КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иллюстрации 2 страница
[89] По некоторым данным, с этой целью античные мастера в него вводили небольшое количество животного клея. [90] Следует заметить, что Э. Бергер (8) считал античные росписи не фресками, а темперами, выполненными по сухому, нередко цветному в верхнем слое основанию (грунту). [91] Есть свидетельства, что с этой целью в античные штукатурки вводили казеин (творог) и яичный белок. [92] Воду рекомендовали использовать только речную, мягкую, не имеющую в своем составе большого количества растворенных солей. [93] Альберти отмечал, что хорошая известь должна быть очень мягкой и липкой (4). [94] Об атмосферостойкости и качествах яичной темперы см. главу I. «Темпера (эмульсионные краски)». [95] Мазаччо, выдающийся флорентийский мастер, строго придерживался методики письма, разработанной Джотто, в то время как его современники от нее уже почти полностью отошли. Последняя фреска с равномерно и сильно заполированной поверхностью (intonaco) была у Мантеньи (1431 —1506). Первая матовая — у Паломино (1563). Следует заметить, что Спинелли, работая в конце XIV века, отошел от школы Джотто: писал непрозрачными колерами по малозаглаженной поверхности (intonaco). Его метод получил развитие у мастеров XV века и окончательно утвердился в XVI веке. [96] Конечно, целесообразно в нижние слои вводить песок более крупный, в верхние — более мелкий. [97] Нередко intonaco состояло из чистого известкового теста, которое наносили на поверхность специальной лопаткой типа шпателя (см. III.5). [98] К концу века песок в intonaco вводили все более крупный: лучше идет кисть, более трепетная поверхность красочного слоя, лучшее сцепление красок с intonaco позволяют писать более широко и более долгое время. Меньше опасности забить поверхность краской. Некоторые мастера даже рекомендовали intonaco специально делать шероховатым (Поццо). [99] Можно покрыть intonaco и с трех-четырех приемов, но его толщина в целом не должна превышать 1 мм. При нанесении intonaco в несколько приемов следует последующий слой наносить, изменив направление хода кисти перпендикулярно к ходу кисти при нанесении предыдущего. [100] Такой intonaco был грунтом в современном понимании этого термина в большей степени, чем это имело место во всех других разновидностях подготовки архитектурных поверхностей под письмо фреской. [101] Этот способ работы по чисто известковому intonaco в какой-то степени повторяет чисто известковые intonaco XVI века, которые были весьма широко распространены в то время и на которых работали Рафаэль и Микеланджело. Правда, в XVI веке intonaco нередко наносили и на старую штукатурку (конечно, предварительно сильно смочив ее) специальной лопаткой и слоем от 2 до 4 мм толщиной. [102] Нам думается, что грунтовали не только казеиновой проклейкой, но и проклейкой, смешанной со свежегашеной известью, то есть казеиново-известковым грунтом, который кроме того что грунтовал (закреплял и выравнивал тянущую способность поверхности) еще и выравнивал и создавал светлый тон оснований для росписи; он был действительно грунтом в современном понимании этого термина. Такие грунты иногда применяют в современной практике (73. С. 15). [103] Для приготовления грунтов под фреску русские мастера использовали и гидравлические извести из местных доломитов — грунты на этом вяжущем были очень прочные и стабильные во времени. (О них более подробно далее см. в III.18.) [104] Естественно, что чем жирнее известковое тесто, тем большее количество наполнителя в него следует ввести, но тем жестче получаемый раствор. А чем больше наполнитель отличается по своим физико-механическим данным от нового известкового образования (структура углекислого кальция), тем сильнее грунт подвержен всякого рода влияниям окружающей среды, тем он скорее разрушается. [105] Очень редко в русской стенописи встречаются монолитные и известково-песчаные грунты. [106] Редко, но встречаются, видимо, случайно попавшие частицы и бОльших размеров. [107] Отдельные примеры, когда кварцевый песок является основным наполнителем грунта (40— 58%), имеют место в памятниках XIII—XVII веков и довольно часто в XVIII веке. [108] В подтверждение этого можно сослаться на то, что в античном и средневековом Херсонесе (V в. до н. э.— XV в. н. э.) такими растворами облицовывали рыбозасолочные ямы. [109] Более подробно о жидком калиевом стекле см. в главе VII. [110] Для пропитки штукатурок рекомендуется применять 10%-ный раствор жидкого стекла с модулем 3,3—3,5 (40. С. 26). Нанесение раствора жидкого стекла на непросохшее цементно-песчаное или известково-песчаное покрытие (облицовку) препятствует испарению влаги, создает тем самым более благоприятные условия для их твердения (40. С. 26), что представляет определенный интерес для профилактического укрепления поверхностей фресок и работ в сграффито. [111] Адгезия — прилипаемость. [112] Однако здесь следует сказать, что кремний-органические соединения при частых увлажнениях теряют свои гидрофобные свойства (39. С. 47), что вызывает необходимость в периодических повторениях операций по гидрофобизации. Периодичность зависит от условий, в которых эксплуатируется поверхность. [113] Как выяснилось со временем, существенным недостатком применения растворов ПХВ является то, что смола создает на поверхности красочного слоя, постепенно желтеющую и, кроме того, паро- и воздухонепроницаемую пленку. В последующем это ведет к угрозе отрыва кусочков (шелушинок) красочного слоя от основания, вследствие того что стена перестает «дышать» (29. С. 4). По мнению сотрудников химико-технологической лаборатории, применение смол, создающих паро- и воздухонепроницаемые пленки, создает реальную опасность отслоения (отдира) красочного слоя от основания, стены. Их использование для укрепляющих целей непосредственно в памятнике (вне музейных условий) недопустимо. [114] Относительно широкое применение растворы ПВАД как укрепляющий материал имели в практике болгарских реставраторов. [115] ПВАД должна быть обязательно пластифицирована введением в нее дибутилфталата (0,15—0,2 объема дисперсии). В противном случае на поверхности красочного слоя образуется непрозрачный белесый налет. [116] Известковую воду для затирания красок фрески и в качестве их «растворителя» рекомендовали многие мастера. Среди них Дж. Мартин (XVII в.), Паломино (XVII в.), М. Кноллер (XVIII в.), анонимный мастер из Германии (XIX в.). Известковая вода, хотя и в значительной степени, укрепляла фресковые краски, затертые на ней, но все же несколько замутняла их цвет и тон. Англичанин Дж. Мартин рекомендовал еще для этих целей снятое молоко и сыворотку (38). [117] Обе дисперсии получают на основе материалов сополимеризации (химической связи) ПВА (поливинилацетат) с 2-этилгексилакрилатом (дисперсия ВА-2ЭГА) и ПВА с этиленом (дисперсия СВЭД). Обе дисперсии выпускаются промышленностью. ВА-2ЭГА специально синтезирована на Ленинградском опытном заводе полимеризационных пластиков для нужд реставрации (29. С. 36). [118] Правда, как подчеркивают работники реставрационной мастерской, эта методика разработана только для музейного хранения памятников (в том числе фрагментов росписей, снятых со стен). Но нам представляется, что эта методика и эти материалы вполне могут удовлетворить художников-монументалистов для закрепления красочных слоев в работах, выполненных на внутренних стенах интерьеров современных зданий и на портативных основаниях, предназначенных в последующем для монтажа на место в архитектуре. [119] ПВС со степенью гидролиза 92%, 86—92% и 70—80% хорошо растворяется соответственно в горячей, теплой и холодной воде. При гидролизе меньше 65% растворимость резко падает (29. С. 12). [120] Соотношение компонентов в смеси может меняться в ту или иную сторону. Можно в смеси использовать изопропиловый спирт. [121] По свидетельству Д. И. Киплика, в составах римских штукатурок был обнаружен клей животного происхождения (38. С. 29). Это, видимо, был казеин, содержащийся в твороге и молоке; последние могли быть введены в известковый раствор в процессе его приготовления. Немецкий специалист в области стенописи Рельман отмечает, что в текториум помпеянских росписей в качестве добавки, улучшающей вяжущие свойства извести, входил яичный белок, который способен с известью, мелом, с некоторыми минеральными красками и пемзой давать химические соединения большой прочности (37. С. 17—18). Яичный белок, добавленный в штукатурный раствор, вступает в химическую реакцию с определенным процентом едкой извести, находящейся в растворе, образуя с ней альбуминат кальция — вещество, не растворимое водой (38. С. 49). [122] Трасс — разновидность вулканического туфа, твердая светлая пористая масса, богатая аморфной кремнекислотой. [123] Для работ в сграффито следует использовать в дело только известь, хорошо загашенную (лучше в течение нескольких лет), так как в противном случае частицы незагашенной извести дадут в последующем на поверхности слоев сграффито так называемые дутики, что безвозвратно погубит работу. Перед использованием известкового теста для приготовления раствора его следует тщательно промешать, но лучше протереть через стальную сетку. [124] В любых работах, связанных с приготовлением растворов (известково-песчаных, известково-цементно-песчаных и цементно-песчаных), все наполнители, входящие в их состав, должны быть хорошо просушены, просеяны или промыты; просушены и просеяны, чтобы в их составе не было посторонних включений (различного рода мусора, камешков и т. п.). Песок, как правило, следует употреблять речной, так как карьерный содержит много пыли, которая, если песок не промыть, в дальнейшем сильно ослабит слои сграффито. [125] Не следует для приготовления растворов-колеров в любых составах сграффито (известково-песчаных, известково-цементно-песчаных и цементно-песчаных) использовать такие пигменты, как парижская и берлинская лазурь, краплак, сажа газовая и другие: некоторые выцветают, и все без исключения дают «отмочки» и «ореолы», то есть цвет просачивается в рядом лежащие слои, что безнадежно губит работу. [126] Если же речь идет об известково-цементно-песчаном или цементно-песчаном растворах (V.2, V.3), то надо, чтобы и цемент брался из одной его партии, так как в разных партиях он может иметь различные отклонения, как в цвете, так и в тоне, что, естественно, не может не отразиться и на цветном растворе-колере. [127] Цементно-песчаные растворы по существу являются растворами бетонными, отличаясь от обычных бетонных растворов лишь фракцией наполнителя. Если в обычном бетонном растворе в качестве наполнителя используется щебень или галька, то здесь песок; последний и позволяет пользоваться этими растворами как растворами штукатурными. [128] Соотношение извести и цемента в сложных растворах может колебаться в ту или иную сторону (от 1:0,1 до 0,1:1), то есть извести в одном случае может быть больше цемента (известково-цементный раствор), в другом — меньше (цементно-известковый). [129] Серый или белый цемент надо брать, исходя из необходимого цвета и тона раствора-колера. Конечно, нецелесообразно готовить раствор-колер темного цвета на основе белого цемента и наоборот. Но за неимением белого цемента при составлении светлого раствора-колера можно воспользоваться и серым цементом, добавляя в состав раствора-колера цинковые белила или взяв в качестве наполнителя толченый белый известняк и т. п. [130] Все описанные в этом разделе модификации штукатурных растворов с целью получения более атмосферостойких и прочных штукатурных слоев в полной мере относятся и к укреплению штукатурных оснований под известковые, клеевые и другие краски и могут быть использованы как при создании оснований под те или иные произведения стенописи, так и при ремонте старой штукатурки зданий для выполнения работ в этих материалах. Естественно, что из рецептуры составов, приведенной в разделе V «Сграффито», следует в этих случаях исключить пигменты. [131] В литературе по технологии ведения штукатурных работ не рекомендуется при приготовлении цветных растворов вводить в них пигмента более 20% к весу (объему) вяжущего (извести, цемента). Однако при введении в раствор полимерной добавки (ПВАД) количество пигмента (инертного наполнителя) может быть доведено до 30%, так как часть его будет связана полимером. [132] Следует заметить, что в литературе не рекомендуется вводить добавки ПВАД, превышающие 20% к весу цемента (в пересчете на сухое вещество), так как большое количество полимера снижает прочностные показатели бетона. То же самое наблюдается и при введении в цементно-песчаный раствор ПВАД менее 10% к весу цемента. Добавка поливинилацетатной дисперсии в количестве 5% к весу цемента увеличивает износостойкость бетона в 3 раза, 10% — в 12 раз, 20% —в 20 раз (74. С. 67). [133] Дивинилстирольный латекс СКС-65ГП выпускается промышленностью в виде 50%-ной водной эмульсии. Цифра в процентах показывает количество стирола, содержащегося в сополимере. [134] Стабилизатор предотвращает преждевременную коагуляцию латекса при смешивании его с цементом. При небольшом объеме работ для стабилизации латексов можно пользоваться кислотным казеином, добавляя его от 2% до 10% от объема полимера. В настоящее время на строительстве для стабилизации цементно-песчаных растворов широко применяется казеинат аммония, так как растворы казеина быстро портятся. Но стабилизация казеинатом аммония рекомендуется только для больших объемов раствора при их принудительном механическом перемешивании. Все добавки казеинатов существенно замедляют структурообразование бетонного камня, что важно при приготовлении бетонов для сграффито (получаем дополнительное время на вырезание рисунка). [135] Так покрытие пола слоем пасты в 3 мм толщиной при нормальной эксплуатации в рабочем помещении служит без ремонта в течение 20—25 лет (46. С. 16). [136] Карбамидные смолы ММФ (мочевино-меламино-формальдегидная), МФФ (мочевино-формальдегидно-фурфурольная), МФ (мочевиноформальдегидная) вносятся в композицию пасты для придания покрытию упругости, водостойкости, плотности, долговечности и т. д. Ортофосфорная кислота в этой композиции служит «сшивателем» молекул карбамидной смолы с ПВАД. [137] Глиоксаль — ненасыщенный диальдегид, кристаллы, хорошо растворимые в воде и в обычных органических растворителях. [138] Рецептура цементно-песчаного раствора-колера, модифицированного кремнийорганическими жидкостями (ГКЖ), идентична приведенной в V.10. [139] О приготовлении эмульсии см. в V. 11. [140] О приготовлении проклейки см. в I.15. [141] Смола № 89 не требует для своего отвердения в бетонном растворе специального отвердителя (72. С. 49, 162). [142] В работе не освещены материалы и рабочие приемы флорентийской мозаики — техники инкрустации пластинками цветных мраморов и других пород камня, технике, очень своеобразной и сильно отличающейся от мозаики наборной, как по художественному языку, так и по материалам и способам их крепления к основанию. [143] В настоящей работе не рассматриваются элементарные операции по приготовлению растворов-грунтов для мозаик, не рассматриваются организация этих работ на месте и необходимый инструмент. По всем этим вопросам есть довольно обширная литература, в частности см. 3. [144] В этой связи следует заметить, что все составы цветных слоев техники сграффито, модифицированные полимерными добавками, о которых речь шла в предыдущей главе, могут быть вполне рекомендованы и в качестве грунтов для набора мозаик (без введения в них пигментов). [145] По данным 74. С. 79—82, СКС-65ГП следует добавлять 0,2—0,4 объема. [146] По этому вопросу см. сноску в V.7. [147] Лучшей консистенцией раствора ПВАД с водой является консистенция 1:1, но шпатлевкой на этом растворе сложнее работать: труднее чистить швы. На растворе 1:2 швы легче обрабатывать, но они менее прочны. [148] В некоторых литературных источниках они названы пластбетонами. Наиболее старый вид полимербетона — асфальтобетон, или просто асфальт, который нашел самое широкое использование в качестве дорожного покрытия. [149] Неотвержденные смеси смол, пластификаторов и наполнителей называют композициями, отвержденные — компаундами. [150] Во избежание взрыва ни в коем случае не смешивать гипериз с нафтеинатом кобальта. [151] См. сноску 1 к VI. 10. [152] См. VI.10. Без введения наполнителя в состав этой композиции она будет представлять лак. (Об эпоксидном лаке см. в VI.16.) [153] Дибутилфталат (наиболее распространенный пластификатор), трифинилфосфат, касторовое масло, тиоколы, низкомолекулярные полиамиды и другие в количестве от 10% до 100% к объему смолы. Все пластификаторы несколько задерживают полимеризацию композиций. [154] Единственное требование к наполнителям — отсутствие в них влаги, для чего их перед употреблением тщательно просушивают. [155] Полное разрушение отвержденной смолы происходит при температуре + 350° С. [156] С этой целью в композиции следует ввести ацетон или стирол, лучше спирт. Но еще лучше специальные новые разжижители эпоксидных смол — моноэпоксиды (глицидиловые эфиры), которые вступают в реакцию с эпоксидными смолами. Дозировка их в смолы может достигать 20% к объему смолы. [157] Здесь и далее: в случае применения в композиции смолы ЭД-6 ее можно несколько разжижить ацетоном, стиролом, спиртом или моноэпоксидами (см. предыдущую сноску), доведя до консистенции смолы ЭД-5. [158] Аэросил — высокодисперсная двуокись кремния, лучшая тиксотропная добавка в смолы, приостанавливающая их текучесть. За неимением аэросила для этих же целей могут быть использованы каолиниты, бентониты, асбестовая пыль, поливинил-хлоридный порошок, трепел и элементарная сера. Здесь и далее: тиксотропные добавки (аэросил и т. п.) могут не входить в состав композиций грунтов мозаик, если набор последних будет вестись не на вертикальной плоскости. [159] Количество мономера ФА-1 можно варьировать: уменьшая его, можно получить композицию грунта-клея с меньшим сроком отвердения (полимеризации). [160] Рецептура и методика приготовления полиэфирного лака идентичны описанным в VI.10. Естественно, что в состав лака не следует вводить цемент. Его при необходимости можно заменить объемом песка. [161] В промышленности и строительстве для ускорения полимеризации эпоксидно-тиколовых композиций в них вводят специальные отвердители — ангидриды неорганических кислот, полиамиды или амины; в присутствии последних тиоколы взаимодействуют со смолой особенно интенсивно. [162] Полиамидные смолы ПО-200 и ПО-201 слабо токсичны. Смола ПО-300 (ТУ-6-10-1108-76) нетоксична. Все три смолы в настоящее время используются в промышленности как отвердители эпоксидных смол (32. С. 216, 219). В некоторых случаях в качестве отвердителей эпоксидных смол используют и кремний-органические (полиорганосилоксановые смолы МСН-7-50 и МСН-7-80 (57. С. 4), и полиорганосилоксановый лак КО-810 (57. С. 10). [163] Во избежание взрыва ни в коем случае не смешивать гипериз с нафтеинатом кобальта. [164] В эту смесь могут входить и инертные наполнители: песок, асбест, маршалит и т. п. [165] При охлаждении расплава в холодной проточной воде получают мелкозернистый продукт силикат-гранулят. [166] Кремнеземистый модуль (отношение числа молекул SiO2 к числу молекул R2O в общей химической формуле растворимого стекла R2O . mSiO2, где m означает число молекул кремнезема) колеблется от 2 до 4,5 и определяет растворимость и другие свойства. [167] Жидкое калиевое стекло вступает в химическую реакцию с наполнителями, пигментами, основаниями и т. д., что сопровождается разложением силиката калия с последующим образованием новых силикатов. Реакции идут от нескольких часов до нескольких суток (39. С. 39). [168] Этим краскам, имевшим по сути единую основу связующего, каждый, кто их разрабатывал, давал свое название — стереохромия, минеральная живопись, кремниевая живопись, силикатная живопись. [169] Бонч-Осмоловский, авторские свидетельства: «Способ монументально-декоративной живописи», № 83647. «Способ монументально-декоративной живописи», № 84336. «Пастели», № 5675. «Способ живописного, декоративного и орнаментального письма», № 146423. «Пастель», № 153518. «Состав грунта», № 158517. «Грунт для пастельной живописи», № 158518. Из-за целого ряда причин, основными из которых были очень сложные рецептуры грунтов и самих красок, а также трудности их приготовления и нанесения на поверхности, эти техники (способы) стенописи так и остались на уровне многообещающих проб. [170] По ВТУ, утвержденному Министерством коммунального хозяйства Украинской ССР в 1963 году, плотность калиевого жидкого стекла — 1,4—1,55, модуль— 2—3,5. [171] Для этих целей лучше использовать щелочестойкие художественные пигменты, так как они выпускаются более высокого качества по всем технологическим показателям, чем пигменты для малярных работ. [172] Следует напомнить, что силикатные колеры для росписи следует готовить в количестве, необходимом только на 1 рабочий день, так как на следующий день они уже сильно загустевают и становятся непригодными для работы. [173] В эту смесь могут быть включены молотый песок и гранулированный шлак. Такие смеси применяются в отделочных работах на строительстве. [174] По многим причинам, главными из которых были сложность рецептур как самих красок, так и специальных грунтов для них, а также процессов фиксации того и другого, эти разработки (кроме пастели) так и не получили широкого выхода в практику. [175] В стенописи пастель не употребляется из-за непрочности красочного слоя. Пастель кремниевая (силикатная), как и силикатные краски, после окончания работы над произведением фиксируется кремниевым фиксажем (раствором жидкого калиевого стекла). Поэтому кремниевая пастель может с успехом использоваться как для ретуши работ, выполненных силикатными красками, так и как самостоятельный материал стенописи (в отдельных случаях). [176] Лучше эти основания прогрунтовать, как указано в VII.1. [177] Основной причиной того, что эти краски так и не нашли широкого применения в практике, является высокая температура их обжига, что требовало высокотермостойких основ, огнеупорных пигментов, высокомодульного жидкого калиевого стекла, различных спецдобавок и наполнителей красок, борноцинкового приплава и т. д. (12). [178] Фосфатная связка известна в промышленности с 1930-х годов как материал для футеровки доменных печей. В последние десятилетия идут интенсивные работы по созданию и внедрению в производство огнеупорных составов и покрытий на ее основе. [179] О. Б. Павлов работает над созданием на основе фосфатной связки холодного отвердения художественных красок, красочный слой которых, обладая всеми высокими художественными и технологическими характеристиками термофосфатных красок, не будет требовать для своего закрепления обжига. [180] Алюмофосфатная связка — концентрированный водный раствор кислых фосфатов алюминия, сиропообразная прозрачная жидкость, не имеющая запаха. Важнейшая ее черта — кислотность. Плотность — 1,475, температура отвердения — 250—350° С. Хорошо растворяется в воде (может быть разбавлена водой в соотношении 1:20. Обладает прекрасной связывающей способностью, адгезией, огнеупорностью. Исходные материалы ее не дефицитны, синтез не представляет трудностей. Стоимость исходных материалов и, следовательно, самой связки невысокие. Связка нетоксична, взрыво- и пожаробезопасна. Фосфатное связующее синтезируется из ортофосфорной кислоты, гидроокиси алюминия и воды. Основной продукт — ортофосфорная кислота. Наиболее широкое применение в промышленности находят связующие алюмофосфатные и их модификации (алюмоборфосфатное и алюмохромфосфатное). [181] Термофосфатная пастель может быть с успехом использована для ретуши и исправлений написанного кистью. Она представляет интерес и как самостоятельный материал для стенописи (VII.8). [182] Краски выпускаются Подольским производственным комбинатом ХФ СССР в полиэтиленовых и стеклянных банках, имеют среднюю вязкость (как темпера или гуашь). [183] Излишек фиксажа в красочном слое дает блеск на его поверхности. [184] Если работа выполнена на металле и ее красочный слой относительно тонкий, то фиксирование может быть и одноразовым, а термообработку можно провести со стороны, обратной красочному слою. [185] Некоторые работы-пробы О. Б. Павлова успешно выдержали трехчасовое кипячение в воде и 15 циклов размораживания. [186] Для фиксирования красочного слоя, выполненного по кирпичу,— 2 объема, по металлу — 4 объема. [187] Порошковые краски (для декоративных работ) мало, чем отличаются от художественных термофосфатных красок (VII.5), но последние, имея в своем составе цирконий кальция (компонент относительно дорогой и дефицитный), обладают лучшей адгезией к основаниям, формируют более прочный красочный слой, отверждающийся при более низких температурах и меньшем времени термообработки. [188] 1500 мл (1,5 л) грунта достаточно для грунтовки 1 м2 поверхности. [189] Такие цветные покрытия могут быть использованы в архитектуре как декоративные поверхности, предназначенные для эксплуатации в неблагоприятных условиях, где широкоизвестные (цементные и красочные) покрытия не могут быть применены. [190] Для этих же целей могут быть использованы и огнеупорные ткани, алюминиевая фольга и прочие подобные материалы. Для работы их следует временно закрепить на какое-либо огнеупорное основание. После обжига (термообработка) можно приклеить клеями «БФ», суперцемент или фосфатным клеем на какую-либо прочную основу (подложку) или архитектурную плоскость (стену), на древесно-стружечную плиту, оргалит и т. д. Наклеенные на портативные основания работы в последующем могут быть смонтированы на место в архитектуре. [191] Надо заметить, что для стенописи не следует пользоваться масляными красками для малярных работ, выпускаемыми промышленностью готовыми к употреблению (то есть имеющими в своем составе разбавители, сиккатив и прочее). Лучше использовать краски густотертые: они, как правило, имеют более высокое качество. [192] Следует отметить, что крупные строительные организации для своих нужд выпускают эти составы промышленным способом, для этого у них есть специальные цехи. [193] Художественные масляные и пентамасляные краски (ГОСТ 11826-77) промышленного производства готовятся на специально обработанном льняном масле. Имеют ассортимент в 60 наименований. Пентамасляные краски более стойки к пожелтению. Эскизные масляные краски (ТУ-6-10-1382-78) имеют ассортимент более 40 наименований (71. С. 10—12). [194] См. VIII.l. [195] Примерный расход масляных красок на два слоя покрытия колеблется от 150 до 250 г/м2. [196] Многие масляные составы, приведенные в данном разделе, дающие матовую поверхность красочного слоя, являются составами эмульсионными. Но если в главе I «Темпера (эмульсионные краски)» имели место эмульсии типа «MB», то есть масло в воде, где было много проклейки (воды) и мало масла, то здесь, наоборот: для масляных матовых составов используется эмульсия типа «ВМ», то есть вода (проклейка) в масле, где основное связующее в красках — масло. [197] Мелко наструганное мыло залить расчетным количеством горячей воды и, помешивая, получить раствор без сгустков. При необходимости посудину с мыльным раствором можно поставить на огонь и, помешивая, не доводя воду до кипения, получить раствор мыла. [198] Конечно, раствор мыла не следует готовить для каждого колера отдельно. Надо заготовить необходимое его количество, достаточное для введения во все колеры, и затем добавлять нужную дозу в каждый. [199] См. VIII.7. [200] См. I.15. [201] Состав известкового молока: 1 объем известкового теста на 5 объемов воды. [202] См. сноску 2 в I.25. [203] См. I.26. [204] См. I.15. [205] См. сноску 2 в I.25. [206] См. I.15. [207] См. сноску 2 в I.26. [208] Последующие операции идентичны описанным в VIII.15. [209] См. I.15. [210] См. I.4. [211] В последние годы эти краски, хотя и в ограниченном количестве, стали выпускаться нашей промышленностью на основе акриловых дисперсий — Э-АК-111 (19). [212] Э-ВА-27А модифицирована алкидным олигомером. Э-ВА-129 модифицирована пентафталевым лаком с добавками других веществ. Э-ВА-181ПГ модифицирована тетраэтоксисиланом (70. С. 5). Эти краски не рекомендуется смешивать между собой. Работать следует с красками на основе связующего только одного типа (модифицированного одним модификатором). [213] Предприятие № 6 при ЛНПО «Пигмент». [214] Для этих же целей можно успешно использовать и краски, выпускаемые промышленностью для отделочных работ, о которых речь шла несколько выше. [215] В этих случаях необходимо старую перхлорвиниловую окраску прошкурить наждачной бумагой и затем промыть всю поверхность 2—3%-ным раствором соды (71. С. 6). [216] Дисперсия должна быть пластифицирована 15% дибутилфталата. [217] Дисперсия должна быть пластифицирована 15% дибутилфталата. [218] Бутадиенстирольные краски были разработаны в нашей стране в 1940—1950-х годах. Это первые воднодисперсионные краски отечественного производства. В настоящее время они уступают свои позиции краскам на основе пленкообразователей, обеспечивающих красочные покрытия с более высокими показателями (76. С. 121), в частности на основе ПВАД.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |