Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поструктуры и функции Я-концепции




С.187-188. Прежде чем изложить существующие представления о подструктурах Я-концепции и их взаимных связях в пределах единой \\ системы Я – Я-концепция, сформулируем нашу основную гипотезу, в свете которой и будет осуществлено дальнейшее рассмотрение различных аспектов проблемы самосознания. Эта гипотеза сводится к следующим основным утверждениям: 1 ). Я-концепция является результатом социализации и социально-психической адаптации личности к типичным ситуациям ее жизнедеятельности; 2). особенности Я-концепции и ее отдельных структур (относительно устойчивых Я-образов) являются показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования; 3). в структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные и патологически адаптирующие Я-концепции и их подструктуры.

С.188. Для адекватного ответа на вопрос, в каких адаптивных процессах возникает необходимость изменения и развития Я-концепции, следует различать: 1) адаптацию личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных видов конфликтов. Это активная, преимущественно незащитная адаптация; 2) адаптацию путем ухода из проблемной ситуации: это пассивная "адаптация", бегство, поиск новых, более удобных и благоприятных для обеспечения безопасности и удовлетворения потребностей стратегия; 3) адаптацию с сохранением проблемной ситуации и приспособления к ней. Каждая из этих адаптивных стратегий имеет свои разновидности и варианты.

С.188. Третья разновидность может осуществляться: а) путем преобразования восприятия и истолкования ситуации, т.е. создания ее непроблемного субъективного образа; б) путем более глубокого изменения самой личности, в первую очередь ее Я-концепции. Мы утверждаем, что адаптивные подструктуры самосознания возникают в первую очередь в результате систематического использования этой последней разновидности адаптивной стратегии. Такой подход является конкретизацией общего марксистского положения, согласно которому Я человека имеет социальную природу [30]. [30. К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч., Т.23, с.62; Б.Ф.Поршнев, Социальная психология и история. М., 1966, с.79].

С.190. Б. Согласно современным представлениям [38], Я-концепция личности имеет сложную структуру. [38. И.С.Кон, Социология личности. М., 1967. И.С.Кон, Открытие "Я". М., 1978. Р.Мейли, Структура личности, в кн.: Экспериментальная психология, вып.V, c.262-263]. В нее входят: образ тела (телесное Я), наличное Я (или настоящее Я), динамическое Я, фактическое Я, вероятное Я, идеализированное Я, представляемое Я и другие подструктуры. Для изучения конкретных форм и процессов участия Я-концепции в адаптивных процессах личности следует описать эти ее подструктуры и раскрыть их адаптивные функции и возможности. Следует иметь в виду так называемые "измерения" Я-концепции, выделенные Ш.Самуэль: образ тела, "социальное" Я, "когнитивное" Я и самооценку личности [39]. [39. В.В.Столин, Самосознание личности. с.63].

С.191-192. Схему тела можно назвать телесным Я-образом личности. Он является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции. Исходя из такого понимания схемы тела. мы не можем согласиться с мыслью, будто схема тела и самочувствие личности не входят в структуру Я, поскольку, как выражается В.Столин, "они встроены непосредственно в психическую структуру организма" [49]. [49. В.В.Столин, Самосознание личности. с.22]. Схема тела и самочувствие (как переживание актуального восприятия собственного тела и его функционального состояния) являются не "аналогами Я на уровне организма", а полноценными "блоками" или подструктурами Я-концепции [50]. [50. И.С.Кон, Открытие "Я". М., 1978, c.273]. Схема тела является относительно устойчивой подструктурой \\ Я-концепции, ситуативно выражающейся в сходных (в основных чертах) Я-образах (особенно после юношеского возраста, когда физическое развитие человека почти завершается), тогда как самочувствие более динамично: оно есть поток переживаний, отдельные "отрезки" которого сходны на относительно коротких отрезках жизненного пути, поскольку относительно устойчиво переживаемое личностью содержание – отражение собственного тела и его функционирования, динамических состояний.

С.195-196. 2. Настоящее (актуальное)Я. В структуру настоящего Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент [63]. [63. M.Rosenberg, Society and the adolescent self-image. Princeton Univ.Press., 1965, p.273-275. И.С.Кон, Социология личности. М., 1967, c.64-65. И.С.Кон, Открытие "Я". М., 1978, c.65].

Развитая человеческая личность имеет систему представлений о себе, которые она считает соответствующими реальности. Эта система приписываемых себе в данный "момент" ее жизни качеств. Мы говорим о приписываемых свойствах, поскольку представления человека о своих физических и особенно о психических качествах не всегда точно отражает его реальные качества. Более того, реальные свойства и качества личности нередко отражаются в ее сознании искаженно, причем могут приписываться \\ себе даже полностью отсутствующие качества. Тем не менее представление человека о том, каким он является в данный отрезок своей жизни (его "реальное Я или, точнее говоря, его актуальный, относительно устойчивый Я-образ), играет огромную роль в его жизнедеятельности: мотивирует его активность, детерминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми, выбор адаптивных механизмов и стратегий и т.д.

С.196. Настоящее Я участвует в адаптации личности в актуальных социальных ситуациях, но если ситуации меняются, то и настоящее Я претерпевает некоторые изменения, обеспечивающие гибкое реагирование и регулирование поведения и, тем самым, адаптацию личности.

3. Динамическое Я. Динамическое Я представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. Это уже относительно устойчивая подструктура Я-концепции.

4. Фантастическое Я. В эту подструктуру входит представление о том, каким хотел бы стать человек, если бы все было возможно, т.е. если бы можно было отвлекаться от реальных условий жизнедеятельности и развития.

С.197. 5. Идеальное Я, адаптивные возможности личности и "синдром Пеле". Идеальное Я как подструктура личности включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов. Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится более или менее последовательно.

С.200. 6. Будущее или возможное Я. Эту подструктуру Я-концепции М.Розенберг определил как представление индивида о том типе личности, каким он может стать. Считается, что этот тип может резко отличаться от идеального Я: человек может стремиться стать героем, в то же время чувствует, что становится мещанином. Иначе говоря, к своему будущему Я человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального Я.

С.200. 7. Идеализированное Я. Такое наименование получил тот образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас, каким ему приятно выглядеть сейчас. В литературе отмечается, что "...этот образ может включать в себя компоненты и настоящего Я, и идеального Я, и будущего Я" [67]. [67. И.С.Кон, Социология личности. М., 1967, c.65].

Приведенное определение идеализированного Я позволяет нам предположить, что оно не является устойчивой подструктурой Я-концепции. Идеализированное Я состоит из разных элементов нескольких подструктур Я-концепции. Если это так, то ясно, что идеализированное Я является ситуативным Я-образом, возникающим в особых социальных ситуациях.

С.201. 8. Представляемые Я. Под названием представляемых Я-образов понимают такие образы и маски, "... которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные черты, идиосинкразии, слабости своего реального Я" [68]. [68. И.С.Кон, Открытие "Я". М., 1978, c.65-66. M.Rosenberg, Society and the adolescent self-image. Princeton Univ.Press., 1965].

Очевидно, что такие "витринные" Я-образы – а под представляемыми Я, по нашему мнению, можно понимать только ситуативные Я-образы, которые, однако, довольно устойчивы и многократно воспроизводятся в соответствующих ситуациях – являются защитно-адаптивными образованиями психики человека. Их можно назвать защитно-адаптивными подструктурами самосознания.

С.203-204. 9. Фальшивое Я и его защитно-адаптивные последствия. Поскольку самопознание – очень сложное и тонкое явление, осуществляемое в значительной степени социально-опосредованными путями, то человек нередко приобретает искаженное представление о себе. Это чаще всего искаженное настоящее (актуальное) Я, хотя в принципе любая из описанных подструктур Я-концепции может быть искаженной, неадекватной структуре реальной личности. Искаженное актуальное Я называют также фальшивым Я. Для поддержания фальшивых (но желательных) Я личность систематически использует такие механизмы, как самообман, дискредитация и вытеснение. В результате этих процессов личность \\ приобретает такие отрицательные черты самосознания и характера, как боязнь негативной самооценки, ожидание негативного отношения от других, неспособность к поступкам, обеспечивающим самоуважение и т.д. [73]. [73. В.В.Столин, Самосознание личности, с.243].

Это означает, что фрустрируемое фальшивое Я приводит в движение такие защитные механизмы, которые, становясь патологизированными, приводят к еще большему углублению состояния патологизированной адаптации личности. Искаженный Я-образ препятствует правильному пониманию собственного опыта, других людей. Совершается переход от искажения самопознания к искаженному познанию окружающего мира, в первую очередь социального. Искажается восприятие межличностных отношений.

С.205. 10. Соотношение между центром Я и подструктурами Я-концепции. Для понимания динамики человеческой психики следует иметь представление о том, каким образом центральная инстанция Я осуществляет контроль и управление психической деятельностью. Это необходимо также для понимания адаптивных процессов личности, для углубления нашего понимания структурно-функциональных связей внутри системы самосознания личности.

Мы считаем, что в каждой социальной ситуации центр Я личности связывается в основном с одним из устойчивых Я-образов, активизирует его и использует в качестве регулятора ролевого поведения.

Механизм избирательности связи Я с теми или иными подструктурами Я-концепции позволяет понять также сущность раздвоения или "размножения" Я: иногда между устойчивыми Я-образами возникают такие барьеры, что центр Я теряет возможность одновременного гибкого контроля над ними и переходит от одной из них к другой в зависимости от роли и ситуации ее исполнения. В психике могут образоваться различные вытесненные Я-образы, между которыми нет связи или эти связи, если они устанавливаются, односторонни (одно Я знает о другом, но второе не информировано о первом). Это означает, что центральное Я, связываясь с определенным Я-образом и активизируя его, тем самым изолируется от другой подсознательной подструктуры Я-концепции, если эти подструктуры изолированы друг от друга. Данный феномен связан с тем, что центр Я может проявлять свою активность только в связи (и при помощи) одной из устойчивых Я-образов. Других путей для него нет, поскольку оно само является итогом, обобщением всех подструктур своей Я-концепции.

Установление связи "Я – Я-образ" приводит к тому, что в социальных ситуациях актуализируются только такие ситуативные (оперативные и динамичные) Я-образы, которые являются выражениями преимущественно данного устойчивого образа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.