Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. 11. Состав казеиново-известкового связующего (клея) (38. С. 127)




III.10. Fresco a secco по intonaco, положенному с кисти (38. С. 123).

После снятия корочки углекислого кальция со старой штукатурки и сильного ее промачивания (о чем шла речь в III.8) стену без нанесения на нее intonaco следует прикрыть мокрой мешковиной или бумагой. Утром ее еще раз смочить и слегка протереть теркой. После того, как стена несколько провянет, на нее следует нанести с кисти intonaco — один-два слоя густого известкового молока (консистенция сметаны)[99], для чего известковое тесто необходимо разбавить наполовину водой и тщательно размешать, получив однородный состав. Наносить intonaco надо так, чтобы плоскость стены была им покрыта равномерно без ласин, излишних наметов и потеков извести[100].

Этот способ наложения известкового грунта на старую штукатурку дает возможность успевать за 1 день написать еще большие фрагменты росписи, так как если предпринимать все меры к тому, чтобы стена и красочный слой оставались влажными (о чем речь шла в III.8), то при этом способе письма продолжительность работы над одним фрагментом большого размера можно довести до 2 дней[101].

Неудавшиеся, но высохшие уже места следует смочить с помощью мягкой кисти водой, дать провянуть и переписать или подправить их, но уже чистой fresco a secco, то есть просто известковыми красками. Но и при этом способе работы — сильная разбеленность тонов красок, тусклость их общего цветового строя по высыхании.

Казеиново-известковая фреска. Эта техника стенописи была создана в Италии в конце XVII века и явилась завершением поисков мастеров стенописи по преодолению несовершенств фрески, последней попыткой ее модифицировать. По существу это техника письма казеиново-известковыми красками (красками на казеиново-известковом связующем) по грунтам, применявшимся в XVI веке для письма фреской.

Известково-казеиновые краски отличались от известковых (на известковом связующем) большей цветоносностью и прочностью, так как в их состав входит казеиновый клей (ил. 46—48).

 

Творог обезжиренный (обязательно свежий)........................................................................................................................................................... 1,0

Известь (свежегашеная, высшего сорта)................................................................................ 2,0—3,0

или

Казеин (сухой, в порошке).................................................................................................................. 1,0

Известь (свежегашеная, высшего сорта).......................................................................................... 4,0

Вода (до рабочей консистенции)............................................................................................. 0,5—1,0

 

Известковое тесто перетереть с творогом (или казеином) до получения однородной массы, на которой затем затереть пигментные пасты (или сухие пигменты) до консистенции казеиново-масляной темперы промышленного производства. Во время работы разбавлять их водой, то есть пользоваться ими как обычной темперой из тюбиков.

Эти краски следует готовить только на 1 день работы, так как казеиновый клей, являющийся частью их связующего, на следующие сутки разжижается и теряет клеящую способность.

Практичнее поступать так: составить необходимые для работы колеры консистенции густой сметаны, но без введения в них связующего. По мере надобности в количестве, необходимом на 1 день работы, затирать их со связующим, то есть с казеиново-известковым клеем.

Связующее лучше готовить, используя свежий творог, а не сухой казеин. С творогом оно более «мягкое».

В этом материале нельзя использовать цинковые белила: затертые с казеиново-известковым клеем, они превращаются в студенистую массу, непригодную к работе.

В качестве белил следует применять гашеную известь и баритовые сухие белила, затирая их со связующим.

Красками этого состава можно работать двумя способами.

 

III.12. Казеиново-известковая фреска по «классическому» двухслойному грунту XVI века (38. С. 128).

Эту технику можно назвать казеиново-известковой bouone fresco, так как процессы подготовки архитектурных поверхностей для работы по ним казеиново-известковыми красками идентичны подобным же операциям под истинную фреску XVI века.

По хорошо подготовленной и промоченной старой штукатурке (III.8) нанести первый слой грунта — arriciato (III.3) и дать ему провянуть (нажим большим пальцем не оставляет следа). Затем с кисти нанести на него intonaco, но свежегашеной известью (густым известковым молоком). Методика его наложения идентична описанной в III.10. Когда intonaco провянет, на него можно переводить рисунок и начинать писать.

Казеиново-известковые краски позволяют получать насыщенные цветом тона, они меньше изменяются в цвете и тоне по высыхании, чем краски фрески, дают более прочный и атмосферостойкий красочный слой, так как казеиновый клей связывает часть пигментов (инертные наполнители) и является дополнительным (и в достаточной степени сильным) связующим для минерального (известкового) вяжущего. Эти краски — в достаточной степени кроющий материал, позволяющий писать широко. Грунт мало тянет при письме и обеспечивает хорошее сцепление красок с основанием.

В Италии в XVII веке в такой технике было сделано немало росписей и в экстерьере. Многие технологи считали этот материал одним из лучших для стенописи.

Все это имеет место в этой технике, но только при одном и очень существенном условии: казеиново-известковое связующее должно быть приготовлено из свежегашеной извести высшего качества и такого же свежего творога (или казеинового клея). В противном случае творог (или казеиновый клей) начинает загнивать и на поверхности росписи появляются темные пятна, куски росписи могут шелушиться и осыпаться. Кроме того, сама работа в этом материале требует большого внимания и опыта. Если та или иная краска (колер) оказывается в силу той или иной причины сильнее заклеенной, чем нижележащая (в том числе и чисто известковое intonaco), слой краски трескается и шелушится. Если все краски будут содержать избыток связующего, ими трудно работать и после высыхания они дают какие-то приглушенные, не звучные тона и цвета. Если они все недоклеенные, то при работе дают «отмочки» и быстро «забивают» краской поверхность (создают излишние наслоения краски).

Кроме того, ежедневно следует составлять новое связующее и на нем готовить новые колеры на 1 день работы, которые приходится выливать, так как на следующий день они уже не пригодны к работе: казеиновый клей в течение 1 суток сильно разжижается и теряет клеящую способность.

Но главное: остается работа по кускам (по фрагментам), и отсюда неизбежность ретуши. В XVII веке ее выполняли этими же казеиново-известковыми красками, предварительно смочив водой нужное для работы место. Яичной темперой ретушировали прямо по сухому красочному слою.

В настоящее время ретуши казеиново-известковой фрески можно делать как казеиново-масляной темперой, так и поливинилацетатной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.