Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. 2. Античный многослойный грунт— текториум (20. С. 41—46)




III.I. ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ (СОВРЕМЕННЫЙ)

 

Известковое тесто.................................................................................................................................. 1,0

Песок кварцевый (средней или мелкой фракции).................................................................................................................................................. 2,0

Вода (до рабочей консистенции)............................................................................................. 0,3—0,5

 

Нередко и то, что второй слой, накрывку (intonaco), наносят по давно уже положенному первому слою (arriciato), но, естественно, перед этим его хорошо промачивают водой, а иногда даже протирают еще и лещадью (торцом среза ствола дерева) или обрезком доски.

Конечно, это не лучший состав грунта, о чем свидетельствует история стенописи.

Грунты античности (8, 20, 24 и 38). Негашеную (горькую, едкую, комковую) известь хорошего качества, полученную при обжиге плотных известняков, не имеющих глинистых включений, толкли и гасили с избытком воды в творилах, получая жирное известковое тесто.

Витрувий пишет о двух способах гашения — римском и греческом.

Первый (римский): известковое тесто следует долго (до 3 лет) вымачивать в творилах и периодически тщательно его перелопачивать, то есть перемешивать с тем, чтобы дать возможность погаситься всем частицам извести.

Второй (греческий) отличается от первого тем, что известь при ее вымачивании в творилах периодически не только перелопачивали (тщательно перемешивали), но еще и не менее тщательно уминали деревянными пестами, то есть месили и толкли ее специально для этого сделанными дубовыми бревнами, пока известковое тесто не приобретало определенной вязкости и тягучести (24).

Наполнители: в нижние слои — вводили (вмешивали) гальку, крупный кварцевый песок, крупнодробленый известняк — ракушечник или мрамор; в верхние — тонкоизмельченный мрамор или известняк — ракушечник.

Для придания грунтам прочности, пористости (воздухопроницаемости) и влагостойкости в них следует ввести тот или иной наполнитель или их смесь. Так, грунты с введением в них дробленого кирпича или черепицы (цемяночные наполнители) отличаются высокой прочностью, атмосферо- и гидростойкостью. Они имели очень широкое применение в античных постройках.

 

 

Два-три слоя нижнего (грубого) грунта: Известковое тесто....................................................................................................................................... 1,0

Наполнитель (дробленые кирпич, известняк, мрамор, галька, крупный кварцевый песок — в той или иной их комбинации и пропорциях)....................................................................................................................................... 1,75—2,0

Вода (до рабочей консистенции)............................................................................................. 0,2—0,3

 

Каждый слой толщиной в пределах 1 —1,5 см.

 

Три-четыре слоя тонкого грунта:

Известковое тесто.................................................................................................................................. 1.0

Наполнитель (тонкоизмельченный мрамор или известняк — ракушечник)................................................................................................ 0,65—1,0

Вода (до рабочей консистенции)............................................................................................. 0,1—0,2

 

Каждый слой в пределах 0,5 см.

Итого: 7 слоев. Общая толщина грунта в пределах 6—7 см.

Растворы делать крутые, с малым количеством воды. Наносить их на стену лопаткой (шпателем), ею же притирать, уплотнять и выравнивать. Верхний слой тщательно выровнять и выгладить до блеска его поверхности[89].

Каждому предыдущему слою перед нанесением последующего дать несколько подсохнуть (нажим большим пальцем не оставляет следа). Такой «слоеный пирог» дает возможность долго по нему работать[90], не растрескивается по высыхании. По свидетельству Витрувия (24), куски античной штукатурки можно было использовать как столешницы — столь велика была их прочность[91].

Опыт античности по обжигу известняков на известь, по ее гашению и приготовлению известкового теста нашел развитие в Византии и в Западной Европе в эпоху Возрождения. На известь пережигали известняки лучшего качества (мраморы) и гасили ее в творилах с избытком воды[92] в известковое тесто. Затем длительное время ежедневно снимали с поверхности воды пленочку углекислого кальция, меняли воду, тщательно перемешивали (перелопачивали) и нередко, как то делалось по греческому способу гашения, «убивали известь пестами», то есть месили ее и мяли специальными бревнами[93]. Альберта (XV в.) свидетельствует, что так известь промывали в течение 3 месяцев; Паломино (XVI в.)— в течение 4—6 месяцев, Поццо (XVII в.) — от 6 месяцев до 1 года, а Гуевара (XVI в.) и Пачеко (XVII в.)— от 2,5 до 3 лет.

При таких промываниях и других процессах известь избавляется от излишней «остроты» и «жара» и превращается в довольно липкую и тягучую массу, содержащую минимальное количество гидрата окиси кальция и состоящую в основном из углекислого кальция кристаллического строения.

Наполнители. И здесь продолжение античной традиции: наполнителями известковых растворов являются галечный и кварцевый песок различной фракции (в нижние слои сюда же добавляют и дробленый кирпич, черепицу, известняк — ракушечник и мрамор). Эти же наполнители, но мелко дробленные (точнее, толченые), вводят и в растворы верхних слоев грунта.

Начиная с XII века и по XIV век в Италии (провинции Византии) в нижние слои вводили незначительное количество рубленой соломы или тресты льна, в верхние (тоже незначительное количество) мелко рубленых волокон льна. Эти волокнистые добавки встречаются, хотя и редко, в грунтах еще XV века.

Во второй половине XIII века в Италии выдающийся мастер стенописи Джотто (1266—1327) первым отошел от византийской традиции, как в иконографии своих композиций, так и в подготовке поверхностей под росписи. Он и его ученики начали возрождать античные традиции. Правда, они не воссоздали античный многослойный текториум, а применяли трехслойные и главным образом двухслойные грунты, но накрывочный (верхний) слой их грунтов тщательно заглаживался и полировался, имел сильный блеск поверхности, как у античных росписей.

Грунт наносили на стену не сразу на всю ее поверхность (как это имело место с текториумом), а по мере продвижения работы. Верхний слой — только на 1 день работы.

Джотто и его ученики писали главным образом жидкими полупрозрачными красками (колерами) по белому, сильно заглаженному грунту с расчетом на просвет его сквозь красочный слой. Широко использовали цветовые подкладки и лессировки. Делали они и многочисленные ретуши яичной темперой по уже просохшему красочному слою фрески, которая является материалом, имеющим малую атмосферостойкость[94] (ил. 31, 32).

Методика работы фреской, разработанная Джотто и его учениками, использовалась почти до конца XV века.

В XV веке работали такие выдающиеся мастера фрески, как Мазаччо (1401 — 1428), Филиппо Липпи (1406— 1469), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро делла Франческа (ок. 1420—1492), Андреа Мантенья (1431 —1506), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1445—1510), Пьетро Перуджино (1452—1523) и другие.

В работах этих мастеров преобладали многослойные и трехслойные монолитные грунты, верхний слой которых — известково-мраморное intonaco— тщательно выглаживался и полировался до блеска поверхности. Для этого в его состав вводили белое мыло. Писали по этим грунтам в достаточной степени жидкими красками (колерами) с расчетом на просвет белого intonaco.

К концу века начинают преобладать двухслойные грунты (в нижнем слое — известково-песчаные), но нередко еще и с добавками дробленого кирпича или известняка); в верхнем (intonaco) — чисто известковые, иногда, с малым количеством мелкого песка. Поверхность intonaco заглаживается уже менее тщательно и все реже полируется. Краски (колеры) все чаще кроющие, не рассчитанные на просвет сквозь них тона грунта. Нередки и многочисленные ретуши (штрихом и точками) по просохшему красочному слою фресок цельнояичной темперой. В последние десятилетия XV века intonaco уже только матовое, незаполированное.

У более ранних мастеров этого века (Мазаччо, Липпи, Гоццоли и др.) заполированность поверхности равномерная (имеющая сильный блеск) по всей фреске. У более поздних (Мантеньи, Боттичелли, Перуджино) лицо и обнаженные части тела заполированы сильнее, одежды, драпировки и прочее — меньше[95] (ил. 33—38).

Трехслойные грунты XV века в Италии. Трехслойные грунты — одни из наиболее прочных, что подтверждено испытанием их временем. Рецептура этих грунтов известна из описаний архитекторов и художников того времени (Леона Баттисты Альберти, Джорджо Вазари и Ченнино Ченнини).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.