Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бутенко М.Э. 2 страница





Но самое обидное для молодых - что родители смогли воплотить в жизнь свои честолюбивые замыслы, а «бастерсы» все труднее находят деньги для учебы и места для работы, все больше молодых не покидают родительский дом. Главное, что отличает современную американскую молодежь конца 90-х - прагматичность, неидеологичность, техническая подготовленность и активность в действиях, выражающаяся в различных стилях поведения, часто противоположных.

Так, стиль «яппи» отличает деловитость, устремленность к материальному благополучию и карьере. Если 20 лет назад американцы, мечтавшие переделать общество, стремились попасть в правительство, то сегодняшние честолюбивые американцы создают свои собственные организации с тем, чтобы сделать мир лучше для своих будущих детей. Они руководствуются лозунгом «Не говори, а просто делай»; и целеустремленно ищут пути реализации своих проектов: создают новые фонды (типа фонда «Делайте дело или уходите» для борьбы с федеральным бюджетным дефицитом), просветительные организации, службы консультаций для подростков, организуют кампании по сбору инвалидных колясок для передачи в страны третьего мира. Так, студент М.Лорин организовал кампанию «Студенческий обмен по правам человека», цель которой состояла в распространении между американскими и московскими студентами компьютеров, от которых по тем или иным причинам отказались фирмы, для подключения к сети Интернет.

Другой стиль - «грандж» («грязный»), являясь по преимуществу стилем белой молодежи, внешне напоминает безобидных хиппи? однако по сути своей является выражением культуры киберпанков*. Суть новой контркультуры - страстное увлечение новейшей техникой, сочетающееся с презрением к традиционному ее использованию, и реальным героем ее выступает студент университета, который в 1988 году парализовал компьютерным вирусом сеть Интернет.

Характерной чертой молодого поколения является его пестрый национальный состав: среди них большой процент не только афроамери-канцев, но и натурализованных американцев - выходцев из Азии и стран Латинской Америки. Целенаправленная борьба американской общественности с системой расовой дискриминации, реализуемая законом о гражданских правах, в последние 40 лет привела к активному формированию чернокожего среднего класса (среди всех черных семей таких -16%). По данным на 1995 год 37% американцев-негров имеют образование (причем 12% - высшее), число негритянских семей с годовым доходом свыше 50 тыс. дол. еще в 1992 году превысило 1 млн., а доход сред-

* «Панк» - бунтарь, хулиган. 16


него класса составляет около 42 тыс. дол. в семьях, где работают оба супруга и около 34 тыс. дол. в семьях, где работает только муж.

С ростом доходов, естественно, растут потребности в образовании, проведении досуга, растет интерес к искусству. Темнокожей интеллигенции удалось вырваться из идеологических тисков гетто - теперь они чувствуют себя «культурными мулатами». Новое поколение, выросшее в пригородах со смешанным населением и получившее образование в престижных колледжах, считает себя наследниками культурных традиций как белых, так и черных В целом же сегодняшнюю Америку трудно представить без Национальной баскетбольной ассоциации, Уитни Хьюстон, Майкла Джексона, Вупи Голдберг и других звезд с черной кожей.

В 60-80-е годы увеличился поток иммигрантов из стран «третьего мира». Восточной Европы, резко возрос состав испаноязычного населения страны и т.д. Так, например, за последнее десятилетие белое большинство населения Лос-Анджелеса стало меньшинством. А в целом в США за этот период испаноязычное население увеличилось на 53% и достигло 22,4 млн. человек, что составляет 9% от всего населения США (к 2000 год}' каждый третий ученик в нью-йоркской школе - представитель национального меньшинства).

Новых иммигрантов побудило двинуться в Америку то же, что и их предшественников, а именно: желание избежать нищеты, преследований, мечта жить в свободном обществе. Этот свежий прилив иммигрантов доказывает, что остаются привлекательными те американские ценности и идеалы, которые были заложены при основании государства. Это нелегко - оставаясь самим собой, стать частичкой общей культуры (поэтому в американской литературе немало героев-одиночек, бунтарей и неудачников).

Артур Шлезинг, автор книги «Разъединение Америки», утверждает; Соединенные Штаты избежали разъединения многонационального общества, создав совершенно новую национальную самобытность. Целью Америки было не сохранение старых культур, а рождение новой американской культуры. Явление, когда люди разных национальностей, говорящие на разных языках, разных вероисповеданий, живут в одном государстве, довольно распространено, а этнические и расовые конфликты -одно из самых болезненных явлений нашего времени. Советский Союз, Югославия, Эфиопия пережили этнический кризис. И даже такие цивилизованные страны, как Великобритания, Франция, Бельгия и Испания сталкиваются сейчас с напряженностью в этнических отношениях. По словам М Тэтчер, «ни одной другой стране (кроме США) не удалось столь успешно соединить людей разных рас и национальностей в одной культуре». Именно здесь представители разных рас и народов - англи-


чане, шведы, немцы, французы, датчане - сплавились в новую расу людей - американцев.

В то же время новая американская нация строилась во многом по английской модели, заимствовав язык, идеи, идеалы, общественные институты. Плавильный котел вместил в основном лишь белых эмигрантов, оставив в стороне черных, желтых, коричневых американцев. Но в XX веке благодаря новым иммиграционным и другим законам американское общество, американская культура приняли в себя не-белые группы населения, выходцев не-европейского происхождения. Большая часть американских национальных меньшинств XXI века считают себя, прежде всего американцами, а возрастающее многообразие американского населения делает первоочередным вопрос об объединяющих нацию идеалах и общей культуре.

Становление и развитие индустрии досуга в США

Движение за организацию досуга в США насчитывает свыше 150 лет и берет свое начало из движения помощи бедным - так называемые общественные клубы первоначально устраивались на заброшенных площадках, позднее они стали центрами воспитания и досуга и обеспечили деятельность по организации свободного времени.

Постепенное повышение на протяжении этого времени уровня жизни американских рабочих способствовало увеличению покупательной способности, увеличению количества свободного времени и возвышению потребностей и досуговых интересов. Традиционные формы организации досуга стали дополняться новыми социально-культурными учреждениями: в конце XIX века появились коммерческие аттракционы и разнообразные формы игрового оборудования, чрезвычайно популярным видом развлечений стал цирк (передвижные цирки-шапито демонстрировали свои представления в больших и малых городах различных штатов страны). Последнее десятилетие XIX века стало известно как «век колеса», поскольку увлечение велосипедным спортом охватило представителей практически всех слоев общества.

В это же время активно развивались муниципальные парки - 14 американских городов создали условия для руководства общественным досугом. В парках создавались отдельные площадки, спортивные залы, клубы драматического и танцевального искусства. Организовывались уже не просто мероприятия, а целые развлекательные программы. К 1900-му году концепция «парки для народа» приобрела общенациональный характер, в результате чего каждый муниципалитет стал организовывать общественные программы досуга. Таким образом, американцы получили реальную возможность реализовывать свое право на досуг, который к началу XX века объективно стал важной сферой ж«знедея-18


тельности практически любого человека независимо от его социального положения.

Организация досуга в США первой трети XX века характеризуется развитием тенденций, которые стали определяющими в формировании специфической американской модели социально-культурной деятельности

Речь в первую очередь идет об организации досугового обслуживания различных социальных групп американского общества.

Инициативу в разработке программ досуга для детей, а также семейного досуга взяла на себя церковь. С ее помощью в начале XX века стали функционировать бесплатные государственные школы, вокруг которых создавались игровые площадки. Однако работа этих площадок не распространялась на выходные, праздничные и каникулярные дни, в которые дети были по-прежнему предоставлены сами себе Поэтому, начиная с 1910 г., в США стали активно создаваться детские лагеря, получило широкое распространение движение скаутов, общественная ценность которого состояла не только в том, что оно способствовало гармоничному развитию самих детей, но и в том, что они осуществляли специальные программы для бедных, страдающих физическими и умственными недостатками. Создание детских лагерей в дальнейшем послужило развитию туристского движения.

20-е годы XX века в США характеризовались также возникновением общественных центров - комплексных учреждений досуга, представляющих собой сочетание музея, библиотеки, лекционного зала, комнат для любительских занятий школьников. Общественные центры налаживали активные связи со школами - лекции, демонстрации фильмов, учебные экскурсии и предоставление школам своих музейных коллекций, разнообразные курсы и занятия по интересам. С 1930-х годов стали появляться так называемые «парковые школы» - кооперации школ и парков, используемые в том числе как средства массовых развлечений.

С 1917 г. общественные и спортивные мероприятия и программы стали организовываться в военных подразделениях для солдат и матросов. А в 1919 г. было положено начало в решении проблем досуга черного населения США - основывались частные и добровольные ассоциации массовых развлечений.

Таким образом, к первой четверти XX века сложилась дифференцированная система досугового обслуживания различных социальных групп американского общества, что в дальнейшем предопределило развитие как специфических досуговых субкультур, так и своеобразие инфраструктуры индустрии досуга.

«Великая депрессия» 30-х годов пагубно отразилась на всех сферах жизни американцев Естественно, сфера культуры и досуга не стала ис-


ключением: высокий процент безработицы, резкое снижение доходов населения повлекли уменьшение затрат муниципалитетов на финансирование культурно-досуговых программ. Ситуация кризиса обусловила необходимость принятия ряда мер Администрацией президента Т.Рузвельта. В рамках общественных программ, осуществляемых по принципу «любая работа лучше, чем ее отсутствие», начали активно развиваться парки, досуговые и культурные центры. Одновременно возникла необходимость в подготовке профессиональных кадров, владеющих формами и методами организации досуга. В различных колледжах и университетах были учреждены программы по подготовке специалистов в области досуга (разумеется, первые программы были несовершенны, поскольку разрабатывались учебными заведениями на инициативных началах и включали различные несогласованные дисциплины, связанные со сферой досуга).

В годы второй мировой войны около 12 тыс. офицеров отдела специального обслуживания и приблизительно столько же добровольцев из Армии спасения, Католической общины и других волонтерских обществ занимались организацией досуга военнослужащих и рабочих оборонной промышленности. После окончания войны многие организаторы досуга не оставили свою работу и в гражданской жизни, а спектр досуговых услуг начал расширяться. Так, в 1944 г. Музей современного искусства (Нью-Йорк) в сотрудничестве с Центром искусств ветеранов войны предложил одну из первых в США лечебных программ «арт-терапии» для социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства.

50-е годы для США стали десятилетием «культурного взрыва». Экономическое процветание страны обусловило увеличение досуговых программ и систем организации досуга, существующих за счет налогов, таким образом, значительно расширился государственный сектор. Расширение экономических возможностей способствовало расширению спектра досуговых программ - в них стали учитывать интересы различных групп населения: молодежи, пожилых людей, безработных, инвалидов и ветеранов войны. Среди молодежных программ преобладала их направленность на физическое развитие нации - проведенное в 1954 г. обследование американской молодежи выявило чрезвычайно низкий (по сравнению с их английскими сверстниками) уровень физической подготовленности. Первоочередной задачей стала пропаганда и развитие активного досуга, традиционных и нетрадиционных видов.спорта, туризма.

Увеличился интерес к занятию ремеслами в свободное время, чему в немалой степени способствовали широкая доступность отдельного жилья и появление телевидения: телереклама в значительной степени определяла формирование эстетических потребностей целого поколения, для


которого обустройство собственного жилья и проблема досуга превратились в первостепенную задачу. Это способствовало расширению сети культурных и художественных центров, музеев.

В этот период проблемы досуга стали приобретать интернациональный характер - широкое распространение получили международные конференции и заграничные поездки организаторов досуга для учебы и обмена опытом. В 1956 г. была организована Международная ассоциация досуга, и ее первый конгресс состоялся в Филадельфии.

60-е годы в истории развития рекреационной сферы США характеризуются наращиванием новых тенденций, отражающих изменения между рабочим временем и временем досуга. Американские социологи (Дж.Кейнс, Дж.Оуэн) определили период 60-х годов как момент выбора, когда каждый человек сопоставил для себя преимущества увеличения досуга с преимуществом увеличения дохода. В первое послевоенное десятилетие американцы предпочитали доход свободному времени, однако постепенное снижение уровня цен на рекреационном рынке все более смещало акцент в пользу увеличения досуга. Рост свободного времени в США (примерно на 1/3 в послевоенный период), а также перестройка самого фонда свободного времени (его концентрация в конце недели, в отпускные периоды, праздничные дни) послужили стимулом для расширения рекреационной деятельности.

Характерной чертой развития рекреационных отраслей США в 60-е годы стало дальнейшее расширение спроса на услуги сферы отдыха и усложнение ее материально-технической базы.

В середине 60-х годов рост популярности автомобиля обусловил активное развитие автоотдыха, привел к расширению трейлерных парков и кемпингов, спортивных и рекреационных лагерей. Спрос на загородные виды отдыха привел к тому, что многие семьи брали в аренду или покупали различные средства автоотдыха (пикапы, грузовые кэмперы. дома-прицепы).

Самыми высокими темпами развивалась группа предприятий, предоставляющих возможности для активных самостоятельных занятий спортом. Переориентация населения на активные виды отдыха вызвала бурное строительство в США легкоатлетических комплексов, спортивных залов, игровых площадок, ледовых катков и т.п. Увеличение числа предприятий, предоставляющих услуги для активных видов отдыха, произошло за счет популярности среди различных групп населения игр в теннис, бильярд, гольф, боулинг. Низкая входная плата, относительная простота и доступность спортивного инвентаря и одежды для этих видов спорта создавали условия для широкого привлечения американцев к активном}' отдыху.


Изменение потребительского спроса в направлении активного проведения досуга привело к некоторому ослаблению интереса к зрелищному и развлекательному отдыху, что выразилось в относительном и абсолютном падении роли спортивно-зрелищных и развлекательных учреждений. Число футбольных, хоккейных, бейсбольных и др. клубов, а также собственно развлекательных учреждений (парков отдыха, зоопарков, цирков, карнавалов, ярмарок) резко сократилось. Однако уменьшение числа предприятий отдыха сопровождалось расширением их качества: модернизацией аттракционов, созданием условий для содержательного отдыха детей - сооружение зоопарков, игровых площадок и т.д.)*.

Ослабление интереса американцев в 60-х годах к развлекательным зонам отдыха заставило их владельцев искать новые формы привлечения посетителей с учетом интересов и вкусов различных возрастных групп. При сокращении числа парков со стандартным набором развлечений стало увеличиваться число тематических парков отдыха. Новые тематические парки («Диснейленд» во Флориде, «Волшебная гора» в Калифорнии, «Лайон кантри сафари» в Техасе и др.), несмотря на достаточно высокую входную плату, привлекали огромное количество посетителей вследствие особенностей организации праздничных представлений, построенных на большом количестве массовых сцен.

Особая роль в организации досуга населения принадлежала учреждениям культуры: кинотеатрам (в том числе на открытых площадках), хореографическим и балетным школам, художественным и хоровым студиям, театральным коллективам, симфоническим оркестрам. Однако работа оперных, театральных и музыкальных коллективов характеризовалась неустойчивостью из-за недостатка финансовых средств, в то время как киноиндустрия уверенно становилась одной из крупнейших отраслей экономики: фирмы «XX Century Fox», «Metro-Goldwin-Meyer», «Columbia Pictures», «Warner Brothers», «Universal» практически поделили между собой американский рынок. «Борьба за кинорынок, - писал американский экономист Б.Селигмен, - привела к созданию гигантских переплетающихся между собой корпораций, сложная структура которых была аналогична структуре финансовых и автомобильных корпораций»**.

бб-е годы в истории США ознаменовались также другими поворотными событиями - Америка столкнулась с так называемым «молодежным бунтом». Это было время концертов Элвиса Престли, рок-н-ролла и «сексуальной революции», повлекших возникновение, специфических

* Griffin A. A Step Right up Folks. - Chicago, 1974.

** McCullough E. World's Fair Midways. An Affectionate Account of American Amusement Areas. - N.Y., 1986. 22


молодежных ценностей и моделей поведения. В результате молодежная культура в целом и культурно-досуговая политика в частности стали рассматриваться как составная часть стратегии всего социального развития. Государственные институты, политические и общественные организации стали обращать повышенное внимание на социально-экономическое положение, политическую и нравственную зрелость молодежи. Стратегическое изменение молодежной политики означало, что речь идет не столько о расходах на конкретные молодежные программы, сколько об инвестициях в молодое поколение в целом.

Таким образом, к 60-м годам сложились все условия для дальнейшего качественного скачка в развитии индустрии досуга:

- с одной стороны, возникло осознание того, что будущее любого
общества зависит от уровня культурной среды, от эффективности орга
низации молодежного воспитания, труда и досуга;

- с другой стороны, взаимная интеграция рекреационных отраслей
достигла чрезвычайно высокой стадии.

Катализатором процессов концентрации в сфере досуга и отдыха послужил научно-технический прогресс: сдвиги в материально-технической базе сферы услуг и расширение спроса создали возможности для усиления влияния крупных фирм, в результате чего переход предприятий сферы обслуживания досуга на новую техническую базу был неразрывно связан с укрупнением масштабов деятельности предприятий, высокой степенью стандартизации и унификации оказываемых потребителю услуг.

Своеобразие производства рекреационных услуг, ориентированное на территориально раздробленный и расчлененный спрос населения на рекреационное обслуживание, обусловило особую форму концентрации в данной сфере - организацию цепей однотипных предприятий. «Цепные компании» оказались более эффективными по сравнению с созданием отдельных крупных предприятий. Именно путем создания цепей предприятий шло расширение бизнеса в гостиничном секторе и киноиндустрии.

К концу 60-х годов важнейшей формой концентрации в сфере досуга стала диверсификация* деятельности крупных фирм. Так, компания «Holidays Inns», известная в области гостиничного бизнеса, к 1972 году уже владела 17 парками отдыха, предприятиями по производству мебели, стройматериалов, растворимого кофе и т.д. В комплекс услуг компа-

* Диверсификация - расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды. (См.: Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 1999. - С. 83-84).


нии входили прокат машин, автобусные перевозки, частные лечебницы, школа подготовки кадров для гостиничного дела и т.п.

Диверсификация деятельности затронула также кинобизнес США: основная деятельность - создание и прокат фильмов - дополнилась продажей радио-, теле- и музыкальной аппаратуры, работой на телевидении.

Кроме того, перспективы расширения спроса и увеличения доходов предприятий по обслуживанию отдыха и досуга привлекли в рекреационную сферу промышленные, транспортные, страховые фирмы и банки, т.е отрасли, не находящиеся в прямой связи со сферой рекреации. Так, довольно высокая степень вовлеченности в сферу обслуживания досуга нефтеперерабатывающей, химической, резиновой отраслей объяснялась популярностью среди населения всевозможных средств автооотдыха, а текстильной и кожевенной промышленности - потребностями в продукции спортивного и культурно-массового назначения (одежда, обувь и т.п.).

Таким образом, к началу 70-х годов в рамках рекреационной сферы образовались особые межотраслевые рекреационные комплексы (МРК) -по типу агропромышленного, космического или машиностроительного. МРК включали ряд отраслей, ориентированных на создание потребительских благ, предназначенных для какого-либо определенного вида отдыха (иными словами - производство как материальных, так и нематериальных благ).

Важная отличительная черта МРК — тесное взаимодействие крупного и малого бизнеса. В США 80% производственных единиц составляет сфера малого бизнеса. Высокий процент этих предприятий обусловлен тем обстоятельством, что мода на рекреационные услуги и блага переменчива, а мелкие и средние компании имеют преимущества перед мощными конкурентами - они более маневренны и оперативнее реагируют на смену спроса.

Сосуществование крупного и мелкого бизнеса осуществляется на основе контрактных соглашений, так называемых франчайзов (franchise), которые в 70-е годы превратились в важнейшую форму укрупнения и концентрации в рекреационной отрасли. Суть таких соглашений состоит в том, что крупная фирма заключает франчайз с уже действующими самостоятельными мелкими предприятиями или в ряде случаев создает новые предприятия и приглашает для их эксплуатации операторов*. Мелкие и средние предприниматели получают по франчайзам определенную помощь (например, информационное и программное обеспечение, поставки материалов и оборудования). В обмен на эту помощь крупный бизнес получает долю от валовой выручки (6-7%).

* См. • Современный экономический словарь. - М Инфра-М, 1999. - С 373. 24


Таким образом, успех системы франчайзов в индустрии досуга обусловлен сочетанием финансовой и технической мощи крупной фирмы с гибкостью и маневренностью мелкого предприятия, мастерством, талантливостью и предприимчивостью оператора (профессионального хореографа, теннисиста и т.п.), а самое главное - с его материальной заинтересованностью в результатах деятельности предприятия.' Кроме того, по франчайзам малая форма сохраняет юридическую независимость, самостоятельно решает текущие задачи, в том числе связанные с удовлетворением специфических, индивидуальных рекреационных потребностей клиентов. А ее долгосрочную экономическую стратегию и массовый рекреационный спрос определяют крупные корпорации-патроны. Разрабатывая те или иные стандарты проведения досуга, крупные производители ориентируют потребителя на дорогостоящие товары и услуги рекреационной сферы, играя на тщеславном желании приобщиться к более «высоким» потребительским благам.

Таким образом, развитие индустрии досуга в США учитывало, с одной стороны, социальную значимость проблем отдыха, требования по охране и использованию природы в целях рекреации, а с другой стороны, что вполне естественно - соблюдало экономические интересы монополий рекреационной сферы Государственные затраты на сферу досуга также были направлены на обеспечение благоприятных условий для функционирования предприятий частных фирм.

Характеристика межотраслевых рекреационных комплексов в США

В США индустрия досуга и развлечений очень скоро стала рассматриваться как наиболее важный фактор экспорта после исследований космического пространства. Вовлечение ц обслуживание сферы досуга многочисленных отраслей экономики США, которые в своей деятельности все более ориентировались на рекреационный рынок, способствовало формированию и успешному функционированию трех основных МРК:

- кино-видео-аудио-телекомплекс;

- спортивно-рекреационный комплекс;

- туристский комплекс.

Первый МРК объединяет кинематограф, коммерческое телевидение, включая кабельные системы, производство и прокат аудио- и видеозаписей.

Безусловно, первоначальной базой для дальнейшего развития этого МРК послужил кинематограф. Пик посещаемости кинотеатров,' отмечавшийся в 60-е годы, пошел на спад уже в 70-е годы ввиду появления универсального семейного развлечения - телевидения. Появление видео и кабельного телевидения в 80-е годы разделило аудиторию зрителей и


слушателей на группы по своим особым интересам и обусловило резкое сокращение продукции киноиндустрии. Для выхода из кризисного состояния американские киномонополии за последние десятилетия вынуждены были не раз пересматривать свою стратегию и тактику в завоевании и удержании потребителей:

- перепробованы различные жанры (так, в 70-е годы был осуществ
лен переход от создания дорогостоящих боевиков к более дешевым ме
лодрамам, а в 90-е годы Голливуд уже хорошо осознал возможности,
которые сулит отечественный рынок. Историческая тематика, почти ис
чезнувшая с экранов в 70-е годы, сегодня представлена там практически
круглосуточно. Лента С.Спилберга «Saving Private Ryan» - последний
гребень нарастающей волны исторических; фильмов и документальных
драм. То, что несколько лет назад зародилось в качестве новой тенден
ции, превратилось ныне в популярный жанр американской индустрии
развлечений. Эстетически отполированные, очищенные от противоречий
инсценировки исторических событий пользуются у массовой публики
успехом, имеющим вполне материальное выражение. Интерес Голливу
да к изображению военных конфликтов основывается не только на уста
релых исторических концепциях, но и на вполне практических сообра
жениях зрелищное™. Эксплуатируя чисто американскую слабость к ге
роям-одиночкам, Голливуд производит драмы и документальные филь
мы, портретирующие Джона Кеннеди, Элвиса Пресли или Мао Цзэ-дуна.
Популярен и такой прием, как подача исторических событий с точки
зрения отдельных личностей. При этом исторический процесс опять-
таки сводится к персональным деяниям, а социальный фактор выносится
за скобки*);

- увеличивалось количество фильмов в прокате, что позволяло уве
личить доход за счет разнообразия афиш;

- задействовались методы ценовой конкуренции (например, вход
ная плата в 1 доллар в те дни, когда посещаемость самая низкая - по по
недельникам и вторникам);

- и методы неценовой конкуренции (качество продукта, привлече
ние известных актеров и режиссеров для создания кинофильмов, широ
кая реклама);

- использовался географический фактор - строительство кинотеат
ров в зонах туристского паломничества (например, 1/3 кинотеатров
США расположены в 5 штатах - Нью-Йорке, Огайо, Флориде, Техасе и
Калифорнии);

- создавались заманчивые типы кинотеатров:

«Нойе цюрхер цойтунг» (Швейцария), 23.10.1998. 26


1) кинотеатры на открытом воздухе, где фильм можно смотреть, не
выходя из автомобиля;

2) кинотеатры в торговых центрах;

3) мини-кинотеатры (на 300 мест) с повышенной комфортностью и
автоматизированным комплексом обслуживания (продажа билетов, кон
троль, показ);

4) наконец, многозальные кинотеатры, или мультиплексы.
Разработанные в 90-е годы, мультиплексы учитывают достижения

современных электронно-компьютерных технологий, поэтому рутинная демонстрация фильмов посредством проекционных аппаратов заменена электронной системой развертки, с помощью которой инженер-компьютерщик может передавать изображение одновременно в несколько кинозалов, входящих'в комплекс (в особо крупных комплексах таких залов насчитывается свыше 30).

Несмотря на то, что использование мультиплексов в 90-е годы не успело приобрести массового размаха, эксперты сходятся на том, что в начале XXI века рынок мультиплексов переживет «бум» посещаемости 60-х годов, поскольку новая технология открывает прекрасные возможности:

f повысить качество демонстрации фильмов, недостижимое при прежней системе кинопроката;

- повысить комфорт и удобства при просмотре фильмов (наличие
ресторанов, паркингов, удобно спроектированных зон отдыха);

- уменьшить затраты за счет автоматизации обслуживания зрителей,
компьютеризации показа и уменьшения обслуживающего персонала.

Развитие кабельных сетей привело к так называемой,глобализации телевидения во всем мире. Глобализация телевидения является следствием получившей цачало именно в США эры кабельного телевидения. В результате Америка долгое время имела много больше телеканалов, чем другие страны. -В 80-е,годы многоканальное телевидение, в связи со снижением стоимости запуска спутников связи, стадо распространяться по всему миру. Развитие кабельного телевидения значительно увеличило пропускную способность трансляционных систем. При этом государственное телевидение многих стран мира могло предложить только небольшое число собственных программ, которые, к тому же, зачастую были просто скучными. Американские телекомпании, с самого начала поставленные на коммерческую ногу и готовые к работе, в условиях рыночной конкуренции, имели к этому времени такие каналы передач, как CNN, Nickelodeon, MTV и располагали огромным количеством комиксов, старыми «мыльными операми», классическими фильмами., Именно этот материал лег в основу для развития глобального телевещания. В настоящее время этот процесс ускоряется в связи с переходом на цифро-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.