КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Продолжатели Евсевия: Сократ, Созомен, Феодорит и Руфин
Очевидно, что происходившая в IV в. христианизация Римской империи охватила в числе прочих сфер жизни идеологию. Античному миросозерцанию была противопоставлена христианская концепция мироздания, а сопутствовавшая христианизации теократизация мышления вызвала в свою очередь исключительный интерес общества к истории церкви. Причем интерес этот возрастал по мере того, как успехи христианизации становились все более очевидными. Поэтому у Евсевия очень скоро появились последователи, и подлинный расцвет ранней церковной историографии приходится на начало V в., когда основной этап христианизации Римской империи был завершен, и успехи церкви в этом стали совершенно неоспоримыми. К числу прямых последователей Евсевия, продолжавших его Церковную историю и подражавших ему, относятся Сократ, Созомен и Феодорит на востоке и Руфин на западе. В определенной степени отличные от названных Церковных историй исторические произведения написали также Сульпиций Север, Орозий и Филосторгий. Предметом изучения для всех названных авторов была христианская церковь как особый религиозный, общественный и исторический феномен, и всех их объединяла одна историко-философская концепция - христианский провиденциализм. Сократ Схоластик (ок.380-440) являлся светским лицом: он получил риторическое образование и был юристом в родном ему Константинополе. Будучи христианином, он поставил своей целью написать Церковную историю, как продолжение труда Евсевия, которым он был вдохновлен. Вместе с тем его светские занятия наложили отпечаток на его сочинение - в нем приводятся многие сведения, выходящие за рамки только истории церкви. Его Церковная история охватывает время с 306 по 439 г. и посвящена преимущественно событиям, происходившим в Константинополе или вокруг восточной столицы, на что он сам указывает (Soc.V,24). Хотя центральное место в Церковной истории Сократа отводится борьбе с ересями и защите Никейского символа веры, он избегал описания сложных теологических споров, так как не обладал глубокими познаниями в христианской догматике и теологии. К языческой религии Сократ относится негативно, но без явной враждебности, свойственной многим его современникам в условиях победившего христианства. Эта позиция находит отражение в преклонении Сократа перед лучшими представителями античной культуры и образованности, как прошлого (Платона, Аристотеля), так и современного ему настоящего (Либания). Вместе с тем негатив Сократа по отношению к язычеству проявляется тогда, когда он описывает римских императоров, покровительствовавших этой религии, и в первую очередь Юлиана. Политические симпатии Сократа явно находятся на стороне христианской империи. Он разделял представления многих отцов церкви о тесной связи исторических судеб христианской империи и христианской церкви и о божественном покровительстве христианских императоров. В своем труде Сократ опирался на многие источники, как церковные, так и светские, но особенно на рассказы очевидцев и собственные наблюдения. Ему не чужд критический подход к противоречивым слухам и недостоверным рассказам, хотя в его труде встречается много ошибок и неточностей, и он требует критического подхода. Важность труда Сократа состоит в том, что он проводит две сюжетных линии - оптимистическую, показывающую рост авторитета христианства в Римской империи и за ее пределами, обращение неверующих и угасание язычества, и пессимистическую, рисующую внутрицерковные раздоры и борьбу с ересями. Такой подход к результатам христианизации являлся отражением взглядов многих современников Сократа. Созомен Ермий (ум.ок.450), как и Сократ, был схоластиком и занимался адвокатской деятельностью в Константинополе, хотя родился в Палестине. Он тоже выступил продолжателем Евсевия, и его Церковная история охватывает период с 324 по 439 г. (ранняя часть считается утраченной). Основными источниками Созомена считают произведения церковных и светских историков, хотя в труде приводятся и оригинальные тексты, а также есть ссылки на устные сообщения современников, в том числе явно легендарного и даже фантастического характера. Созомен являлся приверженцем официального направления в церкви того времени и сторонником Никейского символа веры. В духе восточной церкви Созомен признавал верховенство императорской власти над церковной и считал христианских императоров богоизбранными. Как и другие церковные историки Созомен уделял много внимания внутрицерковной борьбе и ересям, причем он использовал высказывания неортодоксальных писателей, что повышает ценность его Истории как источника. При этом Созомен старался быть объективным, считая, что "повествователь должен ставить все ниже истины" (Soz.I,1) и что "история должна излагать одни события, не прибавляя ничего собственного" (Soz.III,15). Как и Сократ, Созомен уделяет основное внимание делам восточной церкви и показывает слабую осведомленность в том, что касалось запада. В трудах Созомена и Сократа исследователи находят столь много общего, что давно уже в литературе стоит вопрос об их взаимной зависимости. Большинство авторов склонны считать, что Созомен использовал труд Сократа как основу своего произведения, дополняя и расширяя данные своего предшественника. В силу этого труд Созомена оказался более привлекательным с точки зрения стиля и характера изложения, но вторичным по содержанию и лишь незначительно дополняющим сведения, приведенные Сократом. Оба автора в основном следовали исторической концепции Евсевия, рассматривая божественное, как движущую силу истории, и строили свое изложение событий, исходя из уже ясно обозначенной к тому времени теории христианского провиденциализма. Феодорит, епископ Кирский (393-457, или 460) выделяется среди других церковных историков строгой и непримиримой ортодоксальной позицией, а также тем, что он по своему положению и деятельности относился к церковной иерархии. Феодорит столь яростно боролся с еретиками, что на V Вселенском соборе в Эфесе (431 г.) сам был зачислен в еретики, низложен и отправлен в ссылку в монастырь. На следующем Вселенском соборе в Халкидоне (451 г.) он вновь был объявлен православным, и ему была возвращена его епископия, которой он управлял до самой смерти. Феодорит был образованным и эрудированным богословом и философом и оставил после себя довольно значительное литературное наследие, большей частью посвященное вопросам экзегезы и полемике с еретиками по догматическим вопросам, особенно по христологии, которая считается приоритетным направлением его теологии. Особого внимания заслуживает его Церковная история, которую считают одним из главных его трудов. Церковная история Феодорита также является продолжением истории Евсевия и охватывает период с 325 по 429 г. Источниками Феодорита послужили церковные истории Руфина, Сократа, Созомена и Филосторгия, а также материалы соборов, послания епископов и другие документы, часть которых отсутствует в других церковных историях. Феодорит критически отнесся к своим предшественникам в области церковной историографии и уточнил, а в ряде случаев и исправил их данные, хотя и в его собственном труде ему не удалось избежать неточностей. Главной особенностью труда Феодорита является его крайняя тенденциозность, основанная на фанатической ортодоксальности и ненависти к еретикам. Историческое произведение Феодорита дает как бы черно-белое изображение, и такая категоричность относится как к событиям, так и к людям. Сосредотачивая основное внимание на освещении борьбы церкви с ересями, Феодорит уделяет мало внимания политическим событиям и фактам светской истории, и уделяет мало внимания исторической концепции. Тем не менее, его труд был дальнейшим развитием нового направления в историографии, начатого Евсевием. Руфин Тираний (ок.345-410) получил образование в Риме, где познакомился с Иеронимом. После некоторого времени аскетической жизни в родном городе Аквилее в 373 г. Руфин отправился на восток, где встречался с отшельниками и занимался основанием монастырей (В частности им основан в 381 г. известный монастырь на Масличной горе в Иерусалиме). Увлечение Оригеном, учение которого Руфин изучал на востоке, вскоре привело его к конфликту с Иеронимом и острой литературной полемике с ним. В 397 г. Руфин вернулся на запад и занялся активным литературным творчеством, а также переводами греческих христианских авторов на латинский язык. Следует отметить, что в числе переведенных трудов оказалась небольшая работа Василия Великого о монашеской жизни, которая оказала влияние на развитие западного монашества, а также Церковная история Евсевия. Руфин не удовлетворился одним только переводом Евсевия и написал в 402 г. две книги Церковной истории собственноручно, доведя ход событий до 395 г. Церковная история Руфина, как и другие его произведения является полемическим произведением и имеет антиарианскую направленность. Ввиду того, что Руфин значительную часть своей жизни провел на востоке, он зачастую более осведомлен в делах восточной церкви, нежели западной, и многие события, происходившие на западе, освещает предельно кратко. Однако ценность его труда состоит в том, что он был современником многих описываемых им событий, хотя еще в древности Руфина упрекали в неточностях и погрешностях в хронологии (Socr.II,1). Исследователи отмечают, что Руфину не доставало критичности истинного историка, и что все ценное из его "Истории" включено в труд Сократа. Вместе, с тем, труд Руфина содержит немало важных сведений и представляет определенную ценность как исторический источник для изучения христианизации Римской империи. Но главным образом труд Руфина ценен тем, что он оказался первой церковной историей на латинском языке, и тем самым, положил начало развитию нового направления в историографии на латинском западе.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |