Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устройство православного храма и его символика




Развитый в архитектурном отношении тип христианского храма не возник на пустом месте. Христианские общины взяли за основу для создания архитектурного облика своего храма все лучшее, что было и в иудейском и в античном храмостроительстве.

Трехчастное деление храма на притвор, среднюю часть—неос и алтарь, уже имело место в скинии Моисеевой—переносном храме, имеющем двор, святилище и Святое Святых.

Крестово-купольный тип храма, который получил свое окончательное архитектурное воплощение в Византии и который затем органично перешел в храмостроительство Руси, наиболее полно отражает символику церковного здания. Во многом земной христианс-кий храм прообразует собой Небесный Иерусалим, описанный в Откровении Иоанна Богослова: «И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Откр.21,10). «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта» (Откр. 21,16).

Четырехстороннее основание здания церкви —символ земли, символ четырех сторон света.

Купол, покрывающий это основание — небо.

Крест, венчающий купол, — символ спасения и грядущего преображения всего материального мира.

Храмы различаются количеством куполов:

Однокупольный храм символизирует Христа;

Два купола —две природы Богочеловека;

Трехкупольный храм означает три Лица Святой Троицы;

Пятикупольный, где один купол главный, а остальные меньше—Христа и евангелистов;

Семь куполов символизируют и семь Вселенских соборов, и семь Таинств Церкви.

Девять куполов —девять Ангельских чинов;

Тринадцать куполов символизируют Христа и апостолов.

Квадратное в плане здание церкви делится рядами столбов и колонн на нефы.

Неф (от лат. navis—корабль) — межрядовое пространство, простирающееся от входа до алтаря. Нефов может быть 3, 5 или 7, причем ширина центрального нефа вдвое превы-шает ширину боковых.

В центральном нефе строго по центру здания церкви симметрично располагаются четыре главных опорных столба.

Со столбов на стены перекидывают арки, которые называются парусами, и которые плавно переходят в цилиндрический барабан со световыми окнами. Завершает барабан купол храма.

Эти четыре столба вычленяют внутри центрального нефа еще один поперечный неф—трансепт.

Пересечение центрального нефа и трансепта называется средокрестием.

Вход в храм всегда находится на западной стороне здания. Иногда его украшают порталом —особой архитектурной композицией, которая включает в себя:

— наличники,

— колонны,

— пилястры,

— декоративную скульптуру. От центральной части храма одной или несколькими дверями отделяется нартекс—притвор, где согласно церковному уставу должны находиться христиане, несущие епитимью.

С восточной стороны располагается алтарь. В алтарной части стена выдается полукруглыми выступами— апсидами. Апсиды покрыты полукуполами— конхами.

Если купол символически отображает Церковь Небесную, то алтарь—церковь земную.

Центром алтаря является престол, на котором проходит Таинство пресуществления Святых Даров в Тело и Кровь Христовы.

Приблизительно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой, которая положила начало современному иконостасу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.