Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судьи как субъекты административной юрисдикции




Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства.

Административная юрисдикция — это процессуальная деятельность судей, уполномоченных ОИВ и их должностных лиц по рассмотрению и разрешения адм.-правовых споров, правовой оценке поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юр.ответственности.

Причины возникновения административно-правовых споров:

- претензии участников адм.-правовых отношений — граждан (организаций) к органу власти и управления по поводу издания правового акта, который затрагивает их права и интересы;

- инициатива субъекта адм.юрисдикции (при возбуждении дела о привлечении гражданина к адм.ответственности);

- инициатива специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

Адм.-процессуальная деятельность базируется на следующих принципах:

1) принципе законности; 2) принципе компетентности; 3) принципе процессуального равенства сторон адм. юрисдикционного процесса; 4) принципе соблюдения интересов государства и личности; 5)принципе доступности и гласности адм.производства для всех его участников; 6) принципе состязательности при осуществлении адм.производства.

Формой выражения адм.юрисдикции является адм.производство. Адм.производство представляет собой нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению административных дел.

Существуют следующие виды адм-юрисдикционных производств:

- производство по делам об адм.правонарушениях;

- производство по применению адм.-предупредительных мер и мер адм.пресечения;

- исполнительное производство;

- дисциплинарное производство по нормам адм.-ного и адм.-процессуального права;

- производство по жалобам граждан;

- согласительное производство - это разрешение адм.-правовых споров между субъектом РФ и федеральной властью, между субъектами РФ, между органами отраслевого и территориального управления РФ, между органами отраслевого и территориального управления субъектов РФ (основа в ст.85 Конституции РФ).

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Статьи 22.1 и 23.1 КоАП РФ об адм.правонарушениях устанавливают, что дела об адм.правонарушениях рассматриваются судьями (мировыми судьями), включая судей военных судов, арбитражных судов, только единолично. Наряду с судьями рассмотрение дел об адм.правонарушениях могут осуществлять уполномоченные на это органы (например, органы внутренних дел) и должностные лица. Однако судьи наделены наиболее широкими полномочиями, связанными с применением мер адм.наказания за адм. правонарушения по сравнению с другими органами и должностными лицами.

Роль судьи как субъекта адм.юрисдикции заключается в том, что только он может рассматривать значительный перечень дел об адм.правонарушениях, т.к. они в силу своей сложности и высокого уровня общественной опасности отнесены только к подведомственности лица, наделенного особой, судебной властью.

Перечень дел об адм.правонарушениях, рассмотрение которых является прерогативой судьи, приведен в ч. 1 ст. 23.1 КоАп РФ (например, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.6.8); создание юр.лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей (ст.6.19); незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст.16.1); воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (ст.17.2.1); невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об адм.правонарушении (ст. 17.7); разглашение сведений о мерах безопасности (ст 17.13); нарушение режима Государственной границы РФ (ст 18.1); нарушение правового режима контртеррористической операции (ст. 20.27); производство и распространение экстремистских материалов (ст.20.29).

Ряд дел об адм.правонарушениях отнесен к подсудности судьи с учетом санкций статей, предусматривающих возможность применения к правонарушителю таких наказаний, которые может назначать только судья. К числу таких наказаний относятся: дисквалификация; лишение специального права, предоставленного физ.лицу; адм.приостановление деятельности; адм.арест; возмездное изъятие орудия совершения или предмета адм. правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета адм.правонарушения; адм.выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

К ведению судьи Кодекс относит деяние, предусмотренное ее частью второй — «Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение».

Судьи районных судов рассматривают дела об адм.правонарушениях, указанных в ст. 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ). Установив, что адм.расследование фактически не проводилось, судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению принимает решение о его передаче мировому судье. Судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье и в случае проведения адм.расследования по делу об адм.правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП.

Судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела обо всех правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, если они совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы (абз. I ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об адм.правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.