Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Никейские отцы




Никейские и постникейские отцы

ЛЕКЦИЯ 15

  1. Никейские отцы.
  2. Римские папы первой половины и середины IV века.
  3. Христианские авторы середины и второй половины IV века.
  4. Римские папы последней трети IV века.

Накануне Первого Вселенского собора отличились своей активной деятельностью на благо христианства некоторые епископы, вклад которых в патристику оказался не столь уж велик, но они заслуживают внимания в связи с ключевыми событиями в истории церкви и в создании того фона, на котором расцвела классическая патристика.

Александр († 328) занимал пост епископа Александрийского с 312 г. Личность александрийского епископа Александра имеет важное значение в истории церковной богословской мысли, с одной стороны, потому, что он является первым борцом против арианской ереси, так сильно волновавшей Церковь в течение большей части IV в., и одним из видных деятелей на Первом Вселенском соборе, и, с другой стороны, потому, что под его влиянием вырос и развился знаменитый его преемник по александрийской кафедре, неустанный поборник православия против арианства - св. Афанасий Великий (Сагарда Н. И.)

Мы ничего не знаем о жизни и о епископской деятельности Александра до возникновения арианского движения. Начавшиеся споры стали волновать не только членов александрийского клира, но и народ. Арий не замедлил высказать свое учение и в присутствии самого епископа Александра.

На одном из собраний клира Александр, "философски рассуждая" о Св. Троице, употребил выражение: "Св. Троица есть в Троице Единица" (Socrat., HE I, 5). Присутствовавший Арий стал обвинять своего епископа в савеллианстве и открыто высказал свое учение о тварности Сына Божия. В возникшем споре Александр стал на сторону противников Ария и запретил последнему распространять свои взгляды. Арий не подчинился и увлек на свою сторону значительную часть клира.

Когда для Александра окончательно выяснилась определенная позиция, занятая Арием и его сторонниками, он созвал в Александрии собор из подвластных ему египетских епископов (в 320 или 321 г.), на котором осудил учение Ария, его самого и сторонников отлучил от Церкви, после чего они должны были удалиться из Александрии.

Противодействуя стремлению Ария представить дело в собственном освещении, Александр разослал окружное послание, в котором кратко излагалось и опровергалось учение Ария, и сообщал о его осуждении. Таким образом, делу Ария придано было общецерковное значение, и волнение стало охватывать все больший круг восточных епархий: большинство приняло сторону Александра, но многие епископы высокого образования и видного положения оказались на стороне Ария.

Александр продолжал борьбу с арианством и в Никее, где явился одним из видных защитников православия. Он был свидетелем победы православия над арианством на Вселенском соборе и умер до нового подъема еретического движения 17 апреля 328 г.

Сочинения. Согласно Епифанию Кипрскому (Panarion omnium haeresium 69, 4) существовало собрание из 70 его писем, но до нас дошло немногое.

  1. Письмо о ереси Ария и отлучении его от Церкви, к Александру, епископу Константинопольскому (текст у Феодорита), вероятно, представляет собой список окружного послания Александра к епископам Церквей вне пределов Египта. В послании Александр сообщает, что Арий и Ахилла отлучены от церковного общения за свое учение, излагает и опровергает это учение, изображает беспорядки, произведенные Арием и его последователями в Александрии; извещает о том, что еретики обратились к защите других епископов и нашли ее у некоторых, в то время как другие епископы, письменно уведомили его о своем полном согласии с ним.
  2. Извлечения "из окружного свитка" сохранились только на сирийском языке Александра "о правой вере к боголюбезным епископам, сущим во вселенной". До нас дошел этот список "окружного свитка", который отправлен был к Мелитию, епископу Севастопольскому (в Понте) и "прочим епископам кафолической Церкви". Отрывок содержит кроме заголовка только начало изложения веры и заканчивается указанием на то, что к свитку приложены были полученные уже подписи о согласии, расположенные по провинциям.
  3. Письмо о ереси Ария и отлучении его от Церкви всем Епископам Вселенской Церкви (текст у Сократа), в котором тот сообщает, что руководство арианским движением взял на себя Евсевий Никомидийский, что в Александрии состоялся собор из почти ста египетских и ливийских епископов, который произнес осуждение на Ария с шестью другими пресвитерами, шестью диаконами.
  4. "Низложение Ария и сущих с ним". В своей главной части это произведение дает второе окружное послание. В начале помещено обращение Александра к собравшимся клирикам Александрии и Мареота, в котором он говорит, что как прежде они подписали его увещание к Арию и его единомышленникам, так и теперь они приглашаются своей подписью одобрить окружное послание его к епископам Церквей вне Египта и согласиться на отлучение еще шести клириков. Далее за текстом второго окружного послания следуют подписи александрийских и мареотских клириков.
  5. Др. послания Александра. Кроме того, св. Максим Исповедник приводит два кратких отрывка из послания Александра к Еглону Кинопольскому (в Среднем Египте) против ариан; по названиям известны послания Александра к Филогению, епископу Антиохийскому, Евстафию, епископу Верийскому, императору Константину, Сильвестру, епископу Римскому, и к Арию. Наконец, Александр, по примеру других александрийских епископов, писал Пасхальные послания к Церквам Египта; но от них ничего не сохранилось.
  6. Панегирик епископу Александрийскому Петру. На коптском языке сохранился панегирик епископу Александрийскому Петру, скончавшемуся мученически, который был произнесен в день памяти святого в храме в Александрии, посвященном его имени. Действительно, относительно св. Александра засвидетельствовано, что он установил день памяти св. мученика Петра в Александрии (Руфин, Церк. ист. I, 14). Принадлежность панегирика св. Александру не бесспорна ввиду наличия в нем легендарного элемента.

Осий, епископ Кордовский (256-356), играл большую роль в церковной жизни первой половины IV в. Он был специальным посланником Константина в Александрию по умиротворению арианской ереси, являлся активным участником Первого Вселенского собора и целого ряда поместных соборов. Хотя творческое наследие Осии невелико (сохранились лишь письма и сентенции), ценность его весьма значительна в силу непосредственного участия автора в важнейших церковных событиях. Его произведение "О девстве", упоминаемое Исидором Севильским, не было обнаружено.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.