Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковная историография конца IV - начала V в.: вариации жанра




Сульпиций Север (ок.360-ок.420) - христианский биограф и историк. Получив образование в Бурдигале, начал карьеру юриста, но после смерти жены в 396 г. избрал жизнь отшельника, хотя и оказался вовлеченным в бурные события религиозной жизни Аквитании и Галлии. Сульпиций был учеником Мартина Турского и составил его жизнеописание, которое считается классикой агиографической литературы. Широкую известность Сульпицию принесли его исторические произведения - Хроника и Священная история. Последнее отличается сжатостью, ясностью и простотой изложения и охватывает время от сотворения мира до 400 г., причем распределение исторического материала очень неравномерно: истории IV в., преимущественно событиям, происходившим в Галлии, посвящена одна книга из двух.

Ценность исторического труда Сульпиция состоит в том, что он содержит много данных, которых нет у других церковных историков, например, подробное описание ереси Присциллиана и народных движений на западе, связанных с ней, а также некоторых особенностей христианизации западных провинций Римской империи. Кроме того, исторические труды явились продолжением латиноязычной церковной историографии.

Орозий, время активной жизни которого приходится на начало V в., был испанским пресвитером, который вначале боролся с присциллианистами, а в 414 г., после посещения Северной Африки и встречи там с Августином, он направил свое рвение против пелагиан в Палестине. К 417 г. он вернулся на запад и опять же под влиянием Августина взялся на написание исторического труда под названием "История против язычников" в 7 книгах.

Хотя работа Орозия берет за точку отсчета основание Рима, наиболее ценные сведения автор приводит относительно событий 378-417 гг. Тем не менее, вкладом Орозия в развитие нового направления в историографии стало то, что в отличие от современных ему греческих церковных историков, он рассматривал историю с перспективы "Града Божьего" и использовал аргументацию Августина, обвиняя во всех бедах Рима язычников.

Филосторгий (ок.365-ок.439) был единственным церковным историком, описавшим историю христианства IV - начала V в. (c 300 по 425 г.) с арианских позиций. Его Церковная история сохранилась в сокращении Фотия, который разделил произведение на 12 книг по числу букв в имени Филосторгия и донес до нас лишь часть истории, выбирая из нее то, что считал наиболее важным.

Филосторгий был образованным человеком, знал сочинения древних авторов и тщательно изучал Священное Писание. При написании своего исторического труда Филосторгий использовал многие надежные источники, в том числе и те, которые проигнорировали ортодоксальные авторы. Ценность произведения Филосторгия состоит также в том, что он представляет оппозиционную официальной церкви точку зрения и рисует события под совершенно иным углом, чем ортодоксальные церковные историки. Вместе с тем Филосторгий неприязненно относился и к другим религиям - язычеству и иудаизму. Особый интерес представляют оценки императоров, ортодоксальных и арианских церковных деятелей, данные Филосторгием. В отличие от Сократа, Созомена и Феодорита, Филосторгий более трагично воспринимал историческую действительность своего времени. Труд Филосторгия имеет большую ценность как исторический источник, так как он позволяет проверить многие известные факты и способствует объективной их интерпретации.

Подводя общий итог ранней церковной историографии, освещающей историю Римской империи в IV в., следует отметить несомненную ценность этих произведений как исторического источника, проливающего свет на многие аспекты истории античного христианства. Именно распространение христианства было в центре внимания церковных историков, и именно с точки зрения влияния христианства на все сферы жизни Римской империи они трактовали все в ней происходившее. Ценность этих исторических произведений состоит и в том, что авторы церковных историй были либо современниками описываемых ими событий, либо были близки к ним по времени. Они использовали оригинальные источники и свидетельства очевидцев и, несмотря на очевидную тенденциозность, которая требует критического подхода, церковные истории можно рассматривать как ценный источник по истории Поздней Римской империи и раннего Средневековья, а также как появление нового направления в историографии и историописании.

Дополнительная литература по теме:

  1. Ващеева И.Ю. Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма. - СПб., 2006.
  2. Глубоковский Н. Бл.Феодорит. епископ Кирский, его жизнь и литературная деятельность. - М., 1890
  3. Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. - Смоленск, 2002.
  4. Кривушин И.В. История и народ в церковной историографии V века. - Иваново, 1994.
  5. Кривушин И.В. Рождение церковной историографиии: Евсевий Кесарийский. Иваново, 1995.
  6. Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. (последнее издание - СПб., 2000).
  7. Удальцова З.В. Церковные историки ранней Византии //Византийский Временник. - 1982.- Т.43.- С.3-21
  8. Удальцова З.В. Филосторгий - представитель еретической церковной историографии // Византийский Временник. - 1983. № 44. - С.3-17.
  9. Урбанчик Т. Евсевий и Сократ // Историческая мысль в Византии и на средневековом Западе. - Иваново, 1998. - С. 22-34.
  10. Церковные историки IV - V веков. / Сост. Тимофеев М.А., Высокий М.Ф. - М., 2007.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.