КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программно-симфонические жанры
Произведения сонатно-симфонического цикла Это соната, симфония, концерт. В отличие от малых форм инструментальной музыки произведения сонатного цикла заключают в себе не один-два музыкальных образа, а целую систему их. Сонаты не так уж часто используются в музыкальном оформлении спектакля. Однако этот жанр имеет большие возможности, хотя раскрывает в основном эмоциональную сторону действия, создает определенный настрой всей постановки. Спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Московский театр Сатиры) открывается мажорной сонатой Моцарта, переложенной для арфы, челесты, - Стр. 59 скрипок. Эта музыка полна нежности, трогательности и чи* стоты, спокойствия, света и прозрачности, в ней есть мимолетная грусть. Такое начало создает удивительный настрой у зрителя для восприятия спектакля, и все, что их волновало до сих пор, отодвигается на задний план. Многоплановость образов этого жанра, воплощение глубоких замыслов, отображение душевной борьбы во множестве оттенков и переходов — все это дает возможность создать музыкальное оформление, богатое музыкальными образами, помогающими раскрыть идейное содержание пьесы, воссоздать эпоху, проиллюстрировать определенные сцены и т. д. Естественно, что при подборе музыки к спектаклю невозможно брать симфоническое произведение целиком, но фрагменты или отдельные музыкальные темы могут послужить основой для музыкального оформления. В музыкальном оформлении спектакля «Лето в Ноане» (Латвийский театр драмы), в котором отображен один из важнейших периодов жизни Шопена и его сложные взаимоотношения с Жорж Санд, использованы фрагменты из его сонат. Музыка является одним из основных выразительных средств в этом спектакле. И все, что происходит в пьесе — сплетение сюжетных линий, взаимоотношения персонажей, их разрывы, их связи, их чувства и тяготения,— получает оценку лишь в финале, когда в полную силу звучит бессмертная музыка Шопена, в которой как бы проходит вся его жизнь, показанная театром. В спектакле Малого театра «Разбойники»' использованы фрагменты из Третьей симфонии Г. Маллера, которые полностью соответствуют стилю шиллеровской трагедии. Музыка, звучащая в увертюре и при смене кар-тин, очень точно и с большой эмоциональной силой раскрывает содержание последующих сцен. Увертюра, симфоническая поэма, фантазия, еюита, концерт, симфония — вот основные произведения, относящиеся к программной музыке. Отличительными чертами такой музыки являются последовательность сюжетного развития и способность вызывать зрительные ассоциации. Произведения программной музыки — отличный материал для музыкального оформления спектакля, так как Стр. 60 они богаты музыкальными образами всевозможных циональных и изобразительных оттенков. Музыкальные темы, отдельные интонации и аккорды, созвучия могут служить в музыкальном оформлении спектакля как фоном действия, так и лейтмотивами героев пьесы — словом, могут выполнять различные функции. Картина рассвета, которой начинается спектакль «Дни нашей жизни» в Театре им. А. С. Пушкина, сопровождается музыкой Чайковского из увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», а во втором действии введен отрывок из увертюры к опере Россини «Вильгельм Телль», создающие удивительно красочную картину сцены. Для симфонической поэмы наиболее характерно лирико-философское начало, но, несмотря на это, она способна отражать самые различные сюжеты и темы: философские проблемы, исторические события, образы исторических личностей, мифологические сюжеты, картины природы, легенды, сюжеты, подсказанные живописью, образы художественной литературы. Фрагменты из «Поэмы экстаза» и «Прометей» («Поэма огня») Скрябина звучат в спектакле Ярославского театра им. Ф. Г. Волкова «Человек и глобус». Страстность и приподнятость музыкального языка, сочетание бурной экспрессии с высоким полетом мысли делают музыку близкой, будто специально созданной для этого спектакля. Необычайный мир звуков, рожденный фантазией композитора, как бы предвещает гигантские катаклизмы переустройства мира. В спектакле, когда, затаив дыхание, зрители следят за титанической борьбой людей, отважившихся подчинить своей воле разрушительную силу атома, в зал властно врывается и захватывает музыка гигантского эмоционального напряжения. В ней слышатся возгласы ярости, страсти, упоения битвы с силами зла, торжество победы... И в финале ликующими аккордами апофеоза венчает «Поэма экстаза» заключительные слова одного из героев пьесы Бармина: «Я любил жизнь, любил людей. В этом был весь мой труд, весь смысл моего дела». Благодаря музыке финал воспринимается как вдохновенный гимн силе человеческой воли и мощи человеческого разума. Элементы изобразительности, иллюстративности наиболее ярко выражены в таких программных жанрах, как симфоническая картина и фантазия. Симфоническая картина — в произведениях этого Стр. 61 жанра изображается какое-либо одно событие, где гла* венствуют в основном колористические иллюстративные элементы или чисто пейзажный характер. Сюита — произведение циклическое, состоящее из нескольких разнохарактерных частей, не обладающих единым драматургическим стержнем. Сюита представляет собой жанр, раскрывающий широкий круг образов. Таковы симфонические сюиты «Шехерезада» Римского* Корсакова, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Жар-птица» (сюита из балета) Стравинского и др. Много сюит написано специально к театральным постановкам.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |