Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура самосознания




С.183. Процесс развития личности, как отмечают советские психологи, "это общее для всех и каждого индивида соотношение изменчивости и устойчивости, изменение индивида как качественно своеобразной системы, его совершенствование или... разрушение" [18]. [18. К.А.Абульханова, О субъекте психической деятельности. М., 1973, с.203]. Это общее положение касается также самосознания личности: в течение всей жизни человека оно изменяется и развивается, однако со временем приобретает относительно устойчивую структуру, "ядерные" образования и подструктуры, которые в целом, при отсутствии патологических изменений и разрушения психики, сохраняют свои характерные особенности. Благодаря этому центральные образования личности сохраняют свою идентичность и непрерывность в течение всей жизни индивида, и это обстоятельство переживается человеком как устойчивость своего "Я": личность убеждена и непосредственно переживает себя сегодняшнюю как ту же самую, что и вчера, и уверена, что завтра тоже каких-либо кардинальных изменений с ней не произойдет.

С.183-184. Адаптируясь к непрерывным изменениям среды, личность в течение всей жизни претерпевает крупные, либо незначительные, порой подспудные изменения. Однако после формирования основных подструктур личности, которые, как мы покажем, являются результатами повторных адаптаций к типичным, повторяющимся ситуациям, своеобразными адаптивными \\ комплексами, дальнейшие изменения личности носят уже неглубокий характер [19]. [19. Исключение составляют сравнительно редкие случаи конверсий, которые внезапно наступают под влиянием жизненных катастроф или больших и внезапных успехов, или же подготавливаются исподволь, в течение длительного времени].

С.185. Являясь центральной инстанцией личности, Я обладает самосознанием или Я-концепцией ( представлением, совокупностью знаний о себе). Я-концепция является общей структурой самосознания, принадлежащей Я. На схеме оно окружает сферу Я и, в свою очередь, состоит из тесно взаимосвязанных подструктур или относительно устойчивых Я-образов. Эти устойчивые Я-образы (мы имеем в виду зрелого человека, у которого формирование самосознания в основном завершено и подвержено только ситуативным поверхностным изменениям, исключая случаи конверсии) получили в психологической литературе названия "актуальное Я", "реальное Я", "идеальное Я" и т.п. Поскольку их изучение играет исключительно важную роль для понимания процессов и механизмов социально-психической адаптации личности, о них подробный разговор пойдет в последующих разделах.

С.185-186. Личность проявляет свою активность в различных, преимущественно социальных ситуациях. Активность ее самосознания выражается в виде ситуативных (оперативных и динамичных) Я-образов, которые, говоря фигурально, "окружают" центральное Я и его Я-концепцию. Эти динамичные и в значительной мере осознанные Я-образы являются актуально осознаваемыми частями Я-концепции, ее различных подструктур (устойчивых Я-образов). Они входят в состав "потока психики" \\ (в частности, "потока сознания") и нередко, в зависимости от быстроты изменения внешних ситуаций, быстро сменяют друг друга. Таким образом, психика человека в бодрствующем состоянии гибко реагирует на ситуативные изменения среды.

С.186. Следующий слой структуры личности составляют ее психические качества и свойства, ее черты и их комплексы, составляющие характер и отчасти также темперамент, способности и т.п.

При расширенном понимании личности в ее структуру включают (как это делал У.Джеймс) и некоторые принадлежащие ей элементы социально-культурной среды человека. Это такие элементы, без которых жизнедеятельность или невозможна, или же обедняется. Однако такие элементы (другие люди, личные вещи, дом и т.д.) могут считаться элементами личности только в том смысле, что на них проецированы установки и качества личности, если они являются усилителями органов или связаны с различными ее идентификациями (когда, например, предмет является подарком любимой женщины), интроекциями (когда свойства предмета или другой личности в какой-то мере приписываются и собственной личности). Все эти интроецируемые содержания можно объединить под названием "Мое".

С.186-187. Психические процессы (ощущения, эмоциональные процессы, восприятия, процессы памяти, мышления и воображения, предметные действия и т.д.) на схеме не указаны. Центральное Я личности через устойчивые подструктуры Я-концепции управляет этими процессами, регулирует их, направляет на познание себя и окружающего мира. Я и указанные психические процессы, образно говоря, встречаются на сознательно-подсознательном динамическом слое психики, где проявляются ситуативные Я-образы. Мы \\ считаем, что познавательные способности и процессы в психике человека составляют отдельный функциональный блок, подчиненный центральному Я, когда личность достигает достаточного уровня зрелости.

С.187. Я как центральная инстанция личности и находящаяся в его ведении Я-концепция являются регулирующими и интегрирующими инстанциями личности. При таком понимании Я вряд ли можно включить в его состав все остальные психические процессы, кроме собственно "самосознательных", протекающих в границах того психичсекого пространства, которое занято Я, Я-концепцией и ситуативными динамическими Я-образами. Если включить сюда, например, еще и познавательные и эмоциональные процессы, не говоря уже о предметных действиях личности, тогда потеряется специфичность самосознания как особой подструктуры личности. Даже многие психические свойства личности (кроме устойчивых черт самосознания и их комплексов, ставших характерологическими) сюда не входят: в структуру Я-концепции и ее устойчивых подструктур входят образы, субъективные отражения этих свойств и черт, а также их личностные оценки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.