Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бутенко М.Э. 6 страница




Однако столь же неизбежным следствием либерализации, типичным для всех постготалитарных обществ, является и проблема массовой культуры, которая выразилась, прежде всего, в широкомасштабной инвазии западной, особенно американской, культурной продукции. Так, в ситуации, когда объемы легальной дистрибуции растут с каждым годом, а нелегальные копии голливудской продукции расходятся в огромных количествах, перспективы национального кинопроизводства весьма печальны. Кроме того, развлекательное кино (детективы, эротика, триллеры) вытесняют с экранов интеллектуальные фильмы.

Другой важной проблемой является падение потребительского спроса на культуру и культурную продукцию. Это, прежде всего, выражается в падении посещаемости музеев, театров, художественных галерей и т.п. Социологические исследования и статистические данные показывают, что при общем увеличении количества музеев и театров в странах Центральной и Восточной Европы, все меньше людей переступает их порог Есля неизменный рост числа музеев и театров является следствием возросшей свободы творческого самовыражения, падение интереса к ним -


это не только результат трансформации традиционной системы ценностей, но и показатель падения жизненного уровня населения.

Каждая из стран региона столкнулась со специфическими проблемами, но есть и нечто, что их объединяет. Это, прежде всего, изменение отношений между государством и отдельной личностью. Речь идет о еще имеющем место стремлении совместить несовместимое: сохранить государственный патернализм в условиях буржуазной демократии. Отношение к государству подавляющего большинства людей в постсоциалистических странах можно было бы сравнить с отношением подростка к родителям: с одной стороны, он стремится освободиться от них, а, с другой, - ожидает и даже требует помощи и опеки. Отсутствие или недостаточные масштабы таковой заставляют людей искать иные формы коллективной безопасности. Это, прежде всего этнонациональные или этнокультурные сообщества.

В настоящее время «государственная меценатура» в каждой из «посткоммунистических» стран Центральной и Восточной Европы развивается фрагментарно, а само общество и — в первую очередь - «новые капиталисты» морально не готовы поддерживать писателей, артистов, педагогов и т.д. Спонсорство развивается неравномерно: пристрастия и кошелек новых меценатов часто не выдерживают постоянных экономических волнений. Постепенно сходит на нет и финансовая поддержка культуры теми учреждениями, которые в начале 90-х годов активно помогали издательствам, театрам и пр. Особую озабоченность вызывает наметившаяся тенденция: с развитием демократического общества усугубляется безразличие к культуре или даже - враждебные настроения к ней как к чему-то лишнему в жизни, а поддержка культурных акций все чаще становится элементом «партийной риторики». В условиях поощрения «культурного нигилизма» творческие личности и работники культуры чувствуют себя ненужными, отверженными.

«Жалобщики» и «нытики» из культурной среды не вызывают у «хозяев жизни» добрых эмоций, а механизм государственной меценатуры приходит в движение, когда просят поддержать какую-нибудь снобистскую и броскую акцию.

В условиях социально-политических изменений жизни общества трансформируется не только объективное положение художника в социуме, но и его субъективные ощущения. По мере падения престижа интеллектуального труда, изменения ценностных ориентиров и стереотипов, характерных для социалистической социологии, рушится миф об исключительности деятелей культуры, этих «учителей народа», несущих искусство в массы. Место «статиста» (широко распространенный тип художника при социализме) занимает независимый профессионал, ориентированный на потребности рынка.


Есть еще одна важная тенденция, более или менее характерная для всех постсоциалистических стран. С одной стороны, стремление к глобализации с ее интеграцией, предполагающей создание единой системы коммуникаций, производство новых информационных технологий, совместное решение экологических проблем, обеспечение прав человека и т.д. С другой - глобализация подчас воспринимается как вестерниза-ция, несущая тотальный китч в культуре, как непосредственная угроза национальным традициям и национальной самобытности. Такая позиция •свойственна представителям этнонационализма, которые, порицая западную цивилизацию, противопоставляют ей высшую духовность и самобытную культуру своих народов, настаивая на их моральном превосходстве над декадентской цивилизацией Запада.

В постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы бытуют две точки зрения на взаимосвязь культуры и рынка. Согласно первой, рынок является главным механизмом, регулирующим функционирование сектора культуры. Вторая представляет дифференцированный подход к культуре, подразумевающий ее защиту от излишнего радикализма рынка

Анализ развития последних пяти дет показывает, что хоропше результаты достигнуты теми странами, где имел место прогресс в реструктурировании культурной жизни и развитии новой культурной политики.

Согласно Институту мировых экономических исследований в Будапеште, страны Центральной и Восточной Европы представляется возможным разделить на 3 группы.

Первая группа включает Польшу, Венгрию, Чехию и Словению. В этих странах реформы имеют значительное развитие.

Вторая группа: Словакия, Россия, Болгария, Хорватия, Румыния, Литва, Латвия, Эстония. Несмотря на радикальный характер реформ, эти страны имеют значительно меньший прогресс в рыночной экономике, чем первая группа. Значительные экономические и социокультурные трудности перед вступлением в Европейский Союз испытывают Словакия, Болгария и Румыния. Словакия заплатила слишком большую цену за независимость от Чехии. Ее пока что нерентабельная экономика в новых рыночных условиях постоянно дает сбои. Проблемы Болгарии напрямую связаны с внезапным разрывом экономических связей с бывшим СССР, торговый оборот, с которым составлял 60% от общего числа внешнеторгового баланса страны. Доля частного сектора в болгарской промышленности по-прежнему невелика. Падение национального валового продукта идет на фоне инфляции (более 100% в 1996 г.). Во многом сходная ситуация отмечалась и в Румынии, где инфляция была еще выше (150% в 1995 г.).


Третья группа включает Беларусь, Украину, Молдову, которые только начинают реформировать свою плановую экономику в сторону рыночной.

Необходимо провести различие мезкду экономическими и культурными реформами. Факт различия делает невозможным механическое приложение готовых моделей в культурной сфере, хотя это возможно в сфере экономической. Культурная жизнь каждого государства или нации имеет фундаментальный отличительный момент по сравнению с другими странами и нациями. Нельзя забывать, что как бы ни было сильно желание стандартизировать культурную политику согласно западноевропейским моделям, всегда останутся специфические черты'и отличия, определяющие специфику традиций, формирующих культурную жизнь и культурные потребности.

Рынок, его особенности и практические последствия действия рыночных механизмов в различных областях культуры все еще недостаточно изучены. Так называемая культурная индустрия (производство-фильмов, книг, аудио- и видеозаписей и т.п.) не только хоронк} вписалась в рынок, но и имеет обширные связи внутри стран и за их рубежами. Правда, экономические трудности 90-х годов, девальвация национальных валют привели к удорожанию продукции культурной индустрии. Она стала малодоступной для потребителя. Однако в то же время в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, как и во всем мире, изменилась структура потребления в сфере культуры: упала популярность у зрителя таких публичных видов искусства, как театр и кино, и на первое место вышли индивидуальные формы проведения досуга (компьютерные игры, телевидение, видео и т.п.). Рост потребления репродуктивных видов продукции культурной индустрии (видео- и аудиокассет, компакт-дисков, программного обеспечения, аппаратного оборудования и т.д.) с неизбежностью привел к увеличению объемов производства.

Одна из серьезнейших проблем в постсондалистических странах Центральной и Восточной Европы сегодня - борьба с пиратством в сфере звуко- и видеозаписи и телевидения. О важности проблемы свидетельствует тот факт, что продуктивность черного рынка в этих странах подчас превышает объемы лицензированной продукции. Законы об авторском праве, изменения в уголовном кодексе стран, а также ратификации международных соглашений в этой области - все это шаги, призванные защитить интеллектуальную собственность.

Новая модель кинопроизводства предполагает комбинированное финансирование, когда наряду с государственными субсидиями задейст-вуются и средства частных инвесторов. Однако пока кинопроизводство, требующее больших вложений, находится в состоянии стагнации.


Дистрибьюторская сеть находится целиком в частных руках, и дист-рибьюторские фирмы наводнили страны зарубежной кинопродукцией на любой вкус, однако кинотеатры, подавляющее большинство которых все еще остается в государственной собственности, пустуют, сокращается число кинозалов. За небольшим исключением все они являются убыточными.

Электронные масс-медиа, часть из которых приватизирована, существуют, в основном, за счет рекламы. Однако рынок рекламы в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы делает всего лишь свои первые шаги. Тем более, что частным средствам массовой информации приходится соперничать в этой сфере с монополистами -государственными теле- и радиоканалами. Национальное телевидение фактически продолжает оставаться монополистом. Для частных телевизионных каналов производство собственных новостных программ или программ, посвященных культуре, слишком дорого. Они предпочитают покупать дешевую зарубежную продукцию сомнительного качества, да и ту, подчас, эксплуатируют нелегально. Официально лицензированных телевизионных каналов немного.

Книгоиздание в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы почти полностью приватизировано. Система распространения книг находится в основном в руках частных фирм. В отношениях между книгоиздателями и дистрибьюторами существует определенная напряженность, обусловленная тем, что последние пытаются диктовать ассортимент изданий, дизайн, цены и т.п.

Если такие области культуры, как книгоиздательство, кинопроизводство или выпуск аудио- и видеопродукции в значительной мере приватизированы, то другие, будучи творчески самостоятельными, в финансовом отношении все чаще зависимы от государства: театры, оркестры, библиотеки не могут перейти на самофинансирование. Их субсидирует государство, а также муниципальные органы и частный капитал. Однако и этих денег очень часто хватает лишь на зарплату и социальные программы. Отсутствие рыночных реформ и засилье анахронизмов создают хаос в культуре, приводят к падению общественной значимости подобных учреждений культуры. Нехватка средств отражается на репертуаре театров, на настроениях артистов и сотрудников музеев и библиотек, испытывающих ностальгию по прошлому, предъявляющих непомерные требования к государству. Есть случаи переквалификации актеров и других творческих работников в связи с их низким социальным статусом.

У музеев и галерей те же проблемы, что и у театров: недостаточное бюджетное финансирование, отсутствие средств на выставки и прочие формы профессиональной активности.


Несколько лучше обстоят дела в изобразительном искусстве. Проникновение нового тина отношений в эту область не только открыло более широкие перспективы для художников, но и способствовало появлению новых профессий: менеджер в сфере культуры, куратор и т.п. Но и здесь имеется масса проблем, особенно во взаимоотношениях между государственными структурами, отдельными авторами и художественными организациями. Прежде всего, бросается в глаза отсутствие национальных исследований в этой области, а попытки механически использовать зарубежный опыт не дали результатов, так как при этом^ не учитывалось наличие двух противоположных позиций - «рыночной» и «плановой» - в культуре.

Еще одна проблема, притягивающая внимание специалистов, - быстрое распространение западной массовой культуры. Культурологи называют несколько причин этого явления, среди них — недифференциро-ванность потребления в сфере культуры, интерес потребителя к до сих пор недоступным неизвестным формам культуры, столь непохожим на такие знакомые идеологические клише социалистического реализма, и, наконец, доступность формы и содержания такого рода культурной продукции для широкой публики. Если раньше массовая культура в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы была представлена главным образом зарубежными образцами, то теперь их все чаще замещают национальные аналоги. Это объясняется, с одной стороны, заинтересованностью такого рода продукцией продюсеров и дистрибьюторов, а, с другой, - компенсаторной функцией массовой культуры. Она как ничто другое помогает обывателю забыть о безрадостной действительности времен социального и экономического кризиса. -

Опасения по поводу вытеснения западной массовой культурой национальных культур являются безосновательными. Лучшим образцам национальной культуры, глубоко укорененным в национальном сознании, ничто не угрожает. Что касается невысокого художественного уровня продукции массовой культуры, то здесь следует помнить, что, во-первых, не все - поклонники высокого искусства, а, во-вторых, - публика в равной степени имеет возможность ознакомиться с лучшими образцами культур разных народов. Все зависит от вкусов и интересов потребителя, который свободен в своем выборе. Это и есть подлинная демократизация культурной жизни. Она не только обусловлена отсутствием идеологического контроля, но отражает объективную социальную и культурную стратификацию.

Трудности перехода к рыночной экономике и демократии объясняются национальными стереотипами мышления. В обществе постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы все еще сильны эгалитаристские и патерналистские настроения, которые выражаются, в


частности, в неприятии общественным сознанием существования богатых и бедных, а также непоколебимой уверенности граждан в том, что государство обязано позаботиться о каждом из них. Подавляющее большинство интеллектуалов не желает переоценивать свой профессиональный статус в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Переоценка ценностей идет в условиях, когда, с одной стороны, сильно влияние исторического и культурного наследия и традиционная мораль, а, с другой, - стремление воспринять европейские культурные ценности. Процесс характеризуется оживлением интереса к религии, западной культуре и всему опыту создания процветающего демократического общества. Конечно, наиболее четко эти тенденции прослеживаются в больших городах, в молодежной среде. Люди старшего поколения, а также живущие в провинции, более консервативны.

Таким образом, трудности в развитии культуры постсониалистиче-ских стран Центральной и Восточной Европы обусловлены следующими причинами:

- отсутствие надлежащего законодательства;

- отсутствие рабочей стратегии развития индустрии культуры;

- недостаточное инвестирование;

- колебания все еще ограниченного рынка;

- негативное влияние рыночных отношений на качество культурной
продукции;

- - недостаточный контроль за инвазией низкопробных, зарубежных культурных стереотипов;

- ограниченный национальный культурный рынок.

В ситуации свободного проникновения на рынок всемирных масс-медиа, а также продуктов культурной индустрии, постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы с их ограниченными финансовыми ресурсами и неразвитым рынком должны постараться найти специфическую нишу на мировом рынке. Эта ниша может быть занята самобытным национальным фольклором, всемирно известными музыкантами, деятелями театра и т.п.

Прогнозируя развитие культуры в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, можно сказать, что оно неразрывно связано с экономической ситуацией в этих странах. В условиях, когда дальнейшие сокращения ассигнований на культуру вполне реальны, ее будущее целиком зависит от:

- наличия или отсутствия общественного мнения в поддержку
культуры,

- сроков создания надлежащей инфраструктуры и экономических
условий для развития подлинного рынка культуры;

- характера будущей государственной культурной политики.


Создание полноценного рынка культуры обусловлено наличием в социальной структуре той дни. иной страны сильного среднего класса, который является основным потребителем,, в. том числе и культурной продукции. Однако в последние годы экономические трудности угрожают существованию среднего класса, а это может фатально сказаться на будущем рынка культуры. Кроме того, существует необходимость в создании специализированных учебных центров для подготовки профессиональных дилеров в сфере искусства, менеджеров и специалистов в области экономики культуры. Усилия, предпринимаемые в этом направлении до сих пор, были спорадическими и малоэффективными.

Одной только стабилизации экономики совершенно недостаточно для преодоления кризиса культуры.

Основными отрицательными характеристиками проводимой в различных постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы культурной политики являются:

- отсутствие общей стратегии и логики в осуществлении государст
венной культурной политики;

- отсутствие гласности: общественность находится в неведении от
носительно целей и результатов культурной политики, а также распре
деления и использования средств; отсутствие системы мониторинга ус
ловий и тенденций культурной жизни;

- пренебрежение общественным мнением как культурным и поли
тическим механизмом;

- отсутствие новой теории финансирования культуры в условиях
экономического кризиса и перехода к рыночной экономике, когда мате
риальная поддержка культуры неизменно уменьшается;

- отсутствие учета этнических, социальных, религиозных, нацио
нальных, возрастных особенностей населения.

Однако культурная политика этих стран имела и свои положительные черты:

» это, прежде всего, появление частных культурных организаций, альтернативных профессиональных ассоциаций, фондов, религиозных объединений. Их возникновение стало лучшим свидетельством плюрализма культурной политики, который сам по себе является важнейшим условием дальнейшего развития культуры;

- избавление культуры от патернализма, администрирования, тен
денциозности, столь характерных для прежнего режима;

- начало европеизации культурной политики; очевидно, что.новые
законодательства в сфере культуры должны быть ориентированы на за
падноевропейские образцы. (Многие страны подписали Европейскую
культурную конвенцию, что позволит им принимать участие в разного
рода программах Европейского Союза и Совета Европы);


- гарантии публичного обсуждения различных точек зрения на ре
форму культуры;

- укрепление связей между государственными учреждениями и му
ниципалитетами, а также координация действий всех социальных инсти
тутов, имеющих отношение к культуре,

- преодоление традиции фаворитизма по отношению к государст
венным учреждениям культуры в ущерб частным;

- выработка новых подходов к государственному финансированию
культуры, основанных на принципах, не противоречащих ключевым по
нятиям рыночной экономики: инициатива, риск, ответственность, кон
куренция;

- развитие институциональных предпосылок функционирования
рынка культуры;

— участие этих стран в процессе интеграции европейских культур при одновременном сохранении их культурной идентичности.

Новые концепции в сфере социокультурного развития стран Балтии

Основу культурной политики современной Балтии составляет концепция «приватизированной культуры».

Во главе культурной жизни стран Балтии находятся министерства культуры, чьи основные функции сводятся к следующему:

а) менеджмент (руководство институциональной структурой);

б) законотворческая деятельность (создание законопроектов и пред
ставление их на рассмотрение);

в) финансирование (различные способы, уровни и направления);

г) информация (ее сбор и распространение с целью формирования
общественного мнения).

В каждом муниципалитете есть департамент культуры, которой руководитрегиональной культурой, определяя стратегию ее развития и распределяя средства.

Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что частный сектор в культуре стран Балтии все более расширяется. Однако в то же время государства продолжают оказывать посильную помощь нуждающимся: представители творческой молодежи, деятели культуры старшего поколения получают ежемесячные гранты (в Литве, например, - в размере 665 литов, что составляет 186 долларов США). Более значительные суммы получают лауреаты Приза Балтийской Ассамблеи. Некоторые творческие работники, особенно молодежь, стараются установить контакты с зарубежными менеджерами, ищут гранты и рынки


сбыта для своих произведений. Международное признание практически всегда означает популярность и привилегии на родине.

Культура стран Балтии достаточно сложно интегрируется в рыночные отношения. Исследование, проведенное литовским Министерством статистики в 1996 году, показало, что средняя литовская семья не вкладывает денег в искусство и не рассматривает его как источник дохода. Член такой семьи тратит в месяц в среднем 274,70 литов (68,8 долларов США), и только 0,43% этой суммы, или 1,19 лита (0,3 доллара США), предназначено на образование, рекреацию и развлечения. Из этих денег (1,19 лита) большая часть (0,28 лита или 0,07 доллара США) расходуется на оплату теле- и радиопередач.

Все эти трудности не мешают культурной индустрии стран Балтии наращивать объемы производства, после того, как в 1992-1994 годы она пережила спад. Так, например, издательское дело в Литве в значительной степени приватизировано, хотя и получает значительную материальную поддержку от государства (главным образом на издание книг по отечественной истории, культурному наследию и литературе) и разного рода фондов (например, Фонд «Открытого общества» - «Открытая литовская книга», Фонд представительства стран Европейского Союза, оказывающий помощь в издании национальной беллетристики). Многие издательства делают деньги на популярных у публики детективах, фантастике и любовных романах. Издательство «Тито Альба» - это пример прибыльного предприятия, выпускающего современную литературу (более 25 наименований в год).

В последние годы наблюдается увеличение количества журналов и падение тиражей, особенно это касается изданий, посвященных культуре. Так, например, наиболее известные еженедельные издания «Muzu Malunas» и «Siaures Atenai» сегодня выходят как приложение к национальным газетам, остальных поддерживает государство (в том числе и из бюджета союза художников) или они получают гранты из-за рубежа, но и это не избавляет от финансовых проблем.

•>3а последние несколько лет появление частных телеканалов и радиостанций существенно изменили облик прибалтийских средств массовой информации. Представление о массовой культуре сформировалось в советские времена. Этим термином было принято обозначать всю западную культуру, которая «угрожает» существованию национальной культуры. Однако такое противопоставление «западной/массовой» и «национальной/уникальной» культур неизбежно ведет к искаженной интерпретации современного культурного контекста. Между тем массовая культура является неотъемлемой частью досуговой сферы. В этом своем качестве она получила широкое распространение в современной Балтии. Это, прежде всего, «бум» аудио- и видеопродукции, компьютерных игр,


литературы из серии «Помоги себе сам», детективов латиноамериканских сериалов и т.п. Сюда же можно отнести тотальное влияние масс-медиа, особенно радио и телевидения, поставлявших развлекательные программы для всех групп населения. В наибольшей степени ему подвержена молодежь, на которую рассчитан копируемый западный стиль поведения, одежды, сленг. В странах Батгии формируется и своя отечественная модификация музыкальной масскультуры: смесь евробита восьмидесятых, русской популярной музыки и традиционных национальных мелодий. Такого рода музыка пользуется в странах Балтии огромной популярностью. В общем и целом здесь можно встретить разнообразные образчики массовой культуры, начиная от голливудской кинопродукции и немецкой поп-музыки и кончая продукцией российской культурной индустрии и масс-медиа.

Границы между «уникальной национальной культурой» и рыночной массовой культурой все более стираются. Подтверждением может служить участие популярных кино- и театральных актеров в примитивной семейной care «Girnines», производство и показ которого на литовском телевидении спонсируют производители продуктов питания. Широкое распространение массовой культуры имеет свои последствия. Первое - это стирание региональных, национальных и даже европейских границ. Второе - превращение высокопрофессионального искусства в «элитарное».

В период борьбы за восстановление национальной государственности в обществах стран Балтии было широко распространено мнение, что обретение национальной независимости - это средство избавления от всех проблем, в том числе и в области культуры. Однако, со временем стало ясно, что идеологическое содержание национальных культур с их национальными сантиментами устарело: оно не успевало за развитием экономики стран с европейски ориентированной стратегией политического курса. Культура стран Балтии стала терять динамизм и открытость Чувствовалось отсутствие новых идей (так, например, «Саюдис» предлагал вернуться к ценностям предвоенной Литвы, сменившая его реформированная коммунистическая партия - к культурной политике Литовской ССР в обновленном варианте). В культурной жизни стран Балтии царил экономический и институциональный хаос. Это было время «кризиса культуры и морали», когда борьба с экономическими трудностями вытеснила культуру в маргинальные области социальной жизни. С развитием рыночных отношений общество все более отдавало предпочтение материальным ценностям.

Будущее прибалтийской культуры зависит не в последнюю очередь от развития экономики. Если таковое будет успешным, то в странах сформируется средний класс, основной потребитель услуг и продукции сферы культуры. Другой важнейшей задачей является разработка новой


национальной культурной политики, и в первую очередь - невмешательство в творческий процесс.

Еще одной очень важной задачей является создание новых законодательств по культуре. Пока эти функции выполняют правительственные постановления, регулирующие вопросы социального обеспечения работников культуры и систему государственной поддержки культуры. Сегодня подготовлен целый ряд новых или обновленных законопроектов: так, Министерство культуры Литвы предложило в законодательном порядке отчислять 3% годового дохода от продажи алкоголя на нужды культуры, обсуждается также возможность отмены налога на добавленную стоимость для галерей и отдельных художников (пока таким налогом не облагаются услуги в сфере культуры, продажа продукции традиционных ремесел, реставрация и консервация объектов культуры и преподавательская деятельность в сфере искусства).

Новые тенденции в финансировании культуры предполагают поддержку наиболее массовых культурных мероприятий, а также образования в сфере культуры и разного рода интернациональных акций. Приоритетными направлениями в развитии культуры стран Балтии выступают:

- организация культурных свободных экономических зон в старых
кварталах городов;

- создание Фонда инвестиций в культуру;

- развитие туризма, ориентированного на культурные центры;

- обеспечение специальных условий для развития бизнеса в горо
дах, являющихся памятниками истории;

- создание благоприятных условий для выделения займов культуре
частными банками;

- совершенствование рынка антиквариата.

Все эти меры должны обеспечить «союз культуры и экономики» (как в государственном, так и в частном секторах) при концентрации совместных усилий на отдельных участках, освобождение аппаратов национальных министерств культуры от рутинной работы, чтобы они могли заниматься разработкой общей стратегии культурной политики.

Возрастающее значение интернациональных контактов и проектов, особенно популярных у молодежи, внесет в жизнь прибалтийской-куль-туры необходимый космополитизм, позволит ей освободиться от «национальной скорлупы», пребывание в которой ведет к самоизоляции. Другое важное направление развития прибалтийской культуры - превращение Вильнюса, Таллинна, Риги в ведущие культурные центры, направляющие и организующие культурную жизнь провинций, распространение культурного маркетинга (с использованием Интернет), что позволит всем желающим получить самый широкий доступ к культуре.


Глава 3. Страны мусульманского Востока

Социально-культурный облик мусульманского Востока

У мусульманских народов Востока представления о Западе и западной культуре постоянно менялись. В основе этого процесса лежит взаимопроникновение двух культур, продолжающееся более тысячелетия. Арабы, завоевавшие Испанию, принесли в Европу передовые по тем временам знания по архитектуре, астрономии и медицине. Средневековая персидская поэзия вдохновляла трубадуров, а популярные по всей Европе кафе позаимствованы у арабов. В средние века культура арабских и других мусульманских народов была более демократична, поэтому они не видели особых преимуществ Запада и не стремились ему подражать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.