать жар костей, они полезны для глаз. Кораллы (рис. 65-67). Красные кораллы врачуют жар печени и сосудов, а также жар при отравлениях. Ныне, замечает автор, в почете черные кораллы. Обе разновидности лазоревого камня (рис. 68-69) врачуют отравления и тяжелые недуги, вызванные загниванием «желтой воды». Лекарственные компоненты разряда минералов6. Две разновидности камня «спинка лягушки»: тяжелый и твердый коричневый минерал, который в зависимости от рисунка поверхности делится на 4 типа (рис. 71-74); тяжелый и твердый белый минерал, который также делится на 4 типа (рис. 75-77). Этот минерал обладает свойством вытягивать и подсушивать «желтую воду», укреплять суставы, способствовать сращению переломов и скреплению (фиксации) мозга при травмах головы. Разновидности мягкого и нежного минерала «циктхуп» (рис. 81-83), а также минералов, однородных с ним (рис. 77-78), обладают лечебными свойствами, идентичными свойствам камня «спинка лягушки». Мягкий белый мрамор и твердый мрамор в шариках (рис. 84-85) врачуют жар печени. Магнетит трех разновидностей (рис. 86-88), зависящих от силы его магнитных свойств, используется для извлечения железных обломков из ран, а также для лечения сосудов мозга и костей. Две разновидности минерала «бенап» (рис. 89-90) способствуют сращению костей, затягиванию ран, восстановлению утраченной мышечной ткани. Разновидности минерала «маньцзира» (рис. 91-94) врачуют костные воспаления. Минерал «свиная голова» (рис. 97), похожий на голову свиньи, способствует заживлению костей и извлечению больной «желтой воды». Минерал «голова птички» (рис. 98). Лучший - голубоватый и мягкий, размерами и формой похож на голову пичужки. Худший - красноватый и грубый, размерами и формой похож на голову сокола (рис. 99). Их свойства идентичны свойствам камня «свиная голова». Марказит (рис. 100) и гематит (рис. 101) извлекают больную «желтую воду», «тансил» - черный блестящий камень, «серсил» и «нюсил» (рис. 102-104) содействуют очищению костей (букв, «удаляют цвет костей»). Разновидности минерала «квадрат» (рис. 105-106) используются для лечения глаз, защищают от демонов, поражающих болезнями верхнюю часть тела, врачуют болезни мозга, вытягивают больную «желтую воду». Природная и искусственная киноварь, приготовляемая из ртути (!) и реальгара (рис. 107-109), укрепляет сосуды и суставы. «Киноварь белая» избавляет также от оспенного жара. Белый минерал, напоминающий мозг (рис. 110), скрепляет (фиксирует) травмированный мозг, содействует восстановлению утраченной мышечной ткани. Различные виды сурика (рис. 111-114) прекращаю! загнивания. Желтый налет на берегах горячих источников (рис. 115) способствует сращению костей. «Камень-желчь» (рис. 116-117) способствует затягиванию отверстий сосудов. Оловянная руда (рис. 119) способствует восстановлению мышечной ткани. Реальгар и аурипигмент (рис. 120-121) прекращают загнивание ран и защищают от демонов эпидемий. Пламень каменного угля (рис. 122) способствует стягиванию отверстий сосудов. Минерал, похожий на коровий сосок, и его разновидности, определяемые рисунком разлома (рис. 123-126), а также разновидности асбеста (рис. 127-129) врачуют сухожилия. Расплавленная и пережженная в порошок цинковая руда (рис. 131) пособствует затягиванию ран, врачует глазные болезни, избавляет от дурного запаха под мышками. Тибетская киноварь (рис. 134-135) способствует затягиванию ран, врачует жар сосудов легких и печени. «Ликбумик» может защищать от злого влияния созвездий. Его разновидности (рис. 136-138), как и разновидности охры (рис. 139-140), врачуют глазные болезни, жар в костях и сушат «желтую воду». Разновидности «цзён-ши» (рис. 141-145) прекращают понос и врачуют жар «флегмы». Гашеная известь (рис. 146) прекращает скопление «флегмы» в желудке, тальк (рис. 147) очищает кровеносные сосуды и полезен для ран. Камни, вышедшие из мочевого пузыря женщины (рис. 148), используются для врачевания инородных образований в организме. Примечание: 1 Общие свойства (силы) лекарств и общие свойства (силы) болезней в тибетской медицине выражаются в одних показателях, перечисленных выше, названия которых весьма условны, скорее символичны. 2 Здесь "красное золото" не означает червонное золото. 3 Образное название журавля - символа долголетия. 4 Некоторым природным веществам может приписываться легендарное происхождение. 5 Для пользы буддизма будды могут появляться на земле в облике любых существ. Считается, что они появляются и в облике красных жемчужниц. 6 Большая часть минералов, приводимых в этом разделе, научно не идентифицирована. Их названия даются либо в переводе, либо в транскрипции.
Лист 24 Лист иллюстрирует четыре разряда лекарственных компонентов: лечебных средств земли (рис. 3-21); деревьев; эссенций; равнинных растений (все остальные рисунки листа). Иллюстрации к разряду равнинных растений заканчиваются на листе 25 (рис. 87). Перечисление лекарственных компонентов разряда лечебных средств земли в трактате снабжено краткими характеристиками по разным параметрам с указанием в конце основных лечебных свойств. «Золотой песок», говорит, например, автор, является редким веществом желтого цвета, похожим на песок, и находят его на берегах озер. Это вещество используется при лечении болезней почек и задержании мочи. Истинная «явакшара» представляет собой солеподобный остаток, образовавшийся после выпаривания процеженного раствора золы незрелого ячменя, используется для продуцирования телесной теплоты и уничтожения желваков. Сера обнаруживается вблизи горячих источников и бывает белого, черного и желтого цвета, лучшей из которых является желтая сера, похожая на янтарь. Обработанная сера уничтожает болезни, наводимые злыми духами, подсушивает гной, кровь и «желтую воду». Эта группа лекарственных компонентов завершается различными видами «скальных расплавов», или «мумиё», натеки которого находят на северных сторонах скал. «Мумиё» полезно при всяких болезнях жара, особенно при врачевании жара желудка, печени и почек, оно выступает прекрасным средством при проведении процедуры «набирания соков» (см. л. 52). Лекарственные компоненты растительного происхождения1, говорится далее, составляют три следующих разряда: разряд деревьев, у которых лечебными свойствами могут обладать корни, пни, стволы, ветви, сердцевина, смола, листья, цветки или плоды; разряд лекарственных эссенций, извлекаемых из травянистых растений, деревьев или живых тварей (например, мускус); разряд равнинных растений2, у которых используются в лечебных целях корни, стебли, листья, цветки или плоды. При этом указывается, что последующее перечисление лекарственных компонентов растительного происхождения дается без отнесения их к тому или иному конкретному разряду3. Автор отмечает, однако, что некоторые знатоки к разряду деревьев относят лекарственные компоненты от камфоры до «сандала суру» (рис. 23-34), к разряду лекарственных эссенций - компоненты от безоаров до «утпала» (меконопсис) (рис. 35-50), к разряду равнинных растений - остальные лекарственные компоненты, перечисляемые до разряда трав, который открывается рисунком 89 на листе 254. Последующее перечисление лекарственных растений, отраженное в рисунках данного листа, сопровождается краткой аннотацией на каждое из них, где могут быть указаны: места (берега рек, расселины скал, теневые или солнечные склоны горы и т. п.), районы или страны (Непал, Индия, Китай) произрастания растения; некоторые морфологические характеристики (цвет ствола, форма листьев, окраска и форма цветков или плодов и т. п.), вкусовые качества5 (горькое, сладкое и т. п.), а в завершение неизменно сообщаются общие лечебные свойства растения6. Нередко в аннотации отмечается, что данное растение является «лучшим» и «худшим», что характеризует эффективность лечебных свойств данного растения по сравнению с другими растениями той же группы7. Нередко в аннотациях приводятся сведения о данном растении, содержащиеся в средневековом описании лекарственных растений, кратко именуемом здесь «Чунпе»8. При этом автор, приводя строки из указанного сочинения, обязательно дублирует их пересказом, добавляя некоторую новую информацию, например: «Сира белый» (кмин тминный, рис. 52), всего имеет пять названий9, здесь дается одно. О нем в «Чунпе» сказано: «Сира белый» растет в огородах, листья мелкие, зазубренные, цветок белый в виде зонтика, плоды напоминают семена тмина, вкус жгуче-сладкий, имеет свойство излечивать от болезней «флегмы» и «несварения». Далее идет авторский текст: «Листья мелкие, похожие на меч, имеют зазубрины, цветок белый в форме зонтика, плоды напоминают семена тмина, имеют жгуче-сладкий вкус. Если встречается с желтыми цветками, то называется «сира желтый». Обе разновидности врачуют жар легких»10. Следует иметь также в виду, что в аннотациях не указывается, какая именно часть растения (корень, древесина, кора, цветы и т. п.) используется в лекарственных целях. Но художник, изображая то или иное растение, подчас более четко или в увеличенном виде изображает эти части. Если на лекарственные нужды идут плоды или семена, то около растения изображается чаша, наполненная ими. Перечисление растительных лекарственных средств начинается с характеристики деревьев (рис. 23-25), дающих различные виды камфоры. У этих деревьев «бледно-желтые стволы, большие зеленые листья, карликовые цветки и мелкие блестящие плоды - семена желтого цвета». Дерево «бхима» дает «кристаллическую белую камфору, похожую на куски льда», дерево «каньцза» - камфору «желтоватую со многими морщинами», дерево «цингин» - камфору «мягкую, желтую»11. Все виды камфоры «громом поражают распространившийся жар» и «радикально лечат застарелые лихорадки». Совершенно различные по своим морфологическим характеристикам деревья, изображенные на рисунках 29-33, объединены в одну группу под названием деревья «агару». Они используются для врачевания жара, как сердца, так и сосуда жизни. Подобными же свойствами обладает «сандал суру» (рис. 34). «Безоары,- говорится далее,- имеют семь названий, здесь дается одно. Славой лучших безоаров пользуются безоары, извлеченные из печени слона. Затем следуют безоары, извлеченные из сосудов печени быка, свиньи и других крупных животных. Лучшие безоары красно-коричневого цвета, худшие - желтого. Безоары снимают жар при отравлениях, а также жар печени и полых органов». Шафран (рис. 39-42), говорится далее, имеет около тридцати наименований. Архат Нима Гунпа взял шафран с горы «Благовонной» и высадил его в Кашмире. Высота кашмирского шафрана, составляет один локоть, цветы желто-красные. Это лучший шафран. Стебель непальского шафрана длиннее, примерно в рост человека, листья большие. Это худший шафран. Идентичный шафран растет и в Тибете. Все три разновидности используются для врачевания болезней печени и как кровоостанавливающее средство. Кардамон (рис. 43) врачует болезни холода почек и болезни «пневмы». Мускатный орех (рис. 44) врачует расстройства «пневмы» и болезни сердца. Гвоздика (рис. 45) врачует заболевания, связанные с «сосудом жизни», и болезни холода «пневмы». Мускус кабарги (рис. 48) помогает при отравлениях, врачует болезни почек и печени. Медвежья желчь (рис. 49) врачует повреждения кровеносных сосудов, способствует восстановлению травмированной мышечной ткани, полезна при заболеваниях глаз. Утпала (рис. 50) радикально врачует жар в легких и печени. Лист завершается изображением дерева «гугю» (коммифора мукул), называемого «деревом, устрашающим демонов». Его ствол красно-желтого цвета покрыт многослойной корой. Дает прозрачную - белую и мутную - черную смолу, по поверью, соответственно получаемую от буйволов и змей (рис. 102-103). Эти смолы врачуют недуги, наводимые нагами и злыми духами местности, а также острые колики и болезни «пневмы». Примечание: 1 К лекарственным компонентам растительного происхождения традиционно, начиная с "Четверокнижия", относятся некоторые компоненты животного происхождения, например, безоары, мускус, желчь, а также некоторые соли (см. л. 25, рис. 3-16). 2 Речь идет о растениях, растущих на равнинах, а не в высокогорных областях. См. статью "Равнинные лекарства" (тиб. thang-sman) в "Тибетском медицинском словаре" (с. 406). 3 Среди тибетских врачей того времени не было единого мнения в вопросе, к какому разряду традиционной классификации следует относить то или иное растение. 4 Преобладающая в количественном отношении номенклатура "равнинных растений" говорит о большом удельном весе импортного лекарственного сырья, поступавшего в высокогорный Тибете равнин сопредельных стран, главным образом из Индии. 5 Вкус как таковой, с точки зрения тибетской медицины, сам по себе является лечебным фактором (см. л. 23). 6 В "Четверокнижии", истолкованию которого посвящен трактат "Голубой берилл", дается только перечень названий лекарственных растений с указанием на их общие лечебные свойства, но без каких-либо других характеристик. Трактат "Голубой берилл" не только содержит более полную информацию о лечебных свойствах растений, но значительно расширяет их номенклатуру, как и номенклатуру лекарственного сырья в целом. 7 В средневековом Тибете не существовало такой науки, как ботаника вообще. Описывались и классифицировались только лекарственные растения. Цри этом в основе сведения растений в однотипные группы лежало не соответствие их морфологических характеристик, а сходство лекарственных качеств. Поэтому некоторые растения с одинаковыми названиями, говорящими об их типологической общности, различающиеся только пометой "лучшее" или "худшее", могут обозначать совершенно разные растения с точки зрения европейской классификации. 8 Полное название этого трактата "sngo-sman-gui-khrung-dpe-bsdus-pa-ngo-mtshar gser-gui-sne-ma" - «Собрание примечательного или сочинение о рождениях лекарственных растений, называемое "Золотой колос"». Автор трактата - Владыка знаний Кхьенрап Норбу (mkhas-dpang-mkhyen-nor-bu).
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |