Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способ в решении проблем, 2 страница




Для ясности можно привести другой пример. Представьте, что сейчас вы живете в простой квартирке и имеете ровно столько, сколько хватило бы на самый необходимый прожиточный минимум. Но у вашего друга, например, очень богатая, благоустроенная квартира. На фоне этого вы можете чувствовать себя несколько ущемленно. Вдруг обстоятельства резко меняются, и вы попадаете в еще более худшие условия жизни: ужасная комната в коммунальном доме, злые соседи, нехватка средств к существованию и т.д. Напрашивается естественный вывод, что раз вы не сумели оценить прежнее положение, то при таком раскладе вещей вы будете чувствовать себя еще более дискомфортно и подавленно. И только когда вы действительно прочувствуйте весь этот ужас, который пережили, вернувшись в свою прежнюю квартирку, вы станете совсем по-другому относиться к тем условиям, которых раньше не ценили. Теперь жизнь в этой простой квартирке вам покажется самым райским местом на земле (это проверенный факт). Квартирка осталась той же, но отношение к ней полностью изменилось, точно так же как мы можем начать радоваться от половины заполненного водой стакана. Хорошей иллюстрацией к этому послужит нижеописанная история: «Я выбираю счастье!».

Один мудрец удивлял всех тем, что постоянно испытывал счастье. Улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была как один сплошной праздник. Даже когда пришло время умирать, все, что он делал, это просто улыбался. Однажды, когда ему стало совсем плохо, ученики пришли прощаться со своим любящим учителем, и, усевшись вокруг его кровати, один из них спросил:

- Гурудев, почему вы все время улыбаетесь? Всю свою жизнь вы то шутили, то смеялись, а мы удивлялись и не решались спросить, как вам это удается? И даже сейчас, в последние минуты жизни, вы снова улыбаетесь, хотя причин для этого казалось бы нет. В чем же секрет такого вашего состояния?

Мудрец вновь широко улыбнулся и ответил:

- Много лет назад я пришел к своему духовному учителю совсем молодым человеком. Мне было всего семнадцать лет, но я был как будто глубоко страдающим стариком. Учителю тогда было семьдесят, но он улыбался и смеялся как ребенок, без всякой видимой причины. Я спросил его: «Как вам это удается, учитель?» И он ответил:

- Господь каждому из нас дал свободу выбирать. И однажды поняв это, я сделал свой выбор: я решил думать только о хорошем, всегда улыбаться жизни и принимать все ее дары как незаслуженные подарки. Ведь на самом деле так оно и есть: нашего здесь ничего нет и все мы зависим от Высшей воли. Мы всегда думаем, что чем-то ущемлены, вместо того, чтобы обратить внимание на то, как много нам уже дано. Каждое утро, когда я открывал глаза, я спрашивал себя: «Не чудо ли это, что я до сих пор живой и могу что-то сделать для Господа и своего вечного блага?» Зачем мне выбирать уныние и страдание, если у меня есть все возможности радоваться новому дню и иметь шанс сделать что-то доброе?! И я выбирал счастье, ведь это так естественно.

Вывод этой истории таков: можно быть счастливым абсолютно в любом положении. Любую, казалось бы, неразрешимую проблему всегда можно решить, если взглянуть на нее с другой, нестандартной, точки зрения. Вместо того чтобы все время огорчаться, можно на тех же основаниях все время радоваться. Вопрос лишь в том, как на это посмотреть… И все это значит, что нет неразрешимых проблем, есть только обусловленность нашего мышления, которая и мешает нам видеть и воспринимать жизнь в истинном свете.

 

 

2.3. Если мы не можем изменить ситуацию, то всегда можем изменить отношение к ней.

Часто мы не властны над внешними обстоятельствами жизни, но внутри мы всегда свободны в своем выборе того, как реагировать на них. Таким образом, в зависимости от знания и духовного опыта, мы можем самую неблагоприятную ситуацию пересмотреть в духовном свете и извлечь из этого максимальное духовное благо.

 

Любые события можно перевернуть в сторону абсолютно противоположную: угол зрения, принятие решений и суждения о них

выбираем только мы сами.

 

Например, если мы уверены, что сегодняшний день для нас будет удачным, то воспримем машину, промчавшуюся в нескольких сантиметрах от нас, как свидетельство благосклонности к нам судьбы: «Ну и повезло же мне!» Если же мы настроены на то, что сегодняшний день будет неудачным, это же событие будет истолковано так: «Ужасно! С самого утра все идет вкривь и вкось! Меня чуть не убило». А ведь это одно и то же происшествие! Отсюда видно, что один образ мыслей приводит в хорошее расположение духа, а другой – еще больше портит наше и без того плохое настроение. С положитель-ным настроем на жизнь можно только удивляться тому, насколько удачно все у нас складывается в действительности. В этом смысле мы прямо сейчас можем смело сказать себе: «С сегодняшнего дня мне всегда везет!» А в житейской мудрости говорится об этом так: «Качество ваших мыслей напрямую определяет степень вашего счастья». По этому поводу есть хорошая история «Факты и суждения».

 

Жил в одной деревне старик. Был он беден, но у него был прекрасный белый конь. Но однажды утром, зайдя в стойло, старик обнаружил, что коня украли. Собралась вся деревня, и все стали обсуждать только этот факт.

- Какое несчастье! – говорили люди. – Какое великое горе постигло старика!

Старик же сохранял спокойствие и отвечал:

- Что вы заладили, нет никакого несчастья. Просто коня нет в стойле. Это факт, а остальное – наши суждения. Не судите – счастье, несчастье, как вы можете это знать?

Прошло время, и вдруг неожиданно конь вернулся. Он не был украден, он сбежал в лес и привел с собой дюжину прекрасных диких лошадей.

И снова вся деревня стала говорить:

- Какое счастье! Вот теперь мы понимаем, это настоящее счастье!

Старик снова отвечал:

- Нет никакого счастья. Просто конь вернулся и привел с собой лошадей. Это единственный факт, а остальное наши суждения. Не судите – счастье, несча-стье, - как вы можете это знать?

У старика был единственный молодой сын. Он стал объезжать диких лошадей, но упал и сломал ногу.

И снова вся деревня стала обсуждать:

- Какое несчастье, вот теперь это точно несчастье!

И вновь старик ответил:

- Нет никакого несчастья, просто сын упал и сломал ногу. Это факт, а остальное наши суждения…

Через несколько дней на страну напал враг, началась война и всех молодых мужчин забрали в армию. И только сын старика был оставлен, поскольку не мог ходить.

И вся деревня стала завидовать старику и его сыну:

- Каким счастьем для вас обернулось то, что ваш сын упал и сломал ногу!

И на этот раз старик ответил:

- Да не судите вы – счастье, несчастье, - как вы можете это знать? Жизнь дает нам только факты, а какие для нас лучшие, какие худшие – знать может только Бог!

Вывод этой притчи таков: В отличие от нас Бог лучше знает, что для нас является самым благоприятным, а что проклятием. Поскольку Он заботится о нашем духовном благе, можно только радоваться Ему и за все благодарить. При этом можно просто помнить принцип «1 к 9»: «У каждого события, имеющего одно негативное следствие, всегда можно найти девять позитивных».

 

2.4. Проблем не существует, есть только возможности для роста.

Жизнь нужно принимать такой, какова она есть, и учиться видеть благо во всем происходящем. В духовной жизни часто кажется, что нам было бы гораздо легче, если бы нас окружали хорошие люди, если бы мы не имели проблем со здоровьем или если бы наше материальное положение было более чем достаточным. Подобный расклад мыслей очень удобен тем, что помогает легко найти себе оправдание любой своей слабости, нежеланию что-то делать или менять в себе. Слабовольные люди для подобных оправданий всегда мыслят категориями «а вот если бы было так», «да, я понимаю, но сделаю это не сейчас» и «все виноваты, кроме меня». Этим мы как бы снимаем с себя ответственность за свои неудачи и избавляемся от необходимости работать над собой. В таком настроении человеку будет очень трудно прогресс-сировать духовно, поскольку духовная жизнь как раз и означает не что иное, как школу по обучению независимости от подобных внешних обстоятельств.

В этой школе учатся во всем видеть любую хорошую возможность для собственного роста и уметь использовать любую ситуацию для накопления духовного опыта. Имеется в виду, что внешние обстоятельства и окружающие нас люди никогда не изменятся, пока мы не изменим своего отношения к ним внутри. Совершенно бессмысленно постоянно жаловаться на происходящее, пытаться подстроить мир под себя и обвинять людей, не меняясь при этом самому. Нужно перестать думать обо всем как о плохих временах, людях и событиях, а принять это как способ для накопления знания, опыта и мудрости. С подобным отношением к жизни мы легко можем видеть вещи в позитивном свете, и тогда мир и люди вокруг нас изменятся сами собой. С этого момента из нашей жизни исчезнет множество проблем и мы станем умиротворенными и мудрыми, даже среди «сплошных невезений» и «плохих людей». На этот счет древнее изречение гласит:

 

 

Не бывает плохих времен, людей и событий, есть только то, что учит

нас знанию, опыту и мудрости.

 

Одному человеку все время казалось, что он живет очень тяжело, и он считал это несправедливостью по отношению к себе. Однажды он пришел к Богу и попросил Его:

- Господи, можно я выберу для себя другой крест? Уж больно мой тяжеловат для меня.

Посмотрел Бог на человека с улыбкой, привел его в хранилище, в котором хранятся кресты, и сказал:

- Ну что ж, выбирай…

Зашел человек в хранилище и удивился: каких только здесь крестов не было: и маленькие, и большие, и очень тяжелые, и совсем легкие! Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый маленький и легкий. Затем, когда нашел совсем малюсенький из тех, что было, подошел к Богу и попросил:

- Господи, можно мне взять этот крест?

И тут же Всемилостивый Господь ответил:

- Конечно, можно, но вообще-то это твой собственный крест и есть.

Мораль этой притчи такова: даже если в нашей жизни происходят какие-то плохие события, не следует отчаиваться и тут же падать духом. Стоит нам только понять, что все события в нашей жизни – это лишь уроки, приближающие нас к Богу, тогда «тяжелый крест», который мы несем, станет легкой и радостной ношей.

 

2.5. Жить с радостью и счастьем возможно только в настоящем.

Говорится: «Не беспокойтесь о прошлом – оно мертво, не надейтесь на будущее – оно изменчиво, пользуйтесь настоящим – пока есть шанс». Это высказывание означает, что счастливым и умиротворенным человек может быть только в настоящем, т.е. здесь и сейчас. Жить воспоминаниями прошлого и с надеждами на будущее – значит жить иллюзией счастья, создаваемого в собственном уме. То есть все то, о чем мы думаем как о хорошем прошлом, остается лишь воспоминаниями, а надежда на счастье в будущем также останется несбыточной идеей, поскольку в этом мире пройдет и это. Если мы живем в прошлом и будущем, наше настоящее становится лишь стремительным и пугающим переходом из одного состояния времени в другое, что кончается только неудовлетворенностью и в конечном итоге - смертью. А вывод всегда один:

 

Если человек живет в оковах прошлого и ожиданиях будущего, он

никогда не сможет радоваться настоящему.

 

Если мы не умеем быть счастливыми в настоящем, т.е. радоваться простым вещам прямо здесь и прямо сейчас, то наша жизнь будет очень скучной, неполноценной и лишь будет медленно приближать нас навстречу неминуемому концу. Стать счастливым в настоящем – значит начать делать все возможное для своего духовного совершенство-вания (см. афоризм ниже «Когда вы поймете, что должны делать, счастье само вас найдет»). Наша истинное счастье – это вечное состояние духовного блаженства и всепоглощающая любовь к Богу. И делать все для достижения этого состояния – значит стремиться жить в настоящем и только для настоящего, т.е. делать все возможное прямо сейчас, для своего вечного и непреходящего счастья. Жизнь очень ценна, и ценить ее вовсе не означает продлить ее как можно дольше, все делать для поддержания своего здоровья и всегда смотреть по сторонам, чтобы случайно не попасть под машину. Прежде всего, это означает не тратить время на материальную бессмыслицу и делать все необходимое для своего духовного роста.

Принцип материального счастья таков: насыщение, пресыщение и в конечном итоге – отвращение. На этот счет есть очень мудрое высказывание мудреца Чанакьи: «Тот, кто оставляет вечное ради бренного, утрачивает то, что вечно и, несомненно, теряет то, что бренно». Привилегия преданности Богу в том и состоит что, даже в самой трудной ситуации человек, преданный Богу, умеет и знает, как радоваться настоящему, если даже оно не всегда «радостное». Он знает, что сейчас он получает то, что заслужил, и отрабатывает свои прошлые прегрешения. Он прекрасно понимает, что раз он образумился и стал преданным, то Господь милостиво смягчает реакции за его грехи. Сознавая это, он сохраняет спокойствие и всеми силами старается больше их не совершать, живя по принципу: «Максимум пользы из невыгодной сделки». Материальное существование – это невыгодная сделка, где всему сопутствуют страда-ния. Но, расплачиваясь за прошлые грехи, преданный не сокрушается, поскольку знает, что отдает свой кармический долг, избавляясь от него раз и навсегда. Это подобно тому, когда, задолжав большую сумму денег, мы отдаем свой долг, который до этого мог нас сильно тяготить и беспокоить. Если даже мы о нем забыли, то Господь не забывает, а значит, «выписывает» его нам по справедливости, но уже чисто символически. Тот же, кто таким сознанием Бога не обладает, увидит в этом только неудачу и крушение своих надежд. Все это будет восприниматься им как проклятие судьбы, совершенная несправедливость и внутренний ад, который он сам создает в собственном сердце, испытывая злость, гнев и обиду на весь этот «несправедливый» мир. В связи с этим есть история «Раскаялся, но не изменился».

 

Однажды один простой мирянин, совершивший много грехов, вдруг перед смертью, на всякий случай, решил помолиться Господу о прощении за грехи: «А вдруг Господь простит?» Господь услышал и учел его раскаяние, и на том свете этот грешник сразу оказался в прекрасном дворце. Это было чудесное место: все сверкало, вокруг было много красивых цветов, прудов и ароматных фруктов. Стоило ему захотеть чего-то – все мгновенно исполнялось. Но единственная проблема заключалась в том, что ему не с кем было пообщаться. Однако человек подумал, что это все равно лучше, чем ад, и стал жить, наслаждаясь райской жизнью. Но вскоре человек заскучал и стал уставать от такой жизни. Через некоторое время он почувствовал, что это стало вообще невыносимым. Тогда он пошел и пожаловался одному из служителей рая:

- Вообще-то я грешник и должен был попасть в ад, произошла ошибочка и надо бы ее исправить. Отправьте меня, пожалуйста, туда, где есть хоть кто-нибудь!

- Так это и есть ад, - вежливо улыбаясь, ответил слуга, - только это особенный ад для тех, кто раскаялся, но не изменился. Этот ад называется адом в собственном сердце.

Выводом к этой истории можно сделать такое высказывание: «Счастливым можно быть только внутри своей души и только в настоящем. Но тот, кто живет сожалениями о прошлом и стремится к счастью в будущем, пытаясь менять для этого все, кроме своего собственного характера, лишь растратит свою жизнь в бессмысленных усилиях и лишь приумножит ту печаль, от которой так стремительно хотел избавиться».

 

2.6. Нет врагов вокруг нас, есть только один враг – это наш необузданный ум.

Друзья и враги в нашем внешнем окружении являются нашим собственным вымыслом, основанным на материальной двойственности и телесных представлениях о жизни. Все наши враги, страхи, и беспокойства существуют только в нашем уме. Священные писания говорят, что настоящим врагом может быть только наш собственный необузданный ум, и лишь от его настроя зависит наше отношения к происходящему. Воспринимая мир через призму своего ума и телесных обозначений, мы сами делаем себе друзей и врагов.

Забывая о Боге и своей вечной духовной природе, мы также забываем и то, что материальный мир – это всего лишь большой театр, где каждый надевает определенный костюм и временно играет свою роль. В этом мнимом спектакле кто-то может стать нашим другом или врагом, мужем или женой, ребенком или отцом и т.д. И вся наша проблема состоит лишь в том, что мы так сильно заигрываемся в нем, что напрочь забываем, кто мы есть на самом деле. Забыв, что мы вечная душа, а не это бренное тело, мы сами создаем себе кучу неоправданных проблем, на решения и переживания которых уходит вся наша жизнь. До тех пор пока этот костюм у нас никто не забирает, мы вживаемся в него, создаем вокруг него привязанности и с головой уходим во все, что с ним связано. Но когда его начинают с нас снимать, мы начинаем недоумевать: «Как, я еще не доиграл свою роль, у меня большие планы, мне еще столько проблем надо решить и столько счетов свести с другими…» Так мыслит человек, который, основываясь на телесных представлениях о жизни, становится похож на психически больного или одержимого духами. Но однажды спектакль оканчивается и наша жизнь предстает перед неизбежной реальностью: «К тому, кто при жизни не хочет признавать реальность, она сама придет в образе смерти и безжалостно отберет все, что он так бережно хранил, любил и ценил».

Иногда мы думаем, что если бы вокруг меня люди и обстоятельства были немного лучше, то и я смог бы быть более духовно продвинутым, смиренным и терпеливым. Но все это опять же просто самообман, уловка негативного ума и способ прикрыть свое нежелание меняться.

 

 

Быть по-настоящему мужественным, сильным и разумным,

значит - уметь обуздывать свой нрав.

 

 

Тот, кто понимает суть вещей, видит в тех, кто его критикует, своих друзей и учителей. А то, что его прославляют, он просто не берет на свой счет, понимая, что все его заслуги есть не что иное, как милость Господа. В этом смысле он не смотрит на себя и на других как на хороших и плохих, великих и низших и т.д. Он смотрит на всех как на духовные души, временно воплотившиеся в материальном теле, не имеющем ничего общего с духовной душой. По этому поводу есть хорошая восточная притча «Друзья и враги».

 

Один мудрый старик однажды присел отдохнуть у главных ворот города. Вдруг к нему подошел приезжий торговец и спросил:

- Я первый раз в этом городе. Ответь, пожалуйста, какие люди живут здесь?

Старик ответил ему вопросом:

- А какие люди были в том городе, из которого ты пришел?

- К сожалению, это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

- Здесь ты встретишь точно таких же, - ответил ему старик.

Немного погодя, подошел другой приезжий человек и задал тот же вопрос:

- О добрый человек, я только что приехал из другого города, скажи на милость, какие люди живут в этом городе?

Старик опять спросил:

- А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?

- О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расстаться.

- Ты найдешь таких же и здесь, - ответил старик.

Купец, который неподалеку поил своих верблюдов, случайно услышал оба этих диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику:

- Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?

- Сын мой, - ласково ответил старик, - каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда пришел, здесь также не найдет ничего положительного. Напротив, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей.

Вывод истории в том, что мир таков, каким мы видим его изнутри своего сердца. А наши настоящие враги - это наши собственные внутренние пороки: вожделение, гнев, жадность, иллюзия, зависть и собственная гордыня. «Если бы мы осознали, что все враги, войны, страхи и беспокойства рождаются только в умах людей, мы приложили бы все усилия, чтобы достичь спокойствия в уме собственном».

 

2.7. Самое страшное безверие – это неверие в самого себя.

Потерять веру в себя – значит потерять в жизни все: и цель, и вдохновение, и само стремление жить! Отчаяние, праздность, безысходность и самоуничижение – все это признаки неверия в себя, слабости сердца и отсутствие силы воли. Человек в этом случае думает: «Я не смогу, у меня не получится, это не для меня…» От этого в душе становится пусто и безрадостно. От подобного собственного разочарования и неуверенности внутри закрадывается жалость к самому себе, которая переходит в ненависть к самому себе и затем - в саморазрушение. Все это становится подобно аду внутри. Опуская руки, мы сами ставим на себе крест, и это - самый страшный приговор, который мы собственноручно можем подписать себе сами. Говорится: «Самое угнетающее и разрушающее чувство – это чувство собственного бессилия».

Механизм самоуничижения достаточно легко объясним. Когда человек думает о себе как о слабом неудачнике, этот надуманный образ он начинает вынашивать и воплощать в жизнь, как определенную реальность. От такого самоубеждения он сам же становится жертвой подобного мнения о себе: он уверяет себя, что он очень слабовольный, убеждает себя, что у него ничего не получится, что все у него в жизни плохо и т.д. Но, как правило, это всегда означает лишь одно: это самый удобный способ для тех, кто хочет избежать какой-либо ответственности, особенно в приложении усилий в духовной практике. Не случайно говорятся: «Ощущение собственной беспомощности - уменьшает бремя ответственности».

У слабовольного и безответственного человека, не желающего прилагать усилия для духовного роста, жизнь начинает строиться по принципу самотека: его время не организовано, он позволяет себе потакать чувствам, внутри он постоянно не удовлетворен собой, часто жалуется на происходящее и делает виноватыми других. В конце концов, от неудовлетворенности его внутренняя обида проявляется и в его внешнем поведении: в желании замыкаться в себе, избегать внешнего общения, спорить по пустякам, гневаться без причины, искать виноватых, критиковать других и т.д.

Причиной такого поведения становится собственная внутренняя слабость и неудовлетворенность. В дальнейшем его действия проявляются как внутренняя, разрушительная сила, толкающая на самые отвратительные поступки: неорганизован-ность, переедание, неконтролируемый гнев, безудержное потакание чувствам, праздное настроение и т.д. Все это выражается как состояние отчаяния, суть которого всегда одна: мы перестаем уважать себя за свою же слабость, и проявляем это через самонаказание и саморазрушение.

 

Упасть духом и разочароваться в себе – это самое большое поражение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.