КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ речевой ситуации
Задание 4. Прочитайте отрывки из статьи «Общение как ценность и как творчество» М.С. Кагана и А.М. Эткинда. 1. Общение является такой совместной деятельностью людей, участники которой относятся друг к другу и к самим себе как к субъектам. В психологическом плане из такого понимания общения следует комплекс его когнитивных, эмоциональных и поведенческих параметров: восприятие уникальности партнера, переживание его ценности и предоставление ему свободы являются определяющими факторами общения, а их отсутствие ведет к превращению общения в какой-то иной вид межличностных взаимодействий. 2. Если общение порождается отношением к другому как к свободному, уникальному и ценному для тебя субъекту, если участники общения далеки как от своекорыстного использования другого в своих интересах, так и от самоотречения, отказа от собственных потребностей, если цели участников сосредоточены в самом их взаимодействии, значит, общение содержит в себе такие механизмы, которые мотивируют взаимодействие людей друг с другом вне или помимо того продукта, который производит их совместная деятельность. Иначе говоря, мотивация общения может не сводиться к мотивации совместной предметной деятельности. Что же ее, эту мотивацию, порождает? Независимо от того, в какой мере это осознается человеком в каждом конкретном случае, потребность общения – это исторически сложившееся и каждый раз заново формирующееся в онтогенезе стремление приобщиться к действиям, ценностям, переживаниям Другого и раскрыть ему свои собственные; это стремление разделить моменты своей жизни с Другим, разорвать узкие рамки своего Я, слив его с Я другого человека; это стремление создать социальное качество человеческого существа – качество Мы. Известные слова А. Сент-Экзюпери о «роскоши человеческого общения» справедливы только с точки зрения отдельного индивида: для социальной структуры общение является первейшей необходимостью, ибо только оно, а не коммуникация, управление или обслуживание способно формировать сплоченные и творческие, обладающие самосознанием и ценностно ориентационным единством, совокупные субъекты – общности, семьи, коллективы.
Ответьте на следующие вопросы: 1. В чём, по мнению авторов, специфика человеческого общения? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что мотивирует людей к общению? ________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Чем является общение для социума? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Перечислите все возможные причины коммуникативной неудачи в следующих ситуациях: 1. Вы начинаете рассказывать другу историю, которая произошла вчера, он делает вид, что слушает, но потом задаёт вопрос совершенно не по существу. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Вы объясняете прохожему, как пройти к нужному ему месту, но после окончания диалога видите, что он пошёл не в ту сторону. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Вы просите младшего брата прекратить шумную игру, но он не выполняет вашу просьбу. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кто должен нести ответственность за преодоление таких возможных барьеров?
Задание 6. Укажите стрелками характеристики общения в данных ситуациях.
Задание 7. Что может повысить степень эффективности общения в следующей ситуации: Вы готовитесь поздравить свою первую учительницу с юбилеем на торжественном собрании? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 8. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», рассказывающий о визите Чичикова к помещику Плюшкину. Уже несколько минут стоял Плюшкин, не говоря ни слова, а Чичиков всё ещё не мог начать разговора, развлечённый как видом самого хозяина, так и всего того, что было в его комнате. Долго не мог он придумать, в каких бы словах изъяснить причину своего посещения. Он уже хотел было выразиться в таком духе, что, наслышась о добродетели и редких свойствах души его, почёл долгом принести лично дань уважения, но спохватился и почувствовал, что слова «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок»; и потому, преобразивши таким образом речь, он сказал, что, наслышась об экономии его и редком управлении имениями, он почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение. Конечно, можно было бы привести иную, лучшую причину, но ничего иного не взбрело тогда на ум. На это Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было, – что именно, неизвестно, но, вероятно, смысл был таков: «А побрал бы тебя чёрт с твоим почтением!» Но так как гостеприимство у нас в таком ходу, что и скряга не в силах преступить его законов, то он прибавил тут же несколько внятнее: «Прошу покорнейше садиться!» – Я давненько не вижу гостей, – сказал он, – да, признаться сказать, в них мало вижу проку. Завели пренеприличный обычай ездить друг к другу, а в хозяйстве-то упущение… Да и лошадей их корми сеном! Я давно уж отобедал, а кухня у меня низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась: начнёшь топить, ещё пожару наделаешь.
Проанализируйте общение героев по плану.
Вспомните, добился ли Чичиков коммуникативного успеха? Что, по-вашему, повлияло на это?
Задание 9. Прочитайте отрывок из романа А.Иванова «Географ глобус пропил». – Если бы я знала, какой ты, ни за что бы замуж не вышла!.. – А какой я?- спокойно поинтересовался Служкин. – Слова от тебя человеческого не дождёшься, одни шутки!.. – Без шутки жить жутко. – Так у тебя, кроме шуточек, и нет ничего больше!.. Пусто за душой! Ты шуточками только пустоту свою прикрываешь! Ничего тебе, кроме покоя своего, не нужно! Ты эгоист – страшно подумать какой! – Думать всегда страшно… – Тебя не только любить, тебя и уважать-то невозможно! – не унималась Надя. – Ты шут! Неудачник! Ноль! Пустое место! … Служкин убавил газ под лапшой и сел за стол. – Ну не расстраивайся, Наденька, – мягко попросил он. – Пока ещё ничего не потеряно. Я тебе мешать не буду. Не вышло со мной – выйдет в другой раз. Ты ещё молодая… – Не моложе тебя… – сдавленно ответила Надя. – Ну-у, я особый случай. Ты на меня не равняйся. У тебя ведь нету столько терпения, сколько у меня. Я всегда побеждаю, когда играю в гляделки. – Ты мне всю судьбу поломал. Куда я теперь от Таты денусь? – Если бы тебе была важна только Тата, ты бы мне не наговорила всего того, что я услышал. – Тебе говори не говори, никакой разницы. Ты тряпка. – Вот и найди себе не тряпку. – Кого я найду в этой дыре?! – Ну кого-нибудь… Мне, что ли, самому тебе нового мужа искать?
Охарактеризуйте ситуацию общения героев. Какие факторы влияют на специфику общения?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какова цель коммуникантов? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Можно ли такое общение назвать эффективным? Почему? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Оцените речь героя В. Шукшина в сложившейся ситуации: В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: – Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде. Почему герой рассказа попал в нелепую ситуацию?
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 3764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! |