КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Композитор в драматическом театре
Сейчас в драматическом театре уже не так часто встретишь истинно театрального композитора, подобного И. Сацу, плодотворно работавшему со Станиславским в годы становления Художественного театра. Сац был не просто руководителем музыкальной частью театра, он был именно театральным композитором. К. С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» писал: «Я думаю, что за все существование театра И. А. Сац впервые явил пример того, как нужно относиться к музыке в нашем драматическом искусстве... Посвященный во все тонкости общего замысла, он понимал и чувствовал не хуже нас, где, т. е. в каком именно месте пьесы, для чего, т. е. в помощь режиссеру, для общего настроения пьесы или в помощь актеру, которому не хватает известных элементов для передачи отдельных мест роли, или же ради выявления основной идеи пьесы нужна была его музыка». В этом высказывании Станиславским, по существу, определена многогранная роль композитора в драматическом театре. Театральный композитор — это, как правило, руководитель музыкальной частью театра, он же одновременно является дирижером театрального оркестра. Написание музыки к спектаклю режиссер иногда поручает «своему» композитору, но чтобы не создавалось однообразия в приемах музыкального решения спектакля, часто приглашает композитора со стороны. Многие профессиональные композиторы, постоянно сотрудничающие с драматическими театрами, отлично понимают особенности театральной музыки и умеют подчинить свое творчество общему делу театрального коллектива. Для драматических театров писали и пишут крупнейшие советские композиторы: С. Прокофьев, В. Шебалин, Д. Шостакович, Ю. Шапорин, Д. Кабалевский, В. Мурадели, К- Караев, Р. Глиэр, Б. Асафьев, А. Хачатурян, И. Дунаевский, Т. Хренников и другие. При выборе того или иного композитора режиссер руководствуется своим замыслом и учитывает особенности музыкального решения постановки. Но самое главное, что определяет выбор композитора,— это его творческая устремленность, манера, в которой он работает, насколько выразителен он в умении передать характер Стр. 72 персонажа в музыке, разнообразен в тембрах, опытен в написании музыки для драматического спектакля. Нередко режиссер заранее знакомится с музыкальными произведениями композитора, которого он собирается пригласить в театр. Прослушав его сочинения, скорее можно решить, может ли он написать музыку к спектаклю. Однако бывает так, что профессионального композитора, работающего в драматическом театре от случая к случаю, интересует только успех музыки в спектакле. Если к тому же такой композитор разбирается в специфике театральной музыки, то он не только предопределяет, но и диктует режиссеру музыкальное решение спектакля. И режиссер, часто не обладая необходимыми музыкальными данными, подчиняет свой замысел этому диктату. Иногда в театр приглашают композитора, который сразу же предопределяет свое место в театре таким вопросом: «В каком стиле хотите, чтобы я написал вам музыку?» Такой композитор не намеревается говорить своим собственным голосом и становится пассивным исполнителем воли режиссера. Таким образом, режиссер должен учитывать личные качества композитора, его способность работать с театральным коллективом и его возможность стать помощником и товарищем в работе над спектаклем. Если режиссер стремится к широте, полифонизму, к большому оркестру, он остановит свой выбор на композиторе, который интересен в своей музыке именно этим. При постановке во МХАТе спектакля «Победители» Б, Чирского, рассказывающего о победе советского народа над фашизмом, необходимо было привлечь композитора, который сумел бы отразить величие и драматизм пережитой нашим народом эпопеи, пафос борьбы с фашистскими захватчиками, горячий патриотизм и неиссякаемую веру советского народа в победу. Тональное звучание музыки должно было быть национальным в самом широком смысле этого слова. Режиссура выбрала Ю. А. Шапорина, автора таких произведений, как «На поле Куликовом», «Сказание о битве за русскую землю». Музыка, написанная композитором к этому спектаклю, на редкость оказалась крепко спаяна с темой пьесы, замыслом режиссуры и блестящим исполнением актеров. Стр. 73 режиссеру нужно найти какое-то необычное решение музыкального оформления спектакля, поэтому он должен учесть способность композитора находить новые оркестровые приемы и создавать музыку в своеобразных музыкальных формах и тембрах. Например, при постановке спектакля «Цезарь и Клеопатра» в Театре им. Моссовета по замыслу режиссера музыка должна была как-то перекликаться с той исторической эпохой. Обычные приемы музыкального оформления с использованием традиционных музыкальных инструментов могли лишь нарушить осуществление режиссерского замысла. Поэтому вполне» оправданным было приглашение композитора И. Шнитке, известного как новатора в области электронной музыки. Композитор успешно справился с задачей, написав оригинальную шумо-музыку, исполненную на электромузыкальных инструментах. Эта музыка стала неотъемлемым художественным элементом всего спектакля. Таким образом, выбор композитора для режиссера является ответственейшим моментом в его работе над пьесой, от удачного или неудачного выбора во многом зависит успех будущего спектакля.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 8083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |