КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История становления иконографии Божией Матери
Основные типы иконографии Спасителя. Из всего многообразия изображений Господа Иисуса Христа традиционно выделяют-ся следующие основные иконографические типы: —«Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа», или «Спас Нерукотворный»-- два основных вида изображений: — «Спас на убрусе» (или «Убрус») — на иконах изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, концы которого завязаны узлами; — «Спас на чрепии» (или «Чрепие») — на иконах нет изображения плата, т.к. согласно Священному Преданию, изображение Божественного лика, после чудесного обретения Убруса, отпечаталось на керамиде—черепице, которой был закрыт Нерукотворенный образ. — «Господь Вседержитель», или «Пантократор» — в перев. с греч.—«Всесильный», «Всевластный», «Вседержитель» — на иконах изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. — «Господь на престоле» — на иконах изображается Царь царей и грозный судия; изображение благословляющей руки и книги; фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. — «Спас в силах» — целый богословский трактат в красках; это изображение является центральным в иконостасе. В основу иконографии положены тексты Священного Писания: видения пророка Иезекиля и Откровение Иоанна Богослова, в которых можно встретить описание и Сидящего на престоле, и бесплотных сил. — «Спас Эммануил» — изображения Христа в виде младенца или отрока — на иконах изображается Предвечный младенец отдельно или с предстоящими (не нужно путать эти изображения с изображениями, где Богомладенец представлен вместе с Божией Матерью, поскольку такие иконы относятся уже к иконографии Богоматери). — Согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам св. евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери. По прошествии значительного времени оригиналы были утрачены, но сохранились многочисленные видоизмененные повторения. — Древнейшие из дошедших до нас изображений Пресвятой Богородицы были открыты археологами XIX— XX столетий в раннехристианских росписях римских катакомб. Одним из самых значительных изображений этого периода является фреска в катаком-бах св. Прискиллы в Риме (2 пол. IIв.). На фреске изображена женщина, кормящая грудью младенца, и мужчина со свитком в левой руке.Ряд важнейших деталей изображения свидетельствуют о том, что на фреске изображены именно Приснодева с Богомладенцем и пророк (Исаия или Валаам), возвещающий о приходе Мессии. — Лицевые изображения на донышках расписных стеклянных сосудов, находимых в катакомбах. Здесь Она является то между двумя деревьями, означающими Рай, то меж- ду апостолами Петром и Павлом, то рядом со святыми Анною и Агнессою. Над головами их, по окружности донышка, надпись: Petrus — Paulus, Anne—Mara, Agnes—Maria. — Изображение на мраморной плитке, найденное в южной Франции, неподалеку от Тарасконы, в крипе св. Максимина. Оно относится ~ к Vв. и представляет молящуюся Жену в широкой далматике и головном покрове. Над головой Ее—надпись «варварской» латынью: «Maria Virdo minester de tempulo Gerosale (Мария Дева—из храма Иерусалим-ского)». — В Vв. на III Вселенском (Эфесском) соборе Церковь провозгласила догмат о Пресвя-той Богородице. После постановлений Халхидонского (451г.) и Эфесского (431г.) Все-ленских соборов по всему миру широко распространяется почитание Божией Матери. — Получила новое направление иконография Божией Матери. Помимо стенописи стала широко распространяться молельная икона. (Напр. икона Vв. в Киевском музее из. иск.). На тонкой доске (35х21см) изображена Богоматерь с Младенцем Христом, Которого Она держит левой рукой. Живописная техника— энкаустика. Важнейшей особенностью иконы является изображение нимбов вокруг голов Пресвятой Девы и Богомладенца.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |