Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ речевой ситуации




Речевая ситуация

Кто говорит? Кому говорит? Что говорит? С какой целью? Где? Когда?

 

Задание 4.

Прочитайте отрывки из статьи «Общение как ценность и как творчество» М.С. Кагана и А.М. Эткинда.

1. Общение является такой совместной деятельностью людей, участники которой относятся друг к другу и к самим себе как к субъектам. В психологическом плане из такого понимания общения следует комплекс его когнитивных, эмоциональных и поведенческих параметров: восприятие уникальности партнера, переживание его ценности и предоставление ему свободы являются определяющими факторами общения, а их отсутствие ведет к превращению общения в какой-то иной вид межличностных взаимодействий.

2. Если общение порождается отношением к другому как к свободному, уникальному и ценному для тебя субъекту, если участники общения далеки как от своекорыстного использования другого в своих интересах, так и от самоотречения, отказа от собственных потребностей, если цели участников сосредоточены в самом их взаимодействии, значит, общение содержит в себе такие механизмы, которые мотивируют взаимодействие людей друг с другом вне или помимо того продукта, который производит их совместная деятельность. Иначе говоря, мотивация общения может не сводиться к мотивации совместной предметной деятельности. Что же ее, эту мотивацию, порождает?

Независимо от того, в какой мере это осознается человеком в каждом конкретном случае, потребность общения – это исторически сложившееся и каждый раз заново формирующееся в онтогенезе стремление приобщиться к действиям, ценностям, переживаниям Другого и раскрыть ему свои собственные; это стремление разделить моменты своей жизни с Другим, разорвать узкие рамки своего Я, слив его с Я другого человека; это стремление создать социальное качество человеческого существа – качество Мы. Известные слова А. Сент-Экзюпери о «роскоши человеческого общения» справедливы только с точки зрения отдельного индивида: для социальной структуры общение является первейшей необходимостью, ибо только оно, а не коммуникация, управление или обслуживание способно формировать сплоченные и творческие, обладающие самосознанием и ценностно ориентационным единством, совокупные субъекты – общности, семьи, коллективы.

 

Ответьте на следующие вопросы:

1. В чём, по мнению авторов, специфика человеческого общения? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что мотивирует людей к общению? ________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чем является общение для социума?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5.

Перечислите все возможные причины коммуникативной неудачи в следующих ситуациях:

1. Вы начинаете рассказывать другу историю, которая произошла вчера, он делает вид, что слушает, но потом задаёт вопрос совершенно не по существу.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вы объясняете прохожему, как пройти к нужному ему месту, но после окончания диалога видите, что он пошёл не в ту сторону.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вы просите младшего брата прекратить шумную игру, но он не выполняет вашу просьбу.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто должен нести ответственность за преодоление таких возможных барьеров?

 

Задание 6.

Укажите стрелками характеристики общения в данных ситуациях.

Официальное 1. Выступление на научной конференции. 2. Тост во время семейного застолья. 3. Митинговая речь. 4. Собеседование при приёме на работу. 5. Приветственное слово на форуме молодёжных организаций. 6. Новогодняя поздравительная речь Президента Российской Федерации. 7. Беседа с друзьями. 8. Разговор по душам. 9. Выступление руководителя на совещании. 10. Речь адвоката в суде. Личное
Неофициальное Массовое

 

Задание 7.

Что может повысить степень эффективности общения в следующей ситуации:

Вы готовитесь поздравить свою первую учительницу с юбилеем на торжественном собрании?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Прочитайте отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», рассказывающий о визите Чичикова к помещику Плюшкину.

Уже несколько минут стоял Плюшкин, не говоря ни слова, а Чичиков всё ещё не мог начать разговора, развлечённый как видом самого хозяина, так и всего того, что было в его комнате. Долго не мог он придумать, в каких бы словах изъяснить причину своего посещения. Он уже хотел было выразиться в таком духе, что, наслышась о добродетели и редких свойствах души его, почёл долгом принести лично дань уважения, но спохватился и почувствовал, что слова «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок»; и потому, преобразивши таким образом речь, он сказал, что, наслышась об экономии его и редком управлении имениями, он почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение. Конечно, можно было бы привести иную, лучшую причину, но ничего иного не взбрело тогда на ум.

На это Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было, – что именно, неизвестно, но, вероятно, смысл был таков: «А побрал бы тебя чёрт с твоим почтением!» Но так как гостеприимство у нас в таком ходу, что и скряга не в силах преступить его законов, то он прибавил тут же несколько внятнее: «Прошу покорнейше садиться!»

– Я давненько не вижу гостей, – сказал он, – да, признаться сказать, в них мало вижу проку. Завели пренеприличный обычай ездить друг к другу, а в хозяйстве-то упущение… Да и лошадей их корми сеном! Я давно уж отобедал, а кухня у меня низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась: начнёшь топить, ещё пожару наделаешь.

 

Проанализируйте общение героев по плану.

  1. Кто говорит? Каковы их статусные роли? Каковы особенности их личностей, влияющие на коммуникацию?
  2. В каком месте и в какое время происходит общение? Какой из этих факторов и как больше влияет на характер общения?
  3. Кто является инициатором общения? Какова его цель? Заинтересован ли в общении каждый из коммуникантов? Какова первая реакция адресата речи на начало общения? Чем это объясняется?
  4. Как цель говорящего влияет на выбор тактики общения, отбор языковых единиц?
  5. Каково истинное намерение Плюшкина? Почему он рассказывает о «низкой кухне» и поломанной трубе?
  6. Как хотят коммуниканты воздействовать друг на друга?

Вспомните, добился ли Чичиков коммуникативного успеха? Что, по-вашему, повлияло на это?

 

Задание 9.

Прочитайте отрывок из романа А.Иванова «Географ глобус пропил».

– Если бы я знала, какой ты, ни за что бы замуж не вышла!..

– А какой я?- спокойно поинтересовался Служкин.

– Слова от тебя человеческого не дождёшься, одни шутки!..

– Без шутки жить жутко.

– Так у тебя, кроме шуточек, и нет ничего больше!.. Пусто за душой! Ты шуточками только пустоту свою прикрываешь! Ничего тебе, кроме покоя своего, не нужно! Ты эгоист – страшно подумать какой!

– Думать всегда страшно…

– Тебя не только любить, тебя и уважать-то невозможно! – не унималась Надя. – Ты шут! Неудачник! Ноль! Пустое место!

… Служкин убавил газ под лапшой и сел за стол.

– Ну не расстраивайся, Наденька, – мягко попросил он. – Пока ещё ничего не потеряно. Я тебе мешать не буду. Не вышло со мной – выйдет в другой раз. Ты ещё молодая…

– Не моложе тебя… – сдавленно ответила Надя.

– Ну-у, я особый случай. Ты на меня не равняйся. У тебя ведь нету столько терпения, сколько у меня. Я всегда побеждаю, когда играю в гляделки.

– Ты мне всю судьбу поломал. Куда я теперь от Таты денусь?

– Если бы тебе была важна только Тата, ты бы мне не наговорила всего того, что я услышал.

– Тебе говори не говори, никакой разницы. Ты тряпка.

– Вот и найди себе не тряпку.

– Кого я найду в этой дыре?!

– Ну кого-нибудь… Мне, что ли, самому тебе нового мужа искать?

 

Охарактеризуйте ситуацию общения героев. Какие факторы влияют на специфику общения?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова цель коммуникантов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можно ли такое общение назвать эффективным? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 10.

Оцените речь героя В. Шукшина в сложившейся ситуации:

В аэропорту Чудик написал телеграмму жене:

«Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка».

Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:

– Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде.

Почему герой рассказа попал в нелепую ситуацию?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 3764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.