Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие СССР и его место в мире в 80 – е годы XX века 2 страница




6. Вклад российских инженеров, техников и рабочих в Великую Победу.

 

Рекомендуемая литература

1. История России. ХХ век: выбор моделей общественного развития. - М.: Знание., 1994.

2. История России. ХХ век./ Под ред. Лигмана Б.В. - Екатеринбург: Уральск. гос. тех. ун-т., 1995.

3. Это было.

4. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР. - М., Политиздат., 1966.

5. Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профес­сиональной группы. - М., Наука. 1989.

6. Гараевская И. Русские инженеры до... и после... // Вестник высш. шк. - 1992, № 4-6.

7. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М.: Курсив., 1995.

 

Тема 6. Пути развития инженерного дела России на современном этапе.

1. Формы и методы достижений высокого уровня развития техники в России (1960-1975 гг.).

2. Феномен “безликого” русского инженера.

3. Причины кризиса инженерного дела в России и миграционные процессы.

4. Реформы в высшей технической школе России и возможные пути восстановления престижа инженерной деятельности.

 

Рекомендуемая литература.

1. Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профес­сиональной группы. - М., Наука. 1989.

2. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа., 1995.

3. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: Проблемное осмысление истории техники. - М.: SvR - Аргус, 1994.

4. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. - М.: Наука, 1988.

5. Кугель С.А., Никандров О.М. Молодые инженеры. (Социологические проблемы инженерной деятельности). - М.: Мысль, 1971.

6. Купцов В.Н. Мир на пороге ХХI столетия. - Чебоксары.: КЛИО.,1993.

7. Толстой А.Н. Эмигранты. Роман. - М.: Правда. 1982.

 

Литература

 

1. История древнего мира (учебник для вузов). - М.: Госполитиздат. 1966.

2. История механики с древнейших времен до конца 18 века. - М.: Наука. 1983.

3. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы (Под ред. Зуева Н.М. - М.: Высш. шк., 1994.

4. История с древнейших времен до конца 18 века (учебник) / Под ред. Рыбакова В.А. - М.: Высш.шк., 1983.

5. История СССР. Эпоха социализма (1917-1957 гг.) - М.: Госполитиздат., 1957.

6. История России. В 3ч. - М.: Знание., 1994.

7. История России. В 2 ч. / Под редакцией Лигмана Б.В. - Екатеринбург.,1995.

8. От махин до роботов. - М.: Современник., 1990.

9. Развитие техники в СССР 1917-1977 гг. - М.: Наука., 1978.

10. Творцы научно-технического прогресса. - М.: Знание.,1982 (Новое в жизни, науке и технике. Сер. “Техника”, № 12).

11. Бардин И.П. Жизнь инженера. - М.. 1938.

12. Баснин Я.З. И творцы и мастеровые. - Мн.: Высш.шк., 1984.

13. Барышников М.Н. История делового мира России: Пособие для студентов вузов. - М.: АО “Аспект-Пресс”., 1994.

14. Баранов А.П. Заглянуть за горизонт. - М.: Знание., 1981.

15. Берг А.И. А.С. Попов, радиоэлектроника и прогресс. - М.: Знание., 1959.

16. Васильев М., Гущев С. Репортаж из 21 века: Мы записали рассказы 29 советских ученых о науке и технике будущего. - М.: Советская Россия., 1958.

17. Верт Н. История советского государства 1900-1991 гг. - М.: Прогресс-Академия., 1992.

18. Веселовский О.Н., Штейнберг А.Я. Энергетическая техника и ее развитие. - М.: Высш.шк., 1976.

19. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. - М.: Просвещение, 1984.

20. Виргинский В.С. Творцы новой техники в крепостной России: Очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей XVIII- первой половины XIX в. - М.: Учпедгиз, 1962.

21. Виргинский В.С. Джордж Стефенсон - выдающийся английский инженер-изобретатель: К 175 - летию со дня рождения. - М.: Знание, 1956.

22. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать (История инженерной профессии и ее роль в современной культуре). - М.: Знание, 1987.

23. Гумилевский Л.И. Русские инженеры. - М.: МГ, 1947.

24. Гумилевский Л.И. Мастера техники. - М.: Учпедгиз., 1949.

25. Гараевская И. Русские инженеры до... и после... // Вестник высш. шк. - 1992, № 4-6.

26. Гарин Д. Зубр. Новый мир, № 2, 1987.

27. Данилевский В.В. Русская техника. - Л.: Лениздат, 1949.

28. Демьянов В.П. Призвание. Творцы новой техники. (о русских инженерах). Серия “Техника”, № 8, 1989.

29. Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. - М.: Знание., 1986.

30. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. - М.: Мир.,1976.

31.Длугач Т.В. Человек в мире техники и техника в мире человека. - М.: Политиздат., 1978.

32.Зворыкин А.А. История техники. - Л.: ГЖиК, 1949.

33.Жукова Л.Н. Лодыгин. - М.: Молод. гвардия., 1989.

34. Инженер-изобретатель. - М.: Знание., 1991. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Техника” № 3).

35. Иванов В.А. Инженерная экология. / Под редакцией Медведева Л. - Л.: ЛГУ., 1989.

36. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. - М.: Наука., 1986.

37. Королева Т. Престиж инженера. Былое (газета), № 2, 1993.

38. Кочин Н. Кулибин: Художественный очерк. - М.: Советская Россия., 1972.

39. Крыштановская О. Инженеры. (Становление и развитие социальной группы). - М.: Наука. 1989.

40. Кугель С.А., Никандров О.М. Молодые инженеры (Социологические проблемы инженерной деятельности). - М.: Мысль., 1971.

41. Купцов В.И. Мир на пороге XXI столетия. - Чебоксары.: Клио., 1993.

42. Лисичкин В. Достижения современной техники. 4.3. - М.: Знание., 1991.

43. Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. /Под ред. Кузнецова И.В. - М.: Наука., 1965.

44.Мангутов И.С. Инженер (Социолого-экономический очерк). - М.: Советская Россия., 1973.

45. Нестеров В.Г. Этика инженера. (Социологический очерк). - Св-к.: 1969.

46. Никифорова Т.Р. Осип Иванович Сомов. - М.: Наука., 1964.

47. Половинкин И.И. Основы инженерного творчества. - М.: Знание., 1988.

48. Прудников В.Е. Пафнутий Львович Чебышев: 1821-1894. - М.: Наука., 1976.

49. Рассказы о руссом первенстве / Под ред. Орлова В. - М.: Молодая гвардия, 1950.

50. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. - Л.: Наука., 1968.

51. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. - М.: Курсив., 1995.

52. Скаржинский М.И. Труд инженера. - М.: 1977.

53. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. - М.: Наука., 1990.

54. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы. (Проблемное осмысление истории техники). - М.: SvR-Аргус, 1994.

55. Современная философия науки: Хрестоматия. - М.: Наука. 1994.

56. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа., 1995.

57. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР. - М.: 1995.

58. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. - М.: ГИТИС, 1994.

59. Шаповалов Е.А. Общество и инженер. - Л.: 1984.

60. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР: В 2-х ч. - М.: НЛБИ., 1993.

61.Шляхтинский К. Автомобиль в России: История автомобиля. - М.: Хоббикнига., 1993.

62. Шостьин Н.А. Очерки истории русской металлургии: XI - начало XX века. - М.: Изд-во стандартов., 1990.

63. Чеканов А.А. Виктор Львович Кирпичев: 1845-1913. - М.: Наука., 1982.

64.Хрестоматия по истории России: в 4 т. - М.: МИЛОС - Международ. отношения., 1995.

65.Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М., 1998.

66.Шухардин С.В. Основы истории техники. - М., 1961.

67.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996.

68.Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности её развития. – М., 1970.

69.Гудожник Г.С. Научно-технический прогресс: сущность, основные тенденции. – М., 1970.

70.Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. – М., 1977.

71.Пигров К.С. Научно-техническое творчество: социально-философские проблемы. – М., 1979.

 

 

Тестовые задания

Семинар №1 (темы №1,2)

 

Вариант №1

I Сущность инженерной деятельности – это:

1. - изготовление изделий удовлетворяющих материальные и духовные потребности человечества;

1.. - интеллектуальное обеспечение процесса решения технических и технологических задач;

2.. - открытие законов, закономерностей и принципов для удовлетворения материальных и духовных потребностей человечества;

3.. - обслуживание военной техники.

 

II Инженер – эксплуатационник:

1. выбирает материалы и детали необходимые для нормальной эксплуатации оборудования;

2. эксплуатирует оборудование;

3. выбирает виды процессов сборки оборудования (механические, химические, лазерные) в целях его нормальной эксплуатации;

4. следит, чтобы оборудование эксплуатировалось строго по инструкции.

 

III «Инженерная деятельность на базе комплексного и системного подхода к решению стоящих задач» – это:

1. колоссальное увеличение темпов роста творчества человечества;

2. появление научно-коордиционных органов, которые должны (в силу усложнения параметров технических изделий) привести частные оптимумы отдельных разработчиков изделия к общему оптимуму;

3. использование в инженерной деятельности фундаментальных научных теорий;

4. использование в инженерной деятельности достижений наук.

 

IV В какой области впервые появились люди называвшиеся «инженерами»?

1. В ремесле;

2. В военном деле;

3. В образовании;

4. В строительстве.

 

V Какой из способов решения экологических проблем является наиболее оптимальным?

1. Уменьшение потребления энергии человечеством;

2. Использование альтернативных источников энергии;

3. Ликвидация городов и переселение человечества в сельскую зону;

4. Форсированное строительство атомных электростанций.

VI Понятие «институционализация профессии инженер» включает в себя:

1. появление министерств, ведомств, коллегий и т.д., которые занимаются регулированием профессиональной деятельности инженеров;

2. обучение инженеров путем передачи знаний от отца к сыну;

3. появление людей, которые занимаются техническим творчеством постоянно и за стабильное материальное вознаграждение;

4. появление инженеров в армии.

 

VII Роль и место армии в развитии инженерного дела заключается в том, что:

1. первые инженеры появились в армии;

2. первые учебные технические заведения готовили инженеров для армии;

3. первые инженеры появились в армии, и первые учебные технические заведения готовили инженеров для армии;

4. первые инженеры появились в армии, первые учебные технические заведения готовили инженеров для армии и первые мануфактуры (и их инженеры) обслуживали потребности армии.

 

VIII Инженерное дело на Руси отставало от Западной Европы из-за:

1. необеспеченности природными ресурсами;

2. обширных пространств;

3. наличия только церковного образования;

4. наличия только церковного и военного образования.

 

IX С какими областями связаны наиболее выдающиеся творения русских розмыслов?

1. С церковью;

2. С церковью и военным делом;

3. С церковью и мануфактурным производством;

4. С военным делом и фабричным производством.

 

X Благодаря крещению Руси русский розмысл сразу же получил умения:

1. читать и писать;

2. составлять и разбирать чертежи;

3. внедрять науку в производство;

4. строить мануфактуры.

 

Вариант №2

I Изготовление модели будущего изделия – это задача инженера –:

1. конструктора;

2. технолога;

3. исследователя;

4. метролога.

II Наиболее опасное последствие нерациональной переработки человечеством минерального сырья это:

1. «озоновая дыра»;

2. «парниковый эффект»;

3. «ядерная зима»;

4. «Метеоритный дождь».

 

III Понятие «институционализация профессии инженер» включает в себя:

1. появление технических учебных заведений;

2. появление мануфактур;

3. появление первых инженеров;

4. появление технических знаний.

 

IV С античным миром связано:

1. отсутствие связи между наукой и техническим творчеством;

2. появление первых в мире технических учебных заведений;

3. появление первых в мире институтов регулирующих деятельность инженеров;

4. появление первых в мире патентов.

 

V С эпохой Возрождения связано:

1. соединение инженерного дела с военным, архитектурой, наукой, искусством;

2. стремление соединить науку и техническое творчество;

3. соединение инженерного дела с военным, архитектурой, наукой, искусство; стремление соединить науку и техническое творчество;

4. соединение инженерного дела с военным, архитектурой, наукой, искусством; стремление соединить науку и техническое творчество; появление первых технических учебных заведений.

 

VI Где трудился русский розмысл?

1. В ремесле;

2. На мануфактурах;

3. На фабриках;

4. В ремесле и на фабриках.

 

VII Первых иностранных специалистов в Россию пригласил:

1. Иван III;

2. Иван IV (Грозный);

3. Алексей Михайлович;

4. Петр I.

 

VIII «Горщик» это-:

1. человек, занимавшийся техническим творчеством в шахтном деле;

2. человек, занимавшийся техническим творчеством в шахтном деле и в области плавки металлов;

3. человек, занимавшийся техническим творчеством в шахтном деле, в области плавки металла и изготовления артиллерийских орудий;

4. человек, занимавшийся техническим творчеством в шахтном деле, в области плавки металла, изготовления артиллерийских орудий и изготовления пороха.

 

IX Пушкарский приказ ведал:

1. артиллерией;

2. артиллерией и строительством крепостей;

3. артиллерией, строительством крепостей и регулированием инженерной деятельности в этих областях;

4. артиллерией, строительством крепостей, строительством мануфактурной деятельности в этих областях.

 

X Какое зодчество появилось на Руси с приходом христианства?

1. Каменное;

2. Металлургическое;

3. Деревянное;

4. Деревянно-земельное.

 

Вариант №3

I Материал из которого будет изготовлено изделие выбирает инженер:

1. – конструктор;

2. – технолог;

3. – исследователь;

4. – метролог.

 

II Кто должен следить за правильным учетом доходов и расходов предприятия?

1. Инженер – экономист;

2. Инженер – управленец;

3. Инженер – информационщик;

4. Бухгалтер.

 

III На предприятии охраной труда и технической безопасности занимается инженер:

1. – управленец;

2. – экономист;

3. – эколог;

4. – информационщик.

 

IV Один из способов ликвидации «озоновой дыры»:

1. замена охладительного компонента в холодильниках;

2. установка очистительных сооружений на фабриках;

3. установке электродвигателей на автомобилях;

4. закрытие атомных электростанций.

 

V В какой исторический период происходит институцианализация профессии «инженер»?

1. Рабовладельческий (античный мир);

2. Феодальный (средние века)

3. Капиталистический (новое время);

4. Социалистический (новейшее время).

 

VI Как повлияло изобретение пороха на развитие инженерного дела в архитектуре?

1. Начали строить замки с каменными стенами;

2. Начали строить крепости с земляным валом облицованным камнем;

3. Начали строить подземные убежища;

4. Начали строить высотные здания.

 

VII Деятельность какого инженера относится к эпохе капитализма?

1. Леонардо да Винчи;

2. Н. Тарталья;

3. Жд. Уатт;

4. Архимед.

 

VIII На развитие инженерного дела на Руси практически монопольное влияние оказывало:

1. частное предпринимательство;

2. идеология рационализма;

3. католическая церковь;

4. государство.

 

IX С каким городом в XVI в. связаны лучшие инженерные находки русских розмыслов в военном деле?

1. Астрахань;

2. Санкт-Петербург;

3. Казань;

4. Архангельск.

X Для чего был приглашен в Россию первый иностранный специалист в инженерном деле?

1. Для строительства мануфактур;

2. Для строительства мануфактур и фабрик;

3. Для изготовления и эксплуатации артиллерийских орудий;

4. Для сооружения собора Василия Блаженного на Красной площади.

 

Вариант №4

I Ремонт изделия осуществляет инженер:

1. – конструктор;

2. – технолог;

3. – эксплутационщик;

4. – метролог.

 

II Понятие «институционализация профессии инженер» включает в себя появление:

1. профессиональных союзов инженеров;

2. ремесленных цехов;

3. мануфактурного производства;

4. промышленного переворота.

 

III Какие инженерные новинки появились в XX в. благодаря армии (военному делу)?

1. Автомобиль;

2. Самолёт;

3. Двигатель внутреннего сгорания;

4. Атомная электростанция.

 

IV Для капиталистической (индустриальной) эпохи характерна:

1. инженерная деятельность на базе фундаментальных научных теорий;

2. опосредованное использование естествознания в создании технических структур и технологических процессов;

3. интуитивное создание технических структур без опоры на естествознания;

4. зарождение технических наук и их использование в инженерной деятельности.

 

V Умели ли русские розмыслы создавать механические часы?

1. Умели только с XV в;

2. Умели только с XVII в;

3. Не умели (только солнечные и водяные);

4. Умели только со времен Петра I.

 

VI Была ли к концу XVII в. институцианализированна профессия «инженер» в России?

1. Не была;

2. Была только в части появления первого учреждения регулирующего профессиональную деятельность инженеров;

3. Была только в части появления первых технических учебных заведений;

4. Была.

 

VII Свияжск это -:

1. город взятый Иваном IV;

2. разборный город сооруженный для взятия Казани;

3. город сооруженный русскими розмыслами;

4. город, в котором русские розмыслы построили первые многоэтажные дома.

 

VIII Что было применено русскими розмыслами для взятия Казани в XVI в.?

1. Подкоп;

2. Подкоп, в который положили порох;

3. Подкоп, в который были проведены траншеи;

4. Подкоп, в который были проведены туры.

 

IX Процессуальная сторона производства это-:

1. техника;

2. технологии;

3. наука;

4. институционализация.

 

X Какой тип здания появился в русской архитектуре после крещения Руси?

1. Мануфактура;

2. Культовые сооружения;

3. Фабрика;

4. Крепость.

 

Семинар №2 (темы №3,4)

 

I Какие признаки институцианализации профессии инженер появились в России при Петре I?

1. Ни каких;

2. Появились первые учебные заведения готовящие инженеров;

3. Появились первые учебные заведения готовящие инженеров; государственные институты регулирующие деятельность инженеров;

4. Появились первые учебные заведения готовящие инженеров; государственные институты регулирующие деятельность инженеров; патентное законодательство.

 

II Отличие мануфактурного производства эпохи Петра I от мануфактуры Западной Европы состояло в:

1. величине мануфактур;

2. степень совершенства оборудования;

3. характере труда;

4. характере труда и путях основания мануфактур.

 

III Русская инженерная школа формировалась из:

1. людей посланных Петром I для обучения за границей;

2. людей, посланных Петром I для обучения за границей и инженеров вывезенных из-за границы;

3. людей, посланных Петром I для обучения за границей и инженеров вывезенных из-за границы и окончивших российские инженерные учебные заведения;

4. людей, посланных Петром I для обучения за границей и инженеров вывезенных из-за границы и окончивших российские инженерные учебные заведения и российских розмыслов, привлеченных Петром I к инженерной деятельности.

 

IV Какое техническое учебное заведение было основано первым?

1. Навигацкая школа;

2. Инженерная школа;

3. Морская академия;

4. Университет при российской академии наук.

 

V Промышленный переворот это-:

1. институционализация профессии инженер;

2. переход от ремесла к фабрике;

3. переход от мануфактуры к фабрике;

4. переход от фабрики к мануфактуре.

 

VI В какой отрасли инженерное творчество в конце XVIII - начале XIX в. было наиболее востребовано?

1. Текстильной;

2. Горнорудной;

3. Металлургической;

4. Транспорте.

 

VII Основное событие середины XIX в., повлиявшие на развитие инженерного дела в России:

1. победа России в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.;

2. поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг.;

3. воцарение Александра III;

4. строительство железной дороги «Петербург-Царское село».

 

VIII Какой новый тип учебного заведения появился в России на рубеже XIX-XX вв.?

1. Университет;

2. Политехнический институт;

3. Корпус горных инженеров;

4. Техникум.

 

IX В каком веке в России появилось инженерное образование для женщин?

1. В XVII в.;

2. В XVIII в.;

3. В XIX в.;

4. В XX в.

 

X Кто усовершенствовал электрическую лампочку?

1. Д.К. Чернов;

2. Н.Н. Бенардос;

3. В.Г. Шухов;

4. А.Н. Лодыгин.

 

Семинар №3 (темы №5,6)

 

I Отношение большинства инженерного корпуса к октябрьскому вооруженному восстанию было:

1. отрицательное из-за того, что инженеры получили к этому времени свободу творчества и ликвидацию сословных перегородок в обществе;

2. положительная из-за того, что инженеры не получили к этому времени свободу творчества и ликвидацию сословных перегородок в обществе;

3. положительная из-за того, что инженеры надеялись после восстания значительно улучшить свое материальное положение;

4. положительная из-за того, что инженеры надеялись на рост частнокапиталистического предпринимательства в России после восстания.

 

II Инженеры после вооруженного восстания (1917-1921 гг.):

1. получили низкую заработную плату и жили в основном в однокомнатных квартирах;

2. не получили вообще ни какой заработной платы и жили в основном в коммунальных квартирах;

3. получали высокую заработную плату и жили в основном в отдельных многокомнатных квартирах;

4. получали заработную плату в 5-10 раз превышавшую зарплату рабочего, получали часть прибыли предприятия и бесплатную квартиру.

 

III НЭП:

1. улучшил положение инженеров т.к. они начали получать зарплату;

2. улучшил т.к. инженеры получили возможность мигрировать за границу;

3. ухудшил т.к. им была понижена зарплата;

4. ухудшила т.к. инженеры перестали получать зарплату.

 

IV Причины политики «спецеедства»:

1. необходимость свалить на представителей буржуазии вину за промахи в проведении политики индустриализации и коллективизации;

2. необходимость свалить на представителей буржуазии вину за промахи в проведении политики военного коммунизма;

3. понижение уровня подготовки инженерных кадров в СССР;

4. плохая работа инженерного корпуса, вызвавшего провалы в проведении политики индустриализации и коллективизации.

 

V Первый громкий процесс над инженерами – “бурспецами” назывался:

1. процесс над промпартией;

2. процесс над трудовой крестьянской партией;

3. шаяхтинское дело;

4. сочинское дело.

 

VI Как назывался советский танк броня которого превосходила по прочности броню немецкого танка «Тигр»?

1. ИС;

2. КВ;

3. Т-34;

4. БМ-13.

 

VII К какому времени эвакуированные предприятия начали давать первую военную продукцию?

1. К середине 1941 г.;

2. К концу 1941 г.;

3. К середине 1942 г.;

4. К началу 1943 г.

 

VIII К формам и методам достижений высокого уровня развития техники в России (1960-1975 гг.) относится:

1. широкий ввоз государством инженеров из-за границы;

2. разрешение свободной миграции инженеров из СССР за границу;

3. увеличение количества подготовляемых в СССР инженеров;

4. широкое внедрение информационных и ресурсосберегающих технологий в экономику СССР.

 

IX «Безликий» русский инженер отличается:

1. слабостью инновационной функции;

2. слабостью эксплуатационной функции;

3. периодическим самовольными уходами с предприятия;

4. нежеланием отрабатывать полный рабочий день;

 

X Глубинной причиной кризиса инженерного дела 1970-1980 гг. является:

1. миграционные процессы;

2. бюрократизация экономики;

3. наличие возможности перевестись из инженеров в рабочий класс;

4. наличие возможности перевестись из инженеров в не инженерные сферы деятельности.

 

Семинар №4

 

I Что такое «промышленная революция»?

1. Замена ручного труда машинным;

2. Замена машинного труда автоматизированным;

3. Замена ремесленного труда ручным;

4. Быстрый подъем промышленности.

 

II В чем сущность «промышленной революции»?

1. В замене ремесленной мастерской мануфактурой;

2. В замене мануфактуры фабрикой;

3. В замене фабрики заводом;

4. В переходе от господства легкой промышленности к господству тяжелой промышленности.

 

III Где впервые произошла «промышленная революция»?

1. В России;

2. В Англии;

3. В США;

4. В Японии.

 

IV Когда в России началась «промышленная революция»?

1. В 80-е г.г. XVIII в.;

2. В 30-е гг. XIX в.;

3. В 80-90-е гг. XIX в.;

4. В начале XX в.

 

V В какой из отраслей хозяйства в России середины XIX в. труд инженеров был более востребован?

1. В текстильной;

2. В горнорудной;

3. В металлургической;

4. На транспорте.

 

VI «Крымская война»:

1. показала техническую отсталость России;

2. показала техническое превосходство России;

3. затруднила сбыт российских промышленных товаров в Европу;

4. затруднила сбыт российских промышленных товаров в Азию.

 

VII Какой новый тип ВТУЗов появился в России на рубеже XIX-XX вв.?

1. Институт корпуса горных инженеров и путей сообщения;

2. Технологический институт;

3. Политехнический институт;

4. Инженерное училище.

 

VIII Соотношение среднего заработка рабочего и инженера на рубеже XIX-XX вв. было:

1. 1:1;

2. 1:2;

3. 1:5;

4. 1:15.

 

IX Какой их эти выдающихся российских инженеров работал в области судостроения?

1. Д.К. Чернов;

2. В.Г. Шухов;

3. М.А. Бонч-Бруевич;

4. А.Н. Крылов.

 

X Что давали российскому инженерному корпусу технические общества возникшие в конце XIX в.?

1. Дополнительное образование;

2. Возможность выезда за границу;

3. Выработку профессиональных требований и их защиту на государственном уровне;

4. Право на забастовку.

 

Семинар №5

 

I Большинство инженеров в России к октябрю 1917 г. поддерживали:

1. «царское» правительство т.к. давало им гарантии высокой заработной платы;

2. временное правительство т.к. дало им долгожданные демократические свободы и свободу творчества;

3. советскую власть т.к. она давала им возможность сотрудничать с рабочими в управлении предприятиями;

4. иностранные государства т.к. они предоставили право выезда и получения работы с высокой заработной платой.

 

II Кто из видных русских инженеров участвовал в организации Октябрьского переворота?

1. А.С. Попов;

2. А.Н. Туполев;

3. М.А. Бонч-Бруевич;

4. Д.К. Чернов.

 

III Кто из видных русских инженеров входил в состав Временного правительства?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.