КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IX. 30. Полистирольные краски (40. С. 100)
Полистирол блочный............................................................................................................................ 1,0 Сольвент или ксилол............................................................................................................................. 9,0 Пигмент.......................................................................................................................................... 5,0—7,0
В летних условиях в краску следует ввести 10%-ный раствор хозяйственного мыла в количестве 10—15% от объема краски. Поверхность под окраску полистирольными красками готовят так же, как под окраску масляными (см. главу VIII «Масляные краски»). Алкидные краски. Выпускаются промышленностью, представляют собой суспензию пигментов в алкидной смоле с добавлением сиккатива и растворителя. Покрытия этими красками гидрофобны, вследствие чего они успешно используются для окраски помещений больниц, столовых, школ, детских учреждений и других объектов, вытесняя из практики краски масляные. Создавая идентичный им красочный слой, алкидные краски более технологичны в работе. Тиксотропные эмали марок ГФ-220 и ТС-4. Выпускаются промышленностью, представляют собой суспензию пигментов в тиксотропной алкидополиамидной смоле. Красками можно работать по бетону, штукатурке, кирпичу и другим подобным материалам; они дают красочный слой с матовой поверхностью, отличающийся хорошими атмосферостойкостью и влагостойкостью (15). Алкидно-стирольные эмалевые краски. Выпускаются промышленностью, представляют собой суспензию пигментов в алкидно-стирольном лаке с добавлением пластификатора и сиккатива № 63. Краски дают красочный слой со слабым блеском поверхности, обладают высокой прочностью к механическим воздействиям, стойкостью к кислотам и щелочам, водостойкостью и газонепроницаемостью (15). Для шпатлевания поверхностей под краски на алкидной смоле и ее модификаций промышленность выпускает специальные шпатлевки: шпатлевка МЧ-0054 (ТУ-6-10-1536-76) — смесь пигментов, наполнителей и лаков на основе алкидной и мочевиноформальдегидной смол. Ею шпатлюют древесноволокнистые плиты, деревянные поверхности (32. С. 93). Шпатлевка НЦ-0038 (ТУ-6-10-1272-78) — суспензия пигментов в смеси коллоксилина и алкидного лака с добавкой пластификатора. Ею шпатлюют деревянные поверхности (32. С. 95). Техника безопасности при работе с синтетическими полимерными материалами. К сожалению, большинство синтетических материалов (сами смолы, их растворители и особенно отвердители) — вещества в той или иной мере токсичные, вызывающие при непосредственном контакте с ними раздражения слизистых поверхностей и дерматиты кожи. Поэтому работа с ними требует соблюдения определенных правил техники безопасности, которые довольно подробно изложены в специальной литературе (30. С. 485—488; 32. С. 349— 350; 33. С. 269—270; 44. С. 56—64) и в основном сводятся к следующему: 1. Помещения, в которых ведутся работы с синтетическими материалами, должны иметь хорошую приточно-вытяжную вентиляцию и быть оборудованными противопожарными средствами. 2. В этих помещениях могут находиться только лица, непосредственно занятые работой с синтетическими материалами; в них запрещается курить, пользоваться открытым огнем, а также электро- и газовыми нагревательными приборами. 3. В этих помещениях, где ведутся работы, запрещается хранить материалы. Последние должны складываться в специальных кладовых в герметически закрывающейся таре. 4. Следует избегать непосредственного соприкосновения синтетических материалов с незащищенной кожей рук, лица и т. д. Для защиты рук рекомендуется пользоваться специальными пастами (силиконовая паста) или резиновыми перчатками. 5. Тщательно следить за чистотой рук, спецодежды, рабочих мест, посуды и инструмента. 6. Во время работы с синтетическими материалами рекомендуется периодически протирать весь инструмент: кисти, мастихины, шпатели и прочее тряпкой, смоченной в ацетоне (лучше спирте). К обеденному перерыву и в конце рабочего дня весь инструмент (кроме протирки его тряпочкой, смоченной в растворителе) следует вымыть горячей водой с мылом, протирая каждую вещь мочалкой или щеткой. После этого следует все насухо вытереть ветошью или тряпкой. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебное пособие «Технология материалов стенописи» раскрывает только часть обширной области изучения — технологии стенописи. В последнюю кроме технологии материалов входит еще одна, не менее значительная — техники стенописи, то есть, изучение целесообразных приемов использования материалов в процессе создания художественной формы в произведениях стенописи. В этом плане творчество мастеров прошлых эпох — неисчерпаемый источник постижения и освоения опыта предыдущих поколений. Так как в изобразительном искусстве, и в частности стенописи, не может быть художественной формы вне воплощения ее в том или ином материале, следовательно, без изучения этих материалов не может быть и профессионального мастерства художника. Весь опыт, накопленный в стенописи за многие столетия, по развитию, приготовлению и использованию материалов (составов, красок, грунтов), плюс опыт современной практики — это и есть круг вопросов, изучаемых технологией материалов стенописи. Ставя проблему технологии материалов во главу угла своей работы, автор ни в коей мере не абсолютизирует эту проблему. Безусловно, материал всегда был одним из средств создания художественной формы произведения, но притом чрезвычайно важным, особенно в стенописи. Материал всегда был тесно взаимосвязан с другими средствами, формирующими художественный образ произведения, и изменялся вместе с ними. История стенописи подтверждает это. Именно в эпохи бурного развития творческой мысли, художественной формы, поисков новых композиционных решений, нового языка изобразительного искусства бурно развивались как техники письма, так и материалы, в которых выполнялись произведения стенописи. Пример этому эпоха Возрождения. Именно творческий импульс заставляет искать новые формы выражения, а те, в свою очередь, находить соответствующие художественной задаче материалы. В этом суть диалектики изобразительного искусства, и стенописи в частности. Современному художнику-монументалисту надо знать традиционные материалы и техники работы ими, чтобы работать теми из них, которые и сегодня не потеряли своей значимости. К сожалению, не все из них имеют достаточную прочность и атмосферостойкость красочных слоев, грунтов и оснований. В этих случаях, естественно, следует воспользоваться всем арсеналом современных средств для профилактической защиты этих произведений от преждевременного разрушения. Такая защита целесообразна со всех точек зрения. Бесспорно, что материал, который удобен в работе, помогает художнику в достижении более высокого художественного результата. Такие материалы всегда были мечтой мастеров стенописи. Именно поэтому в процессе развития этого вида искусства рядом с процессом совершенствования художественной формы шло и совершенствование его материалов. Современная наука уже создала краски, которые, по мнению автора, имеют все основания для применения в стенописи. Надо лишь грамотно воспользоваться тем, что дают нам современная наука и промышленность, практика реставраторов и отделочников. Надо сделать в этом направлении хотя бы первые шаги, так как именно эти материалы завоевывают в настоящее время в промышленности и строительстве доминирующее положение как материалы прогрессивные в отделочных работах, обеспечивающие их технологичность и качество. Эти материалы сегодня широким фронтом входят в жизнь, удобны в работе, дают стабильные во времени красочные слои и, следовательно, обеспечат большую долговечность произведений стенописи, чем это могут сделать материалы традиционные. В пособии нет категоричных рекомендаций; в нем приведены наиболее распространенные материалы, те, которые широко использовались в то или иное время, и те, которыми пользуются и сейчас. По ходу изложения автор высказывает свою точку зрения по вопросу, какой материал или технику, где и когда целесообразней применить и почему (с технологической точки зрения). Поэтому в пособии представлена обширная рецептура. Это дает художнику возможность выбрать материал и технологию ведения работ, лучший вариант решения стоящей технологической задачи. Современному художнику необходимо хорошо знать теорию дела, чтобы выбрать правильное направление, не утонуть в море нередко противоречивых рецептур, имеющихся в литературе. Надо каждый материал почувствовать, уметь пользоваться им, руководствуясь рекомендациями теории. Оптимальным решением большинства проблем современных материалов для стенописи, видимо, было бы промышленное производство художественных красок на основе наиболее проявивших себя в отделочных и реставрационных работах красок и связующих. Это возможно лишь после упорной, длительной работы над их усовершенствованием художников и технологов, после соответствующих их доработок и проб на объектах. Безусловно, проблемы и задачи эти сложны, обширны и долговременны. Новые материалы ждут своих энтузиастов. В работе собраны, обобщены и систематизированы огромный опыт, разработки и рекомендации советских реставраторов, химиков, художников и технологов, работающих над проблемами новых лакокрасочных, отделочных и художественных материалов, и, наконец, опыт и рекомендации самого автора работы. Материал, обобщенный в пособии, весьма обширен и разнообразен. Большая часть работы посвящена материалам традиционных техник, имевших применение в стенописи прошлых эпох. Каждая глава имеет как бы два подраздела — материалы техники в чистом, традиционном виде и вопросы модификации материалов этих техник синтетическими полимерами с целью повышения эксплуатационных и технологических характеристик этих материалов, которые соответствовали бы современным строительным материалам, уровню строительной техники. Вторая часть работы, хотя и значительно меньшая по объему, очень важна, так как в ней рассматриваются возможности применения в стенописи современных материалов, которые уже нашли широкое использование в промышленности, строительстве и реставрации, но в стенописи пока применяются весьма редко. Это материалы, созданные на основе синтетических полимеров и отличающиеся высокой технологичностью ведения работ, высоким качеством и долговечностью. Автор считал бы свою задачу выполненной, если, во-первых, сведения, изложенные в пособии послужат основанием для более осознанного применения старых и новых материалов в практической работе тех, кому оно адресовано. Во-вторых, если сведения о современных отделочных и других материалах, ограниченно используемых или еще не нашедших применения в стенописи, но уже успешно работающих в промышленности, строительстве и реставрации, подтолкнут мысль художников-практиков к использованию их в своем деле, энтузиастов, ищущих путей к долговечности произведений стенописи и способных найти в новых материалах новые пластические и художественные решения. Литература
1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся»//Правда. 1986. 11 сент. 2. Луначарский А. В. Ленин о монументальной пропаганде // Ленин о культуре и искусстве. М.; Л.: Изогиз, 1938. С. 123—126. 3. Александровский А. В. Материаловедение для штукатуров, плиточников и мозаичников. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1977. 303 с. 4. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.: Изд. Всесоюзной Академии архитектуры. Т. 1, 1935. 392 с. Т. 2, 1937. 794 с. 5. Астахов Г. Н., Иванов В. П. Штукатурные работы. М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1957. 252 с. 6. Батраков В. Г. Повышение долговечности бетона добавками кремнийорганических полимеров. М.: Стройиздат, 1968. 138 с. 7. Беляева Р. М. К вопросу о реконструкции средневековых стенных росписей // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства: Краткие тезисы докл. науч. конф. 21—25 янв. 1974 г. ГЭ. Л., 1974. С. 16—17. 8. Бергер Э. Техника фрески и техника сграффито / Под ред. проф. Н. М. Чернышева, В. Д. Загоскиной. М.: Художественное издательское акционерное общество АХРР, 1930. 190 с. 9. Бергер Э. История развития техники масляной живописи / Авт. вступ. статьи А. Н. Лужецкая. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. 511 с. 10. Бодуэн П. Техника фресковой живописи. М.: Искусство, 1938. 59 с. 11. Бондарь К. Я., Ершов Б. Л., Соломенко М. Г. Полимерные строительные материалы. Справочное пособие. М.: Стройиздат, 1974. 268 с. 12. Бонч-Осмоловский Н. Г., Бонч-Осмоловская Е. В. а) Способ монументально-декоративной живописи. А. с. № 83647. б) Пастели. А. с. № 5675. 13. Борисов Ф. Б., Остер-Волков П. Н. Новый универсальный синтетический клей БОВ-1 // Пластмассы. 1961. № 9. 14. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 3 т. М.: Искусство, 1956. Т. 1. 634 с. Т. 2. 891 с. Т. 3. 827 с. 15. Вайсман Я. Э., Беляков Г. Г., Красиков А. Д. Полимерные материалы во внутренней отделке зданий. Л.: Изд-во литературы по строительству, 1967. 100 с. 16. Васильев А. Античная гробница в Казанлыке. София: Болгарский художник, 1958. 23 с. 17. Верхоланцев В. В. Водные краски на основе синтетических полимеров. Л.: Химия, 1968. 200 с. 18. Верхоланцев В. В. Воднодисперсионные краски на основе смесей латексов. ЛНДТП, Л., 1969. 16 с. 19. Верхоланцев В. В. Развитие производства водно-дисперсных красок // Лакокрасочные материалы и их применение. № 6. М.: Химия, 1986. 20. Виннер А. В. Фресковая и темперная живопись. Вып. 2: Материалы и техника древнерусской стенной живописи XI—XVII веков. М.; Л.: Искусство, 1948. 192 с. 21. Виннер А. В. Материалы и техника монументально-декоративной живописи: Стенная, плафонная и декоративная живопись. М.: Искусство, 1953. 756 с. 22. Виннер А. В. Материалы и техника, мозаичной живописи. М.: искусство, 1953. 367 с. 23. Виноградова В. П., Соколовский В. М. Подбор полимерного материала для закрепления красочного слоя росписей на обожженной лессовой штукатурке: Консервация и реставрация памятников культуры и искусства// Краткие тезисы докладов научной конференции. 21—25 янв. 1974 г. ГЭ. Л., 1974. С. 9—10. 24. Витрувий Марк Полион. Десять книг об архитектуре. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. 331 с. 25. Девятое М. М. Сохранность произведений масляной живописи на холсте как результат зависимости между техническими приемами работы художника и особенностями состава грунтов: Дис.... канд. искусствоведения. Л.: 1967. 134 с. 26. Дринберг С. А., Ицко Э. Ф. Растворители для лакокрасочных материалов: Справочное пособие. Л.: Химия, 1980. 160 с. 27. Зиновьев Н. М. Искусство Палеха. Л.: Художник РСФСР, 1968. 235 с. 28. Иванова А. В. Методика реставрации настенной живописи с использованием синтетических полимерных материалов // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. М.: Информцентр по проблемам культуры и искусства, 1977. Вып. 2. С. 33—41. 29. Иванова А. В., Марготьева А. Р., Назарова И. В. Полимерные материалы в реставрации (применение полимерных материалов в реставрации художественных произведений): Обзорная информация ВНИИР. М., 1983. Вып. 1. 36 с. 30. Кардашов Д. А. Синтетические клеи. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Химия, 1968. 592 с. 31. Кардо-Сысоев В., Рево А. Архитектурно-отделочные работы. М.: Госстройиздат, 1948. 352 с. 32. Корякина М. И., Майорова Н. В., Викторова М. И. Лакокрасочные материалы. Технические требования и контроль качества: Справочное пособие. М.: Химия, 1984. Т. 2. 351 с. 33. Карякина М. И., Майорова Н. В. Лакокрасочные материалы: Технические требования и контроль качества. Т. 3. 272 с. 34. Киплик Д. И. Техника живописи. I: Красочные материалы живописи. Изд. 5-е. М.; Л.: Искусство, 1948. 164 с. 35. Киплик Д. И. Техника живописи. II: Акварель, темпера, пастель и рисунок. 127 с. 36. Киплик Д. И. Техника живописи. III: Масляная живопись. 219 с. 37. Киплик Д. И. Техника живописи. IV: Техника живописи старых мастеров. 120 с. 38. Киплик Д. И. Техника живописи. V: Монументальная живопись. 168 с. 39. Климанова Е. А., Барщевский Ю. А., Жилкин И. Я. Силикатные краски (получение, свойства, применение). М.: Изд-во литературы по строительству, 1968. 88 с. 40. Клочанов П. Н., Суржаненко А. Е., Эйдинов И. Ш. Рецептурно-технологический справочник по отделочным работам. М.: Стройиздат, 1973. 320 с. 41. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобразительное искусство, 1977. 160 с. 42. Костовская Е. Н., Сутарева Л. В., Рыжов В. А. Лакокрасочные композиции на основе смеси водных дисперсий полимеров: Обзор литературы // Лакокрасочные материалы и их применение. 1984. № 5. 43. Кошкин В. Г., Черкинский Ю. С. и др. Синтетические материалы для покрытий полов промышленных зданий. М.: Госстройиздат, 1963. 128 с. 44. Красникова Б. Г., Леньков С. С. Изготовление штампованной оснастки из пластмасс. М.: Гос. научно-техническое изд-во машиностроительной литературы, 1961. 236 с. 45. Краткий словарь терминов изобразительного искусства // Академия художеств СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств. Изд. 4-е. М.: Сов. художник, 1965. 192 с. 46. Криволуцкий И., Калединцев В. Наливные полы. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961. 48 с. 47. Кривцов Б. П., Шапиро И. Г. Плиточные, мозаичные и ксилолитовые работы. М.: Высшая школа, 1967. 320 с. 48. Лакокрасочные материалы (сырье и полупродукты): Справочник. М.: Гос. научно-техническое изд-во химической литературы, 1961. 506 с. 49. Ламба К. Д., Селецкий Л. И., Романов В. А. Труды ЦНИИ Подземшахтстрой. М.: Госгортехиздат, 1963. Вып. 2. 220 с. 50. Лебель М. Н. Консервация древнеегипетских и коптских известняков // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства. 1974. С. 13—14. 51. Лебель М. Н. Мастика на основе синтетических смол для восполнения утрат при реставрации скульптуры // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства. 1974. С. 35—36. 52. Лужецкая А. Н. Вступительная статья // Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. С. 3—15. 53. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / Пер. с англ. Б. Н. Савченко. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. 747 с. 54. Мельникова Е. П., Шейнина Е. Г., Винокурова М. П., Герасимова Н. Г. Новые возможности полибутилметакрилата как закрепляющего материала // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства, 1974. С. 12. 55. Митрофанов К. М. Современная монументально-декоративная керамика. Л.; М.: Искусство, 1967. 182 с. 56. Мовчан Ф. Ф. Справочник молодого маляра. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1978. 216 с. 57. Моисеев А. Ф., Вишневский Л. Д. Кремний-органические полимеры и их применение. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1960. 108 с. 58. Музовская О. А., Нанушьян С. Р. и др. Кремнийорганические продукты, выпускаемые в СССР / НИИТЭХИМ: Каталог. Черкассы, 1983. 20 с. 59. Павлов О. Б. Силикатное и фосфатное связующее в живописи // Вопросы художественного образования / Академия художеств СССР, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Л., 1972. С. 74—84. 60. Павлов О. Б. А. с. № 373—287, 1971: Бюллетень изобретений и товарных знаков № 14, 1973. 1 с. 61. Павлов О. Б. Роль материала и техники в творческом процессе художника // Вопросы художественного образования / Академия художеств СССР, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вып. 14. Л., 1975. С. 3—15. 62. Павлов О. Б. Инструкция по применению термофосфатных художественных материалов в живописи: Приложение к первой экспериментальной партии термофосфатных художественных материалов. Производство Подольского комбината ХФ СССР, 1977—1978, 1978. 44 с. 63. Павлов О. Б. Проблема применения термофосфатных художественных материалов при копировании произведений монументальной живописи // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей / Мин-во культуры СССР. М., 1979. Вып. 4. С. 44—49. 64. Павлов О. Б. Термофосфатная живопись и ее художественно-выразительные возможности. Дис. канд. искусствоведения. Л., 1981. 128 с. 65. Плющ О. Ф. Кремнийорганические смолы в монументально-декоративной росписи. Киев: Изд-во Академии архитектуры УССР, 1955. 20 с. 66. Прейс П. В. Отделочные и монументально-декоративные работы. Л.; М.: Госстройиздат, 1939. 216 с. 67. Прут В. Д., Иевлев А. М., Свириденко А. В. Полимерцементные полы. М.: Госстройиздат, 1961. 15 с. 68. Рево А. Я. Малярные и альфрейные работы. М.; Л.: Гос. изд-во строительной литературы, 1940. 440 с. 69. Репин И. Е. Выступление на Всероссийском съезде художников в 1911 г.//Труды Всероссийского съезда художников. Дек. 1911— янв. 1912. Пг.: тов-во Голике и Вильборг. Т. 2. С. 2. 70. Рыжов В. А., Плюсина А. И., Оникул К. Э., Сухарева Л. В. Водоэмульсионные краски различного назначения: Каталог / НИИ технико-экономических исследований. Черкассы, 1981. 15 с. 71. Савченкова В. П., Калаус Э. Э. и др. Лакокрасочные материалы для народного потребления: Каталог. Л.: НПО «Пигмент», 1978. 24 с. 72. Саталкин А. В., Солнцева Б. А., Попова О. С. Цементно-полимерные бетоны. Л.: Изд-во литературы по строительству, 1971. 168 с. 73. Сахаровский М. Ф. Работа мастера-альфрейшика. Л.; М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1956. 35 с. 74. Соломатов В. И. Полимерные бетоны и пласт-бетоны. М.: Изд-во литературы по строительству, 1967. 183 с. 75. Смирнова Д. Н., Эксалова Н. Д., Рыдванова С. С. и др. Новые эпоксидные и лаковые эпоксидно-диановые смолы / Ленинградский дом научно-технической пропаганды: Научно-технический опыт УДК 667.621.633. Серия: Пластмассы и их применение в промышленности. Л., 1966. 1 с. 76. Толмачев И. А., Верхоланцев В. В. Новые воднодисперсионные краски. Л.: Химия, 1979. 198 с. 77. Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись: Техника и реставрация. М.: Искусство, 1961. 222 с. 78. Филатов В. В. К истории техники стенной живописи в России // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова / Академия наук СССР, Институт истории искусств, Мин-во культуры СССР. М.: Наука, 1968. С. 51—84. 79. Филатов В. В. О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи // Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация / ВЦНИЛКР. М., 1975. С. 34—57. 80. Цементно-перхлорвиниловый состав (ЦПХВ): Проспект / Академия строительства и архитектуры СССР. М., 1960. 2 с. 81. Ченнини Ченнино. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М.: Изогиз, 1933. 139 с. 82. Черкинёкий Ю. С. Полимерцементный бетон / Академия строительства и архитектуры СССР, ВНИИ новых строительных материалов. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. 147 с. 83. Шейнина Е. Г. Водоразмываемые живопись и энкаустика на различных основаниях: Каталог выставки памятников, реставрированных в Гос. Эрмитаже. Л.: Аврора, 1973. С. 90—91. 84. Шепелев А. М. Штукатурные работы. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Профтехиздат, 1963. 319 с. 85. Шепелев А. М. Штукатурные декоративно-художественные работы. М.: Высшая школа, 1985. 173 с. 86. Шолохов А. Б., Фрейдин А. С. и др. Применение синтетических смол для склеивания асбоцемента: Клеи на основе эпоксидных смол // Пластмассы. 1960. № 9. 87. Экспресс информация Ленинградского научно-производственного объединения (НПО) «Пигмент». Л., 1975—1985. 1 с. 88. Яковлев А. Д. Химия и технология лакокрасочных покрытий: Учеб. пособие для вузов. Л.: Химия, 1981. 352 с.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |