КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мы всегда находимся там, где пребывают наши мысли. Однако, нужно постараться направить мысли туда, где находится наше истинное благо. 1 страница
И снова годы и годы трудились мудрецы, и наконец слуги внесли к императору поднос всего с пятьюдесятью книгами. Но царь к этому времени уже совсем состарился. Он понимал, что не успеет прочитать эти книги, и попросил мудрецов составить книгу, в которой содержалось бы самое-самое главное. И снова начали трудиться мудрецы, и спустя какое-то время они сумели-таки свести все в одну книгу. Но когда царю принесли ее, он уже лежал на смертном одре и был настолько слаб, что даже не смог раскрыть ее. Тогда он попросил выразить все еще короче, прямо сейчас, пока он не успел отправиться в мир иной. Мудрецы тут же посовещались и написали коротко: «Суть всего знания заключается в следующем: все мы смертны, за все поступки нам придется отвечать и все в этом мире полная иллюзия. Поэтому человек должен предаться Богу немедленно, пока еще жизнь и дыхание не покинули его тела». Услышав это, царь полностью сосредоточился на Боге и со спокойной душой ушел в мир иной. Главный вывод этой истории в следующем: надо всегда помнить, что является сутью нашей жизни, и все время держать свою цель перед глазами, не обращая внимания на то, что мешает ее достижению.
3.2. Тот, кто хочет найти решение, его находит, а кто не хочет, находит оправдание. Когда мы по-настоящему решительны и при этом полагаемся на помощь Господа, мы можем творить чудеса, которые обычному человеку могут показаться необъяснимыми и непостижимыми. Эта сила исходит от нашего сильного желания, решимости и благословения Господа. Когда у нас нет желания что-то осуществить, даже простое дело становится рутинным и трудновыполнимым. В таких случаях мы обычно оправдываем себя тем, что нам это не по силам или на это мы просто неспособны. Поэтому успех или неудача любого дела напрямую зависят от силы нашего желания сделать его. Житейская мудрость и опыт великих святых подтверждают эту истину снова и снова:
«Невозможно» – это слово из словаря дураков; было бы желание – а способ найдется; решимость делает невозможное возможным.
Тест: Насколько вы - целеустремленный и решительный человек С этим тестом можно отслеживать свой духовный прогресс, степень своей решимости и желание продвигаться к намеченной цели. Это также показывает силу энтузиазма и дает возможность определить, насколько велика вероятность достижения для нас заданной цели. Определите для себя то утверждение, которое больше всего соответствует вашему настроению (стремлению). Будьте предельно внимательны и честны с самим собой.
1. Я не хочу: 0% успеха 2. Я, может, и хочу, но чувствую, что не могу: 10% 3. Я пробую, но часто сомневаюсь в себе и думаю, что не смогу: 20% 4. Я пытаюсь, но при срывах склонен отказываться от дальнейших попыток: 30% 5. Я просто стараюсь прилагать усилия, даже если у меня ничего не получается: 40% 6. Я стараюсь, несмотря ни на что, и надеюсь, что у меня обязательно получится: 50% 7. Я верю в себя, просто молюсь, и делаю все, что от меня зависит: 60% 8. Я убежден, что хочу, и даже при неудачах пытаюсь не расслабляться: 70% 9. Я всем сердцем пытаюсь делать все, что в моих силах, без всяких компромиссов: 80% 10. Я, во что бы то ни стало, обязан сделать это, несмотря ни на что: 90% 11. Я СДЕЛАЮ ЭТО, чего бы мне это не стоило!!! 100% успеха
3.3. Мы сразу же натыкаемся на препятствия, как только упускаем из виду цель. Препятствия и трудности на пути духовного познания неизбежны. Но к ним тоже можно отнестись по-разному. Можно их рассматривать как очередной урок или ступеньку для достижения цели, а можно увидеть в этом непреодолимую трудность и тут же опустить руки. Эти два разных отношения возникают от наличия или отсутствия четкого видения цели. Если цель становится размытой или, хуже того, начинает казаться недостижимой, то препятствия, как по мановению волшебной палочки, начинают вставать перед нами одно за другим. Это происходит вследствие того, что ум, не сосредоточенный на чем-то одном, становится распыленным и изменчивым, а от этого он становится нерешительным и праздным. В итоге праздный ум, становится не чем иным, как кузницей дьявола.
Для того, кто не знает, куда ему плыть, ни один ветер не будет попутным. Точно также, тот, кто занимается духовной практикой, не имея цели – обязательно сойдёт с истинного пути.
Ум по своей природе всегда активен и не может остановиться даже на мгновение. Поэтому он всегда должен быть на чем-то сосредоточен. Однако, концентрируясь только на материальных проблемах, мы не сможет решить их никогда, поскольку, решая одну, мы тут же будем создавать другую. Таков материальный мир: проблемы - это его неотъемлемая часть. Решение материальных проблем является лишь бесконечным хождением по кругу, конца которому просто не существует. Не имея или упуская из виду главную (духовную) цель, мы непроизвольно погружаемся в решения второстепенных (материальных) целей и проблем. Неспособные переключится на достижение высшей цели, мы лишь будет терять время и непроизвольно создавать себе все новые и новые проблемы. И результат этого всегда один: потеря драгоцен-ного времени, расход умственной энергии, духовное опустошение и так и не достигнутая высшая цель. Важность сосредоточения на главной цели отражается в истории из «Махабхараты» «Только глаз птицы!».
Однажды один знаменитый учитель воинского искусства тренировал трех своих одаренных учеников стрельбе из лука. Указав на птицу, сидевшую на дереве, он объявил ее мишенью и сказал: - Задание будет таким: нужно попасть в глаз этой птицы. Когда он попросил прицелиться первого из учеников, то прежде спросил, что тот видит. Ученик не задумываясь ответил: - Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц на небе…. Тогда учитель сказал, что этого достаточно, и попросил его отложить лук. Попросив прицелиться второго, он задал ему тот же вопрос. Следующий из учеников ответил: - Я вижу дерево, птицу и глаз птицы. Тогда гуру сказал, чтобы и тот положил лук. Третий был самым любимым и особенно одаренным из учеников учителя. Кроме того, он был очень решительным и целеустремленным и поэтому намного превосходил других в данном искусстве. Зная это, учитель дал ему то же задание и также спросил: - Что видишь ты? - Я не вижу ничего, кроме глаза птицы! - Может быть, ты видишь что-то еще? - Я вижу только глаз птицы. - Посмотри внимательней, может, вокруг есть еще что-то, кроме глаза? - Нет, гурудев, только глаз птицы! - Тогда чего же ты медлишь, стреляй… Цель была поражена и, повернувшись к остальным ученикам, довольный учитель сказал: - Этот воин будет всегда попадать в цель! Вывод таков, что те, кто постоянно отвлекается от своей цели, не смогут ее достичь, ибо всегда будут натыкаться на препятствия, возникающие от собственной нерешитель-ности и невнимательности.
3.4. Если мы не становимся сильнее, то обязательно начнем слабеть. Говорится: «Если с решимостью проявить все свои силы и достоинства – все слабости уходят сами собой». К сожалению, у этого высказывания есть и другая сторона: если мы позволяем себе относиться к чему-то поверхностно и пренебрежительно, то результатом будет уменьшение интереса к деятельности, а не его увеличение. Другими словами, если мы соглашаемся просто заниматься духовной практикой, не наращивая усилий и не упорствуя в этом, то упорствовать начнет другая сила – наши внутренние материальные желания. Насколько мы находимся в духовном сознании, ровно настолько мы отстранены от материального. Это подобно постоянно колеблющимся весам: если одна сторона выше, другая – ниже, и третьего здесь не дано. Такая внутренняя борьба (ума и разума) происходит постоянно, и разум, не подкрепленный духовной силой, как правило, становится проигравшим. В связи с этим говорится: «Если мы не нападаем на противника сами, то противник начнет нападать на нас!» К этому случаю есть притча о двух собаках.
Мудрый старик учил своего внука: - В каждом человека идет постоянная борьба двух собак. Черная собака – это вожделение, гнев, жадность, зависть, гордыня и т.д. Белая собака – это любовь, доброта, верность, сострадание, смирение… - А какая же из собак в конце концов побеждает? – спросил любопытный внук. - Какую собаку в своем сердце мы кормим, та и будет набирать силы и побеждать. В этом смысле в духовной жизни ум и чувства должны быть постоянно заняты разнообразной духовной деятельностью. В противном случае они будут искать себе занятия для собственного удовлетворения. Подобно тому, как слабеет тело, если ему перестать давать пищу, так же будет слабеть и душа, когда не будет получать достаточно духовной пищи. Вслед за этим слабеет вера как в Господа, так и в самого себя, что приводит к заметно заниженной самооценке и саморазрушению (см. афоризм выше «Самое страшное безверие – это неверие в самого себя»). Эту закономерность можно проиллюстрировать другой похожей аналогией: если мы готовимся к какому-то ответственному выступлению на 100%, то, как правило, волнующая обстановка, снижает эффект подготовки на 20-25% как минимум. Но если мы и без того пренебрегали подготовкой и готовились только на 50%, то наши шансы снизятся еще наполовину. В момент смерти нам также предстоит сдавать экзамен по урокам нашей прожитой жизни. Насколько серьезно мы стараемся помнить о Господе сейчас - настолько успешно мы сможем вспомнить о Нем и в момент смерти. Именно в этот момент нам труднее всего будет это сделать. Нарушение функций ума и тела, а также страх расставания с этим миром и всем, что с ним было связано, очень усложнят эту задачу. Поэтому к этому моменту надо готовиться особенно серьезно, и тогда у нас появятся все шансы, чтобы этот главный экзамен мы смогли сдать на «отлично». В жизни каждого из нас не должно быть ничего важнее этого, ибо все находится в наших руках. Это подтверждает мудрая история «Все в твоих руках».
Давным-давно жил мудрец, который славился тем, что знал ответ фактический на любой вопрос. У него было много учеников и последователей, и один из них однажды задумался: «Интересно, а есть ли вопрос, на который мой учитель не смог бы дать ответ?» Он долго думал и решил это проверить, прибегнув к маленькой хитрости. Он отправился на цветущий луг, поймал там бабочку и спрятал ее между ладонями. Когда он подошел к учителю, то тут же спросил: - Учитель, будьте так милостивы, ответьте на один простой вопрос: какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Он крепко держал в руках бабочку, чтобы в зависимости от ответа, либо крепко сжать их, либо оставить бабочку в живых. Ради подтверждения своей истины он готов был сделать так, чтобы это не совпало с правильным ответом учителя. Не глядя на руки ученика, но прекрасно понимая его намерения, мудрый учитель ответил: - Жизнь бабочки, а также и твоя духовная жизнь – в твоих руках… Важным выводом является то, что в духовной жизни ни в коем случае нельзя допускать застоя или пренебрежения, ибо это нас будет только ослаблять. Далее описываются 5 последствий недостатка усилий в духовной практике.
5 последствий недостатка усилий в духовной практике
1. Начинает уходить вкус к духовной жизни. 2. Начинает уходить вера, возникают сомнения. 3. Возвращаются материальные привязанности. 4. Пропадают силы следовать садхане (духовному образу жизни). 5. Приходят разные формы гордыни.
3.5. Не «верьте» в молодость, ибо мы - старики уже сейчас. Веды настоятельно рекомендуют каждому из нас не пребывать в иллюзии, рассчитывая на долгую жизнь. По законам кармы срок жизни каждого живого существа определен с самого рождения. Поэтому мы не можем знать, сколько она продлится и когда закончится. Мы можем ее только прервать раньше времени, но не увеличить, ибо это подвластно только Богу. Следовательно, как ребенку никто не может дать гарантии, что он будет жить очень долго, так и про старика нельзя сказать, что якобы в ближайшее время он точно умрет. И ребенок, и старик могут покинуть этот мир одновременно, и в этом смысле все мы - старики уже сейчас. Это означает, что важна не продолжительность жизни, а именно ее предназначение. И важно совсем не то, сколько мы проживем, а то, как мы это сделаем и к чему готовим себя в следующей жизни. «О Арджуна, тот, кто, получив тело человека, не совершает предписанного Ведами цикла жертвоприношений, несомненно, ведет жизнь полную греха. Стремясь лишь к чувственным удовольствиям, такой человек проживает жизнь впустую». (Б.-г., 3.16). Длина жизни совершенно ни о чем не говорит и ничего не значит. Все мы умрем (и автор, и уважаемый читатель этой книги), кто-то раньше, кто-то позже. Но не в этом суть! Гораздо важнее то, что человек успел сделать для блага других и своего собственного очищения за это время. Например, некоторые деревья или люди живут от ста до тысячи лет, но какой в этом толк? В то время как большинство святых прожили очень короткую жизнь, но за это время успели сделать то, что мы не можем сделать всем миром и за несколько жизней своего существования в нем. Величайший тому пример Иисус Христос, который прожил всего 33 года. Однако прожил он такую жизнь и оставил после себя то, чем мы восхищаемся и превозносим на протяжении уже более 2000 лет. Только в подобном понимании мы сможем относиться к своей жизни серьезно. Для тех, кто хочет быть реалистом до конца, священные писания говорят, что мы не можем надеяться дожить даже до завтра. И это не пессимистический взгляд на вещи. Просто сама по себе материальная жизнь настолько обманчива и непредсказуема, что даже в следующий момент с каждым из нас может произойти все что угодно. Говорится, что смерть поджидает нас на каждом углу и то, что мы до сих пор живы, должно рассматриваться как особая милость, редчайшая драгоценность и величайшее богатство. Говорится: «Новый день, дающий нам жизнь, ее и укорачивает». С момента нашего рождения тут же начинается время отсчета дней до нашей смерти. Как только мы родились, мы начинаем умирать. Но так как нам неизвестен конечный исход, то про саму нашу жизнь можно сказать, что это всего лишь непродолжительная отсрочка нашего смертного приговора, которая с каждым днем приближает нас к его исполнению. Такая неизвестность и необратимость конца нашей жизни и должна натолкнуть на мысль о максимально разумном ее использовании. Часто говорят: «Неотвратимо как смерть», и разумный человек будет всеми силами стараться сделать все возможное, что имело бы вечную и непреходящую ценность после его неизбежного ухода.
Добрые дела нужно стремиться делать так, как будто смерть уже схватила вас за волосы, но решила дать вам последний шанс. И то, что мы до сих пор живы – это и есть наш шанс подобный отсрочке пригоора.
Наше предназначение – это научиться любить, прощать и сострадать. Не пытаясь сделать это, можно смело сказать, что человек проживает свою жизнь напрасно. Есть известное высказывание Н. Островского: «Нужно прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Правильно прожить жизнь – значит стремиться найти источник истинного счастья, самому стать счастливым и, насколько возможно, сделать счастливыми других. Таким счастьем является то, когда мы полностью связываем свою жизнь с Богом и пытаемся связать с Ним жизни других. Об этом говорят и к этому призывают все священные писания. В противном случае от нашей жизни, какой бы долгой она ни была, не будет ни блага, ни пользы ни нам, ни другим. Образно говоря, без Бога все, что бы мы ни делали и кем бы ни являлись, - все становится лишь нулями без палочки. Однако, делая все то же самое, но связывая и посвящая это Богу, мы приписываем впереди единицу, которая сразу увеличит ценность всего, что мы делаем, в тысячекратном размере. Этой важной единицей и является Верховный Господь. Но если мы никак не хотим связывать с Ним свою жизнь, это лишь доказывает то, что наше настоящее (т.е. нежеланием жить с Богом) стало следствием нашего безбожного прошлого и снова может стать причиной такого же будущего. И здесь будет уместно сказать: «Даже маленькое усилие, совершенное для Господа, важнее целой жизни, прожитой для себя». Выделенное нам время - это бесценный дар благосклонной к нам судьбы. Говорится: «Время – деньги». Но с ведической точки зрения даже деньги ничего не стоят по сравнению с ценностью времени. Если у нас есть время, но нет денег, можно легко заработать их. Как говорится, деньги – дело наживное. Но если у нас миллионы денег, но время нашей жизни истекло, то на них нельзя будет купить даже лишнюю секунду, чтобы продлить жизнь. Непроизвольно возникает недоумение: «Как раскидываемся мы деньгами, которые у нас есть в форме времени, и какое маленькое значение уделяем бесценному времени, тяжелым трудом зарабатывая деньги». По этому поводу есть мудрая притча «Успел ли ты взглянуть на небо?».
Как-то раз из окна своего дома, откуда была видна рыночная площадь, один мудрец заметил одного из своих начинающих учеников. Тот очень спешил куда-то, и было видно, что его планы были связаны с продажей. - Успел ли ты сегодня хоть на мгновение вспомнить о Боге? – спросил его мудрец по возвращении. - Нет, учитель, мой ум, к сожалению, был занят другими мыслями и делами. - Поверь мне, через сто лет все, что ты здесь видишь, просто-напросто исчезнет. Тут будет другая ярмарка – с другими лошадьми, с другими телегами, и люди тоже будут другие. Меня уже не будет здесь и тебя тоже. Что же здесь за такие «важные дела», что у тебя нет времени даже подумать о Боге, благодаря которому – ты живешь, дышишь и совершаешь свои дела? Вывод и смысл этой притчи в том, чтобы осознавать преходящую сущность этого мира и неизменность мира духовного, исполненного вечных, любовных и сладостных отношений с Богом. Помните: «Время не ждет, и ждать никого не будет».
7 способов сделать свой день продуктивным и не прожить его зря
1. С самого утра настройтесь на то, что день будет хорошим. Чтобы день был хорошим, для начала необходимо увидеть его таковым в своем сознании. Не нужно позволять себе даже на миг усомниться, что сегодняшний день может получиться удачным. 2. Благодарите Господа за посланный новый день. Очень важно благодарить Господа за то, что мы проснулись живые и здоровые. Это помогает ценить новый день и с максимальной пользой использовать его для духовного блага. 3. Планируйте свой день, чтобы извлечь из него максимальную духовную пользу. Нужно четко себе представлять, что конкретно мы намереваемся сделать в этот день, чтобы он был прожит с ощущением духовного роста и новых духовных откровений. 4. Постройте свой день так, чтобы в нем имела место деятельность на благо других. Это - особенно важный момент, несущий благо другим, радость жизни, творческий энтузиазм, полноценность прожитого дня и способность сохранить должную самооценку. 5. Наполните свой новый день духовной силой и энтузиазмом. Начинать свой день нужно всегда с молитвы, повторения мантр, проведения служб и слушания священных писаний. Это дает духовные силы, позитивный настрой, вдохновение и стимул. От этого наш ум становится спокойным, а разум острым. Сам же новый день становится радостным даже в том случае, когда несет с собой трудности и испытания. 6. Старайтесь в каждой, даже самой простой, ситуации видеть любящую руку Господа. Все, что бы с нами ни происходило, целиком и полностью зависит от милости Господа. Поэтому на все происходящее нужно смотреть позитивно и всегда сохранять душевное спокойствие. 7. Всегда вдохновляйте и настраивайте себя на новый день с вечера, учитывая 6 предыдущих пунктов. Помните: важен каждый прожитый день!
3.6. Величие человека проверяется в час испытания, а не в час триумфа. Как уже не раз говорилось, трудности и испытания - это основное условие для приобретения необходимого духовного опыта. Когда в нашей духовной жизни все идет хорошо и у нас все получается: отличное здоровье, хороший достаток, много друзей и т.д., всегда легко быть оптимистом и энтузиастом. Почти всегда, когда наступает триумф какого-нибудь успеха, мы, незаметно для себя, начинаем купаться в лучах пришедшей к нам славы. И такая форма гордыни порой бывает очень трудноуловимой. Но тот, кто однажды столкнулся с ней, сразу поймет, о чем идет речь. Однажды у каждого из нас начинается время испытаний по удалению глубоко сидящих в сердце привязанностей. И тогда на поверхность всплывают все наши мотивы, показывающие, насколько искренни мы были, когда все было хорошо. Эти испытания подобны проверке или критерию на силу веры и решимость наших стремлений. Хотя Господь не посылает их сверх наших возможностей, иногда, из милости к нам, Он устраивает подобную встряску как единственный и эффективный способ изменить наше сердце или ускорить процесс нашего очищения. Это может проявиться в форме крайней ситуации, когда требуется хорошенько «отрезвить» нас или указать на какое-то наше слабое место. У каждого свои слабости, и каждый на своем уровне способен бороться с силой материальной иллюзии. Подобно совершенному психологу, Господь очень тонко чувствует и знает все наши слабые места. В этом отношении Он чрезвычайно умен и лучше нас осознает нашу способность к преодолению трудностей. Зная эти слабости, Господь делает именно так, чтобы указать: на что нам следует обратить внимание в первую очередь. Тогда мы становимся способны понять: «Именно здесь я должен быть очень осторожен. Теперь я отчетливо вижу, в каком направлении мне надо серьезно приложить усилия». Если мы достаточно сильны в определенном качестве своего характера, то уже нет никакой надобности проверять и испытывать нас. Но если в нашем характере полно слабостей, то будьте готовы когда произойдет момент, направленный на устранение и ломку наших стереотипов и ложных отождествлений. И тут, Господь как высшая и всезнающая личность, будет действовать совершенно непредсказуемо. Говорится:
Сначала Господь говорит с нами шепотом любви, потом Он обращается к нам голосом совести, но когда мы не слышим и этого, - Он начинает кричать в рупор страданий.
Все это говорит о том, что, когда какие-то привязанности становятся для нас слишком сложными и непреодолимыми, Сам Господь вмешивается и устраняет их, даже когда нам бывает больно физически или морально. Для примера часто в этом случае упоминают лечение у врача-стоматолога: сначала нам больно, и мы можем даже начать ругать врача. Но потом мы, как правило, проникаемся благодарностью к нему. В нашей жизни бывают аналогичные ситуации: иногда к нам приходит так называемый духовный кризис, через который Господь проводит нас, чтобы оказать нам особую милость и устранить ненужную слабость. И этот кризис проявляется в том, что создается ситуация, когда мы просто вынуждены что-то в себе менять или от чего-то отказываться. Хотя Господь никогда не посягает на нашу свободу выбора, в данном случае Он поступает как любящий и заботливый врач. Во всем, что с нами происходит, всегда есть высший смысл, и Господу он известен, как лучший способ побудить нас сделать надлежащие выводы и произвести собственную переоценку ценностей. Любящий Господь, для нашего же блага, будет обучать нас снова и снова, пока окончательно не экзаменует. И тот, кто искренен и понимает это, - в час испытания всегда будет хранить веру, терпение и непоколебимую решимость. Искренний преданный никогда не думает: «О Господи, но сколько же можно – опять новые испытания!? Когда же все это кончится?» Он думает (или должен думать) иначе: «Да, я чувствую, как Господь всячески старается меня приблизить к Себе, и я готов терпеть все, что Господь посчитает нужным для моего собственного очищения». Поистине, именно такой человек достоин славы и получения высшей награды, которую Господь однажды проявит в нашем сердце как любовь к Нему. Но тот, кто при первых же трудностях опускает руки и сразу бежит с «поля боя», лишь потеряет веру и начнет обвинять все и вся, лишь бы оправдаться и не считать себя виноватым. Девиз целеустремленного человека таков: «Искреннее стремление к цели при любых обстоятельствах – залог успеха в ее достижении». Чтобы не терять решимости в достижении своих целей, ниже описаны 7 причин потери энтузиазма.
7 причин, из-за которых быстро теряется энтузиазм
1. Оскорбления обычных людей, преданных Господа или духовного учителя. 2. Плохая садхана (пренебрежение повседневными духовными обязанностями). 3. Оскорбительное, невнимательное и пренебрежительное отношение к Святому Имени. 4. Недостаток чтения, слушания и изучения священных писаний. 5. Занятость в служении Богу не по своим природным качествам. 6. Нарушение обетов и принципов духовной жизни, данных духовному учителю. 7. Собственное самомнение, гордость, ожидание почестей, желание славы.
3.7. Любой аскетизм должен приводить к уравновешиванию ума, а не к его возбуждению. Аскетизм – самый верный способ увеличить свой духовный потенциал и силу воли. Мы часто задаем себе вопрос: «Где нам взять силу воли в преодолении своих слабостей?!» Чанакья Пандит в «Нити-шастре» дает такой ответ: «То, что удаленно, что кажется невозможным и что находится за пределом нашей досягаемости, для любого может быть достигнуто через аскезу». Любая аскеза бессмысленна, если она не способствует умению контролировать свой ум. Большинство проблем духовной жизни решаются благодаря именно силе аскезы. Определение ее таково: «Аскеза - это причинение себе страданий, принимаемых как добровольные лишения ради возвышенной цели». И суть любого лишения или отказа, прежде всего, основывается на контроле своего ума. Поэтому это единственная и самая важная аскеза, к совершению и овладению которой нужно стремиться всеми своими силами. Бесконтрольный ум – это причина всех наших бед как в духовной, так и в материальной жизни. И писания сравнивают его с величайшим врагом души, который отвращает ее от настоящего, духовного счастья. Но тот же ум, направленный на очищение души, считается лучшим другом того, кто стремится к высшей цели жизни. Контролю ума в духовной практике отводится первостепенное место. Известная поговорка «Праздный ум – это кузница дьявола» лишь подтверждает это. Когда ум человека не находится под контролем, он действует в трех режимах: он обманывает нас, соблазняя на чувственные удовольствия, поддается на этот обман, совершая глупости, а затем ловко оправдывает все это. И исход всегда один: удовлетворяя его нескончаемые желания и не пытаясь контролировать, мы лишь делаем его еще более неудовлетворенным, озлобленным и могущественным.
Когда неудовлетворенный ум выходит из-под контроля, он начинает безумствовать подобно урагану и разрушает все внутри и снаружи.
И это неудивительно, ведь человек по своей природе не может не стремиться к счастью, к истинной любви, к совершенной гармонии и душевному умиротворению. Но проблема в том, что оскверненный ум всегда ищет счастье не там, где оно есть на самом деле, а там, где человек лишь все дальше отдаляется от него, т.е. в материальном мире. И когда мы, послушные, следуем его прихотям, то становимся похожи на невежественных рабов или беспомощных марионеток в руках злого и ненадежного хозяина. Величайший мудрец Чанакья Пандит говорит: «Дитя мое, если ты хочешь быть свободным от цикла рождения и смерти, тогда отбрось объекты чувственного удовольствия как яд. Пей вместо этого нектар терпения, праведного поведения, чистоты и знания». Это - та самая аскеза, которая сначала требует усилий, но потом приносит ощущение полного счастья и удовлетворения. Вся наша жизнь – это лишь служение кому-то и постоянная медитация. Мы всегда кому-то служим и каждое мгновение о чем-то думаем, т.е. медитируем. Выбрав неправильные объекты для служения и медитации, мы становимся неудовлетворен-ными. Это объясняется тем, что мы не поливаем корень дерева, т. е. источник нашего удовлетворения - Верховного Господа. Однако Веды утверждают, что только Господь является причиной всего происходящего и единственным по-настоящему достойным объектом для служения и медитации.
Когда человек просто с чувством думает о Боге или произносит Его Имя - в этот момент он имеет, понимает и обретает все на свете!
Поэтому немудрено, что, обращая свой ум и разум к Богу, мы становимся удовлетво-ренными так же, как голодный удовлетворяется с каждым проглоченным кусочком пищи. «Истинное умиротворение обретает лишь тот, кто полностью изжил в себе стремление к чувственным удовольствиям, свободен от желаний, не считает себя обладателем чего-либо и избавился от ложного эго». (Б.-г., 2.71). Это и есть то самое настоящее счастье, которое проистекает от ощущения своей зависимости от Господа. И это - то, что мы называем «нет счастья, равного удовлетворению». Удовлетворение, которое проистекает от любой формы соприкосновения с Господом (например, в форме чтения, слушания, памятования о Нем, воспевания Его славы или прославления), есть высшее состояние удовлетворения, которое только возможно испытать в этом мире. Если бы это было не так, человек никогда бы не смог отказаться от низшего счастья в удовлетворении своих чувств и искренне стремиться к Богу. В Ведах говорится, что такая деятельность неотлична от того, как если бы мы лично соприкасались с Самим Господом, ибо Он - источник высшего блаженства, всех эмоцио-нальных вкусов, безграничной радости и нескончаемого счастья. В этом и секрет такого удовлетворения.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |