Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преобразование избирательной системы в советский период




История развития институтов избирательного права России. Преемственность в избирательном праве.

1. Избирательное право в России - институт от­носительно молодой, несмотря на то, что деят-ть таких органов «народоправства», как вече Кие­ва, Новгорода и др. древнерусских городов, спо­собствовала развитию российского избирательного права. На народном вече избирали высших должностных лиц государства: князей (в Новгороде - с 1136 г.), посадников (из числа военных бояр) и тысяцких. Избирательные права были не толь­ко у знати - феодалы, владельцы торгового капита­ла, но и у новгородского плебса. Выборными были и органы самоупр-я пригородов улиц и концов (административно-территориальных единиц респуб­лик и городов Новгорода и Пскова). Голосовали с помощью берестяных «бюл­летеней», на кот-х было написано имя избранни­ка. Споры решались с помощью судебных поединков. С ликвидацией политической самостоят-ти Новгородской и Псковской республик угасли институты избирательной системы.

2. Создание и деят-ть земских соборов на Руси в качестве высших законовещательных и рас­порядительных органов сопровождались органи­зацией и функционированием представительных выборных органов местного самоупр-я, воз­главляемых «излюбленными» головами, «лучшими» людьми - губными старостами, земскими судьями, целовальниками. Такие представители земских властей избирались всем взрослым мужским насе­лением, за исключени­ем служилых людей. Срок полномочий выборных не устанавливался, хотя на­селение могло и «переменить» их. Протоколы вы­боров утверждались в столице, в соответствующем территориальном или финансовом приказе. Там же земские власти приносили присягу.

3. В соответствии с Грамотой права, вольности и преимущества благородного российского дворян­ства от 21 апреля 1785 г. дворяне наделялись пра­вом объединяться в губернские дворянские обще­ства, созывать и участвовать в съездах, избирать су­дебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губер­натора или губернатора для производства выборов.

Активным и пассивным избирательным правом наделялись мещане (горожане) мужского пола. Лишались избирательных прав граж­дане, осужденные судом или имеющие «явный порок». Городовые обыватели формировали выборным путем органы городского самоупр-я - общую и шестигласную городские думы.

4. Новый этап - «эпоха великих реформ». В этот период изданы демократические, с известной оговор­кой, акты, установившие порядок избрания в земские и городские органы самоупр-я, суд при­сяжных и мировой суд. Для кандидатов на выборные должности устанавливались цензы: возрастной, иму­щественный, образовательный, оседлости.

Выборы в земские учреждения проходили на на­чалах сословности, имущественного и возрастного ценза, многостепенности для крестьян. «Гласных» - депутатов в уездное земское собрание (распорядительный орган) выбирали в соответствии с Положением о гу­бернских и уездных земских учреждениях, утвержден­ным 1 января 1864 г.

Избирательных прав лишались лица: моложе 25 лет; находящиеся под уголовным следствием или су­дом; опороченные по суду или общественному при­говору; иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

Диф­ференцировались размеры имущественных цензов для предста­вителей различных сословий и социальных групп: от 15 тысяч рублей оценки недвижимого иму­щества; от 6 тысяч рублей размера годового оборота капитала у депутатов уездных избиратель­ных съездов; до 500 рублей оценки облагаемой налогом собственности у депутатов городских изби­рательных съездов; для депутатов от сельских об­ществ имущественный ценз не устанавливался.

5. Дальнейшее развитие избирательного права и формирование избирательной системы происходило в момент формирования российской государственности и конституцио­нализма.

Первым избирательным законом стало Поло­жение о выборах в Гос-ную Думу, утверж­денное 6 августа 1905 г.

От участия в выборах согласно закону отстраня­лись: а) лица женского пола; б) лица моложе 25 лет; в) обучавшиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе; д) так называемые бродячие ино­родцы; е) иностранные подданные.

Избирательных прав также лишались лица: а) подвергавшиеся суду за преступления, влекущие наказание в виде лишения или ограничения прав со­стояния либо уволенные из службы; б) «отрешенные от должности по судебным приговорам» сроком на три года; в) состоящие под следствием или судом по опр. делам; г) так называемые несо­стоятельные, впредь до установления причин того; д) признанные судом несостоятельными; е) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исклю­ченные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам; ж) осужденные за уклоне­ние от воинской повинности.

11.12.1905 г. был утвержден Закон «Об изменении Положения о выборах в Гос-ную Думу и изданных в до­полнение к нему узаконений», значительно расши­ривший круг избирателей. По-прежднему право выборов оставалось непрямым и неравным. Городское население малых городов голосова­ло за выборщиков в губернские избирательные со­брания. Закон увеличил чис­ло избирателей от горожан.

Для крестьян сохранились четырехстепенные вы­боры в Гос-ную Думу, им разрешили до начала выборов в Думу провести новое назначение выбор­ных на волостных сходах. Избирательных прав лишались батраки, крестьяне, лишенные наделов за не­взнос податей, проживавшие в городах или на тер­ритории казачьих войск, но не объединенные ни в волости, ни в особые селения (на Кавказе).

Выборщики от рабочих принимали участие в вы­борах членов Гос-ной Думы в составе гу­бернского или городского избирательного собра­ния.

Выборы в Гос-ную Думу первого созыва прошли в соответствии с указанным Законом в фев­рале-марте 1906 г.

Выборы в Думу 2 созыва проходили на основании того же Закона и дали еще более левый состав. Она опять была распущена досрочно Манифестом 3.06.1907 г.

Положение о выборах от 3.06.1907 г. в отли­чие от предшествующего свода нескольких зако­нодательных актов представляло собой единый, це­лостный закон, кодифицировавший зак-во о выборах применительно к центральным губерниям.

6. Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учре­дительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.

Новый избирательный закон радикально от­личался от прежнего по ряду позиций, а именно: самый низший в мире возра­стной ценз для избирателей - 20 лет; избиратель­ные права предоставлялись российским гражданам без различия пола; изби­рательными правами наделялись также военнослу­жащие; отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности; уничтожались ограниче­ния в избирательных правах по принципам нацио­нальности и вероисповедания.

В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установлен­ном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались из­бирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «зло­намеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд др. воинских преступлений; члены царствую­щего в России дома.

В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по пар­тийным спискам, в соответствии с процентом подан­ных за список голосов, в отдельных же округах в по­рядке изъятия из общего правила применялась ма­жоритарная система.

Порядок голосования устанавливался тайный.

Избирательное право России на этом этапе было самым демократичным в мире, что обусловлено прежде всего его всеобщностью и ра­венством, низким возрастным цензом, отсутствием имущественного ценза и ценза оседлости.

Роль гражданина на выборах при советской системе сводилась, главным образом, к выражению полного одоб­рения и поддержке единственного кандидата.

Во второй половине 80-х годов часть высшего партий­но-государственного аппарата, осознав необходимость перемен, вступила на путь реформ.

Первым практическим шагом на пути к избирательной реформе стал проведенный в 1987 году эксперимент в ходе выборов в местные Советы народных депутатов. Новации: а) на собраниях по выдвиже­нию кандидатов в депутаты предоставлялась возможность рассматривать не одну, а несколько канди­датур; б) в избира­тельных бюллетенях теперь предусматривалось указание, кроме обычных данных, места работы, должности или заня­тия кандидата; в) представители в состав избирательных комиссий могли выдвигаться пер­вичными общественными организациями и их органами; г) расширялись ф-ции участковых избирательных ко­миссий - больше прав по вопросам рас­смотрения заявлений граждан о неточностях в списках из­бирателей; д) расширялась роль органов общественной самодеят-ти - они получали право выдвижения кандидатов.

На сессии Верховного Совета СССР 1 декабря 1988 года принимаются законы СССР «Об изме­нениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР»:

· конституционной нормой стало выдвижение кандидатов в депутаты собраниями избирателей по месту жительства. Собрание считалось правомочным, если на нем присутствовало 500 избирателей, проживающих на территории избирательного округа,

· закрепление права кандидата в депутаты выступать с программой своей будущей деят-ти (Закон о выборах, статья 45),

· на заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, подсчете голосов на избирательном участке, определении рез-тов выбо­ров по округу и подведении общих итогов выборов вправе присутствовать представители трудовых коллективов, об­щественных организаций, собраний избирателей, дове­ренные лица, а также представители печати, телевидения, радио (статья 7 Закона),

Начало 1989 года ознаменовалось первыми более-менее свободными выборами в СССР.

В составе Съезда появились также депутаты, пред­ставляющие социальные группы, кот-х не было ранее: священнослу­жители, сельские арендаторы, руководители арендных коллективов и кооперативов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.