КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеология и гражданское общество
Вопрос о строительстве гражданского общества в Беларуси относится к разряду наиболее модных в среде «оппозиционных мыслителей». В западной политической мысли под гражданским обществом понимается общество, в котором сочетаются частные и общие интересы, общество, контролирующее не только государство, но и богатство страны, общество с развитыми партнерскими отношениями между гражданами, государством и экономикой. «В целом гражданское общество, -отмечает В.Федотова, - можно охарактеризовать как самоорганизующееся начало и сосредоточение негосударственных отношений»55. В основе современного понимания гражданского общества лежат идеи естественных прав и общественного договора. Французский философ Жан-Жак Руссо так объяснял сущность гражданского общества. По «общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть, приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает»56.
5 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1969, с. 164. Там же, с. 314.
Руссо трактует гражданское состояние как целостный социально-политический организм, где действует принятое народом - сувереном гражданское право и где естественное неравенство заменяется политическим равноправием. Гражданская свобода выступает как свобода, ограниченная «всеобщей волей», которая не тождественна «воле всех граждан», а обладание имуществом из результата первоначального захвата сильнейшего превращается в «собственность, которая может опираться лишь на основание юридическое»57. В современной западной политической мысли гражданское общество представляет собой не столько реальность, сколько теоретическую модель для анализа достижений в социальной сфере и их концептуализации на уровне эмпирических обобщений. К неотъемлемым чертам гражданского общества относятся: права и свободы человека, способность человека быть ответственным в свободе, наличие минимума социальных и природных благ, а также социального порядка. Формально «оппозиция» в Беларуси исходит из желания строительства гражданского общества в нашей республике, а фактически занимается разрушением белорусского государства, поскольку абсолютно противопоставляет институты гражданского общества институтам государства. Поэтому в своих социально-политических взглядах «оппозиционеры» идеологию отождествляют с государством, а права и свободы человека с гражданским обществом. Необходимость контроля гражданского общества за государством в их воззрениях трактуется как необходимость изгнания государства из частной жизни, экономики, социально-духовной сферы, как отрицание обязанности власти по обеспечению безопасности этих сфер жизни, пресечения даже посредством легитимного насилия оказать на них давление со стороны также негосударственных структур, к примеру, криминальных, олигархически-корпоративных.
57 Федотова В.Г. Гражданское общество. Новая философская энциклопедия. М, 2000. Т. 1, с. 549.
Кроме того, «оппозиционные мыслители» узко трактуют сам феномен гражданского общества. В современной западной трактовке гражданское общество - «это общество, которое способно поставить под контроль не только государство, но и богатство»58. Популярное выражение: «что хорошо для Дженерал Моторс, хорошо для США» в свете современной концепции гражданского общества поставлено под сомнение, ибо для гражданского общества контроль над олигархами и корпорациями - одно из условий реализации не только гражданских прав и свобод, но и экономических прав личности. Но в том-то и дело, что «оппозиция» в Беларуси как раз стремится всяческими способами именно олигархические структуры (объединения частных предпринимателей, разнообразные центры, финансируемые заграничными спонсорами, частные коммерческие организации) вывести из-под контроля гражданского общества, сделать их деятельность непрозрачной, закрытой для общественного мнения. Отсюда парадокс «оппозиционной» деятельности, не замечающей превращения своего понимания строительства гражданского общества в противоположность — антигражданственность. Этот парадокс обусловлен антинациональной природой «оппозиционного» движения в Беларуси, когда под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не изнутри, а по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая гло-балистская по отношению к белорусскому государству позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси сведется к глобальному диктату и специфической форме эксплуатации белорусского народа со стороны западных государств и корпораций, а права и свободы человека обернутся не только новым экономическим неравенством и социальным расслоением, но сильнейшей политической зависимостью от иностранных государств и духовно-культурной деградацией белорусского общества. Идеология белорусского народа обосновывает реализацию стратегии развития Беларуси в современных условиях, обновления белорусского общества. Расхожее противопоставление государства гражданскому обществу некорректно.
Гражданское общество. Новая философская энциклопедия, М., 2000. Т. 1, с. 550.
Строительство гражданского общества во многом зависит от грамотного сочетания частных и общественных интересов, от развития реально функционирующих социально-политических институтов в Беларуси: Советов депутатов, профсоюзов, общественных организаций (молодежных, женских, ветеранских), партий патриотической и социалистической ориентации. Таким образом, необходимо взять из советского прошлого все лучшее для дальнейшего развития белорусского общества. Как подчеркивал Президент А.Г. Лукашенко на семинаре по идеологии, «наше гражданское общество опирается на недавно избранные Советы депутатов, профсоюзы и мощную молодежную организацию и ее союзников. Вот три основные опоры нашего общества, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство вместе с другими участниками политического процесса и осуществляя контроль за структурами власти, имеющими много этой власти и распоряжающимися материальными ресурсами»59. Идеология означает не только политический, но и моральный выбор. Самое непродуктивное в строительстве гражданского общества - сомневаться в избранной стратегии развития Беларуси. Ключевой вопрос общественной и государственной работы - это идеологическое обеспечение стратегии развития Беларуси. Сегодня в Беларуси достигнута относительно слаженная работа общественных институтов и органов государственной власти, которая обеспечивает определенную стабильность в обществе и государстве. Но эта относительная стабильность непрочна, так как не закреплена единой идеологической практикой на всех уровнях, во всех общественных и государственных институтах. Особенность сегодняшней идеологической ситуации в Беларуси заключается в том, что ясно сформулированная политика Президента А.Г.Лукашенко, обозначенный им вектор теории и практики идеологии расплываются и тонут в потоке идеологической сумятицы, а то и просто попыток деидеологизации общественной и государственной работы.
59 О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Минск, 2003, с. 23.
Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, а суть в том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением политики Президента А.Г. Лукашенко, но и идеологическими сторонниками этой политики. Стратегический курс государства должен получить новую идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за реализацию государственной политики. Очевидно, что слой идеологически ориентированных кадров по-прежнему слишком тонок, чтобы радикально увеличить доверие общества к власти, убедить граждан в правильности политики Президента А.Г. Лукашенко. Необходимо резко увеличить приток таких людей во все идеологические структуры, поскольку это один из важнейших факторов сохранения и укрепления политической и социальной стабильности, строительства гражданского общества в Беларуси.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |