Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способ в решении проблем, 1 страница




 

Соглашаясь на обиду, мы обрекаем самого же себя на самонаказание. Нельзя быть счастливым и умиротворенным и одновременно вынашивать на кого-то обиду. Это - два противоположных состояния сознания: либо мы находимся в одном настроении, либо в другом, и что мы выберем, полностью зависит от нас. Не будучи способны простить других, мы сами же устраиваем внутри себя тюрьму и сами же себя в ней наказываем. Очень важно понять то, что другие от нашей обиды никак не меняются и часто даже не сожалеют об этом. Поэтому, обижаясь, мы делаем хуже только себе.

На вопрос «Почему мы обижаемся?» ответ всегда однозначный: мы думаем, что с нами обошлись несправедливо. И нам всегда кажется, что это очень даже правильная, естественная и оправданная реакция. В то же время обида – самая неправильная реакция на вещи, поскольку справедливость в нашем понимании основана лишь на нашем самомнении и ложном представлении о самом себе. Обижаться и не уметь прощать – значит духовно остановиться и не понимать сути обучающего нас жизненного принципа. Это - неспособность видеть, что Господь через подобные ситуации желает уменьшить нашу ложную гордость и тем самым поднять нас на более высокий уровень сознания. Все это означает, что в нашей жизни, нет, и никогда не будет виноватых и обидчиков, есть только неспособность видеть и понимать вещи в истинном свете. А наша убежденность в том, что другие не должны обращаться с нами так, как они это делают, - это значит начать отрицать высшую справедливость Бога и перестать доверять Ему. Иными словами, наше суждение о вещах и о людях как о неправильных, ошибочных или жестоких – это лишь наше желание улучшить эти вещи, оценивая их через призму своего понимания. А это - все равно, что начать протестовать против высшей воли Бога и выражать свое скрытое желание самому стать Им, желая взять на себя роль Верховного судьи. Думая, что нам лучше известно, что правильно, а что неправильно, мы опять и снова приходим к проявлению все той же гордости, которая часто и становится причиной нашего недоумения, омраченного состояния и подавленного настроения. К этому случаю есть интересная история: «Что бы ни делал Бог – все к лучшему!».

 

Однажды императора Акбара настигла беда: тренируясь в искусстве владения мечом, он сильно поранил себе мизинец левой руки. Спустя какое-то время начался нарыв, который в дальнейшем стал хронически неизлечимым. Когда боль сделалась невыносимой, опытные кавираджи (индийские врачи) пришли к заключению, что нет другого выхода, как только ампутировать палец. Мысль об этом очень потрясла и огорчила императора. В надежде хоть как-то избежать этой участи он призвал к себе своего лучшего друга и советника Бирбала. Но Бирбалу ничего не оставалось, как только согласиться: «Раз врачи сказали, значит, нужно ампутировать».

Тогда Акбар сказал Бирбалу: «Но послушай, я – религиозный человек, всегда в срок совершавший все обряды, ритуалы и необходимые подношения… И все-таки Бог отнимает у меня часть моего тела. Что же я сделал не так и в чем провинился? Как можно верить после этого Богу и не сказать о Его несправед-ливости ко мне?»

Немного призадумавшись, Бирбал ответил: «Ваше величество, все, что ни делает Бог, – к лучшему».

Это высказывание разозлило Акбара до крайности. Стиснув зубы, он согласился с происходящим (ампутацией пальца), но в то же время решил, что и Бирбалу преподнесет хороший урок и однажды напомнит его слова.

Неожиданно Акбар приказал своим людям поместить Бирбала в тюрьму, что они тут же и сделали. Перед тем как император собрался уезжать на очередную охоту, он зашел посмотреть на своего заключенного. Недоуменный Бирбал, увидев Акбара, спросил: «Зачем вы это делаете, ведь я же ни в чем не виноват?» Тогда Акбар, усмехнувшись, ответил: «Не знаю Бирбал: все, что ни делает Бог, – к лучшему!»

Оставив своих людей охранять Бирбала, он решил поохотиться в лесу один, все время с насмешкой думая о том, как Бог собирается продемонстрировать эту ситуацию к лучшему. Увлекшись охотой, Акбар заехал в самую глушь леса. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась разбойничья шайка и окружила Акбара. Бандиты были поклонниками богини Кали и нападали только на богатых, сначала грабя их, а затем принося их в жертву. Напав на Акбара, разбойники содрали с него все его одежды и драгоценные украшения, и после этого главарь банды язвительно сказал: «А теперь приготовься, ты удостоился чести стать жертвой для нашей богини!»

Видя приближение своего конца, Акбар сильно расстроился и очень пожалел, что с ним не было Бирбала. Именно Бирбал часто находил самые нестан-дартные решения и выручал Акбара в самых безвыходных ситуациях. Главарь тем временем начал обследовать Акбара, что он всегда делал со всеми своими жертвами, чтобы убедиться, что на их теле нет никаких изъянов. Когда он увидел, что недостает пальца, то в негодовании воскликнул: «Боже мой, да он же не целый, у него нет пальца… Он вовсе не пригоден для жертвы нашей богине!» Разочарованный и раздосадованный главарь тут же велел Акбару немедленно убираться куда-нибудь подальше. (Эта банда хранила традицию не убивать никого, прежде не принеся человека в жертву богине.)

Спешно возвращаясь назад, испуганный Акбар все время думал про себя: «Бирбал, видимо, оказался прав: не потеряй я своего мизинца, сегодня я был бы мертв». Весь измотанный тяжелой и долгой дорогой, он направился прямо к Бирбалу и немедленно велел слугам освободить его. Высказав свои извинения Бирбалу, Акбар сказал: «Пожалуйста, прости меня! Я так рассердился на твое высказывание о том, что у Бога все к лучшему, что в самом деле решил уморить тебя в этой тюрьме, проверив лично на тебе действие этого высказывания. Но когда Бог спас меня, я получил после этого хороший урок и сделал вывод, что это действительно так!» И Акбар рассказал своему совет-нику все, что с ним приключилось. Потрясенный Бирбал, затаив дыхание, внимательно выслушал Акбара.

Но вдруг Акбар неожиданно задумался и обратился к своему другу с вопросом: «Но ответь мне теперь, Бирбал: если все, что ни делает Бог, к лучшему, то какая же польза была тебе сидеть в этой ужасной тюрьме?»

Бирбал широко улыбнулся и тут же ответил: «Разве это не очевидно, мой повелитель? Поразмышляйте сами: ведь если бы вы меня не посадили в тюрьму и я поехал бы на охоту с вами, то нас бы схватили обоих. Не сумев воспользоваться вами, бандит принес бы в жертву меня. Ведь у меня-то все части тела на месте!»

«Да! Поистине, неисповедимы пути Господни», – радостно произнес Акбар, поглаживая свою бороду и удивляясь тому, насколько Всезнающий Господь может быть мудр и непостижим.

Выводом к этой истории служит тот факт, что бессмысленно обижаться на Бога, людей и обстоятельства, когда мы так ограничены в своих суждениях о происходящем. Просто принимая Его мудрые уроки как способ избавить нас от ложной гордости, нам будет гораздо легче сохранять веру, спокойствие и силу духа, что бы с нами ни происходило. Но, не сделав этого, мы так и не сможем избавиться от своей гордыни, которая всегда будет сопровождаться обидой, неспособностью расти и духовно очищаться.

 

1.7. Наименьшей проблемой - Бог устраняет большую беду.

В материальном мире все относительно, и любое несчастье здесь не может быть абсолютно плохим, так же как любое счастье - абсолютно хорошим. Понять это нетрудно: за временной удачей может скрываться большое горе, так же, как за любой проблемой нас может поджидать большая удача. Все относительно, и в миру об этом говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Чтобы понять это основательно, можно привести такой пример: мы можем опоздать на самолет или поезд, что может восприниматься как величайшее горе. Но если позже мы узнаём, что тот же самолет после вылета потерпел катастрофу, то лично для себя мы воспримем это как величайшее везение и удачу. При одной и той же ситуации мы можем менять свое настроение или отношение вплоть до противоположного: наше сожаление в одно мгновение сменяется нашей радостью. В этом смысле наши радости и переживания становятся полностью относительными эмоциями, поскольку мы не знаем, что в будущем нам предвещает та или иная ситуация. Можно сколько угодно сокрушаться, что мы опоздали, например, на поезд, но, посмотрев на ситуацию с другой стороны, можно рассудить, что, возможно, именно это и спасло нам жизнь. Понимая относительность материального взгляда на вещи, мудрые люди, в соответствии с ситуацией, высказы-ваются об этом так: «Не ведаешь, не знаешь, где найдешь, где потеряешь».

Чтобы не подпадать под влияние относительной и обманчивой двойственности радости и горя, а также всегда сохранять спокойствие - единственно верным шагом, будет позиция «смотреть на все глазами Бога». Для этого лишь необходимо понять, что Всезнающий Господь, зная прошлое, настоящее и будущее и видя картину происходящего в целом, просчитывает ситуацию так, как это будет для кого-то спасением, а для кого-то концом. Поэтому священные писания «предупреждают» нас в том, чтобы научиться зависить только от воли Господа, поскольку только в этом случае можно расчитывать на Его защиту. В «Бхагавад-гите» Господь Сам говорит об этом так: «Во всех делах и начинаниях всегда полагайся на Меня и помни, что ты нахо-дишься под Моей защитой. Таким образом, занимаясь преданным служением, всегда думай обо Мне. Думая обо Мне, ты Моей милостью преодолеешь все препятствия обусловленной жизни. Если же ты будешь действовать, побуждае-мый ложным эго, не слушая Моих указаний и не памятуя обо Мне, то потеряешь себя» (Б.-г.,18.57-58).

В настроении зависимости от Господа, мы уже можем не сомневаться, что с Богом, даже временная неудача, может быть устроена для того, чтобы отвести от нас настоящую беду. Однако человек, который не предан Богу, не сможет так думать, поскольку полагается только на свои усилия (свое ложное эго), и смотрит на все с точки зрения сиюминутной выгоды и удовлетворения чувств.

Итак, только тот, кто предался Богу, знает как расмотреть любую ситуацию в позитивном свете. Для более ясного понимания можно привести такой пример: среди ночи у нас прорвало в доме трубу. Конечно, это сразу же станет досадой для обычного человека. Но преданный сразу посмотрит на эту ситуацию глазами Бога, т.е. он увидит благо в том, что произошло это именно в тот момент, когда мы были дома. При нашем отсутствии, мы не избежали бы большого потопа и таких же больших расходов на его устранение. Но даже если в это время нас и не было дома, преданный Господу, все равно рассудит так, что могло быть все гораздо хуже. Верующий человек мыслит всегда так: «Если я сломал палец, то благо в том, что я не сломал руку, но если я сломал руку, то хорошо, что не сломал шею». Мы можем даже попасть в аварию и сильно повредить свое тело, но при обычной карме (т.е. последствии своих прошлых грехов) мы, возможно, должны были бы вообще это тело оставить. Поэтотму есть правило:

 

 

Смотреть на все глазами Бога - значит понимать, что ничего не

происходит случайно, знать, что все зависит только от Его высшей воли,

полагаться только на Его поддержку, и во всем видеть Его любящую

руку. Только так можно всегда находиться в состоянии спокойствия

и духовного счастья.

 

 

Если мы действительно зависим от Бога, то соответственно должны будем и доверять Ему, принимая ситуацию без всякого обсуждения и негодования. В этом и есть смысл доверия и зависимости от Бога, и для тех, кто поступает так, существует еще одно правило: «Бог либо всегда прав, либо Его мнение не обсуждается!». Только так возможно не зависеть от обманчивой относительности этого бренного мира и на все смотреть как на милость Господа, у которого все происходит под Его надзором и всегда во благо каждому, если уметь на это правильно посмотреть.

Такое настроение и называется «быть в сознании Бога», который, в отличие от нас, не поступает и не думает как обычный человек. Он видит любую ситуацию в полном совершенстве и до мельчайших подробностей. Все Его действия продиктованы только любовью и безграничным состраданием к нам. Он никогда не ошибается и абсолютно лишен ложного эго. Одним словом, Он полностью находится в не материальных пред-ставлений. Так утверждают Веды: «Думай обо Мне как о всеведущей, старейшей Верховной Личности, как о владыке вселенной, как о том, кто меньше мельчай-шего и кто поддерживает все мироздание; как о том, кто выше всех материаль-ных представлений, кто не постижим и кто всегда остается личностью; как о том, кто сияет, словно солнце, кто запределен материальному миру». (Б.-г., 8.9).

Любое другое понимание о Нем станет лишь причиной наших заблуждений и негодований. Поскольку мы привыкли судить обо всем, основываясь на телесных представлениях, сиюминутных наслаждениях и желаниях личной выгоды, мы можем подумать, что и Бог не лишен этого. Но такое ограниченное понимание Бога всегда идет в разрез с истинным знанием, тем самым лишая нас способности видеть все происходящее в истинном свете.

Когда мы видим все связанным с Богом, все для нас становится удачей в высшем и абсолютном смысле этого слова. В этом случае мы уже можем ни о чем не беспокоиться, поскольку: «Человек предполагает, а Бог располагает». Поставив себя в зависимость от Бога, наша жизнь уже находится и направляется под личным присмотром Самого Господа, который, в соответствии со священными писаниями, является всеблагим, всемогущим, всезнающим и всеведущим. Под «личным» подразумевается, что Он уже будет смотреть на нашу судьбу не по нашим прошлым поступкам, а по тому совершенному плану, который Он имеет как лучшее средство, чтобы привести нас к высшей цели. Он начнет заботиться и давать нам все необходимое для нашего духов-ного роста, и сведет к минимуму (или уберет совсем) все наши прошлые прегре-шения. Иначе говоря, доверить свою жизнь Богу - значит начать жить по принципу «Береженого - Бог бережет». Но, не соглашаясь жить по этому принципу, остается жить по другому: «Знал бы, где упаду, соломку бы постелил». С таким принципом нам непроизвольно придется всегда испытывать страх, отвечать за все свои поступки и всегда действовать только на свой страх и риск.

В «Бхагавад-гите» на этот счет говорится: «Никто не может предвидеть, что угото-вила ему судьба, так же хорошо, как Верховный Господь, поэтому самое лучшее, что мы можем сделать, - это поступать в соответствии с волей Верхов-ного Господа. Никто не должен пренебрегать указаниями Верховной Личности Бога или действовать вопреки воле духовного учителя, который является представителем Господа. Волю Верховной Личности Бога нужно выполнять беспрекословно – тогда мы всегда будем в полной безопасности». (Б.-г., 18.59, комм.)

Именно поэтому человек преданный Богу сохраняет душевное равновесие и спокойствие, поскольку зависит только от Него и смотрит на все с точки зрения абсолютного блага. Он полностью уверен: все послано Богом и все совершается с Его дозволения, а значит, это зачем-то необходимо и нет смысла на это сетовать. Без всякой обиды он принимает все посланные ему испытания и никогда не думает о возможной несправедливости к себе. Он понимает, что Бог не пошлет страданий больше, чем мы можем выдержать и, проходя через них, со временем начинает понимать, чему разумный Господь хотел научить его в той или иной ситуации. Если происходящее невозможно понять умом, он просто принимает это как неисповедимый план Господа: возможно, пришло время очередной проверки на искренность и преданность Ему. Или, быть может, Господь решил использовать нас как инструмент в Своих непостижимых и всеблагих планах… В любом случае, нам нет смысла слишком упорствовать, задаваясь вопросом: «Зачем? За что? Почему именно я и именно со мной?» Нужно просто стараться быть открытым и смиренным при любых испытаниях, какими бы сложными они ни были, видя в этом высший смысл и промысел всеблагого Господа. Если Бог посчитал что-то для меня важным и правильным, значит, так оно и должно быть и мне это зачем-то нужно: «Все, что ни делает Бог - к лучшему».

Есть и другое известное высказывание: «Неисповедимы пути Господни». Даже в неизлечимой болезни можно увидеть знак, напоминание или предупреждение Господа о том, что мы не есть это бренное тело и надо начать серьезно готовиться к самому ответственному моменту нашей жизни, т.е. к самой смерти. Если мы не есть это тело и смерти все равно не избежать, то не благо ли это, если мы к ней хорошо подготовимся и обеспечим себе хорошую основу для следующей жизни? Мудрые люди хорошо понимают, что смерть – это необратимый процесс для каждого без исключений. Таким образом, если: «Двум смертям не бывать – одной не миновать», то и в болезни можно увидеть милость и немалую пользу. Вопрос лишь в том, насколько мы понимаем основные постулаты священных писаний (что мы не тело) и насколько сильно привязаны к этому миру. Вот тут-то и требуется опыт предания себя Богу и серьезная духовная практика.

Только преданному Господа возможно такое понимание вещей, поскольку он не привязан к бренному телу и всему, что с ним связано. Он знает свое истинное положение вечного слуги Бога, понимает реальное положение вещей и никогда не живет иллюзиями. Чтобы зря ни о чем не сокрушаться, нужно просто всем сердцем довериться и искренне положиться на Господа, чьи намерения всегда совершенны, благи и продиктованы абсолютной любовью. Важно научиться ценить и благодарить за все, что Он для нас делает. Такое отношение к жизни отражается в высказывании: «Когда я вижу безногого, то сразу благодарю Бога за то, что мои ноги целы, и тут же перестаю сокрушаться о том, что не могу купить себе обуви».

Итак, счастье находится у нас прямо перед носом, но тот, кто погнался за ним, никогда его не настигнет. Оно находится в нашем отношении к окружающему, а не в приобретении чего-то внешнего. И понимая это, нужно всегда помнить о самой большой удаче: «Слава Богу за то, что я вообще еще живой. В каком бы положении я ни оказался - все могло быть гораздо хуже». Тот, кто видит все связанным с Богом и в любой ситуации остается умиротворенным, поистине понимает смысл происходящего.

 

 

Правило 2: Счастье и несчастье зависит от нашего отно-шения к жизни!

Духовный рост возможен только при позитивном отношении к жизни и ко всему, что в ней происходит. Твердой основой для такого отношения может быть только вера в Бога и ясное понимание того факта, что за всем стоит Его высшая воля и божественное дозволение. Насколько мы связаны с Ним, полагаемся на Него и верим в Его защиту, ровно настолько мы способны смотреть на жизнь открыто, смело и позитивно. Ничего не происходит без воли Господа! У Него все совершенно и справедливо, и все находится под Его высшим контролем. Кем бы мы ни были, Он всегда настроен дружественно к каждому из нас и Он никогда не отвергает тех, кто отвернулся от Него. Он всегда хочет помочь нам избавиться от матери-альных страданий даже больше, чем того хотим мы. Эти утверждения, основанные на фактах из священных писаний, дают нам полное основание и уверенность в том, чтобы принимать все происходящее как милость Бога и учиться использовать любую жизненную ситуацию себе во благо. В глазах истинно верующего и по-настоящему преданного Богу человека даже болезнь и смерть являются благоприятной ситуацией, благодаря которой он еще больше может поло-житься на милость и заботу Господа. Не научившись видеть вещи в подобном духовном свете, наше отношение к жизни всегда будет ошибочным и относительным. В позитивном сознании даже в самых неприятных моментах жизни можно увидеть пользу, в то время как с негативным настроем все будет не впрок, даже самое полезное для нас.

 

2.1. Если от жизни ничего не ждать, она становится полна приятных сюрпризов.

Окружающие нас обстоятельства, в которых мы живем, сами по себе нейтральны, но то, как мы их воспринимаем, определяет их как хорошие и плохие. Иными словами, в зависимости от своего взгляда на жизнь, т.е. настроя своего ума, все нам кажется в том свете, через призму которого мы смотрим на этот мир. Это подобно тому, как, надевая красные очки, мы сразу все увидим как будто выкрашенным в красный цвет. Но в действительности никто ничего не красил - это лишь наше видение и восприятие окружающего в определенном свете. В материальном мире это называется ложное самомнение, через которое мы мыслим категориями «я, мне и мое»: я – наслаж-дающийся, контролирующий, управляющий и господин всего, что связано со мной и моим телом. Если внимательно посмотреть на нашу жизнь (даже духовную), мы увидим, что все, что мы делаем, как мыслим и чем живем, часто продиктовано именно таким настроением.

Тот же, кому известно свое истинное положение (вечной духовной души и слуги Бога), уже ни на что не претендует в этом мире и радуется в жизни самой простой мелочи, принимая это как щедрый дар и милость Господа. Он знает, что даже самые простые вещи, которые происходят в этом мире (знакомства, встречи, потери и приобретения), в том числе и обычные физические способности (речь, зрение, слух и т.д.), возможны только с санкции и по воле Господа. Когда у нас есть такое понимание, мы будем благодарны и способны видеть чудо даже в самых обычных мелочах жизни.

Например, такие, казалось бы, обычные вещи, как, возможность передвигаться, способ-ность видеть, слышать и разговаривать - все это огромные ценности. Но если мы не оценим этих возможностей по достоинству, все вокруг нам будет казаться несправед-ливым, приводить к ощущению собственной ущербности и внутренней неполноты. И в этом одна из причин того, почему многие из богатых и знаменитых людей становятся несчастны. Казалось бы, имея все, но живя с неправильным отношением к жизни, они умудряются впадать в депрессию, начинают замыкаться в себе или от неудовлетворен-ности и жадности становятся преступниками. Хуже того, многие из них становятся наркоманами, алкоголиками и даже самоубийцами. Те же, кто живет очень просто и мыслит возвышенно, могут выглядеть как самые счастливые люди на земле. Они понимают, что просто встать утром и иметь уникальную способность видеть, слышать и прославлять Господа – это уже достойно всякой радости и счастья.

Это можно проиллюстрировать примером. Любой человек, вдруг оказавшись слепым, очень бы сожалел о своем недостатке или о том, что когда-то не ценил свою способность видеть. Более того, он был бы готов отдать любые деньги, чтобы вернуть себе эту способность. Для него никакое счастье не могло бы сравниться с этим. Но когда у другого человека все это есть, он умудряется быть самым несчастным и недовольным тем, что имеет. И это лишь означает, если правильно ко всему относится, что самые простые вещи могут сделать нас по-настоящему счастливыми. И также наоборот, когда у нас все есть, но мы не умеем ценить этого, нам постоянно в жизни будет чего-то очень не хватать.

 

Все жизненные трудности нужно воспринимать как хорошую школу мудрости, а неожиданно пришедшую удачу - как приятный сюрприз.

Только в таком настроении можно быть счастливым.

 

Вся проблема в том, что мы привыкли думать о простых, имеющихся у нас вещах как о само собой разумеющихся. Однако забываем, что если даже у нас будет все: деньги, власть, популярность и так далее, что с того, если внутри нашего сердца пылает ад или, например, разрушено здоровье. Если человек, скажем, потерял отношение с другим любимым человеком или от переедания не имеет способности нормально переваривать пищу, то как ему могут помочь в этом деньги и власть? Если он вовремя не может справить свою нужду или пятый день не в состоянии нормально сходить в туалет, то и слава, к которой он так стремился, в этом случае также не поможет. В то же время, имея простые вещи - элементарное здоровье, хорошее настроение и любимое дело, можно быть самым счастливым человеком. Таким образом, человек сам делает себя счаст-ливым или несчастным, в зависимости от своего отношения к жизни. Вместо того чтобы радоваться и благодарить Бога за то, что мы до сих пор можем ходить, дышать и видеть - мы умудряемся быть несчастными.

Разумный человек довольствуется самыми простыми вещами, смотрит на происхо-дящее как на милость Господа и во всем видит способ увеличить свой духовный опыт. Другими словами, человек в сознании Бога смотрит на все с точки зрения неисповедимого, всеблагого и совершенного плана Господа. Он понимает, что абсолют-но все зависит от Него и связано с Ним, и что все, что с нами происходит, предназ-начено для того, чтобы мы научились ценить это, любить и полагаться на Него. И когда у нас развивается именно такое понимание жизни, то любые жизненные трудности становятся для нас хорошей школой мудрости, а неожиданно пришедшая удача начинает восприниматься как один сплошной сюрприз. В связи с этим есть хорошая история «Необычное счастье в обычной мелочи».

 

Однажды один гордый царь, возвращаясь домой, с очередной победой над врагом встретил святого. Развлечения ради он спросил у него, что никак не может понять, как в таких скучных вещах, как отречение, отказ от мирских наслаждений и бедной жизни, человек может находить счастье? На это святой ответил так: «Если хочешь узнать ответ, то должен дать слово три дн выполнять все, что я скажу». Воинственный царь не любил отступать и выглядеть трусом и, воспользовавшись тем, чтобы еще раз доказать себе и другим свое могущество, согласился.

Тогда святой сказал, что тот должен три дня поститься и пить только воду, при этом ни разу не сходив в туалет. Для царя такой обет показался весьма странным, но слово воина было важнее его жизни и он пообещал выпол-нить все сказанное святым.

По прошествии этих трех дней, когда царь уже изнемогал от желания справить свою нужду, святой разрешил ему сделать это. Когда же он принялся за дело, его наслаждению, казалось, не было предела. В это самое время к нему подошел святой и спросил:

- Скажи, пожалуйста, уважаемый царь, что ты чувствуешь?

Не долго думая царь, задыхаясь от наслаждения, протяжно ответил:

- О святой, скажу тебе честно, что никогда я еще не испытывал такого счастья, просто справляя свою потребность. Поистине ты научил меня видеть счастье в самых простых вещах. Теперь я понимаю, что счастье – это способность испытывать его даже тогда, когда для этого нет никакого повода.

Выводом к этой истории могут послужить строки из «Бхагавад-гиты»: «…все страдания он (преданный) принимает как милость Господа, считая, что заслуживает даже более сурового наказания за свои прошлые грехи. Кроме того, он убежден, что Всемилостивый Господь сводит его страдания к минимуму. Когда он счастлив, то считает это счастье даром Господа, а себя – недостойным такого дара; он понимает, что оказался в прекрасных условиях только по милости Господа, и использует их для того, чтобы служить Господу еще лучше. Служа Господу, он действует смело и решительно и при этом не попадает под влияние привязан-ностей и неприязни». (Б.-г., 2.56., комм.)

 

2.2. Имея полстакана воды, можно или радоваться этому, или огорчаться: как посмотреть!

Как уже говорилось, любая жизненная ситуация строится в соответствии с нашими ожиданиями, и мы сами решаем, быть ей хорошей или плохой. Не умея ценить и правильно пользоваться теми благами, которые мы имеем, мы всегда будем ощущать состояние ущемленности и недостатка. Именно они порождают зависть, критику и враждебность к другим. Но если посмотреть на вещи с духовной точки зрения, то все, что нам необходимо для счастья, у нас уже есть. Что же это значит?

Истина состоит в том, что наше счастье заключается в любви к Богу, и эта любовь уже находится внутри нас. Для того чтобы ее пробудить, поистине требуется совсем немного: небольшое количество пищи для поддержания тела, крыша над головой, знание о наших взаимоотношениях с Ним и процесс восстановления этих отношений. Лишь наша матери-альная обусловленность и неправильное представление о своих истинных потребностях делают нас несчастными и постоянно в чем-то нуждающимися. Это подоб-но тому, что мы думаем, глядя на половину заполненного водой стакана. Можно долго сокрушаться, когда мы сожалеем, что у нас в наличии всего лишь половина заполненного водой стакана. А можно удивляться и радоваться тому, что у нас есть целых полстакана воды.

 

Одно и то же событие можно воспринять с двух противоположных точек

зрения. От этого зависит, будем ли мы оптимистом, который считает,

что стакан наполовину полный, или пессимистом, который считает,

что стакан наполовину пустой.

 

Приведем пример: мы можем думать, что счастливым нас может сделать какая-то вещь, какой-то человек, какие-то материальные обстоятельства. Однако, как правило, позже выясняется, что, если даже мы получаем желаемое, наше счастье будет напрямую зависеть от того, как мы будем реагировать на это. Те же деньги, покупка автомобиля, большая известность или любимый человек могут легко стать причиной нескончаемых проблем: могут появиться завистники, воры, убийцы, любимый человек может бросить нас или можно попасть в серьезную аварию и т.д. Таким образом, желание иметь все это может в одно мгновение сменить свою окраску: лучше бы этого у меня никогда не было! Анализируя, мы приходим к тому же выводу, что только мы выбираем, быть нам или не быть счастливыми при наличии или отсутствии тех или иных вещей (т.е. радоваться или огорчаться от имеющегося полстакана воды). В этом относительном мире мы не знаем, что для нас было бы лучше, что хуже. Поэтому счастье, которое мы так усердно ищем вовне, не может зависеть от внешних обстоятельств, его можно ощутить только внутри своего сердца и только правильным отношением к жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.