Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III.8. Fresco a secco (фреска по сухой штукатурке) (38. С. 122)




В этой технике можно работать по любой прочной известковой штукатурке, но итальянские мастера XVII века, выполняя значительные по размерам произведения стенописи и ответственно относясь к делу, нередко делали под такие фрески специальные двухслойные грунты, подобные тем, которые применяли для bouone fresco в XV и XVI веках (III.5; III.6). Разница заключается лишь в том, что под fresco a secco как первый, так и второй слои следует наносить на всю плоскость (второй слой через сутки после первого). Затем дать всему слою грунта хорошо просохнуть. (По существу, это хорошо выполненная, не рядовая, двухслойная известково-песчаная штукатурка.)

Приступая к росписи, эту хорошо просохшую штукатурку следует тщательно протереть пемзой (лещадью, обрезком доски и т. п.), чтобы снять с нее верхнюю корочку углекислого кальция — открыть поры всего слоя штукатурки. Промыть ее хорошо водой и просушить.

После этого на всю поверхность композиции можно тем или иным способом перевести рисунок (или рисовать прямо по штукатурке).

Обработанная вышеописанным способом штукатурка (с ее поверхности снята корочка углекислого кальция) хорошо впитывает в себя воду, что весьма немаловажно в этом способе работы фреской.

Накануне дня росписи определенного куска композиции, его надо сильно смочить чистой водой (или известковой или баритовой), повторяя эту операцию несколько раз, пока плоскость не перестанет впитывать воду. (Если это стена, то ее можно на ночь прикрыть мокрой мешковиной или бумагой.)

В день работы с утра этот кусок еще раз смочить водой и, так как рисунок уже переведен на плоскость, приступить к росписи.

Естественно, что перед этим следует составить все краски (колеры) и в каждую добавить то или иное количество старой гашеной, но обязательно лучшего качества извести, то есть ввести в них связующее, без которого они не смогут закрепиться на плоскости штукатурки. Делая это, все время надо следить за тем, чтобы, с одной стороны, в достаточной степени их известью закрепить и получить плотный тон, но, с другой — стараться их как можно меньше разбелить (особенно это касается темных тонов красок). Краски (колеры) с добавленной в том или ином количестве известью дают кроющие (непрозрачные, нелессировочные) тона, довольно плотный красочный слой.

Конечно, этот способ не снимает основного недостатка фрески — письма по кускам, хотя эти куски (фрагменты) и можно брать больших размеров и при необходимости делать ретушь тем же материалом (этими же красками, предварительно смочив место исправления). Но с точки зрения технологии, в целях получения красочного слоя большей прочности лучше заканчивать каждый фрагмент в один прием (в один день).

Казалось бы, и относительно просто готовится плоскость под роспись, и писать можно более свободно, и ретуши делать тем же материалом, но излишняя блеклость тона и колорита произведений помешала этой технике получить широкое признание.

 

III.9. Fresco a secco no классическому intonaco XVI века (38. С. 124).

Этот способ фрески заключается в том, что после того, как снята верхняя корочка углекислого кальция с поверхности штукатурки, после того, как она (штукатурка) хорошо промыта и просушена (III.8), накануне дня росписи определенный кусок плоскости штукатурки, по которому завтра предстоит писать фреску, так же, как и в предыдущем способе, тоже следует хорошо промочить чистой или известковой, или баритовой водой (III.8), а в день работы смочить его еще раз водой и положить на него слой старой гашеной извести хорошего качества. Дать ей провянуть, передавить на нее с кальки рисунок и приступить к работе фреской, используя такие же краски (колеры), что и в III.8.

Этот способ ведения работы еще в меньшей степени снимает основной недостаток bouone fresco — письмо по фрагментам, но позволяет в большей степени варьировать количество извести в красках, допускает, где надо, применить краску и вовсе без извести, что, естественно, в значительной степени обогащает возможности техники: плотность, прозрачность тонов и большую цветность произведения.

И если в помещении достаточная влажность, температура не очень высокая, а стена хорошо промочена, если мягкой кистью периодически смачивать intonaco с уже положенным красочным слоем и с незаписанным (поддерживать его влажность, не нарушая поверхности intonaco и не позволяя образовываться пленочке углекислого кальция на его поверхности), если, прерывая работу, закрывать участки росписи мокрой мешковиной или бумагой, то можно работать на одном участке до 2 дней. Краски в течение этого времени остаются влажными, не меняют своего цвета и тона. В них можно относительно легко вписаться свежими. Но все же желательно заканчивать работу в 1 день, хотя можно писать фрагменты и в достаточной степени большие. Однако, если где-то кусок росписи уже подсох, его лучше не трогать. Дописывание и исправление — только известковыми красками, предварительно смочив мягкой кистью неудавшееся место, или же яичной темперой, но уже только по сухому красочному слою фрески.

Была разработана еще одна система (техника) ведения работы известковыми красками, но с большим количеством извести в их составе, чем это имело место в III.9 и по intonaco, который наносили кистью по хорошо промоченной старой штукатурке. Этот способ письма значительно упрощал подготовительные работы, давал возможность за 1 день писать еще большие фрагменты, чем предыдущий (III.9), но с технологической точки зрения был в той же мере и хуже его: давал недостаточно прочное сцепление intonaco и, следовательно, красочного слоя со старой штукатуркой. В дальнейшем intonaco и красочный слой покрывались сеткой микротрещин и нередко отслаивались.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.