КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие СССР и его место в мире в 80 – е годы XX века 2 страница6. Вклад российских инженеров, техников и рабочих в Великую Победу.
Рекомендуемая литература 1. История России. ХХ век: выбор моделей общественного развития. - М.: Знание., 1994. 2. История России. ХХ век./ Под ред. Лигмана Б.В. - Екатеринбург: Уральск. гос. тех. ун-т., 1995. 3. Это было. 4. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР. - М., Политиздат., 1966. 5. Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. - М., Наука. 1989. 6. Гараевская И. Русские инженеры до... и после... // Вестник высш. шк. - 1992, № 4-6. 7. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М.: Курсив., 1995.
Тема 6. Пути развития инженерного дела России на современном этапе. 1. Формы и методы достижений высокого уровня развития техники в России (1960-1975 гг.). 2. Феномен “безликого” русского инженера. 3. Причины кризиса инженерного дела в России и миграционные процессы. 4. Реформы в высшей технической школе России и возможные пути восстановления престижа инженерной деятельности.
Рекомендуемая литература. 1. Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. - М., Наука. 1989. 2. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа., 1995. 3. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: Проблемное осмысление истории техники. - М.: SvR - Аргус, 1994. 4. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. - М.: Наука, 1988. 5. Кугель С.А., Никандров О.М. Молодые инженеры. (Социологические проблемы инженерной деятельности). - М.: Мысль, 1971. 6. Купцов В.Н. Мир на пороге ХХI столетия. - Чебоксары.: КЛИО.,1993. 7. Толстой А.Н. Эмигранты. Роман. - М.: Правда. 1982.
Литература
1. История древнего мира (учебник для вузов). - М.: Госполитиздат. 1966. 2. История механики с древнейших времен до конца 18 века. - М.: Наука. 1983. 3. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы (Под ред. Зуева Н.М. - М.: Высш. шк., 1994. 4. История с древнейших времен до конца 18 века (учебник) / Под ред. Рыбакова В.А. - М.: Высш.шк., 1983. 5. История СССР. Эпоха социализма (1917-1957 гг.) - М.: Госполитиздат., 1957. 6. История России. В 3ч. - М.: Знание., 1994. 7. История России. В 2 ч. / Под редакцией Лигмана Б.В. - Екатеринбург.,1995. 8. От махин до роботов. - М.: Современник., 1990. 9. Развитие техники в СССР 1917-1977 гг. - М.: Наука., 1978. 10. Творцы научно-технического прогресса. - М.: Знание.,1982 (Новое в жизни, науке и технике. Сер. “Техника”, № 12). 11. Бардин И.П. Жизнь инженера. - М.. 1938. 12. Баснин Я.З. И творцы и мастеровые. - Мн.: Высш.шк., 1984. 13. Барышников М.Н. История делового мира России: Пособие для студентов вузов. - М.: АО “Аспект-Пресс”., 1994. 14. Баранов А.П. Заглянуть за горизонт. - М.: Знание., 1981. 15. Берг А.И. А.С. Попов, радиоэлектроника и прогресс. - М.: Знание., 1959. 16. Васильев М., Гущев С. Репортаж из 21 века: Мы записали рассказы 29 советских ученых о науке и технике будущего. - М.: Советская Россия., 1958. 17. Верт Н. История советского государства 1900-1991 гг. - М.: Прогресс-Академия., 1992. 18. Веселовский О.Н., Штейнберг А.Я. Энергетическая техника и ее развитие. - М.: Высш.шк., 1976. 19. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. - М.: Просвещение, 1984. 20. Виргинский В.С. Творцы новой техники в крепостной России: Очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей XVIII- первой половины XIX в. - М.: Учпедгиз, 1962. 21. Виргинский В.С. Джордж Стефенсон - выдающийся английский инженер-изобретатель: К 175 - летию со дня рождения. - М.: Знание, 1956. 22. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать (История инженерной профессии и ее роль в современной культуре). - М.: Знание, 1987. 23. Гумилевский Л.И. Русские инженеры. - М.: МГ, 1947. 24. Гумилевский Л.И. Мастера техники. - М.: Учпедгиз., 1949. 25. Гараевская И. Русские инженеры до... и после... // Вестник высш. шк. - 1992, № 4-6. 26. Гарин Д. Зубр. Новый мир, № 2, 1987. 27. Данилевский В.В. Русская техника. - Л.: Лениздат, 1949. 28. Демьянов В.П. Призвание. Творцы новой техники. (о русских инженерах). Серия “Техника”, № 8, 1989. 29. Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. - М.: Знание., 1986. 30. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. - М.: Мир.,1976. 31.Длугач Т.В. Человек в мире техники и техника в мире человека. - М.: Политиздат., 1978. 32.Зворыкин А.А. История техники. - Л.: ГЖиК, 1949. 33.Жукова Л.Н. Лодыгин. - М.: Молод. гвардия., 1989. 34. Инженер-изобретатель. - М.: Знание., 1991. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Техника” № 3). 35. Иванов В.А. Инженерная экология. / Под редакцией Медведева Л. - Л.: ЛГУ., 1989. 36. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. - М.: Наука., 1986. 37. Королева Т. Престиж инженера. Былое (газета), № 2, 1993. 38. Кочин Н. Кулибин: Художественный очерк. - М.: Советская Россия., 1972. 39. Крыштановская О. Инженеры. (Становление и развитие социальной группы). - М.: Наука. 1989. 40. Кугель С.А., Никандров О.М. Молодые инженеры (Социологические проблемы инженерной деятельности). - М.: Мысль., 1971. 41. Купцов В.И. Мир на пороге XXI столетия. - Чебоксары.: Клио., 1993. 42. Лисичкин В. Достижения современной техники. 4.3. - М.: Знание., 1991. 43. Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. /Под ред. Кузнецова И.В. - М.: Наука., 1965. 44.Мангутов И.С. Инженер (Социолого-экономический очерк). - М.: Советская Россия., 1973. 45. Нестеров В.Г. Этика инженера. (Социологический очерк). - Св-к.: 1969. 46. Никифорова Т.Р. Осип Иванович Сомов. - М.: Наука., 1964. 47. Половинкин И.И. Основы инженерного творчества. - М.: Знание., 1988. 48. Прудников В.Е. Пафнутий Львович Чебышев: 1821-1894. - М.: Наука., 1976. 49. Рассказы о руссом первенстве / Под ред. Орлова В. - М.: Молодая гвардия, 1950. 50. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. - Л.: Наука., 1968. 51. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. - М.: Курсив., 1995. 52. Скаржинский М.И. Труд инженера. - М.: 1977. 53. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. - М.: Наука., 1990. 54. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы. (Проблемное осмысление истории техники). - М.: SvR-Аргус, 1994. 55. Современная философия науки: Хрестоматия. - М.: Наука. 1994. 56. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа., 1995. 57. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР. - М.: 1995. 58. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. - М.: ГИТИС, 1994. 59. Шаповалов Е.А. Общество и инженер. - Л.: 1984. 60. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР: В 2-х ч. - М.: НЛБИ., 1993. 61.Шляхтинский К. Автомобиль в России: История автомобиля. - М.: Хоббикнига., 1993. 62. Шостьин Н.А. Очерки истории русской металлургии: XI - начало XX века. - М.: Изд-во стандартов., 1990. 63. Чеканов А.А. Виктор Львович Кирпичев: 1845-1913. - М.: Наука., 1982. 64.Хрестоматия по истории России: в 4 т. - М.: МИЛОС - Международ. отношения., 1995. 65.Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М., 1998. 66.Шухардин С.В. Основы истории техники. - М., 1961. 67.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996. 68.Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности её развития. – М., 1970. 69.Гудожник Г.С. Научно-технический прогресс: сущность, основные тенденции. – М., 1970. 70.Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. – М., 1977. 71.Пигров К.С. Научно-техническое творчество: социально-философские проблемы. – М., 1979.
Тестовые задания Семинар №1 (темы №1,2)
Вариант №1 I Сущность инженерной деятельности – это: 1. - изготовление изделий удовлетворяющих материальные и духовные потребности человечества; 1.. - интеллектуальное обеспечение процесса решения технических и технологических задач; 2.. - открытие законов, закономерностей и принципов для удовлетворения материальных и духовных потребностей человечества; 3.. - обслуживание военной техники.
II Инженер – эксплуатационник: 1. выбирает материалы и детали необходимые для нормальной эксплуатации оборудования; 2. эксплуатирует оборудование; 3. выбирает виды процессов сборки оборудования (механические, химические, лазерные) в целях его нормальной эксплуатации; 4. следит, чтобы оборудование эксплуатировалось строго по инструкции.
III «Инженерная деятельность на базе комплексного и системного подхода к решению стоящих задач» – это: 1. колоссальное увеличение темпов роста творчества человечества; 2. появление научно-коордиционных органов, которые должны (в силу усложнения параметров технических изделий) привести частные оптимумы отдельных разработчиков изделия к общему оптимуму; 3. использование в инженерной деятельности фундаментальных научных теорий; 4. использование в инженерной деятельности достижений наук.
IV В какой области впервые появились люди называвшиеся «инженерами»? 1. В ремесле; 2. В военном деле; 3. В образовании; 4. В строительстве.
V Какой из способов решения экологических проблем является наиболее оптимальным? 1. Уменьшение потребления энергии человечеством; 2. Использование альтернативных источников энергии; 3. Ликвидация городов и переселение человечества в сельскую зону; 4. Форсированное строительство атомных электростанций. VI Понятие «институционализация профессии инженер» включает в себя: 1. появление министерств, ведомств, коллегий и т.д., которые занимаются регулированием профессиональной деятельности инженеров; 2. обучение инженеров путем передачи знаний от отца к сыну; 3. появление людей, которые занимаются техническим творчеством постоянно и за стабильное материальное вознаграждение; 4. появление инженеров в армии.
VII Роль и место армии в развитии инженерного дела заключается в том, что: 1. первые инженеры появились в армии; 2. первые учебные технические заведения готовили инженеров для армии; 3. первые инженеры появились в армии, и первые учебные технические заведения готовили инженеров для армии; 4. первые инженеры появились в армии, первые учебные технические заведения готовили инженеров для армии и первые мануфактуры (и их инженеры) обслуживали потребности армии.
VIII Инженерное дело на Руси отставало от Западной Европы из-за: 1. необеспеченности природными ресурсами; 2. обширных пространств; 3. наличия только церковного образования; 4. наличия только церковного и военного образования.
IX С какими областями связаны наиболее выдающиеся творения русских розмыслов? 1. С церковью; 2. С церковью и военным делом; 3. С церковью и мануфактурным производством; 4. С военным делом и фабричным производством.
X Благодаря крещению Руси русский розмысл сразу же получил умения: 1. читать и писать; 2. составлять и разбирать чертежи; 3. внедрять науку в производство; 4. строить мануфактуры.
Вариант №2 I Изготовление модели будущего изделия – это задача инженера –: 1. конструктора; 2. технолога; 3. исследователя; 4. метролога. II Наиболее опасное последствие нерациональной переработки человечеством минерального сырья это: 1. «озоновая дыра»; 2. «парниковый эффект»; 3. «ядерная зима»; 4. «Метеоритный дождь».
III Понятие «институционализация профессии инженер» включает в себя: 1. появление технических учебных заведений; 2. появление мануфактур; 3. появление первых инженеров; 4. появление технических знаний.
IV С античным миром связано: 1. отсутствие связи между наукой и техническим творчеством; 2. появление первых в мире технических учебных заведений; 3. появление первых в мире институтов регулирующих деятельность инженеров; 4. появление первых в мире патентов.
V С эпохой Возрождения связано: 1. соединение инженерного дела с военным, архитектурой, наукой, искусством; 2. стремление соединить науку и техническое творчество; 3. соединение инженерного дела с военным, архитектурой, наукой, искусство; стремление соединить науку и техническое творчество; 4. соединение инженерного дела с военным, архитектурой, наукой, искусством; стремление соединить науку и техническое творчество; появление первых технических учебных заведений.
VI Где трудился русский розмысл? 1. В ремесле; 2. На мануфактурах; 3. На фабриках; 4. В ремесле и на фабриках.
VII Первых иностранных специалистов в Россию пригласил: 1. Иван III; 2. Иван IV (Грозный); 3. Алексей Михайлович; 4. Петр I.
VIII «Горщик» это-: 1. человек, занимавшийся техническим творчеством в шахтном деле; 2. человек, занимавшийся техническим творчеством в шахтном деле и в области плавки металлов; 3. человек, занимавшийся техническим творчеством в шахтном деле, в области плавки металла и изготовления артиллерийских орудий; 4. человек, занимавшийся техническим творчеством в шахтном деле, в области плавки металла, изготовления артиллерийских орудий и изготовления пороха.
IX Пушкарский приказ ведал: 1. артиллерией; 2. артиллерией и строительством крепостей; 3. артиллерией, строительством крепостей и регулированием инженерной деятельности в этих областях; 4. артиллерией, строительством крепостей, строительством мануфактурной деятельности в этих областях.
X Какое зодчество появилось на Руси с приходом христианства? 1. Каменное; 2. Металлургическое; 3. Деревянное; 4. Деревянно-земельное.
Вариант №3 I Материал из которого будет изготовлено изделие выбирает инженер: 1. – конструктор; 2. – технолог; 3. – исследователь; 4. – метролог.
II Кто должен следить за правильным учетом доходов и расходов предприятия? 1. Инженер – экономист; 2. Инженер – управленец; 3. Инженер – информационщик; 4. Бухгалтер.
III На предприятии охраной труда и технической безопасности занимается инженер: 1. – управленец; 2. – экономист; 3. – эколог; 4. – информационщик.
IV Один из способов ликвидации «озоновой дыры»: 1. замена охладительного компонента в холодильниках; 2. установка очистительных сооружений на фабриках; 3. установке электродвигателей на автомобилях; 4. закрытие атомных электростанций.
V В какой исторический период происходит институцианализация профессии «инженер»? 1. Рабовладельческий (античный мир); 2. Феодальный (средние века) 3. Капиталистический (новое время); 4. Социалистический (новейшее время).
VI Как повлияло изобретение пороха на развитие инженерного дела в архитектуре? 1. Начали строить замки с каменными стенами; 2. Начали строить крепости с земляным валом облицованным камнем; 3. Начали строить подземные убежища; 4. Начали строить высотные здания.
VII Деятельность какого инженера относится к эпохе капитализма? 1. Леонардо да Винчи; 2. Н. Тарталья; 3. Жд. Уатт; 4. Архимед.
VIII На развитие инженерного дела на Руси практически монопольное влияние оказывало: 1. частное предпринимательство; 2. идеология рационализма; 3. католическая церковь; 4. государство.
IX С каким городом в XVI в. связаны лучшие инженерные находки русских розмыслов в военном деле? 1. Астрахань; 2. Санкт-Петербург; 3. Казань; 4. Архангельск. X Для чего был приглашен в Россию первый иностранный специалист в инженерном деле? 1. Для строительства мануфактур; 2. Для строительства мануфактур и фабрик; 3. Для изготовления и эксплуатации артиллерийских орудий; 4. Для сооружения собора Василия Блаженного на Красной площади.
Вариант №4 I Ремонт изделия осуществляет инженер: 1. – конструктор; 2. – технолог; 3. – эксплутационщик; 4. – метролог.
II Понятие «институционализация профессии инженер» включает в себя появление: 1. профессиональных союзов инженеров; 2. ремесленных цехов; 3. мануфактурного производства; 4. промышленного переворота.
III Какие инженерные новинки появились в XX в. благодаря армии (военному делу)? 1. Автомобиль; 2. Самолёт; 3. Двигатель внутреннего сгорания; 4. Атомная электростанция.
IV Для капиталистической (индустриальной) эпохи характерна: 1. инженерная деятельность на базе фундаментальных научных теорий; 2. опосредованное использование естествознания в создании технических структур и технологических процессов; 3. интуитивное создание технических структур без опоры на естествознания; 4. зарождение технических наук и их использование в инженерной деятельности.
V Умели ли русские розмыслы создавать механические часы? 1. Умели только с XV в; 2. Умели только с XVII в; 3. Не умели (только солнечные и водяные); 4. Умели только со времен Петра I.
VI Была ли к концу XVII в. институцианализированна профессия «инженер» в России? 1. Не была; 2. Была только в части появления первого учреждения регулирующего профессиональную деятельность инженеров; 3. Была только в части появления первых технических учебных заведений; 4. Была.
VII Свияжск это -: 1. город взятый Иваном IV; 2. разборный город сооруженный для взятия Казани; 3. город сооруженный русскими розмыслами; 4. город, в котором русские розмыслы построили первые многоэтажные дома.
VIII Что было применено русскими розмыслами для взятия Казани в XVI в.? 1. Подкоп; 2. Подкоп, в который положили порох; 3. Подкоп, в который были проведены траншеи; 4. Подкоп, в который были проведены туры.
IX Процессуальная сторона производства это-: 1. техника; 2. технологии; 3. наука; 4. институционализация.
X Какой тип здания появился в русской архитектуре после крещения Руси? 1. Мануфактура; 2. Культовые сооружения; 3. Фабрика; 4. Крепость.
Семинар №2 (темы №3,4)
I Какие признаки институцианализации профессии инженер появились в России при Петре I? 1. Ни каких; 2. Появились первые учебные заведения готовящие инженеров; 3. Появились первые учебные заведения готовящие инженеров; государственные институты регулирующие деятельность инженеров; 4. Появились первые учебные заведения готовящие инженеров; государственные институты регулирующие деятельность инженеров; патентное законодательство.
II Отличие мануфактурного производства эпохи Петра I от мануфактуры Западной Европы состояло в: 1. величине мануфактур; 2. степень совершенства оборудования; 3. характере труда; 4. характере труда и путях основания мануфактур.
III Русская инженерная школа формировалась из: 1. людей посланных Петром I для обучения за границей; 2. людей, посланных Петром I для обучения за границей и инженеров вывезенных из-за границы; 3. людей, посланных Петром I для обучения за границей и инженеров вывезенных из-за границы и окончивших российские инженерные учебные заведения; 4. людей, посланных Петром I для обучения за границей и инженеров вывезенных из-за границы и окончивших российские инженерные учебные заведения и российских розмыслов, привлеченных Петром I к инженерной деятельности.
IV Какое техническое учебное заведение было основано первым? 1. Навигацкая школа; 2. Инженерная школа; 3. Морская академия; 4. Университет при российской академии наук.
V Промышленный переворот это-: 1. институционализация профессии инженер; 2. переход от ремесла к фабрике; 3. переход от мануфактуры к фабрике; 4. переход от фабрики к мануфактуре.
VI В какой отрасли инженерное творчество в конце XVIII - начале XIX в. было наиболее востребовано? 1. Текстильной; 2. Горнорудной; 3. Металлургической; 4. Транспорте.
VII Основное событие середины XIX в., повлиявшие на развитие инженерного дела в России: 1. победа России в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.; 2. поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг.; 3. воцарение Александра III; 4. строительство железной дороги «Петербург-Царское село».
VIII Какой новый тип учебного заведения появился в России на рубеже XIX-XX вв.? 1. Университет; 2. Политехнический институт; 3. Корпус горных инженеров; 4. Техникум.
IX В каком веке в России появилось инженерное образование для женщин? 1. В XVII в.; 2. В XVIII в.; 3. В XIX в.; 4. В XX в.
X Кто усовершенствовал электрическую лампочку? 1. Д.К. Чернов; 2. Н.Н. Бенардос; 3. В.Г. Шухов; 4. А.Н. Лодыгин.
Семинар №3 (темы №5,6)
I Отношение большинства инженерного корпуса к октябрьскому вооруженному восстанию было: 1. отрицательное из-за того, что инженеры получили к этому времени свободу творчества и ликвидацию сословных перегородок в обществе; 2. положительная из-за того, что инженеры не получили к этому времени свободу творчества и ликвидацию сословных перегородок в обществе; 3. положительная из-за того, что инженеры надеялись после восстания значительно улучшить свое материальное положение; 4. положительная из-за того, что инженеры надеялись на рост частнокапиталистического предпринимательства в России после восстания.
II Инженеры после вооруженного восстания (1917-1921 гг.): 1. получили низкую заработную плату и жили в основном в однокомнатных квартирах; 2. не получили вообще ни какой заработной платы и жили в основном в коммунальных квартирах; 3. получали высокую заработную плату и жили в основном в отдельных многокомнатных квартирах; 4. получали заработную плату в 5-10 раз превышавшую зарплату рабочего, получали часть прибыли предприятия и бесплатную квартиру.
III НЭП: 1. улучшил положение инженеров т.к. они начали получать зарплату; 2. улучшил т.к. инженеры получили возможность мигрировать за границу; 3. ухудшил т.к. им была понижена зарплата; 4. ухудшила т.к. инженеры перестали получать зарплату.
IV Причины политики «спецеедства»: 1. необходимость свалить на представителей буржуазии вину за промахи в проведении политики индустриализации и коллективизации; 2. необходимость свалить на представителей буржуазии вину за промахи в проведении политики военного коммунизма; 3. понижение уровня подготовки инженерных кадров в СССР; 4. плохая работа инженерного корпуса, вызвавшего провалы в проведении политики индустриализации и коллективизации.
V Первый громкий процесс над инженерами – “бурспецами” назывался: 1. процесс над промпартией; 2. процесс над трудовой крестьянской партией; 3. шаяхтинское дело; 4. сочинское дело.
VI Как назывался советский танк броня которого превосходила по прочности броню немецкого танка «Тигр»? 1. ИС; 2. КВ; 3. Т-34; 4. БМ-13.
VII К какому времени эвакуированные предприятия начали давать первую военную продукцию? 1. К середине 1941 г.; 2. К концу 1941 г.; 3. К середине 1942 г.; 4. К началу 1943 г.
VIII К формам и методам достижений высокого уровня развития техники в России (1960-1975 гг.) относится: 1. широкий ввоз государством инженеров из-за границы; 2. разрешение свободной миграции инженеров из СССР за границу; 3. увеличение количества подготовляемых в СССР инженеров; 4. широкое внедрение информационных и ресурсосберегающих технологий в экономику СССР.
IX «Безликий» русский инженер отличается: 1. слабостью инновационной функции; 2. слабостью эксплуатационной функции; 3. периодическим самовольными уходами с предприятия; 4. нежеланием отрабатывать полный рабочий день;
X Глубинной причиной кризиса инженерного дела 1970-1980 гг. является: 1. миграционные процессы; 2. бюрократизация экономики; 3. наличие возможности перевестись из инженеров в рабочий класс; 4. наличие возможности перевестись из инженеров в не инженерные сферы деятельности.
Семинар №4
I Что такое «промышленная революция»? 1. Замена ручного труда машинным; 2. Замена машинного труда автоматизированным; 3. Замена ремесленного труда ручным; 4. Быстрый подъем промышленности.
II В чем сущность «промышленной революции»? 1. В замене ремесленной мастерской мануфактурой; 2. В замене мануфактуры фабрикой; 3. В замене фабрики заводом; 4. В переходе от господства легкой промышленности к господству тяжелой промышленности.
III Где впервые произошла «промышленная революция»? 1. В России; 2. В Англии; 3. В США; 4. В Японии.
IV Когда в России началась «промышленная революция»? 1. В 80-е г.г. XVIII в.; 2. В 30-е гг. XIX в.; 3. В 80-90-е гг. XIX в.; 4. В начале XX в.
V В какой из отраслей хозяйства в России середины XIX в. труд инженеров был более востребован? 1. В текстильной; 2. В горнорудной; 3. В металлургической; 4. На транспорте.
VI «Крымская война»: 1. показала техническую отсталость России; 2. показала техническое превосходство России; 3. затруднила сбыт российских промышленных товаров в Европу; 4. затруднила сбыт российских промышленных товаров в Азию.
VII Какой новый тип ВТУЗов появился в России на рубеже XIX-XX вв.? 1. Институт корпуса горных инженеров и путей сообщения; 2. Технологический институт; 3. Политехнический институт; 4. Инженерное училище.
VIII Соотношение среднего заработка рабочего и инженера на рубеже XIX-XX вв. было: 1. 1:1; 2. 1:2; 3. 1:5; 4. 1:15.
IX Какой их эти выдающихся российских инженеров работал в области судостроения? 1. Д.К. Чернов; 2. В.Г. Шухов; 3. М.А. Бонч-Бруевич; 4. А.Н. Крылов.
X Что давали российскому инженерному корпусу технические общества возникшие в конце XIX в.? 1. Дополнительное образование; 2. Возможность выезда за границу; 3. Выработку профессиональных требований и их защиту на государственном уровне; 4. Право на забастовку.
Семинар №5
I Большинство инженеров в России к октябрю 1917 г. поддерживали: 1. «царское» правительство т.к. давало им гарантии высокой заработной платы; 2. временное правительство т.к. дало им долгожданные демократические свободы и свободу творчества; 3. советскую власть т.к. она давала им возможность сотрудничать с рабочими в управлении предприятиями; 4. иностранные государства т.к. они предоставили право выезда и получения работы с высокой заработной платой.
II Кто из видных русских инженеров участвовал в организации Октябрьского переворота? 1. А.С. Попов; 2. А.Н. Туполев; 3. М.А. Бонч-Бруевич; 4. Д.К. Чернов.
III Кто из видных русских инженеров входил в состав Временного правительства?
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |