Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способа избежать конфликта




 

1. Скажите себе: «Я – душа, и моя цель не доказывать кому-то свою правоту, а готовить себя к возвращению домой к Богу». (При подобном умонастроении, мы можем сразу отбросить свою ложную гордость и увидеть, насколько бесполезна и никчёмна становится наступающая ссора).

2. Спросите себя: «Если честно, так ли это важно и серьезно, чтобы из-за этого ссориться, раздражаться и спорить?» (Здесь мы учимся качеству смирения и способности мыслить масштабно: «Поможет ли мне это осознать себя и помнить о Боге в самый ответственный момент моей жизни, т. е. в момент смерти»).

3. Напомните себе: «От любой ссоры я никогда, ни чего не приобрету, а только потеряю!». (Здесь мы стараемся в максимальной степени сохранить отношения и рассматривать ситуацию как урок в избавлении от собственного ложного эго).

 

5.2. Единственный человек, которого мы имеем право перевос-питывать, – это мы сами.

Если мы беремся кого-то перевоспитывать, то нужно понимать, что мы этого никогда не сделаем, если не отнесемся к человеку с любовью, смирением, и заботой. Если в нашем желании кого-то переделать проявляется недовольство, гнев, личные амбиции, то человек сразу почувствует это, и либо закроется перед нами, либо начнет нас избегать, не придавая значения тому, что мы говорим. Каждый сам знает, какой он плохой, и указывать на это без сострадания и желания помочь человеку, - это все равно, что «навлечь бурю» на самого себя. Именно благодаря чувству сострадания мы культивируем в человеке желание меняться и становиться лучше. Однако, настроение пусть даже мягкого укора в адрес другого человека, как правило, вызывает в нем лишь чувство защиты, закрытости или чувству «сделать назло» своему обидчику.

Прежде чем браться в подобном настроении перевоспитывать других, лучше всего сначала взглянуть на свои мотивы и спросить себя: «Не имею ли я враждебных мотивов или собственных недостатков, указывая на таковые в другом человеке?». Мы почему-то склонны допускать какие-то слабости в себе, но очень негодуем, когда видим их у других. Мы также часто забываем, что во многом позволяем себе то, чего не позволяем другим. Но для успешного духовного роста, правильное настроение должно быть таким: «Будьте всегда строги к себе и снисходительны к другим». Чтобы этого не забывать, нужно просто хорошо усвоить истину о том, что очищать и менять человека, может только Сам Господь, находящийся в сердце человека. Это же может делатьт и Его истинный представитель - духовный учитель. Мы же, пока у нас нет для этого должных качеств, решительно должны потрудиться, чтобы изменить сначала себя самого. На самом деле, что мы действительно можем, так это только молиться Господу и просить Его даровать нам качества для того, чтобы хоть как-то быть способным изменить самого себя и уж потом помочь в этом другим. По этому поводу один великий святой заметил:

 

Если человек делает замечание без чувства сострадания, то это – всего

лишь гневливая придирка, а если он, извиняясь или делая поклон,

сохраняет свой гнев - то это - всего лишь дешевый ритуал.

 

 

Итак, подобным настроением мы ни чего не достигнем, кроме собственного вывода о том, что, пока я не перевоспитаю себя, мне ни когда не удастся помочь другим и тем более себе самому. Из истории «В каком настроении сказать» это становится еще более очевидно.

 

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал:

- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Пока ты живешь, ты будешь терять одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали сначала расстройство, а потом сильное недовольство и гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

- О владыка, я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты проживешь долгую жизнь, и более того ты переживешь всех своих родственников.

Властелин был обрадован такой хорошей новостью и щедро наградил толкователя за это предсказание. Придворные очень удивились:

- Ведь ты сказал то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. На что последовал ответ:

- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, ни что сказать, а как сказать.

Главной сутью этой истории является вывод о том, что мы всегда должны помнить: прежде чем кому-то делать замечания или указывать на недостатки, нужно подумать, как это сделать так, чтобы человек мог услышать и принять то, о чем мы говорим.

 

5.3. Чем более мы считаем себя обычным, тем более в глазах Господа становимся особенным!

В материальном мире каждый привык считать себя лучшим, весьма важным и всегда в чем-то особенным. В этом причина всех проблем, беспокойств, и разочарований для всех живущих в этом мире. Но по истине понимать свое положение - значит признать себя вечной духовной душой, временно воплотившейся в материальном теле, и во всем зависящей от Господа. Это же означает отдавать себе отчет в том, что без милости Господа мы не способны буквально ни на что. Любой наш малейший успех, неожиданная удача, продолжительность жизни или состояние здоровья, - все находится под полным контролем свыше и всегда должно быть санкционировано Господом. Все, что у нас есть сейчас: таланты, имущество, здоровье, красота - мы получаем только от Бога. Зная это, бессмысленно гордиться тем, что принадлежит не нам, а дается Богом. Поэтому смиренный и преданный Богу человек, если ему что-то и удается, не присваивает себе чужие заслуги и не кичится собственной славой. Он все использует и направляет только на служение Господу.

Преданный Богу хорошо понимает и осознает, что не имеет права безответственно расходовать и использовать имущество и деньги для своего чувственного удовольствия. Он дорожит даже одной копейкой, мимо упавшим зернышком или не по назначению использованной каплей воды, помня о том, что все - это энергия Господа, которая должна быть использована с пользой для его источника. И это не фанатизм, на который часто указывают завистливые люди. Это - действительно истина, о которой преданный всегда помнит и рассуждает так: «Необходимо очень бережно обращать-ся ко всему дарованному нам Богом, поскольку завтра Он может не дать и этого».

Любые возможности, все свои способности и достижения мы должны посвящать только тому, чтобы вновь и вновь прославлять Всемогущего Господа и Его преданных слуг. Так, благодаря своему смирению, в глазах Господа мы удостаивается Его милости, постоянной заботы, абсолютной защиты и особой благосклонности. И вывод к этому утверждению может быть таким:

 

 

Чем более мы осознаем собственную незначительность о самом себе,

тем более возвышенными становимся в глазах Бога.

 

В Библии на этот счет также говорится: «Кто здесь последний, там станет первым». Таким образом, во всех традиционных религиях, гордость относится к одному из самых разрушительных пороков и смертных грехов. И, надо сказать, не без основания. Именно гордыня является источником всех порочных мыслей и пагубных эмоций. Она же является причиной невежества, страданий, болезней и всего остального, что отдаляет нас от Бога и ведет к духовному самоубийству. Это корень и причина любого зла, которое мы можем наблюдать в материальном мире. Гордость, или чувство собственной важности, порождает внутреннюю, подсознательную агрессию, которая рано или поздно, неизбежно оборачивается против самого же гордеца.

Само это чувство возникает из стремление человека поставить себя и свое мнение, выше других, выше обстоятельств и даже выше Самого Бога. Человеку гордому крайне тяжело принимать жизненные ситуации, которые не соответствуют его ожиданиям, его намерениям и планам. Он не способен учиться на них и извлекать из этого какой-нибудь полезный и важный урок. Обычно у него свое понимание окружающего мира и всего происходящего, и как он считает, именно оно является самым верным и самым лучшим. Поэтому, любое не соответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, зависти, ненависти, презрения и т.д. Все это, в свою очередь, приводит к различным хроническим болезням, стрессам, разрыву отношений и даже преждевременной смерти. В известной житейской мудрости говорится: «Гордость – это первый шаг к падению».

В подтверждение вышесказанному будет уместна история: «Господин и нищий в одном лице».

 

Однажды несколько христианских монахов заговорили о смирении. Рядом с ними проходил один из знатных граждан города. В разговоре он вдруг услышал такое высказывание, что чем более кто-то приближается к Богу, тем более он видит себя грешным и низким. Удивившись подобному утверждению, знатный господин спросил:

- Уважаемые, как это может быть, если в нем все больше прибавляется святости? Что же значат ваши слова?

Один монах задал ему встречный вопрос:

- Именитый господин, скажите нам, пожалуйста, кем вы считаете себя в своем городе?

- Считаю себя великим и уважаемым гражданином этого города.

- Если же вы пойдете в соседний город Кесарию, то кем будете считать себя там?

- Вероятно, не первым, но и не последним из тамошних вельмож.

- Если же вы отправитесь в отдаленный от сюда город Антиохию, кем же себя там вы будете считать?

- Там буду считать себя одним из простолюдинов.

- Ну, а если окажетесь в самом Константинополе и предстанете прямо перед взором самого царя, то кем же будете себя там чувствовать?

- Ну-у, если честно признаться, то, по всей видимости, обычным нищим человеком.

- Вот так и святые, - сказал монах, - чем больше они приближаются к Богу, тем более чувствуют себя грешными и смиренными. Разве не в пример история с Авраамом, когда, увидев Господа нашего, назвал себя он землею и пеплом.

5.4. О ком мы думаем как о никчемных камешках, являются лишь необработанными алмазами.

Любой бриллиант сначала всегда подвергается шлифовке. Людей неравнодушных или уже преданных Богу также необходимо воспринимать в процессе постепенного очищения, не обращая внимания на их «удаляемую грязь» и помня об их духовной природе. Даже видя множество недостатков в человеке, глупо делать поспешный вывод или ставить на нем клеймо, думая о нем как о низшем из людей. Исходя лишь из сиюминутного наблюдения, телесных представлений о жизни, и своего чувственного, ограниченного опыта, мы всегда сделаем о человеке неправильный вывод.

Прежде всего, нужно смотреть на человека с духовной точки зрения, помня о том, что он - вечная душа, временно воплотившаяся в этом теле, которое обусловлено прошлой кармой. Мы не можем судить о том, «кто есть кто», глупо полагая, что наша оценка абсолютна и непогрешима. Это может быть известно только Богу. Быть может, те, кто не в лучшей форме сейчас, завтра могут воспрянуть духом, и проявить все качества великого святого. А те, у кого сейчас, казалось бы все в порядке, завтра могут совершить оскорление или другой необдуманный поступок, и упасть со своего высокого, духовного уровня. Поэтому, глупо сегодня критиковать того, кто завтра может стать великим святым. Любой критикой и предвзятым отношением, мы не сделаем для человека ни чего хорошего, кроме того, что нанесем вред только самому себе. Библейское высказывание гласит об этом так: «Какой мерой вы мерите – такой и вам отмерено будет», а эту истину можно дополнить другой:

 

 

У каждого святого - свое прошлое, и у каждого грешника -

свое будущее.

Если даже просто теоретически, мы начнем смотреть на человека как на духовную душу, учитывая его полное право, одинаково данное нам Богом на существование, мы тут же поймем: какой бы низкий он ни был, я обязан оказывать ему почтение. В «Бхагавад-гите» на этот счет говорится: «Смиренные мудрецы, обладающие истинным знанием, одинаково смотрят на ученого и благовоспитанного Брахма-на, корову, слона, собаку и собакоеда [неприкосаемого]». (Б.-г., 5.18).

Благодаря такому подходу мы можем безошибочно протестировать свой собственный духовный уровень: насколько в большей степени мы оцениваем людей как тело, настолько в большей степени на телесной платформе находимся сами. Такими телесными категориями можно апеллировать даже в духовной жизни, считая себя великим преданным, продвинутым брахманом, старшим вайшнавом, президентом храма, учёным-эрудитом и т.д. Но все это - ничто иное, как все те же ярлыки, которые и становятся причиной разногласий и мешают нам поддерживать чистые, духовные отношения с другими. В духовной жизни, именно на этой основе начинается бессмысленная политика, рушатся отношения с преданными, появляется тенденция к критике, приходят разные формы гордыни и другие конфликтные ситуации. Всего этого легко можно было бы избежать, воспринимая других как «еще неочищенных алмазов», и в то же время, помня свое зависимое и духовное положение по отношению к другим.

 

12 правил смиренного человека

1. Старайтесь развивать в себе настроение слуги и ученика, а не учителя и господина.

2. Старайтесь меньше говорить о бессмыслице, но больше слушать о Боге.

3. Не обдумывайте и не вмешивайтесь в чужие дела, улучшая свои собственные.

4. С благодарностью и радостью принимайте замечание и критику со стороны других.

5. Будьте критичны к себе, и снисходительны к другим, не обращая внимания на чужие недостатки, ошибки, оплошности.

6. Безропотно принимайте несправедливость, упреки, клевету и побои.

7. Спокойно относитесь к тому, что вас не замечают, открыто пренебрегают, часто забывают или бранят.

8. Не стремитесь кому-либо понравиться или вызвать в ком-то восхищение.

9. Всегда будьте добрым, спокойным, кротким и смиренным, даже если вас пытаются вывести из себя.

10. Всегда уступайте в споре, даже если думаете, что вы правы.

11. Если есть выбор, всегда выбирайте самое скромное место, самое непрестижное служение и самые простые условия для проживания.

12. Ешьте простую пищу, одевайтесь скромно, всегда благодарите Господа за все, что Он вам посылает, и при всех обстоятельствах оставайтесь смиренным.

 

5.5. Чтобы друзья вам не стали врагами - не стройте с ними отношения на чужих недостатках.

Часто бывает так, что друзья очень воодушевленно, начинают обсуждать чужие недостатки, думая, что это только укрепляет их дружбу. Что же происходит в действительности, когда встречаются двое, и начинают обсуждать третьего? В этот самый момент, каждый из этих людей подрывает доверие в глазах другого человека по отношению к самому же себе. Подсознательно каждый из них думает: «А что он говорит за моей спиной, когда сходится с другими?» Так, постепенно и незаметно для их обоих, возникает недоверие и подозрение друг к другу, где каждый думает, что за его спиной о нем говорят так же, как говорят о другом. И именно это больше всего ослабляет дружбу и портит отношения, которые до этого могли быть очень крепкими и доверительными.

Однако все будет выглядеть совершенно иначе, если вдруг в нашем присутствии начнут плохо говорить о другом человеке, а мы неожиданно скажем: «Да ничего страшного, он хороший и обязательно исправится. Время научит всему. В конце концов, можно просто пойти прямо к нему и сказать о его недостатке?» В этом случае, мы сами удивимся, как сразу повысим доверие к себе в глазах собеседника. Наш собеседник теперь будет знать: «Он не будет за моей спиной что-то плохо говорить обо мне. Если он действительно что-то во мне заметит, то пойдет прямо ко мне и честно скажет о моем недостатке». В Библии об этом говорится: «Не судите, да не судимы, будете!», а вторит этому житейская мудрость:

 

У по-настоящему смиренного человека нет ни врагов, ни обид, ни претензий!

 

 

Если у нас слишком завышенное самомнение о самом себе, огромная часть нашего времени и мыслительной энергии всегда будет уходить на то, чтобы выносить суждение об окружающих и анализировать насколько достойно мы ведем себя в окружении других. В таком настроении, очень сложно сохранять умиротворение и спокойствие, а также чему-то поучиться для своего духовного роста. В конце концов, такое настроение приводит к одиночеству и подавленности, из-за которых человеку постоянно кажется, что его ни кто не любит, не понимает и не хочет ему помочь. Человек начинает «вариться», в своем крохотном мирке, оторванном от всех и безнадежно скучном, но «защищенном» ложным ощущением того, что он лучше и выше других. Живя в мире подобных ложных фантазий, человек, находящийся в плену этого чувства, всегда будет «плавать» от чувства собственной напыщенности до ощущения подавленности и полной никчемности.

Както раз к мудрому Сократу пришел его друг, известный тем, что частенько замечал недостатки в других. Поприветствовав Сократа, он спросил, хочет ли тот услышать очередную историю об одном святом. Однако, предполагая суть этой истории и не желая слушать ничего плохого о других, Сократ вдруг неожиданно сказал:

- Прежде, чем ты расскажешь ее, разреши мне задать тебе вопрос.

- Пожалуйста, - ответил незадачливый друг.

Тогда Сократ спросил:

- Принесет ли эта история хоть какое-то благо мне?

- Вообще-то это будет зависеть от тебя, как ты ее воспримешь.

Не удовлетворившись ответом, Сократ решил тот же вопрос, преподнести с другой стороны.

- Хорошо, тогда еще один вопрос: принесет ли эта история хоть какое-то благо тебе?

- Похоже, что блага в этом особого нет, но при желании можно сделать хороший вывод из этой истории.

Не зная, как все-таки остановить друга от поиска недостатков в адрес того святого, он предпринял последнюю попытку:

- Позволь спросить в последний раз. Скажи прямо, прославляет ли хоть немного, твоя история того, о ком ты хочешь мне рассказать?

Задумавшись и поняв смысл вопросов Сократа, его друг восторженно ответил:

- Я понял тебя, о мудрый Сократ, если быть до конца откровенным, то ни тебе, ни мне, ни тому святому эта история не несет абсолютно никакого блага. Все, что я хотел, - это лишь принизить его достоинство. Спасибо, ты научил меня мудрости и спас от оскорбления в адрес великого святого.

Вывод истории таков, что любые сплетни неблагоприятны для того, кто говорит об этом и для того, кто его слушает. Альтернатива критике и сплетням такова, что лучше всего прославлять других, всегда и всюду, прямо и за спиной, перед друзьями и недругами. И тогда Сам Господь прославит наши деяния на все времена.

Если мы не желаем попадать в ловушку описанной проблемы и хотим правильно строить свои отношения с людьми, каждый по желанию может воспользоваться тремя полезными советами:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.