Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бутенко М.Э. 8 страница




- еще один аспект развития межличностных контактов - помощь в
передаче технологий через волонтеров. Организация «Волонтеры со
трудничества Японии с зарубежными странами» имела многолетний
опыт помощи развивающимся странам, осуществляя передачу техноло
гий культивирования риса, ирригации, сферы обслуживания и культуры.
Помимо этого японцы всегда уделяли много внимания психологическим
факторам и внедрению японской культуры труда - общая форма одеж
ды, гимн предприятия, этика псевдосемейных отношений в фирме пере
носились ими не менее эффективно, чем технологические процессы.


Глава 5. Австралия Этнокультурная специфика Австралии

Этническое многообразие населения Австралии объясняется экономическими и культурными причинами. Более 16 млн. жителей (почти 3/4 всего населения) - англо-кельты, потомки переселенцев Британских островов; 20% - выходцы из других европейских стран (Италии, Германии, Нидерландов и др.); и, наконец, 5% составляют коренные жители страны - австралийские аборигены, около 1% - эмигранты из Азии (в первую очередь, Китая и Индии). В последнее десятилетие под влиянием экономических факторов резко возрос приток эмигрантов из государств Восточной Европы.

В отличие от Европы и Северной Америки в Австралии недостаточно земель, пригодных для занятий сельским хозяйством. Население распределено по материку крайне неравномерно и почти все сосредоточено в восточной и юго-восточной частях страны, преимущественно в больших городах.

После Второй мировой войны Австралия начинает играть важную роль в азиатском регионе, значительно укрепляет политические и экономические связи с Индией, странами 1рг4>-Восточной Азии и Японией. Еще два столетия назад, до прихода европейцев, культура Австралии была культурой ее коренных обитателей. С появлением английских колонистов (1788 год) началось медленное проникновение европейской цивилизации на материк. Переломными в культурной жизни Австралии стали 30-е годы XX века, когда в страну на постоянное место жительства приехало большое количество эмигрантов из Центральной Европы. После окончания Второй мировой войны эмиграция из европейских стран приобрела массовый характер, что способствовало проникновению на пятый континент европейских культурных традиций и придало новый импульс культурному развитию. И, наконец, прогресс в средствах сообщения и связи завершил эпоху изоляции Австралии от всего остального мира

Основные направления развития культуры, досуга и благосостояния населения определяются в соответствии с широко распространенными в стране идеями «постиндустриального общества».

Источник: http: //www.municipal.cilturenet.ca


Основные направления культурной политики Австралии

В Австралии ни на федеральном уровне (правительство Австралийского Союза), ни на уровне штатов нет четко сформулированного и зафиксированного документально плана культурной политики, хотя в официальных программах основных политических партий отражены практически все проблемы, относящиеся к згой области. Культурные учреждения и фонды формулируют свои предложения по вопросам развития культуры и ее финансирования, составляют программы осуществления тех или иных проектов и указывают на приоритетные направления, а правительственные структуры принимают соответствующие решения.

Население страны - многонационально, причем в последние годы неуклонно увеличивается численность австралийцев, родившихся за пределами Австралийского Союза, а также иммигрантов, подданных других государств. Поэтому первоочередной задачей культурной политики федерального правительства является обеспечение права этнических меньшинств на самостоятельное культурное развитие Наибольшее внимание уделяется: поощрению национальных талантов (выявление особо одаренных людей и оказание им всемерной поддержки; стимулирование каждого индивида к совершенствованию в той или иной сфере); просветительской работе среди различных групп населения о непреходящем значении любого культурного наследия. Важно, что в обществе растет осознание тесной взаимосвязи между сохранением национальной самобытности и общим уровнем развития культуры в стране.

В наибольшей степени делами культуры занимается Министерство культуры, спорта, по вопросам окружающей среды, туризма и территорий (DASETT - Department of the Arts, Sport, environment. Tourism and Territories). Однако другие министерства также имеют отношение к вопросам культуры: например, Министерство иностранных дел (Department of Foreign Affaires), в том числе отвечающее за программы по культурному обмену, Министерство иммиграции и по делам этнических групп (Department of Immigration and Ethnic Affairs). Кроме того, правительство Австралийского Союза специально учредило ряд государственных должностей, призванных курировать отдельные направления культурного развития (сохранение культурного наследия, расширение сети национальных галерей, усовершенствование национального радиовещания и телевидения и пр.).

Важную роль в культурной политике Австралии играют правительства штатов. Они не только принимают деятельное участие в национальных программах культурного развития, но и составляют собственные.


изыскивая средства на их осуществление. В последнее время заметно активизировались муниципальные организации.

В Австралии ни на федеральном уровне, ни на уровне штатов нет специального законодательства в области культуры. Принимаются отдельные нормативные акты, регламентирующие деятельность тех или иных культурных организаций, государственных служб или конкретных лиц. Важное место в законодательстве страны занимают принятые Австралией Международная конвенция об авторских правах, и государственный билль о защите авторских прав (The Copyright Amendment Bill, 1988X а также нормативные акты в области культуры, принятые министерством культуры, спорта, по вопросам окружающей среды, туризма и по делам территорий.

В Австралии ни на федеральном уровне, ни на уровне внеправи-тельственных структур не составляются планы культурного развития страны. И, тем не менее, в этой области наблюдается хорошая организация. Этим занимаются: Объединение по культурным мероприятиям Комиссии по австралийским фильмам (Australian Film Commission's Cultural Activities Unit; финансирование программ, направленных на приобщение австралийцев к искусству кино, помощь в проведении форумов, семинаров, конференций по различным проблемам культуры, эстетики, национального кино и видеопроизводства и пр.); Национальная библиотека Австралии (координация деятельности публичных библиотек страны по формированию коллекций и в области управления; в будущем предполагается создание единого библиотечного фонда Австралии, частью которого станут и коллекции Национальной библиотеки); Министерство культуры, спорта, по вопросам окружающей среды, туризма и по делам территорий (реализация программ по сохранению и пропаганде культурного наследия страны, в первую очередь; национальных коллекций; совершенствование информационной деятельности в области культуры); Объединение по культурному развитию землячеств при Австралийском Совете (CCDU; создание условий для активного участия национальных общин и землячеств в развитии коренных культур; составление программ обучения, в том числе традиционным ремеслам; совершенствование теории и практики культурного развития этнических меньшинств; поддержка местных организаций, этнического радио и телевидения).

Развитие индустрии культуры и сферы досуга является прерогативой правительства. Так, в 1988 году на нужды многочисленных служб, ведомств и агентств, занятых в этих областях, а также на производство рекламных товаров и сувениров правительством было выделено более 14 млрд. долларов США (общие же федеральные расходы на организацию отдыха и культуру составили 3,5 млрд. долларов США). Централь-


ным органом, контролирующим развитие индустрии культуры, является Австралийское Бюро Статистики (Australian Bureau of Statistics). Согласно разработанной им структуре, (National Culture-Leisure Industry Statistical Framework; 10 категорий «объектов», в свою- очередь, состоящих из 16 более крупных и 54 более мелких подразделений) сферой индустрии культуры охвачены' памятники и «музеи под открытым небом»; литература и библиотеки, музыка; сценические искусства; изобразительное искусство и музеи; кино- и видеопродукция; общественные и правительственные организации, занимающиеся вопросами культуры и досуга; спорт, развлечения, службы, отвечающие за безопасность; естественная природная среда.

Финансирование сферы культуры в Австралии

Федеральное правительство и правительства штатов оказывают значительную финансовую поддержку культуре, в первую очередь, благодаря действующим программам льготного налогообложения культурных учреждений. Также поощряются дары и пожертвования культурным организациям от частных лиц путем освобождения потраченных сумм от подоходного налога

В Австралии нет специальных банков, учрежденных для финансирования программ культурного развития. Кроме коммерческих структур и частных лиц финансовую помощь культуре предлагают некоторые частные фонды. Среди них можно выделить: Фонды Майера (Myer Foundations, поддержка исследовательских проектов и представление австралийского искусства за рубежом); Фонд Петера Стейвесанта (Peter Stuyvesant Cultural Foundation, ратует за развитие национальных искусств), Фонд штата Юта (Utah'Foundation, помогает австралийской общине и ассигнует значительную часть от ежегодных субсидий на культурные проекты).

По данным статистики, за последние 15 лет общая сумма, выделенная государством на нужды культуры, значительно возросла. В 1988-1989 годах она составляла 2 млрд. долларов США, что равнялось 118 долларов США на душу населения, или 1,7% от совокупного бюджета страны. Половина (50,1%) этой суммы приходилась на федеральное правительство, 35,4% - на правительства штатов и территорий и оставшиеся 14,5% - на местные органы власти.


Заключение

Представленный в пособии материал - это первая попытка логического осмысления и некоторой систематизации современного опыта социально-культурной деятельности за рубежом на уровне государственных и негосударственных (общественных, коммерческих, частных) структур. В условиях сегодняшнего динамично меняющегося мира знание о наиболее эффективных организационных формах социально-культурной работы, новейших технологиях в различных областях социально-культурной деятельности индустриально развитых стран и опыте решения ряда культурно-досуговых, рекреационных проблем выступает объективным условием повышения общего культурно-образовательного и профессионального уровня студентов, что, в свою очередь, впоследствии детерминирует умение использовать мировой опыт организации социально-культурной деятельности в практике конкретных учреждений индустрии досуга.

Целесообразно рассматривать пособие как исходную информационную базу для активной самостоятельной учебно-творческой работы студентов, проведения семинаров-дискуссий, творческих мастерских, разработки примерных досуговых программ.


Литература

1. Американский характер: Импульс реформаторства: Очерки куль
туры США. - М, 1995.

2. Афанасьев М.Н. Западные концепции художественного творчест
ва / М.Н. Афанасьев. - М., 1990.

3. Богина Ш.А. Этнокультурные процессы в США / Ш.А.Богина. -
М., 1986.

4. Большакова Г.К. США: Роль корпораций и государства в подго
товке кадров / Г.К.Болыпакова. - М., 1987.

5. Брун-Цеховой В,А. Консервативные тенденции и демократиче
ские альтернативы в культурной политике ФРГ / В.А.Брун-Цеховой,
А.А.Захаров. -М., 1988.

-6.1-Вартанова Е. Финская молодежь на рубеже столетий / Е.Вартанова -М., 1999.

' 7. Вдовенко Т.В. Досуг пожилых людей (Зарубежный опыт) / Т.В.Вдовенко. - Л., 1991.

1 8. Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы / Т.В.Вдовенко. - СПб., 1999.

9. Веблен Т. Теория праздного класса / Т.Веблен. - М., 1984. 1 10. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре - Т. 1. Западный опыт / А.И.Глаголев. - М., 1991.

11. Голомидрв В.И. Некоторые аспекты организации социально-
культурной деятельности во Франции / В.И.Голомидов. - М., 1988.

12. Джурннский А.Н. Чему и как учат школьников в Японии /
А.Н. Джуринский. - М., 1997.

13. Дзиов А.Х. Моделирование процесса интеграции социальных
и педагогических потенциалов в парке культуры и отдыха / А.Х. Дзиов. -
М., 1997.

14. Дюмазедье Ж. Досуг как форма духовной деятельности /
Ж.Дюмазедье. - М., 1987.

15. Дуликов В.З. А как там отдыхают? / В.З. Дуликов // Клуб. -
2000.-№3.-С. 25-26.

16. Из опыта работы парков США: (Информ.-метод, материал). -
М., 1990.

17. Катасонова Е. Культура и бизнес / Ё. Катасонова // Япония се
годня. -1997. -№ 5.

18. Кертаан Л.Е. История культуры стран Европы и Америки /
Л.Е. Кертман. -М., 1987.

19. Клинтон Б. Америка конца XX века / Б.Клинтон. - М., 1993.


20. Кратова Ю.Н. Государство и досуг (на материале англоязыч
ных стран) / Ю.ККротова. - СПб., 1996.

21. Кротова Ю.Н. Досуг вчера и сегодня: Становление современ
ных западных взглядов на социальную ценность досуга / Ю.Н.Кротова. -
СПб., 1994.

22. Кротова Ю.Н. Досуг в экономически развитых странах (на
примере США. Великобритании и Канады) / Ю.Н.Кротова. - СПб., 1993.

23. Кротова Ю.Н. Досуг и труд в англоязычных странах /
Ю.Н.Кротова. - СПб., 1994.

24. Культурная политика западноевропейских стран и проблемы
социального развития. -М., 1991.

25. Кухтерин С. Европейская культура и мировое развитие /
С.Кухтерин. - М., 1987.

26. Лайне К. Структура и управление культурной политикой Фин
ляндии / КЛайне // Экология культуры. - 1999. - № 4. - С. 90-108.

27. Лернер М Развитие цивилизации в Америке / М.Лернер. - М.,
1992.

28. Лоусон Дж. Культурная политика в Голландии / Дж.Лоусон //
Театр. - 1990.-№ 6.

29. Лютикова Г.В. Организация культурной жизни в Швеции (80-е
годы)/Г.В.Лютикова. -М., 1989.

30. Новикова И.А. Об использовании зарубежного опыта в подго
товке специалистов культуры / И.А.Новикова // Культура на пороге
III тысячелетия. - СПб., 1994.

31. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения
в США: традиция и современность / И.А.Новикова. - СПб.. 1991.

32. Оборенко В.Н. Западные молодежные субкультуры 80-х гг. /
В.Н.Оборенко; ИНИОН АН СССР. - М., 1990.

33. Организация досуговой деятельности школьников за рубежом:
Уч. пос. - СПб., 1994.

34. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодо
творные идеи / С. Пейперт. - М, 1989.

35. Петрищев В.И. Великобритания: социализация молодежи на
рубеже 90-х годов XX века/ В.И. Петрищев. - Красноярск, 1992.

36. Попов Н.П. Америка 80-х: Общественное мнение и социаль
ные проблемы / Н.П. Попов. - М., 1986.

37. Сфера услуг в США. Новые явления и структурные сдвиги. -
М., 1985.

 

38. Терехова О.В Индустрия досуга в США / О.В.Терехова. - М.,
1983.

39. Титов Б.А. Досуг в США / Б.А.Титов, Н.А.Кострова. - СПб.,
1992.


40. Трансформация концепций культурной политики Франции в
60-80-е годы: экспрес-информ / ГБЛ. -М, 1987. - (Культура и искусст
во за рубежом. - Вып. 9).

41. Фатеева Е.В. Семья в современном зарубежном мире/
Е.В.Фатеева. - М., 1988.

42. Франция глазами французских социологов. - М., 1990.

43. Хижняк И. А. США: государство, бизнес и культура 60-80-х гг.
XX столетия / И. А. Хижняк. - Киев, 1986.

44. Периодические и информационно-аналитические материалы:
Клуб, Панорама культурной жизни зарубежных стран, Панорама куль
турной жизни стран СНГ и Балтии.

45. Battle P., Malkin MJ. The motivation to move // Parks & recrea
tion. - 2000. - № 1. - P. 28-36.

46. Caneday L. Recreation education at he lose of the 20th century //
Parks & recreation. - 2000. - № 3. - P. 114-122.

47. Chick G. Leisure and culture: Issues for an anthropology of lei
sure // Leisure sciences. - 1998. - Vol. 20. № 2. - P. 111-133.

48. Coalter F. Leisure science and leisure studies: Different concept,
same crisis? // Leisure sciences. - 1997. - Vol. 19, № 4. - P. 255-268.

49. Confer J.C., Kerstetter D.L. Past perfect: Explorations of heritage
tourism // Parks & recreation. - 2000. - № 2. - P. 28-38.

50. Les fmancement culturels europeens: mode d'emploi. - Paris,
1997. - 254 p.

51. Criffin A. A. Step Right up Folks. - Chicago, 1974.

52. Green M. The American Spectator. A literary newspaper and the
cultural politics of the early 1930s // Biblion. - 1998. - Vol. 7, № 1. -
P. 36-55.

53. McCormick В., McGuire F. Leisure in community life of older ru
ral residents // Leisure sciences. - 1996. - Vol. 18, № 1. - P. 77-93.

54. McCullough E. World's Fair Midways. An Affectionate Account
of American Amusement Areas. - N.Y., 1986.

55. Mommaas H. European leisure studies at the crossroads? A history
of leisure research in Europe // Leisure sciences. - 1997. - Vol. 19, № 4. -
P. 241-254.

 

56. Pais Machado J. Transitions and youth cultures: forms and per
formances // Intern.social science j. - 2000. - № 164. - P. 219-232.

57. Patin Th. Exhibitions and empire National parks and the perform
ance of manifest destiny // J. of Amer. culture: Studies of civilization. -
1999. - Vol. 22, № 1. - P. 41-59.

58. Pierson G. The Moving American. - N.Y., 1973.

59. Politiques locales et enjeux culturels: Les choches d'une querelle
XlX-e - XX-e specie / Dir. Dubois V. - Paris, 1998. - 456 p.


60. Pryke S. The popularity of nationalism in the early British Boy
Scout movement // Social history. - 1998. - Vol. 23, № 3. - P. 309-324.

61. Schonmann Sh. Fictional world and the real world in early child
hood drama education // Visual arts research. - 1999. - Vol. 25, № 2. -
P. 79-89.

62. Simonot M. Creation, creativite, expression // Les cahiers de
ranimation. - 1980. - № 3. - P. 16-25.

63. Shotter J. Cultural politics of everyday life: Social constructionism,
rhetoric and knowing, of the third kind. - Buckingham: Open univ.press,
1993. - 255 p.

64. Scares C. Aspects of youth transitions, and the end of certainties//
Intern, social science j. - 2000. - № 164. - P. 209-217.

65. Stewart В., Sandahl D.M. At the leisure research symposium, focus
on the future // Parks & recreation. - 2000. - № 3. - P. 38-^6.


Бутенко Марина Эдуардовна

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Учебное пособие

Дизайн обложки М.Э. Бутенко Оригинал-макет М.Е Лисовской

191186, Санкт-Петербург, форцовая наб., д.2. СПбГУКИ Лиц. ИД№ 05313 от 09.07.2001

Отпечатано в типографии «Турусел» 191186, Санкт-Петербург, ул Миллионная, д.1

Тел.3115474 Лиц. ПД№ 2-69-571 29.01.2003. Печ.л.6. Печать офсетная Тир.200.3ак.254




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.