Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Римские папы последней трети IV века




Св. Дамас занимал папский престол с 366 по 384 г. В обстановке религиозной терпимости он проводил активную политику по христианизации Рима. Участвовал в религиозной борьбе и боролся с ересями. При нем усилились разногласия между восточной и западной церквами.

Понтификат Дамаса начался в очень сложных условиях: партия сторонников диакона Урсина, обвинив Дамаса в том, что он, будучи диаконом, признал антипапу Феликса, поставленного императором Констацием на место сосланного им Либерия, провозгласила Римским епископом Урсина. Возникшая схизма стремительно переросла в настоящую (в масштабах города) гражданскую войну, сопровождавшуюся сражениями на улицах и осадой храмов. Мятеж прекратился после вмешательства префекта Вивенция: Урсин вместе с ближайшими сторонниками был изгнан из Рима. Но когда на следующий год император, считая, что волнения окончательно улеглись, разрешил Урсину вернуться, беспорядки вспыхнули с прежней силой, и новый префект Претекстат вынужден был в ноябре 367 г. вновь отправить в ссылку Урсина, а затем и его священников. Однако, сторонники антипапы, лишившиеся духовенства, продолжали упорствовать, удерживая некоторое время церковь св.Агнессы, и окончательно схизма была преодолена лишь к 371 г.

Хотя после этого Урсин, сосланный в Галлию, не появлялся больше в Риме, Дамасу пришлось пережить еще одно испытание: крещеный, но затем отрекшийся от христианства еврей Исаак обвинил в 371 г. папу в убийстве. Началось следствие, и лишь проведенное расследование сняло с Дамаса ложное обвинение.

Но главной для Дамаса, как и для его предшественников, была борьба с арианством, по-прежнему остававшимся основной опасностью для Церкви. Для утверждения Никейского вероучения папа созывал соборы в Риме в 368, 371 и 377 гг., причем на последнем впервые были осуждены полуарианские заблуждения Аполлинария Лаодикийского. Три соборных послания св. Дамаса приводит в своей "Церковной истории" св. Феодорит Кирский (II, 22; V, 10-11). Аполлинарий Лаодикийский (ок. 315 г. - до 392 г.), исходя из платоновского учения о трех составных частях человека: тела, души и духа, считал, что у воплотившегося Иисуса Христа тело и душа - человеческие, а дух - Логос Божий. Он был осужден также на Константинопольском соборе 381 г. и, вынужденный оставить Церковь, организовал свои общины в Сирии.

Св. Дамас проводил большую организаторскую деятельность по укреплению положения Церкви и вел обширную переписку со многими епископами. Он пользовался авторитетом не только в западной, но и в восточной части империи; например, св. Василий Великий в письме просил его, чтобы он своим вмешательством положил конец схизме в Антиохии. С именем Дамаса связано также наименование кафедры Римских епископов - "Апостольский Престол", которое он впервые использовал в своем послании испанским епископам (ок. 375 г.) по вопросу о целибате духовенства.

Св. Дамас много сделал для возвышения значения римского епископа, в частности, при нем появился зародыш папской канцелярии, где подготавливались послания и нормативные постановления римского епископа (декреталии). Латинский язык был сделан литургическим языком римской церкви. Именно Дамас поручил Бл. Иерониму перевод Библии, что имело следствием возникновение Вульгаты.

По распоряжению Дамаса были реконструированы римские катакомбы. В катакомбах производились захоронения в период преследования Церкви, и последним папой, похороненным здесь, был Мильтиад, умерший в 314 г. - на следующий год после Миланского эдикта, положившего конец эпохе гонений. Дамас сам составил стихотворный путеводитель по ним. Эти эпитафии были выбиты элегантным латинским шрифтом на мраморных стелах папским каллиграфом Филокалом и содержали историю знаменитых погребений. До нашего времени сохранилось около 60 эпиграмм вместе с дополняющими их фрагментами: большинство из них написано в честь христианских мучеников и христиан, умерших незадолго до Дамаса, а также в честь памятных событий. Эти произведения являются важным историческим источником, как для христианской археологии, так и для изучения христианизации. Также определенный интерес представляют письма и декреталии Дамаса, посвященные главным образом вопросам внутрицерковной борьбы, хотя достоверность некоторых из них находится под сомнением.

Сириций занял пост римского епископа после смерти Дамаса и явился продолжателем его политики вплоть до самого конца IV столетия (399 г.). Имя Сириция связано с первыми папскими декреталиями - до него папские послания были лишь частными или пастырскими, а с этого времени они приобрели законодательный статус. Сохранилось несколько его писем и декретов, среди которых особо следует выделить письмо епископу Таррагоны Гимерию, которое является первым папским документом, настаивающим на целибате для священников, а также в этом письме папа решает вопрос, как быть с отступниками от Церкви. Папа не призывает наказывать отступников тюремным заключением или лишением каких-то прав. Он говорит лишь о тех, кто после отступничества покаялся и хочет вернуться в Церковь, предписывая перед смертью воссоединять их, то есть, допускать к Причастию.

Сириций способствовал дальнейшему возвышению авторитета римского церковного престола, и его произведения представляют исторический интерес.

Несмотря на то, что он почитался святым на протяжении веков, имя его было опущено в первом печатном издании Римского мартиролога на основании критических замечаний св. Иеронима, который после кончины св. Дамаса видел в качестве кандидата на престол св. Петра, самого себя, а также св. Павлина Ноланского. В 1748 г. его имя было включено в Римский мартиролог папой Бенедиктом XIV, написавшим книгу в защиту его святости.

Дополнительная литература по теме:

  1. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви: Репринт.изд.В 4 т. - М.,1994.
  2. Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. - Смоленск, 2002.
  3. Карташев А.В. Вселенские соборы.- М,1994.
  4. Поснов М.Э. История христианской церкви. - Киев, 1991



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.