КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозно-политические идеологииЭтнополитические идеологии Этнополитическая идеология обосновывает свободу, политическое самоопределение этнообщности вплоть до требования политической независимости. Главным проявлением идеологически формируемого чувства национальной принадлежности участников этнополитического движения становится солидарность, поддержка требований этнолидеров и этнопартий. Подобная идеология широко распространена в обществах, где этнокультурным различиям придается особая значимость, вплоть до ее официальной регистрации государством и даже построения государственности на этнической основе. В последнем случае это отчетливо проявляется в Латвии и Эстонии, где государственное строительство осуществляется на принципах агрессивного национализма. Особую разновидность этнополитической идеологии представляет сионизм с его идеей переселения всех евреев на «землю обетованную» (государство Израиль). Как всякий агрессивный национализм, сионизм включает презрение и ненависть к другим народам. Идеология сионизма базируется на мифе о «богоизбранности» евреев и некоторых догматах иудаизма. Сионизм интегрировал идеи «национальной чистоты», «жизненного пространства», «двойного гражданства» (преданности и службы израильскому «отечеству» граждан иных государств)»43. В зависимости от обстоятельств сионизм инициирует применение военной силы для подавления «интифады» («войны камней») на оккупированных землях Палестины, милитаризацию всей жизни (всеобщая воинская служба для всех мужчин и женщин), оккупацию захваченных палестинских земель, национальную вражду между арабами и евреями. Сионизм, как агрессивный национализм, не разрешает, а обостряет национальный вопрос. 3 Сионизм. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993, с. 353.
Этнополитическая идеология имеет два варианта развития: либо двигаться в тупиковом направлении агрессивного национализма (Латвия, Эстония), либо развиваться на путях защиты права этнообщности на самобытный стиль жизни, признания этнообщности в федеративном государстве, в определенных случаях даже требования создания независимого национального государства (к примеру, этнополитическое движение басков в Испании), международного сотрудничества и гарантий равенства гражданских и политических прав для представителей других наций. В основе любой религиозно-политической идеологии лежат представления о духовном единстве людей одной религии независимо от социальной, национальной, государственной принадлежности и о необходимости их политического объединения. Классическим примером такой религиозно-политической идеологии является панисламизм. Первоначально панисламизм представлял собой религиозно-политическое обоснование антиимпериалистической борьбы мусульманских народов за независимость, за освобождение от английского колониализма. Панисламизм опирается на некоторые особенности ислама. В исламе изначально провозглашалось безразличие к этническому или расовому происхождению верующего, государственность представлялась как религиозная общность, теоретически отрицалась необходимость духовенства как посредника между верующими и Богом. Учитывая многообразие исторических, социально-экономических и политических условий в странах, где исповедуется ислам, панисламизм играл не только позитивную роль в деле освобождения мусульманских народов от иноземного господства, но и использовался реакционными силами для упрочения своего влияния в самих мусульманских странах. Например, по мере усиления реакционных тенденций в деятельности младотурок после победы младотурецкой революции 1908 года, панисламизм использовался для обоснования правомерности турецкого господства над другими народами. В настоящее время идеология панисламизма несколько видоизменилась. Она сводится главным образом к исламской солидарности, к созданию международных мусульманских организаций, способных противостоять диктату реакционных кругов США. К религиозно-политической идеологии следует отнести и теологию освобождения — леворадикальное направление католической теологии, зародившееся в странах Латинской Америки в конце 60-х годов XX века и представляющее собой не только теологическое и философское учение, но и широкое социально-политическое движение. На возникновение теологии освобождения большое влияние оказала Вторая конференция СЕЛАМ - Латиноамериканского епископального совета, которая состоялась в 1968 г. в г. Медельин (Колумбия). Заметное влияние на социально-политические взгляды латиноамериканских теологов оказала марксистская критика капитализма, учение о классах и классовой борьбе, о революции, экономических и политических принципах ликвидации социального гнета. Крупнейшими идеологами теологии освобождения стали: бразильский профессор Леонардо Бофф, южно-африканский епископ Дезмонд Туту, Хуан Сканноне (Мексика), Хуан Луис Сегундо (Уругвай), Густаво Гутьеррес (Перу).
Ориентированная на освободительную практику народа, на глубокое и достоверное познание социальной действительности теология освобождения тем не менее подчеркивает, что Библия остается единственным высшим источником христианской истины. Религия освобождения, по мнению теологов, должна выполнять иную роль, чем ту, которую она выполняет в развитых странах.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |