Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Восточнославянские племена в составе древнеРусской народности. Территории, но и на ее окраинах





 


территории, но и на ее окраинах. Началась активная славянизация водского населения, закончившаяся лишь через несколько столетий.

В XIII в. количество водских курганных захороне­ний здесь еще более увеличивается, ибо все больше водского населения включается в исторический про­цесс славянизации. Еще в XII в. появляются поселе­ния смешанного характера, о чем говорят курганные группы со славянскими и водскими захоронениями. В XIII—XV вв. смешение населения увеличивается. Краниологические материалы обнаруживают целые серии метисного населения.

К концу XIV в. славянские курганные погребения на Ижорском плато исчезают. Но жальники здесь не получают широкого распространения, хотя некото­рые жальничные могилы, судя по инвентарям, могут относиться и к води. Среди водского населения кур­ганный погребальный обряд сохранялся еще в XV в., а в периферийных уголках — и в XVI в.

Водский этнический компонент оказал существен­ное воздействие на курганный обряд захоронения. На Ижорском плато во многих насыпях оказались внутри каменные кладки. Их сооружали на материке из булыжников, положенных в два-три или четыре яруса, и иногда прикрывали плитами. В курганах Ижорского плато встречены также бесформенные груды камней, сложенные без какой-либо системы. Промежутки между камнями заполнены золой с мелкими угольками, среди которых попадаются сож­женные кости домашних животных (коров, овец и свиней). Исследователь этих курганов Л. К. Иванов­ский называл эти кучи камней жертвенниками. А. А. Спицын предполагал, что груды из камней устраивались для удержания погребенного в сидячем положении. Однако каменные кучи имеются и в кур-~ ганах с захоронениями в вытянутой позе.

Дневниковое описание курганов с каменными клад­ками в материалах Л. К. Ивановского не сохранилось. Поэтому невозможно сказать, в каких курганных группах — водских или славянских — каменные клад­ки преобладали и с какими вещами они коррелиру-ются. Однако полное отсутствие каменных кладок в древнерусских курганах основной восточнославян­ской территории позволяет связывать их с погребаль­ной обрядностью води.

Славянские захоронения северо-западных земель Великого Новгорода по инвентарю идентичны кур­ганным трупоположениям других районов Новгород-чины. В них обычны ромбощитковые височные коль­ца и другие украшения славянских типов. Водские курганные древности XI в. имеют много аналогий с предметами других западнофинских племен (булав­ки с крестообразной головкой, подковообразные за­стежки с «маковыми» головками, спиральные брасле­ты). Начиная с XII в. среди водского населения рас­пространяются многобусинные височные кольца, ставшие этноопределяющими украшениями. Кроме них, к типично водским принадлежат ожерелья из раковин каури или с включением этих раковин, по­лые подвески-уточки, нагрудные цепочки ливского типа. Среди води широко распространяются я укра­шения славянских типов.

В результате смешения славян с водским населе­нием в северо-западных районах Новгородской земли формируется своеобразная культура — симбиоз при-


балтийскофинской и славянской. К элементам, ха­рактеризующим эту культуру, принадлежат разнотип­ные подковообразные застежки (табл. LV, 1—8, 10), встреченные в сотнях курганных трупоположений. В захоронениях мужчин их обычно находят на левом или правом плече, т. е. они служили для укрепления верхней одежды. В погребениях женщин, а иногда и мужчин, такие застежки обнаруживают у ворота одежды.

Выделяются захоронения этого региона и широким распространением поясов с пряжками и поясными бляшками (табл. LV, 12—16}. К поясам прикрепля­лись ножи, ножны, оселки, огнива, гребни, ключи. Здесь получают распространение пластинчатые, до­вольно широкие браслеты. Особенностью северо-за­падной культуры можно считать необычную для древнерусских земель распространенность погребений с орудиями труда (Рябинин Е. А., 1974, с. 23—26).

Словенами новгородскими были освоены также области, заселенные весью. В юго-восточном При-ладожье, по рекам Сясе, Паше и Ояти, курганный обряд захоронения распространяется в IX в. Однако наиболее ранние курганы здесь не содержат славян­ских элементов. Наоборот, ряд курганов с трупосож-жениями отмечен скандинавскими параллелями: это— захоронения с ладьей; железные гривны, связанные с языческим культом бога Тора; наборы украшений, типичных для женской одежды средневековой Шве­ции; погребения с воткнутым в грунт копьем (Коч-куркина С. И., 1973). Число курганов с достоверно скандинавскими захоронениями невелико, тем не менее лужно полагать, что распространение курган­ного обряда захоронения среди приладожской веси обусловлено влиянием похоронного обряда пришлого населения.

Основная масса приладожских курганов оставлена местной весью. Весский ритуал в этих курганах про­является и в положении умерших, и в обычае устраивать очаги с предметами кухонного инвентаря, и в наборе женских украшений, и в инвентаре, со­провождающем мужские захоронения (табл. LVII; LVIII).

Очевидно, скандинавские фибулы носили в Прила-дожье весские женщины, поскольку эти застежки встречаются в курганах с местным погребальным ри­туалом (Тухтина Н. В., 1978а, с. 192^198).

По-видимому, только с XI в. в юго-восточные рай­оны Приладожья проникают значительные группы славянского населения. Здесь появляются подкур-гатшые трупоположения с западной ориентировкой, обычай обкладывать курганы камнями, славянские j височные кольца и другие украшения.

В области белозерской веси славяне проникли не­сколько раньше. К VIII—IX вв. здесь относятся еди­ничные сопки, а к X—XIII вв.—курганы славян, однотипные по устройству и содержанию с прииль-менскими, и курганы веси, перенявшей славянский обряд захоронения. Принадлежность их местной веси устанавливается по ориентировке покойников голо­вами на север или на юг, а также по распространению специфически финно-угорских украшений (Голубе-ва Л. А., 1973, с. 21—56). Весское население, не за­тронутое славянским культурным и языковым воз­действием, хоронило умерших в грунтовых могиль­никах.


 

 


ГЛАВА 7. ПЛЕМЕНА СЕВЕРА

 


 


Поскольку курганные древности Велозерского края и юго-восточного Приладожья значительно отлича­ются друг от друга, В. А. Назаренко высказал пред­положение, что они оставлены различными племен­ными группами прибалтийскофинского населения. Он считает, что весь обитала только в Белозерье. О ее локализации здесь говорит Повесть временных лет. В Приладожье же жила не весь, а чудь приладожская (Назаренко В. А., 19796, с. i!52—157). С этим трудно согласиться хотя бы потому, что потомки средневеко­вой веси — вепсы — до сих пор проживают в Прила-дожском регионе. Однако подчеркиваемое В. А. На­заренко заметное культурное отличие приладожской курганной культуры от древностей белозерской веси заслуживает внимания. Может быть, оно обусловлено тем, что Приладожье и Белозерский край были засе­лены разными племенными группировками веси.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.