Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивный диссонанс как проблемная ситуация и как фрустратор




С.101. А. Когнитивный диссонанс. Теория когнитивного диссонанса развита в работах Л.Фестингера и его многочисленных последователей. Л.Фестингера заинтересовали случаи наличия несогласованностей между такими содержаниями психики людей, как знании о чем-то и связанное с объектом познания поведение, или между двумя мыслями об одном и том же объекте. Хотя чаще всего человек действует так, как думает, однако бросаются в глаза случаи следующего характера: человек знает, что делать что-то (например, курить) плохо, но продолжает делать это, Человек знает, что если совершит преступление, будет наказан, тем не менее совершает его [75]. [75. L.Festinger, A Theory of Cognitive Dissonance, p.2]. Анализ таких случаев позволяет сформулировать ряд положений, которые составляют теорию когнитивного диссонанса.

С.101-102. I. Между двумя когнитивными "элементами" ("когнициями") психики могут существовать консонантные, диссонантные или нерелевантные отношения;

1. Когнитивные элементы консонантны, когда один из них (а) психологически вытекает из другого (в). Например: (а) "Курение вредно для здоровья" и (в) "Я не курю"; 2. Когнитивные элементы находятся в диссонантных отношениях, если суждение (а) следует из суждения не-(в) или (в) следует из не-(а). Иначе говоря, состояние когнитивного диссонанса противоположно состоянию когнитивного консонанса. Например, суждения \\ "Курение вредно для здоровья" (а) и (в) "Я, тем не менее, курю" находятся в диссонантных отношениях; 3. Нерелевантными по отношению друг к другу являются те когнитивные элементы психики, между которыми нет ни консонантных, ни диссонантных отношений.

С.102. II.Существование когнитивного диссонанса в психике человека для него неприятно, оно создает внутреннюю мотивацию на уменьшение диссонанса и достижение консонантного состояния.

C.102. В этих теориях утверждается, что человек пытается познать и оценить разные аспекты среды и своей личности таким образом, чтобы поведенческие последствия этих познаний не были противоречивы.

III. При наличии диссонанса личность не только стремится к его редукции, но одновременно активно избегает тех ситуаций и восприятия той информации, которые могли бы привести к усилению диссонанса.

Мы считаем, что процессы, нацеленные на уменьшение диссонанса и на активное избегание определенных ситуаций и знаний, являются адаптивными. Состояние диссонанса является для личности проблемной ситуацией, мотивирующей определенные адаптивные процессы.

С.102-103. Б. Адаптивные стратегии при когнитивном диссонансе. Анализ примеров когнитивного диссонанса, произведенных Л.Фестингером, показывает, что для освобождения от этой своеобразной проблемной ситуации люди спонтанно используют те же основные адаптивные стратегии, что и при разрешении других \\ проблемных ситуаций. Здесь, правда, эти стратегии получают специфические выражения. Чтобы убедиться в этом, вместе с Л.Фестингером рассмотрим простейший пример диссонанса. Это случай заядлого курильщика, рассмотренный нами, который знает, что курить вредно, но тем не менее продолжает курить и поэтому переживает диссонанс. Какими путями индивид стремится уменьшить или ликвидировать свой диссонанс. который. безусловно, является неприятным состоянием? Л.Фестингер описывает два основных пути, ведущих к этой цели: 1) прекратить курить и тем самым изменить второй из когнитивных элементов, превратив его в следующий: "Я больше не курю". Если он больше не курит, то знание о своем поведении становится консонантным с первым когнитивным элементом о вредности курения; 2) индивид может изменить свое знание о последствиях курения. Это может иметь место, в свою очередь, двумя путями: а) путем формирования убеждения, что курение не оказывает никакого вредного влияния на здоровье; б) путем поиска информации о положительных сторонах курения, в свете которых вредность выглядит несущественной. Двумя этими путями индивид может редуцировать или элиминировать диссонанс между своим знанием и реальным поведением.

С.103-104. Второй из вышеописанных путей уменьшения диссонанса – это адаптация с сохранением проблемной ситуации. Эта общая адаптация весьма распространена и получает многообразные конкретные формы в зависимости от типа проблемных ситуаций, от особенностей личности и ее взаимоотношений с референтной группой. При анализе случая курильщика мы видели, что эта адаптивная стратегия может иметь две возможные конкретизации, но они – лишь варианты общей стратегии, поскольку в обоих случаях объективное положение вещей сохраняется, однако довольно глубокие изменения происходят в представлениях, в восприятиях и установках личности. Как уже было сказано в главе 1, при \\ адаптации с сохранением проблемной ситуации (т.е. при приспособлении в собственном смысле слова) личность претерпевает значительно более глубокие изменения, чем при применении стратегии, направленной на ликвидацию объективной проблемной ситуации. Вторая стратегия в лучшем случае приводит к "ликвидации" проблемной ситуации субъективно, на уровне сознания личности.

Поскольку когнитивный диссонанс является специфической разновидностью проблемных ситуаций, следует, конечно, выяснить, с помощью каких конкретных защитных и незащитных адаптивных механизмов осуществляется каждая из этих адаптивных стратегий в случае, когда они используются для освобождения личности от диссонансов.

С.104. Описанные две адаптивные стратегии являются такими попытками ликвидации диссонанса, которые не обязательно приводят к успеху. Они могут быть неудачными, вследствие чего диссонанс даже усиливается, порождая новые фрустрации. Кроме того, как писал Л.Фестингер, есть силы, оказывающие сопротивление смягчению диссонанса при использовании каждого из способов его уменьшения [80.]. [80. L.Festinger, A Theory of Cognitive Dissonance, p.24-31]. Например, изменение поведения и знания об этом поведении часто меняются, но встречаются также случаи, когда это трудно или связано с потерями. Трудно, например, отказаться от привычных действий, поскольку они приятны для личности. Изменение других форм привычного поведения, порождающих диссонанс, может быть связано с материальными и финансовыми потерями, чреватыми новыми диссонансами и фрустрациями. Такие действия могут удовлетворять какие-либо важные потребности, поэтому прекращение действия привело бы к депривации. Есть такие порождающие диссонанс формы поведения, которые человек просто не в состоянии изменить (например, фобические реакции, не контролируемые сознанием). В некоторых случаях человек не в состоянии выполнять новые действия, поэтому переход от старых к новым формам поведения невозможен: новые формы поведения не соответствуют его личностным особенностям или не являются частью репертуара его социального поведения. В других случаях диссонанс порождается такими действиями человека, которые необратимы, и он уже не может вернуться к первоначальному положению вещей [81]. [81. L.Festinger, A Theory of Cognitive Dissonance, p.26].

C.104-105. Диссонанс могут вызывать некоторые знания, касающиеся внешнего мира. Если они касаются четко воспринимаемых реальностей, тогда эти когниции практически изменить нельзя. Однако внешняя реальность не всегда воспринимается ясно и недвусмысленно. Что касается социальной реальности, то ее понимание во многих случаях установлено путем согласия между людьми. Поэтому то, как легко человек может изменить свои взгляды на \\ социальные явления, во многих случаях зависит от того, найдет ли он людей, разделяющих его новые взгляды.

С.105. Сильным фактором, вызывающим сопротивление к изменению данной когниции, вызывающей диссонанс, является вхождение этого знания в более широкую систему знаний: если оно консонантно с большим числом других знаний, тогда его изменение привело бы к новым диссонансам. Именно поэтому возникает сильное сопротивление попыткам его изменения. Л.Фестингер считает, что максимальная сила диссонанса между двумя когнитивными элементами равна силе сопротивления изменениям, которые оказывает самый слабый из этих элементов, поскольку при большем давлении этот элемент начал бы изменяться и, вследствие этого, диссонанс бы уменьшился [82]. [82. L.Festinger, A Theory of Cognitive Dissonance, p.28].

C.105. Предвидение возможной фрустрации уже вызывает какие-то защитные реакции, в частности, действия избегания или предотвращения фрустрирующих ситуаций. То же самое явление обнаружено при изучении когнитивного диссонанса. Такое избегание, которое можно назвать стратегией предварительной адаптации, в области изучения когнитивного диссонанса выражается в различных вариантах. Во-первых, если диссонанс уже возник, человек старается предотвратить его усиление. Для этого осуществляется, например, селективное восприятие новой информации, новых когнитивных элементов, способствующих усилению принятой им позиции и консонанса. Он постарается избегать тех источников информации, которые могут способствовать усилению диссонанса. Однако встречаются также случаи, когда люди, исходя из своего прошлого опыта, вообще избегают возможности возникновения диссонанса. В таких случаях человек становится весьма предусмотрительным, старается не совершать необдуманных действий, особенно необратимых. Страх перед диссонансом может привести к нерешительности и отсутствию инициативности. Если же тем не менее принятие решения и совершение действия неотвратимы и не могут больше откладываться, тогда осуществление этих действий сопровождается их когнитивным отрицанием. Это явление Л.Фестингер иллюстрирует следующим примером: если человек совершает покупку автомобиля и очень боится пережить диссонанс, он может немедленно заявить, что совершает ошибку [83]. [83. L.Festinger, A Theory of Cognitive Dissonance, p.31]. Это уже, конечно, не предварительная защита, но она могла быть подготовлена до принятия решения.

С.106. Согласно теории диссонанса, когда человек совершает выбор между двумя или большим числом альтернатив, он избирательно воспринимает или создает такие когнитивные элементы, которые подтверждают положительные стороны выбранного варианта и отрицательные аспекты отвергаемого. Происходит процесс оправдания совершенного выбора и, следовательно, самооправдание. Такое поведение носит адаптивный характер. Если бы человек после совершенного выбора начал поиск и создание аргументов, свидетельствующих о том, что отвергаемый объект (цель, психическое состояние. линия поведения, установка, идея и т.п.) привлекательнее, то такое поведение можно было бы квалифицировать как дезадаптивное, поскольку оно усугубило бы возникшую проблемную ситуацию, в частности – состояние диссонанса. А когнитивный диссонанс, пусть неглубокий и скоропроходящий, возникает каждый раз, когда человек осуществляет выбор между двумя ценностями, обладающими (каждая) как положительными, так и отрицательными особенностями (с точки зрения данной личности).

С.106-107. Таким образом, после осуществления выбора возникает специфическая проблемная ситуация, получившая со стороны Л.Фестингера название " когнитивного диссонанса". Она мотивирует и направляет процессы мышления, функционально предназначенные для оправдания выбора и поведения личности. Поэтому в таких \\ адаптивных процессах заметное место должны занимать рационализации, что и подтверждается многочисленными эмпирическими исследованиями. Человек, стремящийся к редукции диссонанса, ищет также социальной поддержки: людей, которые считают правильным произведенный им выбор или в сходных ситуациях поступают так же, как и он.

С.107. Другим механизмом, используемым для уменьшения когнитивного диссонанса, является проекция: другие, в поддержке которых человек нуждается, воспринимаются как люди одинаковой с субъектом судьбы. Этот механизм чаще всего используется тогда, когда диссонанс включает когнитивные элементы, относящиеся к собственной личности, ее Я-концепции и самооценки. Если, например, человек считает себя сильным, влиятельным и т.п., но другие дают ему знать, что он не такой, то в его психике возникает диссонанс, для уменьшения которого он использует такие аргументы, как, например, "всех сильных и известных стараются унижать" и т.п. Здесь явно имеет место приписывание собственной судьбы другим.

С.107. Мы полагаем, что для освобождения от диссонансов такого типа (включающих элементы, касающиеся собственной личности) используется адаптивный комплекс, состоящий из проекции (или атрибуции), рационализации, осуществляемой на основе проекции и других механизмов, принимающих характер поиска внешней (социальной) поддержки.

Между подлинной проекцией и поиском внешней поддержки, по мнению некоторых исследователей, есть различие [84]. [84. E.E.Sampson, Social Psychology and Contemporary Society, p.III]. Это различие в следующем: с помощью проекции человек может подсознательно избавиться от запретных импульсов, приписывая их другим (см.гл.III данной книги), тогда как при освобождении от когнитивного диссонанса используется несколько иной механизм – субъект рассуждает о том, что другте находятся в таком же состоянии, что и он сам. К сожалению, Эд.Сэмпсон, да и другие авторы, не раскрывают существенные различия этих двух вариантов защитной адаптации.

Мы считаем, что данный вопрос можно понять при условии различения двух видов проекции: а) проекции, при которой человек приписывает другим свои отрицательные черты и неприемлемые импульсы, одновременно сознавая, что они имеются и у него самого; б) более крайней формы проекции, процесс использования которой в основном протекает подсознательно и приводит к тому, что приписывая другому или другим свои отрицательные черты, импульсы, неблагоприятные представления о себе и т.п., человек на уровне сознания освобождается от них, считает, что ими обладают только другие, но не он. Это довольно существенные различия, и вторая разновидность проекции, систематически используясь, может придавать личности патологические черты.

 

Глава III




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.