Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемные ситуации




СИТУАЦИИ, ТРЕБУЮЩИЕ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

§1. Структура социальной ситуации

С.58. Актуальная психическая ситуация деятельности является сложным сознательно-подсознательным образованием. Многие психические содержания, которые актуально не осознаются, оказывают глубокое влияние на поведение человека. Об этом очень убедительно писал еще К.Левин.

Например, играющий во дворе маленький ребенок играет совсем не так, когда знает, что мать дома. чем когда знает, что она отсутствует. Но нельзя сказать, что этот факт все время находится в сознании ребенка.

С.58. То, что К.Левин называет "психологическим жизненным пространством", по существу совпадает с тем, что мы считаем более правильным называть психической ситуацией деятельности: образом, отражением объективной ситуации, состоящей как из настоящих объектов, так и интериоризованных в прошлом информаций. В психическую ситуацию входит то, что оказывает реальное влияние на поведение индивида, если даже соответствующая объективная ситуация отсутствует. Для детерминации поведения важно все то, что имеет для индивида психическую реальность. [2. K.Lewin, Principles of topological psychology. N-Y., 1936, p.19].

С.59. Поэтому при построении психологической теории нельзя резко разграничивать, тем более противопоставлять объективный (внешний) и субъективный (внутренний) подходы или системы соотнесения. Понятие психической ситуации, детерминирующей актуальное поведение и включающей как восприятие актуальной объективной ситуации, так и сознательные и подсознательные процессы актуализации интериоризованных восприятий прошлого, является результатом синтеза вышеназванных двух подходов.

 

С.62. Б. О целостности и переструктурировании проблемных ситуаций. В психологии мышления благодаря работам гештальтистов (В.Келер, К.Дункер и др.) утвердилась идея (в той или иной форме, полностью или частично принимаемая всеми психологами, занятыми изучением творческого процесса), согласно которой проблемная ситуация разрешается в момент усмотрения в ней новой целостности, новой структуры (гештатьта) [7]. [7. В.Келер, Исследование интеллекта человекообразных обезьян. М., 1930; Психология мышления, под ред.А.М.Матюшкина. М.,1965; M.Wertheimer, Productive Thinking. N-Y - London, 1943].

Поскольку в теории социально-психической адаптации личности мы исходим из идеи, что адаптация имеет место в проблемных социальных ситуациях, то отсюда можно прийти к выводу, что социально-психическая адаптация личности, осуществляемая, например, путем разрешения возникшего конфликта, тоже есть процесс переструктурирования проблемных ситуаций и нахождения новых структурных целостностей.

С.62-63. Если адаптация имеет место в результате разрешения проблемной ситуации, то в этом случае, на наш взгляд, используются преимущественно незащитные адаптивные механизмы и процессы (в том числе продуктивное мышление, приводящее к открытию новой целостной структуры). Когда же адаптация имеет место с сохранением проблемной ситуации (например, конфликта личности с лидером ее эталонной группы), тогда преимущественно используются защитно-адаптивные механизмы. Причем в этом случае структурные изменения самой личности должны \\ быть более значительными: личность меняется для приспособления к ситуации, которую не может разрешить, трансформироватьили ликвидировать исходя из своей внутреней мотивации.

В тех случаях, когда адаптация осуществляется с использованием как защитных, так и незащитных адаптивных механизмов, нередко ассоциированных в защитно-незащитные адаптивные комплексы, подвергаются частичным изменениям как личность, так и объективная социальная ситуация.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.