Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В здоровом теле – здоровый дух! 7 страница




9 Речь идет о числе синонимичных названий и о количестве разновидностей.

10 См. ГБ, кн. II, монгольское издание, л. 154 б.

11 На листе названия сортов камфоры написаны неправильно относительно производящих растений: вместо "камфоры манг" должно быть "кристаллическая камфора" и наоборот.

 

 

Лист 25
Краткое содержание главы 20 (продолжение), иллюстрируемой на листе

Лист иллюстрирует два разряда лекарственных компонентов. На листе завершаются иллюстрации к разряду равнинных растений (рис. 87) и начинаются иллюстрации к разряду трав (рис. 89). Рисунки открывает изображение сосны, чья живица, говорит автор трактата, «держит в заключении межхрящевую и междукостную «желтую воду».

Следующие 14 рисунков являются стилизованными изображениями различных, в основном солеподобных лекарственных компонентов минерального, растительного или животного происхождения, как природных, так и искусственных. Нашатырь (рис. 3-4) - «солеподобная субстанция, выделяющаяся из скал», и ее искусственный аналог, худший качеством, «врачуют отравления, очищают сосуды, помогают при мочезадержании». Каменная соль (рис. 5) - «прозрачное кристаллическое вещество, очень сладкое (!) на вкус», помогает при болезнях «флегмы» и «пневмы», а также при несварении желудка. Красная «язык колющая соль» (квасцы, рис. 6) полезна при болезнях глаз. Соль «кхаруца» (рис. 7) в природе встречается красного и черного цвета, имеет искусственный аналог черного цвета, худший по качеству (рис. 8). Она «продуцирует телесную теплоту, прекращает отрыжку и пучение желудка; угнетает «флегму» и «пневму». Подобными же лечебными свойствами обладают и природная соль «цзапруца» (рис. 9), а также ее искусственный аналог (рис. 10), несколько худший по качеству. «Роговая» (рис. 11) и «зольная» (рис. 12) соли - соли искусственные. «Роговая» соль приготовляется из пережженных рогов животных, а «зольная» - из золы некоторых деревьев и кустарников.

Обе они врачуют пониженную температуру полых органов. Глауберова соль (рис. 13) встречается в виде белых прозрачных натеков на скалах, она «разбивает кровь и вытягивает гной из ран». Бура (рис. 14—15) бывает двух разновидностей, лучшей и худшей по качеству. Обе эти разновидности «заживляют раны, разбивают и очищают кровь, а также подсушивают «желтую воду». Бура при сжигании пузырится, этим она проверяется на подлинность. «Противозобная соль» (рис. 16) походит на сахар-песок, слежавшийся в комки, «врачует зобные болезни».

Далее автор снова переходит к лекарственным растениям, давая характеристику большой их группе, называемой «арура» (миробалан, рис. 17-24), включающей в себя общее наименование как самого растения, так и его плода. Тибетская медицина считает плоды этого растения самым целительным средством из всех средств, имеющихся на земле. «Арура», говорится в трактате, считается царем лекарств. Ствол растения большой, листья зеленые и плотные, цветки желтые, плоды черные или желтые, обладают всеми шестью вкусами. В зависимости от формы плодов различные источники выделяют пять, семь или восемь разновидностей «аруры». Плоды «аруры» не только излечивают от всех болезней, но и обладают живительными свойствами, продуцируют телесную теплоту, способствуют пищеварению. Лучшим из «арур» является «арура победоносный». Его плоды обладают не только наиболее эффективными целебными качествами, но и способностью приносить счастье подобно «драгоценности, исполняющей все желания».

Затем следуют: «арура бесстрашный», темные пятигранные плоды которого врачуют заболевания глаз и помогают от болезней, чинимых злыми духами; «арура нектарный», желтые плоды которого помогают истощенным снова войти в тело; «арура увеличивающий», с круглыми плодами, похожими на вазу, особенно рекомендуется для пользования ран; «арура сухой», морщинистые плоды которого врачуют болезни «желчи» у детей; «арура золотистый» и «арура короткоклювый» славятся своими очистительными (слабительными) свойствами; «арура малый черный», чьи лечебные свойства схожи с лечебными свойствами «аруры нектарного». Многими свойствами, присущими «аруре», говорится далее, обладают две разновидности растения «баруры» (миробалан беллерический, рис. 25), различающиеся величиной желтых плодов, из которых мелкие обладают лучшими лечебными свойствами. Плоды «баруры» врачуют болезни «пневмы», «желчи», «флегмы» и «желтой воды». К этим двум растениям примыкает «кыорура» (филлантус эмблика, рис. 26). Это растение также имеет две разновидности: одна - с белесыми, другая - с темными плодами, лучшей из которых по своим лечебным свойствам является первая. Обе разновидности используются для врачевания болезней «флегмы», «желчи» и крови. «Содействующий сердцу» (момбин желтый, рис. 27) растет в густых долинных лесах, имеет большой ствол, плотные листья, очень красивые белые цветки. Плоды растения, похожие на сердце, помогают при сердечных заболеваниях.

«Содействующий почкам» (канавалия мечевидная, рис. 28-29). Очень сладкие плоды этого растения, напоминающие человеческую почку, бывают белого, желтого и черного цвета, лучшими из которых считаются белые плоды. Все они врачуют болезни почек. Разряд этих лекарственных растений заканчивается указанием на лечебные свойства желудей вечнозеленой разновидности гималайского дуба, останавливающих болезненные поносы (рис. 87). Далее автор трактата переходит к характеристике лекарственных компонентов седьмого разряда - разряда лекарственных трав, который открывается травянистым растением «хонлен» (пикрориза курроа, рис. 89-90). Это растение используется для «подсушивания крови, снятия жара, вызванного возбуждением «пневмы», «желчи» и «флегмы», а также жара пяти плотных органов. Все остальные травянистые растения, перечисленные на данном листе, также используются для врачевания жара внутренних органов тела: жара полых органов (рис. 96-97), печени и желчного пузыря (рис. 98), желудка и печени (рис. 99), желчного пузыря (рис. 100-104), жара крови и «желчи» (рис. 105-107).

 

Лист 26
Краткое содержание главы 20 (продолжение), иллюстрируемой на листе

Лист продолжает изображение лекарственных компонентов разряда трав, начатое на предыдущем листе. Всего лист 26 содержит девяносто четыре рисунка различных видов и разновидностей травянистых растений в той последовательности, в какой аннотированные названия этих растений даны в тексте главы 20. Нередко художник, возможно, по собственному почину, указывает название местности преимущественного обитания того или иного растения или наиболее подходящей для его сбора1 (то есть те местности, на почве которых растение приобретало максимально эффективные лечебные свойства). В тексте трактата эти названия отсутствуют. Чаще всего встречаются названия местностей Ерва и Цюпсанг. Ерва находится в окрестностях Лхасы, расположение местности Цюпсанг не установлено. Рисунки начинаются изображением растения «серебряный тикта» (белозор яйцевидный), которое использовалось для снятия жара «желчи». Следующие два рисунка (рис. 3-4) изображают две разновидности растения одного семейства2 с точки зрения тибетской медицинской ботаники: первое - «соло белый» (термопсис е альпийский), красивые белые цветы которого непрерывно источают нектар, врачующий заболевания легких и понос; второе —«соло красно-коричневый», или «соло сукча», (ширококолокольчик крупноцветковый), снимающий жар легких. Растения, изображенные на рисунках 5-10, относятся к семейству «якьима» (селезеночник). Первое из них с большими бледно-зелеными цветками носит названи царь». Второе, с такими же цветками, но меньшей величины, именуется «царица». Эти две разновидности обладают наиболее эффективными лечебными свойствами. Остальные четыре разновидности этого растения с цветками желтого, белого, красного и темно-зеленого цвета соответственно называются: «золотая», «серебряная», «медная», «железная». Все они используются для врачевания болезней «желчи».

Цветки-колокольчики растения, изображенного на рисунке 11, врачуют поносы, вызванные отравлениями и высокой температурой, а цветки растения, изображенного на рисунке 12, которые своей формой напоминают голову филина и источают мускусный аромат, устраняют болезни, наведенные злыми духами, а также жар, вызванный отравлениями. Далее изображены три разновидности (рис. 13—16) растения «сегон»: синяя, белая и желтая,- определяемые окраской цветков. Очень горький корень этих растений используется при врачевании травмированных костей головы и для снятия жара, вызванного отравлением. При извлечении из тела наконечников стрел и других инородных предметов, а также при извлечении из матки мертвого зародыша используются три разновидности растения «юмодеуцин» (лжеводосбор, рис. 17), отличающиеся друг от друга только окраской цветков. Целебное действие остальных растений, изображенных на данном листе, связано в основном с врачеванием костных травм, сращением костей, заживлением ран, врачеванием отравлений. Некоторые из этих растений врачуют жар внутренних органов (например, растения, изображенные на рис. 43-44, 59), другие прекращают поносы, связанные с высокой температурой (как, например, растения, изображенные на рис. 46-49). Несколько иные лечебные свойства у растений: «ароматные пятна» (шпороцветник (?), рис. 81) и «петушиный гребень» (недотрога, рис. 94). Первое врачует бельмо на глазу, второе прекращает менструации у женщин.

Примечание:

1 В средневековой тибетской медицине фармация не выделялась в отдельную область со своими специалистами. Каждый тибетский лама-врач сам собирал лекарственное сырье (за исключением импортного, покупного), доводил его до кондиции и приготовлял лекарства.

2 Слово «семейство» употреблено не как ботанический термин, а для обозначения растений, схожих по своим качествам.

 

 

Лист 27
Краткое содержание главы 20 (продолжение) иллюстрируемой на листе

Лист продолжает изображение лекарственных компонентов разряда трав, начатое на листе 25, и содержит 108 рисунков различных видов и разновидностей травянистых растений в той последовательности, в которой они перечислены в тексте главы 20. Следует отметить, что, отмечая целебные свойства растений, автор не говорит, за очень редким исключением, какая именно часть растения (корень, листья, семена и т. п.) используется для приготовления лекарственных составов, не называет при этом и конкретных недугов, ограничиваясь общим указанием сферы действия того или иного растения. Так, первое из изображенных растений, называемое «овечья челюсть» (зопник), используется при врачевании жара груди и простуд. Следующие два растения (рис. 3,5), относимые к одному семейству, применяются для лечения воспаления геморроидальных шишек. Большой желтый цветок (мак, рис. 6) используется для лечения ран и поврежденных кровеносных сосудов. «Хаво серых скал» (бадан (?), рис. 7) помогает при отравлениях, болезнях самсеу и почек, способствует прекращению кровавого поноса и заживлению ран. «Царица с мечами» (адиантум, рис. 8), обитающая в расселинах скал, принадлежит к семейству ароматных растений, называемому «благовоние скал». Ее мечевидные листья, украшенные желтыми точками, используются для подсушивания гноя, заживления ран и укрепления хрящей.

«Китайское благовоние» (донник душистый, рис. 9) врачует лихорадочные состояния при отравлениях1, таким же целебным свойством обладает и растение «благовоние лугов» (нард индийский, рис. 10), кроме того, оно славится как средство против болезней, чинимых злыми духами. «Благовоние вкуса нектара» (коптис китайский, рис. 13) и «синее облако» (василистник, рис. 14), относимые к одному семейству, подсушивают гной, заживляют раны, снимают жар внезапно возникших лихорадочных состояний. «Гуцю» лучший (хохлатка, рис. 15) и «гуцю» худший (сверция Кинга, рис. 16) обладают одинаковыми свойствами — заживляют раны и снимают кишечные колики. Лучшее из них, говорится в тексте, имеет большой корень. Художник же не только изобразил большой корень, но и добавил ремарку, что произрастает оно в Восточном Тибете. Три разновидности растения «бампо» (тысячелистник обыкновенный, рис. 17-19), что значит «опухший, загнивший», используются для лечения нарывов, нагноений, внутренних опухолей.

Цветок «бараний глаз» (астра алтайская, рис. 20) помогает при отравлениях и лихорадочных состояниях. «Его венчик похож на венчик голубого лотоса с центром, подобным бараньему глазу». Растения на рисунках 21-23, 25, обладая одинаковыми целебными свойствами, входят в семейство «кхэнпа». Они используются как кровоостанавливающее средство, а также как средство, помогающее при опухании (отеках) рук и ног. Кроме того, «кхэн» белый (полынь) используется для лечения почечных заболеваний и при процедуре «набирания соков» (см. л. 52). Лечебные свойства растений, изображенных ниже, связаны с врачеванием «желтой воды» и отеков (рис. 24, 26); почечного жара и лихорадочных состояний (рис. 27); лихорадок и болезней «желчи» (рис. 28-29); пищевых отравлений (рис. 34-36); задержания мочи и поноса (рис. 41-43); жара легких и печени (рис. 37-40); ран (рис. 42) и т. п. На рисунках 91-96 изображены растения семейства «мощная рука» (ятрышник), чьи корни несколько напоминают человеческую руку, постепенно теряющую свою конфигурацию, от многопалой до однопалой, что как бы символизирует ухудшение лечебных свойств растений, заключающихся в укреплении физической силы организма и семени. Рисунки листа завершаются изображением двух разновидностей растения семейства «цзява» (горичник), врачующих все болезни холода «флегмы» и желудочные заболевания.

Примечание:

1 По всей вероятности, слово «отравление» используется в тибетской медицине в самом широком смысле для обозначения внезапного недомогания, связанного с повышением температуры.

 

Лист 28
Краткое содержание главы 20 (продолжение) иллюстрируемой на листе

Первый ряд рисунков этого листа, от «бычьего цзява» до двух разновидностей растения «сема» (рис. 7), завершает иллюстрацию лекарственных компонентов разряда трав. «Бычий цзява» (горичник), говорит автор, хотя и входит в семейство «цзява», но его лечебные свойства отличаются от лечебных свойств двух упомянутых выше разновидностей этого семейства (см. л. 27, рис. 112-113) и связаны с эффективным врачеванием водянки. Растение «сема» (якорцы стелющиеся) используется для врачевания задержания мочи и болезней почек.

Последующие рисунки изображают лекарственные компоненты животного происхождения, составляющие восьмой, последний разряд лекарственных компонентов. В свою очередь этот разряд делится на тринадцать подразрядов, включающих в себя лекарственные компоненты, изготовленные: 1 из рогов; 2 из костей; 3 из мяса; 4 из крови; 5 из желчи; б из жира; 7 из головного мозга; 8 из кожи; 9 из когтей; 10 из волос; 11 из мочи; 12 из кала; 13 из живых тварей в целом (имеются в виду мелкие существа, такие как насекомые, улитки и т. п.). Наименование каждого лекарственного компонента здесь также сопровождается его характеристикой, но более краткой, чем то имело место у растений.

Так, о рогах носорога говорится: «Носороги имеют четыре наименования, здесь дается одно. Рога различаются по цвету [животного]: белые, пестрые, черные. Лучшими, по целебным свойствам, являются первые, худшими - последние. Подсушивают гной, кровь и «желтую воду» грудной полости, полезны при отравлениях». Подобными же свойствами, говорится далее, обладают и рога оленей (рис. 13-14). Рога антилопы оронго и тибетского дзерена (рис. 15-16) полезны для ран и подсушивают гной в грудной полости; рога сайгака и нехолощенного барана (рис. 17-18) содействуют выходу ребенка при родах; рога дикого яка (рис. 19) продуцируют телесную теплоту, уничтожают желваки и подсушивают гной в грудной полости; рога дикого барана (рис. 20) врачуют лихорадочные состояния. Ниже кратко перечислим лечебные свойства некоторых лекарственных компонентов, названных в тексте трактата, исходное сырье для которых изображено на данном листе. Так, человеческий череп с кладбища используется для изготовления средства, подсушивающего «желтую воду», старые человеческие кости и особенно пепел сожженной лопаточной кости радикально врачуют застарелый жар (рис. 22-25); раковины каури (рис. 28-29), получаемые из Индии, из которых крупные - лучшего, а мелкие - худшего качества, подсушивают гной и «желтую воду», уничтожают желваки, помогают при болезнях глаз; кости человека, убитого молнией, а также череп умершего от кишечных колик (рис. 30-31) избавляют от колик в желудке; кости обезьяны (рис. 36) помогают выходу ребенка при родах; мясо человека, именуемое «великое мясо» (рис. 43), врачует болезни «пневмы», отравления и тяжелые накожные болезни типа проказы; мясо грифа (рис. 45) продуцирует телесную теплоту, помогает при зобных заболеваниях и болезнях, чинимых злыми духами; мясо павлина (рис. 46) врачует отравления, болезни «желчи» и защищает от болезней, чинимых злыми духами; печень1 выдры (рис. 48) устраняет задержание мочи; печень2 сурка (рис. 49) способствует сращению костей; печень козла (рис. 50) очень помогает при глазных болезнях. А вообще, следует далее ремарка в тексте, легкие, сердце, печень, селезенка и почки животных очень полезны при заболевании одноименных органов у человека. Эта мысль иллюстрируется рисунками 51-55.

Продолжая перечисления целебных качеств лекарственных компонентов животного происхождения, автор говорит, что желудок волка (рис. 57) продуцирует телесную теплоту и помогает при несварении вообще и мясном несварении в особенности; язык волка (рис. 56) врачует опухоли языка; язык собаки (рис. 59)способствует заживлению ран; язык осла (рис. 60) прекращает понос; яички осла (рис. 61) содействуют мужской потенции; яички собаки (рис. 62) помогают выходу из матки умершего зародыша; легкие лисы и легкие ласточки (рис. 63-64) помогают при кавернах в легких; мясо куропатки (рис. 65) прекращает рвоту и подавляет болезни, чинимые злыми духами; мясо пташек и горной ящерицы (рис. 66-68) способствует увеличению физических сил и семени; кровь оленя (рис. 71) используется для прекращения маточных кровотечений; кровь козы (рис. 72) врачует венерические болезни и оспу; кровь дикого яка и антилопы оронго (рис. 73-74) прекращает понос; менструальная кровь (рис. 78) стягивает отверстия травмированных кровеносных сосудов, продуцирует мышечную ткань взамен утраченной; желчь всякого рода (рис. 80) стягивает отверстия травмированных кровеносных сосудов, заращивает нарушения мышечной ткани, продуцирует новую мышечную ткань, врачует отравления, полезна при заболеваниях глаз; человеческий жир (рис. 85) врачует все заболевания «пневмы» и накожные воспаления; головной мозг крупной дичи (рис. 89-93) прекращает поносы, а головной мозг зайца (рис. 94) врачует кишечные колики; головной мозг человека (рис. 97) врачует опухоли и заболевания «желтой воды», человеческий кал (рис. 122) врачует отравления, заболевания «желчи», желваки и опухоли; собачий кал, волчий кал и помет улара (рис. 125-127) врачует опухоли; куриный и мышиный помет (рис. 128-129) врачует нагноения и содействует отделению гноя; шпанская мушка (рис. 132) используется для врачевания кровеносных сосудов; краб (рис. 133) - для врачевания задержания мочи; луговая ящрица (рис. 141) врачует отравления и болезни «паразитов».

Примечание:

1 В подписи под рисунком ошибочно сказано «мясо».

2 В подписи под рисунком ошибочно сказано «мясо».

 

 

Лист 29
Краткое содержание главы 20 (продолжение) иллюстрируемой на листе

Перечень лекарственных компонентов, приведенных в «Четверокнижии», заканчивается на «луговой ящерице» (см. л. 28, рис. 141). Автор трактата «Голубой берилл», снабдив упомянутый перечень краткими пояснениями, дополнительно приводит далее свыше 300 названий лекарственных компонентов различного происхождения, изображения которых помещены на листах 29-31. Этот перечень открывает «пестро-белое украшение» (агат, рис. 3), «чьи девять сверкающих глазков защищают от злого влияния демонов». Далее следуют (рис. 4—24): «зола пережженного серебра», которая «сушит водянку, прекращает загнивания, полезна при нарывах и фурункулах»; «железная руда» - используется при совершении процедуры «набирания соков» (см. л. 52); «железная окалина» - входит в состав лекарственных средств, помогающих при глазных болезнях; «зола пережженного железа и железные опилки» являются средством для лечения водянки; тепло нагретого сошника снимает острую боль при коликах; помогают при острых болях также опилки с острия сошника; «громовое железо» (метеоритное железо? громовые стрелы?) славится в качестве средства, помогающего при заболевании белых сосудов; дым сжигаемой латуни врачует воспаленные, гноящиеся веки; окалина меди помогает при волдырях и водянке; зола меди сушит водянку, гной и кровь (то есть останавливает кровь), а также полезна при заболеваниях легких; азурит подсушивает «желтую воду» и успешно лечит катаракту; внутренний щиток каракатицы, лучший из которых белого цвета, врачует болезни жара почек; слюда бывает белая и черная; белая способствует заживлению ран.

Далее на листе изображены восемьдесят пять лекарственных компонентов растительного происхождения, лечебные свойства которых указаны в тексте главы. Приведем лечебные свойства некоторых из них. Так, «нимпа» (азадирахта индийская, рис. 25) используется для лечения желтухи, а также всех болезней жара, особенно «жара костей»; верхушка этого растения (рис. 26) успокаивает «желчь» и заживляет раны. Растение «пурмо» (полынь) существует в трех разновидностях (рис. 27-29); белый «пурмо» имеет белые ароматные цветы, изобилующие нектаром, растет высоко в горах, горько-жгучего вкуса; черный «пурмо» растет в тенистых низинах, цветы темно-зеленые без запаха, листья также темного цвета; красно-коричневый «пурмо» растет на солнечной стороне скал. Пепел черного и красно-коричневого «пурмо» является средством, уничтожающим опухоли и подсушивающим нарывы (болячки), а пепел белого «пурмо» полезен при заболевании легких. Красные ягоды растения «цар» (селитрянка Шобера, рис. 30) собирают «желтую воду», распространившуюся по конечностям тела, а пеплом «екмо» (рис. 31) врачуют «желтую воду» и подсушивают нарывы. Плодами «пама» (можжевельника, рис. 32) собирают разливающуюся желчь, врачуют геморрой и «желтую воду», они также используются при лечении желчи, распространившейся в мышцах и коже. Цветы древовидного «чова» (рис. 33-34) применяются для лечения воспалившихся ран, а растение «ёнбо» (ильм приземистый, рис. 35) используется при болезнях суставов и также содействует заживлению ран. «Прекрасный волос», или «львиная грива» (хохлатка толстолистная (?), рис. 41), врачует жар заболеваний «желчи», а также лихорадочный жар. Красные плоды «олмосе» (подофилл шеститычинковый, рис. 42) выступают средством против накожных болезней, они также прекращают нагноения. «Цишанг» белый (проломник короткошерстистый, рис. 47) врачует болезни легких.

Разновидности растений семейства «цэн» (очиток, рис. 50-56) - белый «цэн», красный «цэн», черный «цэн», «цэн - мышиный хвост» - врачуют жар лихорадочных состояний, а белый «цэн» также очень эффективно снимает жар сердца. «Желто-крапчатый чигу» (адиантум (?), рис. 74), названный так, поскольку листья этого растения с обеих сторон покрыты желтыми пятнышками, врачует отравления «ядами из драгоценностей», а также эффективно помогает при полостных ранениях. «Ярмотханг» (первоцвет мучнистый, рис. 76) используется для излечения опухолей и заживления ран. Втирание пепла корня растений «овечья нога» (смолевка, рис. 86) и «козья нога» (смолевка, рис. 87) способствует подсыханию «желтой воды». Семена растения «цюце» (рис. 89) способствуют заживлению ран. Растение «темный як» (оносма синяковидная, рис. 90) используется для лечения легочных заболеваний. Цветы «сэнма» (горох посевной, рис. 96) помогают при кавернах в легких, а также останавливают кровь; листья же этого растения полезны при заболевании «желчи»; дым от сжигаемых сухих стручков гороха помогает при заболеваниях, чинимых злыми духами. Растение «глаз ворона», или «драгоценность ворона» (наголоватка крупноголовчатая, рис. 102), обладает способностью излечивать золотуху; его разновидность «репа ворона», названная так за листья, похожие на листья репы, врачует жар легких и «желтую воду». Растение «останавливающий кровь» (рис. 105) используется не только как кровоостанавливающее средство, оно способствует также заживлению ран. Растение «ароматная верхушка» (сыть круглая, рис. 108) помогает при хрипоте. Завершает перечисление лекарственных компонентов растение «дикий нэ» (марь белая, рис. 109) - разновидность растения «красный нэ» (см. л. 30, рис. 2).

 

Лист 30
Краткое содержание главы 20 (продолжение) иллюстрируемой на листе

Лист продолжает иллюстрацию дополнительного разряда лекарственных компонентов, то есть такого разряда, куда входит не только медицинское сырье растительного происхождения, но и лекарственные средства из минералов, из молочных продуктов и многое другое.

Серию рисунков листа открывает изображение растения «красный нэ» (марь, рис. 2), которое, как и его разновидность «дикий нэ» (см. л. 29, рис. 109), используется для врачевания жара сердца и помогает при отравлениях. «Пхава того» (дождевик грушевидный, рис. 3) пользуется известностью как кровоостанавливающее средство, а также способствует заживлению ран, особенно «ран ядовитых». «Цзянгма» (ива, рис. 4) избавляет от болей, возникающих при отравлениях, а также лечит нарывы, вызванные ядовитыми веществами. «Шемали» (бомбакс малабарский, рис. 5) используется для лечения геморроя. Мелкие листья «цзипцзи» (шалфей, рис. 6) используются для лечения жара желудка и печени. Косточки плодов «аруры» (миробалан хебуля, рис. 7) и «баруры» (миробалан беллерический, рис. 8) подсушивают воду при водянке и «желтую воду», они полезны также для печени. «Маршэ» (тамариск, рис. 9) «снимает жар в костях».

Красная и белая бодхичитта, то есть мужская и женская зародышевая жидкость, изливающаяся при соитии йогинов или здоровых мужчины и женщины (рис. 10—13), имеют множество достоинств, незаменимых при совершении процедуры «набирания соков», они помогают при накожных болезнях, а также врачуют язвы, образовавшиеся на месте фурункулов и волдырей. Масло из ядрышек абрикоса (рис. 14) содействует рощению ресниц, бороды и волос у облысевших; пеплом сожженных косточек абрикоса подсушивают «желтую воду». Закваска для приготовления шо (рис. 15) полезна при болезнях «пневмы», она также прекращает понос. Сыворотка процеженного шо (рис. 16) полезна для ран. Вареный шо (рис. 17) прекращает понос; сыворотка отстоявшегося шо (рис. 18) способствует росту зубов. Закваска для приготовления цяна полезна при заболеваниях матки.

Белая горчица (рис. 21) помогает при отравлениях, а горчичным маслом (рис. 22) врачуют болезни «пневмы» и ушные болезни. «Желтое мясо» (то есть грибы, рис. 23) прекращает понос, помогает при отравлении мясом и болезнях «желтой воды»; натирание луговыми грибами врачует опухоли. Водоросли «дым» (рис. 24) полезны для ран. Омовение тела «звездной водой», то есть водой, набранной рано утром, пока не погасли звезды (рис. 26), снимает жар. Две разновидности китайской туши (рис. 27-28) используются для врачевания накожных болезней и жара желудка. Копоть глиняного горшка (рис. 31) помогает при женских болезнях, а копоть с котла или сковороды (рис. 32) полезна для ран. Сок редьки (рис. 35) помогает при глухоте, а также при головных болях, зола редьки (рис. 36) способствует беспрепятственному выделению нечистот (кала, мочи, пота), а семена редьки (рис. 34) врачуют болезни холода желудка и почек. Репа, посеянная в дождь (рис. 38), славится как средство против пищевых отравлений. Мхи, растущие на камнях, скалах, каменных строениях, прикладывают к ранам и используют для наложения компрессов при болезнях голода. Лучшим является мох, растущий на ступе. Такое ритуальное сооружение, воздвигаемое над мощами Будды или буддийского святого, изображено на рисунке 39. Мох полезен для ран, а также помогает при пучении живота, непроходимости мочи, гонорее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.