КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Евсевий Памфил
Подлинным родоначальником христианской историографии и "отцом" церковной истории по праву является Евсевий Памфил (ок.260-ок.340), епископ Кесарийский (с 313 г.), написавший первую систематическую историю христианской церкви. Этот труд Евсевий создавал на протяжении многих лет и на основании обширного количества источников, большей частью не дошедших до нас. И хотя первая церковная история подвергалась разносторонней критике исследователей нового и новейшего времени, и критике вполне заслуженной с точки зрения современных подходов к истории, труд Евсевия был и остается во многом уникальным историческим источником, значение которого трудно переоценить для изучения целого ряда проблем христианской церковной и римской светской истории. Особый интерес представляют 8, 9 и 10-я книги "Церковной истории" Евсевия, написанные, вероятнее всего, до 326 г. В этих книгах Евсевий описывает события, очевидцем и современником которых он являлся и которые, по его мнению, венчали всю предшествующую историю христианства. Евсевий оставил после себя и другие труды исторической направленности. Так, в Хронике (Хронические каноны), самом раннем своем сочинении, он разработал новую христианскую хронологию истории; объединил языческую историю и историю иудеев в единую мировую историю и интерпретировал ее основные события с провиденциалистской точки зрения. Перу Евсевия принадлежат также История палестинских мучеников - мартиролог христиан, пострадавших в Палестине во время гонения Диоклетиана. Свою политическую теорию Евсевий изложил в двух панегирических произведениях - "Похвала Константину" и "Жизнь Константина". В них он сформулировал идею о христианском государе и о монархической форме правления как отражении космического единовластия Бога - идею, ставшую отправным пунктом всей византийской политической философии. "Жизнь Константина" представляет собой апологию христианского императора и содержит мало достоверной информации, к тому же нуждающейся в тщательной проверке, но зато оно содержит множество восторженных эмоций и завышенных оценок. "Панегирик Константину" - это произведение, смысл и значение которого укладываются в само название. Константин наделяется здесь сверхчеловеческими качествами, и даже церковные авторы порой игнорируют это произведение Евсевия, как источник, заслуживающий очень мало доверия. Тенденциозность Евсевия стала едва ли не притчей во языцех. Образ Константина предстает в его трудах (особенно в "Жизни Константина" и "Панегирике Константину") сильно искаженным и не соответствующим действительности. Однако это имело и свою положительную сторону: Евсевий заложил основу для будущего творчества христианских писателей по созданию образа идеального христианского императора. Кроме того, следует иметь в виду, что "отец" церковной истории в какой-то мере отражал общее отношение христианского клира к Константину. Разработанная Евсевием церковно-историческая концепция предполагает реализацию истории через взаимоотношения Бога с "христианским народом", под которым понимается совокупность всех верующих. Бог не мыслится им как сила, жестко контролирующая события; его роль в истории ограничивается функцией защиты "христианского народа" и функцией его воспитания. Он не влияет на ход военных и политических дел и не вынуждает никого вставать на путь Истины; люди сохраняют определенную степень автономии. История оказывается двусторонним процессом, результатом совместной деятельности Всевышнего и свободно избирающих свою судьбу индивидов. Смысл существования христианской Церкви заключается в сохранении, передаче и распространении Слова Божьего, постоянной борьбе против его искажений - ересей. Многие античные авторы придавали большое значение Судьбе или Року, но Евсевий не принимает такую трактовку. Античные историки искали закономерности истории в сферах политики или экономики, а Евсевий видит основную движущую силу в пути к спасению, и человечество, следуя ему при попечении Божественного промысла, постоянно совершенствуется. При этом Евсевий пишет историю не отдельных людей, а историю вселенской Церкви, и он не отделяет ее от социума, то есть он не отделяет Церковь от мира, а видит ее в качестве опоры всего человечества. Хотя жанр "всеобщей истории" появился задолго до него, в центре подобных произведений все равно оставался или один народ, или одно государство. Евсевий же пишет историю не одного народа или государства, а всего мира. Таким образом, создание жанра церковной историографии стало главным достижением Евсевия, и он положил начало одному из ведущих направлений в средневековом историописании.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |