Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арианский спор




Арий.

Арий родился около 260 г. в Ливии и получил христианское образование в Антиохийской школе пресвитера и мученика Лукиана. В начале IV в., находясь уже в зрелом возрасте и будучи искренним ревнителем христианской веры, он появляется в Александрии и включается в церковную борьбу, которую вели между собой Мелетий, епископ Ликопольский и Петр, епископ Александрийский. Эта борьба, несмотря на гонение Галерия, приняла довольно острые формы, и Арий в ходе ее переходил от одной стороны к другой, протестуя против решений, с которыми он сам был не согласен (по аналогии с современностью Р.Даниельс называет Ария "Троцкий христианства"). Самостоятельность его позиции и непредвзятость мышления уже тогда обратили на себя внимание церковных лидеров, и он сначала был поставлен в диаконы Петром (тот же Петр отлучил Ария от церкви, когда тот восстал против суровых мер, принятых Петром в отношении приверженцев Мелетия), а затем - в пресвитеры следующим александрийским епископом Ахилой или Александром в 311 или 313 г.

Как сообщает Феодорит, Арию было поручено заниматься толкованием Священного Писания (Theod.I,2). Кто бы мог тогда подумать, что это скромное поручение приведет к появлению самой крупной ереси в истории христианства, с одной стороны, и к формированию патристики, с другой.

Арий быстро завоевал высокий авторитет и среди клира, и среди мирян. Причем, как отмечают, особенно почитаем Арий был со стороны "благочестивых женщин". Видимо, этот зрелый священник, обладал определенным очарованием, которое скрывалось за внешней аскетической худобой, подчеркиваемой его высоким ростом, и подобающей его рангу серьезностью. Он был приятен в общении, благодаря дару красноречия, привлекателен как собеседник, благодаря искусству диалектики (Soc.I,5), превосходен как оратор и проповедник, благодаря искренней вере, христианской образованности, но, главным образом, из-за нестандартного мышления, что явно выделяло его среди других, как и его мятущаяся душа, жаждущая познания и истины. Слава Ария как проповедника определялась его высокой техникой интерпретации Писания, в которой он умело сочетал силу логики и высоту догматической спекуляции.

Разумеется, в источниках среди черт его характера фигурируют хитрость и честолюбие, а также многие другие человеческие пороки, которыми щедро наделяли Ария его многочисленные противники. Ввиду того, что противники Ария в общем итоге оказались победителями, последующие христианские авторы ортодоксальной ориентации не жалели мрачных красок для придания его облику самого неприглядного вида. Однако нет сомнения, что Арий был богато одаренной и незаурядной личностью, способной стать во главе мощного течения и повести за собой массы людей.

Выступление Ария около 318 г. с самостоятельной и оригинальной трактовкой фундаментальной христианской формулы триединства, основанной на его глубоком знании диалектики, аристотелевской логики и, разумеется, самого Священного Писания в совокупности с его личным обаянием и ораторскими способностями сразу обеспечило новому учению популярность. По сообщению Епифания, на сторону Ария сразу стали 7 пресвитеров и 12 диаконов, а несколько позже его поддержали 2 епископа и 700 (!) девственниц (Epiph.LXIX,3) (по мнению М.Поснова, Арий увлек за собой треть всего египетского клира и половину клира александрийского). Таким образом, учение Ария оказалось популярным не только в силу самого его содержания, но и благодаря личности его основателя и проповедника.

В последующих бурных событиях церковной истории Арий проявляет себя как стойкий борец за свои убеждения и использует свои организаторские качества для создания по сути автономной церковной организации. Церковь оказалась расколотой, в орбиту борьбы оказалась вовлеченной и сама императорская власть, а Арий оказался самым выдающимся церковным лидером своего времени. Не случайно на протяжении борьбы с Арием и противостоящие ему церковные иерархи, и императорские чиновники неоднократно предлагали ему вернуться в лоно церкви.

Значение Ария в истории христианства и в христианизации Римской империи оказалось гораздо большим, чем основание религиозного учения, отличного от линии церковного большинства. Арий оказался своеобразным катализатором развития церкви во многих направлениях - в организационном, в догматическом, в соборном. Благодаря Арию церковь получила мощный импульс для своего развития, и хотя этот импульс оказался на первых порах очень болезненным, он оказался подобен прививке, которая привела к оздоровлению и укреплению в конечном итоге всего церковного организма, что способствовало общему успеху христианизации.

Наконец, во многом благодаря Арию, IV век оказался временем рождения патристики - христианской классики, без которой победа христианства и превращение его в мировую религию также были бы немыслимы.

Им написан целый ряд произведений, подвергавшихся всестороннему анализу многими христианскими авторами и являвшихся предметом бесчисленных церковных дискуссий, как при его жизни, так и впоследствии. Однако все его произведения были уничтожены (в основном при жизни по распоряжению Константина), и только части их сохранились в работах христианских авторов, особенно у Афанасия и церковных историков. Интерес представляет его памфлет Thalia («Пиршество»), который был написан им и в прозе, и в стихах с тем, чтобы достичь более широкой аудитории. Также известны письма Ария: к Александру Александрийскому (отрывки у Афанасия, Епифания, Илария), к Евсевию Никомедийскому (у Епифания и Феодорита) и к императору Константину (у Сократа и Созомена). В этих письмах излагаются не только основы его учения, но и описываются многие перипетии внутрицерковной борьбы. Сохранилось и несколько писем, адресованных Арию, в которых оппоненты цитируют его, хотя точность этих цитат вызывает сомнения.

Самой значительной ересью IV в. было арианство. Борьба с этой ересью занимает центральное место в истории христианства эпохи первых вселенских соборов. Эта борьба вышла далеко за рамки чисто догматических споров, играла значительную роль в государственной политике Римской империи и охватила большие массы людей. О широком распространении догматических споров в конце IV в. ярко свидетельствует Григорий Назпанзин (эта цитата часто встречается в литературе): "Этот город (Константинополь) наполнен мастеровыми и рабами, из которых каждый обладает глубокими богословскими познаниями и занимается проповедью и в лавке, и на улицах. Если вы попросите одного из них разменять серебряную монету, он расскажет вам, чем отличается Сын от Отца, если вы спросите о цене хлеба, вам на это ответят, что Сын ниже Отца, а когда вы спросите, готова ли баня, вам ответят, что Сын создан из ничего". Однако история борьбы с арианством в IV в. остается слабо разработанной в отечественной историографии, и до сих пор на эту ересь существуют различные взгляды, порой прямо противоречащие друг другу. Так, Н.Розенталь называл арианство "знаменем сепаратистских стремлений, враждебных единству христианской церкви"; М.Сюзюмов классовой основой арианства признавал борьбу "плебейских масс Александрии против аристократии, а не сепаратизм"; А.Каждан пришел к выводу, что арианство апеллировало "главным образом к муниципальным кругам"; С.Аверннцев называет арианство более этатистским и, следовательно, более удобным для уже христианизировавшегося цезаризма вариантом христианства.

Различные точки зрения на арианство встречаются и в зарубежной историографии. Широкое распространение имеет мнение о якобы большей "рациональности" арианства по сравнению с ортодоксией. В связи с этим к сторонникам этой ереси причисляют всех здравомыслящих людей, воспитанных на лучших образцах античной философии (Gwatkin). Другая распространенная в зарубежной историографии интерпретация арианства объясняет успех этой ереси якобы большей зависимостью арианского епископата от императорской власти. Но источники свидетельствуют, что и ортодоксы, и ариане в соответствии с политической ситуацией "регулировали" эту зависимость и, "никогда не колеблясь, прибегали к сотрудничеству с властью самодержцев и с органами принуждения, когда считали его полезным" (Донини). Да и сами императоры часто меняли свою религиозную ориентацию, независимо от степени подчиненности им той или иной церковной группировки. В зарубежной историографии встречаются и другие точки зрения на арианство: эту ересь описывают как перевод в теологические термины попытки секуляризировать и национализировать церковь (Paredi A.), как шаг назад к язычеству (Gwatkin), как вспышку императорской тирании против невинной ортодоксальной церкви (Gwatkin) и т.п.

Возникновение в начале IV в. арианства вызвало самый первый по времени и самый крупный по масштабам догматический спор - тринитарный, который явился и первым по значению с точки зрения христианского вероучения. Вся полемика вращалась вокруг одного вопроса - какое положение в небесной иерархии должен занимать Иисус Христос, и от решения этого вопроса зависела дальнейшая судьба христианства как религии.

По мнению отцов церкви, стоявших у истоков ортодоксии, основоположник христианства не мог быть ни человеком, ни второстепенным божеством; он должен быть таким же изначальным, как и Бог-Отец, ибо "любой меньший статус унизил бы его авторитет и, следовательно, подорвал бы авторитет епископов и церкви" (Данэм, с.114). Последователи Ария, избегая скрытого тритеизма (один бог в трех сущностях), пытались сохранить единство божества путем полного разделения этих сущностей, подчиняя их друг другу и считая богом в абсолютном смысле одного Бога-Отца (Самуилов, с.26). При этом в самом арианстве не было единства относительно связи Бог-Отец - Бог-Сын - Мир. В зависимости от положения Бога-Сына в этой триаде существовали разновидности арианства: аномии, омии, омиусиане.

В догматическом содержании тринитарного спора нет ни малейшего намека на политическую, социальную или какую-либо другую программу. С точки зрения здравого смысла (если таковой возможен при анализе "иррациональных" по своей сути систем) и та, и другая сторона могла претендовать (и в действительности претендовали!) на освящение власти императора в том смысле, в каком этого требовала взявшая себе в союзники христианство система домината. Так, Амвросий, полемизируя с арианами, убеждает Грациана в том, что царство Троицы является неразделенным и поэтому непобедимым (Amb.DF I,1,11), то есть неразделенная власть на небе означала, по мнению епископа, единоличную власть императора на земле. Ариане, со своей стороны, видели отражение единоличной земной власти в абсолютном приоритете Бога-Отца и подчинении ему остальных лиц Троицы. И у той, и у другой стороны абстрактные теологические идеи, оторванные от всякой действительности, давали широким слоям населения возможность верить, будто различные интерпретации догматики в какой-то степени объясняют им их судьбу, и усматривать в них отображение их земной жизни.

В отношении политической основы ересей стоит упомянуть об одном эпизоде, сообщаемом церковными историками и подвигнувшем Феодосия к никейской вере. Когда старший сын императора Аркадий в 383 г. был провозглашен августом и соправителем, во дворце был устроен торжественный прием, во время которого подданные должны были изъявить покорность и преданность восседавшим на троне монархам. Во время церемонии епископ небольшого города Икония Амфилохий отдал должные почести Феодосию, а с Аркадием обошелся так же фамильярно, как это было принято в обращении с простолюдинами. Феодосий посчитал себя оскорбленным таким неподобающим отношением к его царственному сыну и приказал немедленно выгнать дерзкого епископа. Когда стража уже схватила его, он успел выкрикнуть, осуществляя ранее задуманный план: "Таково, император, обхождение, предназначенное Царем Небесным для тех нечестивых людей, которые поклоняются Отцу, но не хотят признавать такого же величия в его Божественном Сыне". Феодосий, по словам историков, сразу понял антиарианский смысл дерзкого поступка Амфилохия, по-христиански обнял его, и с тех пор не забывал этого урока (Soz.VII,6; Theod.V,16).

Победа ортодоксов на Никейском соборе 325 г., осудившем арианство, означала только начало борьбы. В течение последующего полувека христианскую церковь раздирали непрекращающиеся распри, выливавшиеся в обвинения и изгнания епископов, волнения прихожан, конфликтовавших между собой и с властями. Борьба затронула и высшие сферы Римской империи и не оставила в стороне самих императоров, в ориентации которых перевешивали то религиозные, то политические мотивы, иногда сливавшиеся в одно целое.

Расцвет арианства пришелся на время правления Констанция II. Именно при этом императоре арианство стало господствующим вероисповеданием (Гарнак пишет, что даже в 381 г., может быть, 9/10 христианского востока были арианскими (Гарнак, с.339), но, как нам кажется, это явное преувеличение, так как совершенно необъяснимым предстает обращение к никейству Феодосия и невероятной победа никейцев на Константинопольском соборе) и орудием его политики, и во время его правления противоречия в христианстве обострились до крайности. После смерти Констанция арианство было вынуждено перейти к обороне, "и его траектория стала клониться к закату со всеми ее взлетами и снижениями" (Донини, с.255), хотя на востоке арианство осталось господствующим, благодаря императору Валенту, который в рвении мало в чем уступал Констанцию.

На западе вплоть до середины IV в. большинство епископов не имело об арианстве никакого понятия (Самуилов, с.1). Проарианская политика Констанция не только способствовала знакомству запада с арианской доктриной, но и привела к изгнанию целого ряда ортодоксальных епископов, в том числе римского епископа Либерия. Насильственные меры при насаждении арианства на западе не могли не привести к тому, что это учение с самого начала стало непопулярным и не нашло широкой поддержки, хотя это вовсе не означает, что запад не воспринял арианство совсем. Благодаря активной деятельности арианских епископов Урсакия и Валента арианство распространилось в придунайских провинциях, Ульфила энергично проповедовал эту веру среди варваров (Кинг называет Ульфилу человеком "почти достойным имени "Апостол"), большим авторитетом пользовались Авксентий в Медиолане и Герминий в Сирмиуме.

Борьба с арианством была одной из главных задач патристики середины и второй половины IV в.

Дополнительная литература по теме:

  1. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви: Репринт.изд.В 4 т. - М.,1994.
  2. Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. - Смоленск, 2002.
  3. Карташев А.В. Вселенские соборы.- М,1994.
  4. Поснов М.Э. История христианской церкви. - Киев, 1991.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.