Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие СССР и его место в мире в 80 – е годы XX века 1 страница




Современное состояние высшей технической школы

 

Воплощая в жизнь заветную мечту Петра I о том, что “науки совьют себе прочное гнездо в России”, не одно поколение российских ученых, инженеров, техников принимало участие в создании и совершенствовании современной высшей школы. Именно высшие учебные заведения являются теми социальными институтами, на которые возложена ответственность за со­хранение громадного интеллектуального наследия, накопление и вос­производство культурных ценностей, создание новых инженерно-ар­хитектурных шедевров, решение практических задач на основе применения совершенных механизмов хозяйствования, применения прогрессивных технологий, формирования новых профессиональных отношений.

Оценивая современную высшую техническую школу, необходимо отметить, что она соответствует в целом тем требованиям, которые предъявляются сегодня к специалистам по многим направлениям, прежде всего, естественно-научным, техническим и многим другим, по которым она готовила, да и сейчас готовит специалистов высокого класса. Подтверждением этого могут служить сформировавшиеся авторитетные на­учные школы, возглавляемые такими выдающимися учеными, как И.И. Меч­ников, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, А.С. Попов, Н.Е. Жуковский, И.П. Павлов, М.С. Иоффе, Б.Б. Кадамцев, Н.Г. Басов, И.В. Курчатов, А.М. Бутлеров, С.И. Вавилов, В.И. Вернадский и многие, многие другие.

Российский гений внес большой вклад в культуру, экономику, науку и технику не только своей страны. Фундаментальность в ряде важнейших сфер технического творчества, помогающая решению нетрадиционных за­дач, давала многим выходцам из России преимущество перед зарубежными коллегами в науке и технике. Среди таких выдающихся творцов, не заслуженно забытых на родине могут быть названы имена авиа­конструктора И.В. Сикорского, изобретателя в области телевидения В.К. Зво­рыкина, конструктора первых в мире морских суперлайнеров В.И. Юркевича, одного из основоположников радиационной генетики Н.В. Тимофеева-Ресовского, создателя взрывного устройства для атомной бом­бы Г. Кистяковского, обладателя более 70 американских патентов, круп­ного специалиста по переработке нефти В.Н. Ипатьева, крупнейшего уче­ного в области теоретической и прикладной механики С.П. Тимошенко и многих других.

Российская система подготовки инженерных кадров началась с преобразований Петра I и до конца XIX века добилась значительных успехов. К 1885 г. в России действовало 6 университетов, при которых открывались педагогические институты и пансионаты для подготовки в вузы. Расширилась сеть технических учебных заведений: 20 кадетских корпусов, Императорская военная академия, Артиллерийская и Ин­женерная академии, которым принадлежало большинство открытий в механике и технике, институты инженеров путей сообщений, Горный, Технологический, Земледельческая школа, техническое училище, Стро­гановское училище декоративно-прикладных искусств и ряд других. Уже к концу XIX века в России было более 60 вузов, в том числе 11 крупных университетов.

После Октябрьской революции 1917 г. основы высшего образования в России, в том числе и технического, формировались с учетом нарож­давшейся командно-административной системы. В системе высшей школы необходимо было подготовить большое количество специалистов, орга­низовать массовое обучение сложным профессиям, в том числе и лиц, не имевших законченного среднего образования, в условиях, когда в стране три четверти населения было неграмотным. Однако, даже в столь сложное для нашей страны время, уделялось большое внимание развитию высшего образования в стране. Уже в 1923 г. число высших учебных заведений достигло 250, в том числе 21 университет. В 1931-1932 гг. число высших учебных заведений достигло 701, в которых обучалось более 400 тысяч че­ловек, а еще через три десятилетия количество студентов возросло до 4 850 тысяч человек, в том числе в России до 2 671 тысяч человек.

За время своего существования система образования претерпевала неоднократные попытки реформирования. Первая реформа осуществлялась в советское время в 1917-1934 гг. и была направлена главным образом на усиление государственного контроля в области образования. Вторая ре­форма, продолжавшаяся с 1934 по 1958 гг. была направлена на усиление свя­зи школы с производством, техническое высшее образование станови­лось приоритетным. Третья реформа с 1965-1975 гг. предусматривала массовую математизацию наук, усиливались требования к знаниям основ обществоведения.

Российская система подготовки инженерных кадров, безусловно, отражала то, что в течении 75 лет формировалось в экономической, поли­тической, социальной и культурной жизни России после 1917 г. Основное внимание уделялось подготовке специалистов для ведущих отраслей промышленности, причем узкая специализация начиналась уже на младших курсах вузов. От такого построения подготовки кадров мы унаследовали серьезные перекосы в области инженерного образования. Сейчас доля инженеров в общем числе занятого населения России составляет 5.2 %, в то время как в США - 1.4 %, Германии - 2.5 %, Великобритании - 1 %, Японии - 2.5 %. Сегодня в России на десять инженеров и техников приходится 14 спе­циалистов нетехнического профиля, а в США - 114, в Германии - 39, во Франции - 32 специалиста.

От административно-командной системы мы унаследовали одну из особенностей нашей действительности: если раньше наличие партийного билета в кармане и диплома о высшем техническом образовании обеспечивало служебный рост до самых высоких ступеней общественного положения, то в настоящее время произошла небольшая переориентация - достижение высокого положения в обществе за счет диплома высшего учебного заведения и наличия ученой степени в одной из гуманитарных областей знания. Именно это, а не стремление получить глубокие знания, а затем продолжить самообразование в этой области, становится целью для современного молодого человека, стоящего перед выбором своего жизнен­ного пути. На опасность такого положения обращал внимание великий русский просветитель Н.А. Рубакин еще более 80 лет тому назад. Еще в далекие предреволюционные годы он писал: “Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже и высшее, учебное заведение, - мало ли узких специалистов или неучей из них выходит... Вовсе не в этом самая суть образования. Суть его в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую дает человеку образование для переделки окружающей жизни” (Цит. по Кинелев В.Г. Объективная необходимость. - М.: Республика, 1995. с. 98).

Реформа высшего образования России, начавшаяся в 1990 г., - объективная необходимость, насущная потребность общества: новое поколение российских граждан вступает в активную жизнь в условиях, когда идут мучительные поиски социально-политических ориентиров, адекватных формирующимся рыночным отношениям, закладывается фундамент демократического правового государства. Успех преобра­зований во многом будет зависеть от предоставления гражданам широких возможностей для раскрытия их потенциала, использования ими способностей в деле созидания.

Время перемен, коснувшееся высшей школы России на современном этапе, со всеми достоинствами и недостатками - веление современной цивилизации. Мы идем к качественно иному сообществу народов, к единому экономическому пространству, единой системе коммуникаций, информации, к цивилизации, где гармония с природой и бережное отношение к человеку, надо верить, будут приоритетными. Вместе в ХХ веком уходят в небытие полярность и крайность суждений, нетерпимость к инакомыслию, рожденные предшествующими столетиями. Все очевиднее становится восприятие мира не как единого целого, а как некоего пространства, разделенного непреодолимыми государственными и этническими границами.

Законом Российской Федерации 1992 г. “Об образовании” опре­делены основные положения организации и осуществления образования, в том числе высшего. В соответствии в этим законом государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

- гуманистический характер образования, приоритет обще­чело­веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного про­странства. Защита и развитие системой образования национальных куль­тур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитан­ников;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управ­ления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Государство гарантирует гражданам на конкурсной основе бес­плат­ность среднего профессионального, высшего профессионального и после­вузовского профессионального образования в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Начавшаяся реформа высшего образования, в том числе и тех­ни­ческого, предусматривает внедрение в практику подготовки специалистов многоуровневой системы. вводимая многоуровневая подготовка имеет четыре этапа (Рис.4).

Первый этап - неполное высшее образование, базирующееся на двух­годичных образовательных программах, в который входят, в основном, общенаучные и гуманитарные дисциплины. На основе неполного высшего образования реализуется программа профессиональной подготовки со сроком до полутора лет.

Реализация первого этапа высшего профессионального образования позволит студенту не только получить профессиональную подготовку, но и принять обдуманное решение о необходимости и возможности продол­жения образования.

 

Доктор наук Докторантура

       
   


Кандидат наук Аспирантура

 

           
     
 
 


Магистр Магистра

тура Сущест

вующее

Специалист высшее

с высшим образова

образованием Бакалавриат ние

Бакалавриат

П п

р р

Специалист о о Неполное Неполное

с неполным ф г высшее

высшим е р высшее образова образованием с а образование

с м

и м

о ы

н

а

л

ь

н

ы

е

 

 


Полное среднее образование

 

 

Рис. 4. Структура высшего образования

 

Второй этап - полное высшее образование (базовое высшее обра­зование). Он включает в себя образовательные и профессиональные про­граммы, направленные на расширение общенаучного и гуманитарного образования и получения основ профессиональной подготовки по одному из направлений науки, техники и культуры.

Лицам, успешно завершившим образование на этой стадии, при­сваивается степень бакалавра по избранному направлению подготовки. Срок подготовки для получения степени бакалавра составляет не менее двух лет на базе неполного высшего образования, а на базе среднего образования - не менее четырех лет.

Третий этап - полное высшее образование, обеспечивающее под­готовку специалистов с квалификацией “магистр” или квалификацией “дипломированный специалист”. Образовательная программа подготовки дипломированных специалистов длится пять лет и включает гуманитарные, социально-экономические и естественно-научные дисциплины обще­научного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также тео­ретическую и практическую подготовку по специальности и специ­ализации, предполагающую различные виды профессиональной дея­тельности выпускника.

Четвертый этап (аспирантская подготовка) предусматривает реа­ли­зацию специальных образовательных и научно-исследовательских про­грамм, направленных на подготовку научно-педагогических кадров выс­шей квалификации из числа лиц, имеющих полное высшее образование и выполнивших работу на соискание ученой степени кандидата наук.

Таким образом, диверсификация программ высшего образования не разрушает традиционную для России образовательную систему, а до­пол­няет ее.

Сегодня система высшего образования России вместе со всей страной переживает все трудности переходного периода, становления новых социально-экономических отношений. Однако необходимо отметить, что за небольшой промежуток времени с начала реформы в высшей школы России наметился целый ряд положительных тенденций, обеспечивающих отечественным вузам возможность функционировать во вновь скла­дывающихся экономических отношениях, готовить инженерно-технические кадры на основе современных требований с учетом следующих факторов: перехода к многоуровневой форме обучения; усиления вариативности и индивидуализации обучения в сочетании с повышением роли образовательных стандартов и требований к качеству образования; формирования альтернативных негосударственных учебных заведений, особенно в области общего среднего и высшего профессионального образования.

Сохранение и дальнейшее развитие российской школы подготовки инженерных кадров, вузовских научных школ является первостепенной необходимостью современности. Обладая мощным интеллектуальным потенциалом технические вузы России хорошо подготовлены к организации широкого освоения инновационных процессов, позволяющих готовить кадры, способные создавать высокотехнологическую продукцию, в которой так нуждается сегодня промышленность России.

 

 

Заключение

 

История инженерного дела - история человечества. если считать, что ис­тория человека современного типа насчитывает 40 тыс. лет, а каждое но­вое поколение появляется через 25 лет, то история человечества, начиная с кро­маньонца (человека современного типа), насчитывает всего 1600 по­ко­ле­ний. Из них 1200 поколений людей прожили в пещерах, 240 - в условиях су­ществования письменности, 22 - имели возможность читать на­пе­ча­танные книги. При электрическом освещении живет лишь пятое поколение людей. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф стали входить в нашу жизнь всего около 100 лет назад, практически в ХХ столетии. Телевидение существует около 60 лет, а компьютеры - менее 50 лет.

Аграрная революция, совершившаяся около 10 тыс. лет назад, сделала человека-кочевника человеком, ведущим оседлый образ жизни. Он перешел от присваивающей формы ведения хозяйства к производящей, связанной с развитием земледелия и скотоводства.

Существенные изменения в технологии производства связывают с XVIII веком. Известный американский социолог Д. Белл выделяет три важнейших радикальных преобразования:

- широкое использование силы пара, изобретение Д. Уаттом (1777 г.) парового двигателя;

- использование электричества и химии - конец XIX столетия;

- изобретение компьютера и телекоммуникаций.

Технологические революции позволили резко увеличить объем про­изводства и изменить характер труда человека. Изменение характера труда человека - важнейшая составляющая деятельности той группы людей, которая называет себя инженерами.

Инженерная деятельность - особый вид высококвалифицированного умственного труда, связанного своим содержанием с использованием законов природы и инженерно-технических принципов в практике разработки и внедрения новых машин и механизмов, создания новых материалов и технологических процессов и операций, а также обслужи­вания производства с помощью инженерных методов и средств, а так же контролем за социальными последствиями научно-технических ново­введений. Наука и технология стали ведущей силой цивилизации. По­явление новых открытий и знаний в ХХ веке приобрело невиданный прежде темп. Если в 59-х гг. количество научных знаний удваивалось за 10-15 лет, то в середине 90-х - объем знаний удваивается в различных отраслях знания за разные сроки:

- машиностроение - каждые 10 лет;

- радиоэлектроника - 5 лет;

- космические исследования - 3 года;

- ядерная и лазерная техника - 2 года.

Инженерная деятельность в настоящее время требует не только глубоких теоретических знаний, но и широкого кругозора, умения связать свои решения и обосновать их, прежде чем внедрять их в практическую жизнь. Эффективное развитие экономики на базе научно-технического прогресса возможно лишь при наличии высококвалифицированных инженерных кадров. Готовить такие кадры и призвана сегодня высшая техническая школа России, переживающая в настоящее время период реформаций.

Беспрецедентный динамизм нашего времени, быстрая смена технологий, постоянная потребность в новых знаниях породили новую проблему - чему учить и как учить сегодня? Подготовка инженерных кадров России в настоящее время идет по пути демократизации, гуманизации, гуманитаризации, повышения фундаментальности образования, компьютеризации и интеграции образования как на национальном, так и мировом уровнях.

Переход экономики к рынку должен вывести, наконец, страну из оцепенения, пробудить вкус к новациям, а тем самым и резко повысить ценность образования. Низкая востребованность знаний является одним из наиболее характерных показателей того, что общество находится в состоянии застоя. В обществе динамичном не может быть безразличия к профессиональной подготовке граждан. Мы должны ясно представлять себе, что обновление нашего общества не возможно без значительного повышения уровня культуры всего народа. Чем в большей степени демократизируется общество, тем острее в нем потребность в знаниях. Демократия не совместима с невежеством. Она либо отвергает его, либо, не способная справиться с ним, неминуемо деградирует в диктатуру.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

 

1. Возникновение понятия “инженерная деятельность”. Содержание и сущность инженерной деятельности.

2. Виды инженерной деятельности и их поступательное развитие.

3. Цивилизации Древнего мира и особенности развития инженерной мысли в них.

4. Война - стимул развития техники.

5. Мануфактура Западной Европы, ее особенности и влияние на развитие инновационной деятельности.

6. Этапы институционализации профессии инженер в странах Западной Европы.

7. Возникновение и социальная стратификация профессиональных групп в странах Западной Европы.

8. Русский розмысел - кто он?

9. Развитие инженерного дела России до татаро-монгольского нашествия.

10. Изобретение стрелкового оружия и его влияния на развитие инженерного дела.

11. Преобразования Петра I в инженерном деле.

12. Сподвижники Петра I в инженерных преобразованиях (Сердюков М.И., Батищев Я., Татищев В.Н., Кулибин И.П., Нартов А.К.).

13. Российская мануфактура и ее отличие от мануфактур Запада.

14. Зарождение русской школы подготовки инженерных кадров.

15. Зарождение первых образовательных учреждений Западной Европы.

16. Роль инженерного корпуса России в промышленной революции XIX в.

17. Творцы электрической сварки (Славянов Н.Г., Бенардос Н.Н.). Нова­то­ры-электрики на грани ХХ в. (Доливо-Добровольский М.О., Столетов А.Г.).

18. Начало интеграции инженерного корпуса России (возникновение групп, союзов, сообществ).

19. Октябрьская революция 1917 г. и ее влияние на судьбу российского инженерного корпуса.

20. Начало дискриминации инженерного корпуса в России (бурспецы - чуждые обществу элементы).

21. Шахтинское дело и его влияние на развитие инженерного дела.

22. Положение инженерного корпуса России в предвоенные годы.

23. Роль инженерного сословия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

24. Выдающиеся инженеры периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) (отрасли, региона, области, города, предприятия) и их вклад в развитие инженерной мысли.

25. Развитие инженерного дела России в первое послевоенное десятилетие.

26. Новый этап политики репрессий (1945-1954 гг.).

27. Развитие инженерного дела на транспорте:

- железнодорожном;

- автомобильном;

- морском;

- речном;

- трубопроводном.

28. Развитие инженерного дела России (1975-1990 гг.).

29. Сращивание партийного и государственного аппарата и его влияние на развитие инженерного дела в России.

30. Диссидентские движения внутри инженерного корпуса (конец ХХ в.)

31. Положение технического вуза в стране (1975-1990 гг.).

32. Реформа высшей школы (1992-1993 гг.) и ее влияние на развитие инженерного дела России.

33. Исторические портреты выдающихся русских инженеров (один по выбору студента): М.В. Ломоносов, П.Л. Чебышев, Д.К. Чернов, Н.Н. Бернадос, В.Г. Шухов, А.С. Попов, А.И. Берг, М.А. Бонч-Бруевич, А.Н. Туполев, А.Н. Крылов.

 

Тематика семинарских занятий

 

Тема 1. Становление профессии инженер.

1. Сущность и характер инженерной деятельности.

2. Виды инженерной деятельности. Влияние общества на развитие инженер­ного дела.

3. Инженерная деятельность Античного мира.

4. Инженерная деятельность эпохи Возрождения.

5. Инженерная деятельность капиталистического и посткапиталистического периода.

6. Роль и место армии в развитии инженерного дела.

7. Инженерная деятельность и ее связь с окружающей средой.

8. Институционализация профессии инженер.

 

Рекомендуемая литература.

1. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать. - М.;

2. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. - Л.: Наука, 1968.

3. Гумилевский Л.И. Мастера техники. - М.: Учпедгиз., 1949.

4. Крыштановская О.В. Инженеры (Становление профессиональной груп­пы). - М.: Наука., 1989.

5. История древнего мира (Учебник для вузов). - М.: Госполитиздат, 1956.

6. От махин до роботов. - М.: Современник., 1990.

 

Тема 2. Инженерное дело в России в период формирования российского этноса.

1. Особенности развития инженерного дела на Руси.

2. Русский розмысл - “прародитель” инженера.

3. Роль и место иностранных специалистов в становлении и развитии инженерного дела в России.

4. Крещение Руси и его влияние на развитие инженерного дела.

5. Применение пороха в России и его влияние на развитие инженерных искусств.

 

Рекомендуемая литература

1. Гумилевский Л.И. Русские инженеры. - М.: МГ., 1947.

2. Данилевский В.В. Русская техника. - Л.: ГЖиК, 1949.

3. От махин до роботов. - М.: Современник, 1990.

4. История России. В 3-х ч. 4-I. - М.: Знание, 1994.

5. Барышников М.Н. История делового мира России: Пособие для студентов вузов. - М.: АО. “Аспект-Пресс”, 1994.

6. Виргинский В.С. Творцы новой техники в крепостной России: Очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей XVIII - первой половины XiX века. - М.: Учпедгиз, 1962.

 

Тема 3. Коренные преобразования в инженерном деле России.

1. Состояние инженерного дела в России в допетровский период. Основные причины, побудившие Петра I к началу реформ.

2. Особенности реформ Петра I в инженерном деле России.

3. Основные отличия мануфактурного производства эпохи Петра I от мануфактуры Западной Европы.

4. Начало формирования русской инженерной школы. Первые технические учебные заведения России.

5. Основные итоги реформ Петра I в инженерном деле. Сподвижники Петра I в проведении реформ.

 

Рекомендуемая литература.

1. Петр I. Вопросы истории, № 5, 1993.

2. Гумилевский Л.И. Мастера техники. - М.: Учпедгиз, 1949.

3. Зворыкин А.А. История техники. - Л.: ГЖиК, 1949.

4. Данилевский В.В. Русская техника. - Л.: Лениздат, 1949.

5. Виргинский В.С. Творцы новой техники в крепостной России: очерки жизни и деятельности выдающихся изобретателей XVIII - первой половины XIX века. - М.: Учпедгиз, 1962.

6. Кочин Н. Кулибин: Художественный очерк. - М.: советская Россия., 1972.

7. Толстой А.Н. Петр I (роман) - М.: Военизд., 1983.

 

Тема 4. Инженерное дело России в конце XVIII - начале XX века.

1. Состояние развития техники в текстильной, горнорудной, металлургической промышленности и транспорта в конце XVIII - начале XIX века в России.

2. Основные события середины ХIХ века, повлиявшие на развитие инженерного дела в России.

3. Создание системы подготовки инженерных кадров в России.

4. Положение инженеров в российском обществе в конце XIX-начале ХХ века.

5. Исторические портреты выдающихся русских инженеров конца ХIХ века: П.Л. Чебышев, Д.К. Чернов, Н.Н. Бернадос, В.Г. Шухов, А.С. Попов, А.Н. Лодыгин.

 

Рекомендуемая литература.

1. Соловьев А.Н. Промышленная революция в России в ХIХ веке. - М.: Наука, 1990.

2. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа., 1995.

3. История России: в 3 ч. 4.2. - М.: Знание, 1994.

4. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. - М.: Просвещение, 1984.

5. Виргинский В.С. Творцы новой техники в крепостной России: Очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей XVIII- первой половины XIX в. - М.: Учпедгиз, 1962.

6. Гумилевский Л.И. Русские инженеры. - М.: МГ, 1947.

 

Тема 5. Россия на историческом повороте. Роль и место инженеров в обществе.

1. Роль и место инженеров России в период подготовки и в ходе вооруженного восстания (октябрь 1917 г.).

2. Положение инженеров в обществе России после вооруженного восстания (октябрь 1917г.).

3. Новая экономическая политика и ее влияние на развитие инженерного дела в России.

4. Период массовых репрессий и преступная политика “спецеедства” - основная причина торможения инновационной деятельности инженерного сословия.

5. Начало Великой Отечественной войны - грандиозное испытание российского инженерного дела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.