КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зачем человеку общение?
Занятие 5. Зачем и как люди общаются. Эффективность общения Итог занятия. Каковы особенности передачи информации в лекции, докладе? Что такое сообщение? Как правильно подготавливать и произносить сообщения?
Домашнее задание. Составьте текст речи в жанре сообщения на одну из тем:
Учитывайте все требования, предъявляемые к информирующей речи.
Цели: 1) Осмыслить роль общения в жизни людей. 2) Познакомиться с понятиями «речевая ситуация», «коммуниканты», «эффективность общения», «барьеры в общении». 3) Выяснить факторы, влияющие на эффективность общения. Проверка домашнего задания. Послушайте сообщения о родах красноречия. Задание 1. Выучите и произнесите в быстром темпе, чётко и без ошибок следующие скороговорки.
!!! Человек не может существовать без общения. Общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь. Задание 2. Мозговой штурм. В течение 2 – 3 минут по кругу ответьте на вопрос «Зачем людям нужно общение?». При этом у каждого будет право высказать за один подход только одну мысль. 2 – 3 человека должны постараться быстро зафиксировать все идеи в сжатом виде на доске. После этого разбейтесь на группы по 4 – 5 человек и выберите из составленного вами списка 4 самые важные, по мнению группы, функции общения. Мотивируйте свой выбор. Обсудите предложенные каждой группой функции, обращая внимание на случаи несовпадения приоритетов. Составьте общий список из 5 – 6 пунктов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
!!! Почти все сферы жизнедеятельности человека связаны с общением. Мы общаемся в неформальной обстановке и в деловой сфере, в Интернете, в пути, дома, в магазине. Даже когда читаем книгу, газету или журнал, мы опосредовано общаемся с автором.
Задание 3. Отметьте на схеме самые важные, на ваш взгляд, сферы общения студента. Схема 4.
!!! Когда человек вступает в общение, он имеет определённое намерение (коммуникативное намерение) – хочет спросить (получить информацию), рассказать (передать информацию), призвать к действию, повлиять на настроение собеседника, установить контакт с целью налаживания отношений и т.д. Если в результате общения говорящий добился реализации собственного коммуникативного намерения (хотел получить информацию – получил именно ту, в которой нуждался; хотел рассказать – рассказал и был верно понят и т.д.), то общение было успешным. Такое общение называется эффективным. При эффективном общении цель говорящего достигается полностью. Эффективности общения способствуют: 1) осмысление целей общения; 2) учёт особенностей слушателя; 3) правильный выбор средств общения и речевого поведения; 4) представление о возможных барьерах в общении и их преодоление. Если намерение говорящего реализовано частично (например, получил информацию, но не полную), от можно говорить о коммуникативном промахе, если коммуникативное намерение не реализовано вообще – о коммуникативной неудаче. Всегда ли общение организуется одинаково? Конечно, нет. Мы по-разному общаемся дома и на работе, с равными и с теми, кто выше нас по статусу или старше, с теми людьми, кого хорошо знаем, и с малознакомыми людьми. Значит, на процесс общения влияет всё то, что в целом составляет ситуацию общения. Речевая ситуация – это все условия, в которых протекает речевое общение. В речевой ситуации принимают участие коммуниканты: говорящий и слушающий. Их как минимум двое (диалог), однако бывает и так, что говорящий один (монолог), а слушающих миллионы (вспомним выступление Президента Российской Федерации в новогоднюю ночь!), а бывает, что и говорящих несколько: они высказывают своё мнение по очереди (полилог). Особенности коммуникантов влияют на эффективность общения. Если у них разный возраст, ценности, картина мира, статус, то достижение эффективности в общении может быть затруднено. В структуру речевой ситуации входят условия общения. Более эффективным будет общение, протекающее в спокойной обстановке, удобном месте и в удобное для коммуникантов время. Названные и другие особенности речевой ситуации отражены на схеме 4. Схема 5.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |