КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммунистическая идеология
Коммунистические идеи зародились в глубокой древности, они явились результатом выделения человека из животного мира и возникновения новых социальных отношений. Первобытное человеческое общество потому и называлось коммунистическим, что оно было связано с переходом с уровня стихийного природного движения на новый уровень развития мира - общественный, человеческий. Коммунизм - от латинского communis — означает общий, т.е. социальный. Поэтому любое общество в той или иной степени обладает признаками коммунизма, для любого общества в большей или меньшей степени присуща коммунистическая идеология, с ее идеалами справедливости, равенства, коллективизма. Коммунизм - это социально-философское учение о совершенном и справедливом общественно-политическом устройстве и социально-политическое движение, призванное реализовать это учение на практике. Теоретическое обоснование коммунистической идеи уже имеется в трудах древнегреческого философа Платона. Так, в его работе «Государство» обосновывалась идея государственного управления философами, которые не имеют частной собственности. Как считает Платон, справедливое общественное устройство невозможно без того, «чтобы вся собственность, именуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена из жизни»30. Коммунистическая по своей природе идеология характерна и для первоначального христианства, которое защищало и практиковало общинную собственность, рассматривая частную собственность как свидетельство антихристианского образа жизни. У христиан должно быть все общее, только тогда они смогут наследовать жизнь вечную. Примеры с богатым юношей, который не хотел раздать свое имущество бедным, Ананием и Сапфирой, не порвавших окончательно с ветхозаветной идеологией, подтверждают коммунистическую идею христианства наглядно и рельефно. Коммунистические идеи были широко распространены в средние века. В этот период существовало множество мелких коммунистических общин, построенных на толковании христианского учения с его принципами коллективной собственности, равенством в распределении материальных благ среди членов общества. 30 Платон. Законы. Соч. М., 1972. Т. 3. Часть 2, с. 213.
Эти же коммунистические идеи теоретически обосновывались социалистами-утопистами Т.Мором и Т.Кампанеллой, Ш.Фурье, Сен-Симоном, Р.Оуэном, философами-просветителями как с точки зрения разработки новых аргументацион-ных структур (к примеру, знаменитое выражение Ж.-Ж.Руссо «плоды земные принадлежат всем, а земля никому»), так и в плане конструирования идеальных коммунистических моделей (Утопия, Город Солнца, Икария). В частности, важный вклад в развитие коммунистических идей внес французский социальный писатель Э.Кабе, который в своей работе «Путешествие в Икарию», изданной в 1840 г., описывал коммунизм на основе крупного фабричного производства с широким использованием машин и обобществлением земли. Но разработка коммунистической идеологии в современном смысле слова связана с основоположниками марксизма — К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.Лениным, которые рассматривали коммунизм как высшую общественно-экономическую формацию, наступающую после капитализма. Усвоив и критически переработав все ценное, что было наработано предшествующей человеческой мыслью о коммунизме, марксизм сумел дать научную трактовку общественного развития. Обобщая результаты своего научного исследования, Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» писали: «В прямую противоположность немецкой философии, спускающейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо, т.е. мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют о себе, - мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительно жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса»31. Эта была совершенно новая постановка в понимании природы идеологии. Способ производства материальной жизни определяет все другие стороны развития общества и человека. Установив это положение, марксизм дал ключ для понимания механизма функционирования идеологии. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, с. 25.
В то же время, говоря об объективных, материальных причинах исторического процесса, марксизм обосновал отличие общественного развития от развития в природе. Вот как объяснил эту особенность Энгельс: «Но история развития общества в одном пункте существенно отличается от истории развития природы. В природе (поскольку мы оставляем в стороне обратное влияние на нее человека) действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы.... Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Но как ни важно это различие для исторического исследования, оно нисколько не изменяет того факта, что ход истории подчиняется внутренним общим законам»32. Специфика общественного развития была определена в марксизме как естественноисторический процесс. Вот почему В.И. Ленин отмечал, что, «установив понятие общественно-экономической формации как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс», Маркс «впервые поставил социологию на научную почву»33. В том числе и идеологию. Марксистская теория исторического процесса всегда была недоступна для буржуазного теоретического сознания, социальная ограниченность которого не позволяла понять, как в марксизме объективность соединяется с субъективностью. Даже в наше время крупнее философы Запада пытаются указать на это противоречие марксистской идеологии. Так, видный немецкий ученый Петер Козловски пишет: «Во всем младогегельянстве (у Фейербаха, Маркса и их последователей) неуклонно обнаруживает себя примечательная неопределенность. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21, с. 305-306. Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Поли. собр. соч. Т. 1, с. 139.
С одной стороны, процесс истории мыслится здесь как безличный, как собственно процесс, в котором все мы только инструменты, а с другой стороны, этот процесс ведет - неизвестно каким образом - к человеку как высшему существу»34. Марксизм никогда не утверждал, что исторический процесс безличен. Исторический процесс не безличен, а объективен. А это не одно и то же. Говоря о безличности исторического процесса в марксистской концепции Петер Козловски тем самым подходит к марксизму не с научной, а с натурфилософской точки зрения. Там, где немецкий профессор видит противоречивость марксизма, на самом деле речь идет о специфике социального развития, прокладывающего себе дорогу через столкновение различных интересов, независимо от воли и сознания людей. Составными элементами коммунистической идеологии являются коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком. Коммунистическая идеология развивалась и формировалась в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. Практическая реализация коммунистических идей связана с Октябрьской революцией в России. В настоящее время многие ученые считают, что коммунизм в конечном счете не выдержал испытания историей и потерпел поражение в споре с капитализмом. Но это слишком поверхностное и конъюнктурное понимание поражения социализма в СССР и распада великой державы. Когда говорилось, что эксплуатация труда, отчуждение человека от средств производства и власти существовали и при социализме, то в первую очередь следует различать природу этого явления в противоположных системах общественного устройства. Отчуждение при социализме лежит совсем в другой сфере, чем отчуждение при капитализме. Поэтому необходимо понимать социальные условия преодоления этого отчуждения. В капиталистическом обществе снятие отчуждения невозможно без замены частной собственности на средства производства общественной собственностью. 34 Козловски Петер. Культура постмодерна. М., 1997, с. 30.
В социалистическом обществе, где эта социальная несправедливость снята в результате политической и экономической революции, преодоление отчуждения человека от средств производства и власти предполагает такое культурное развитие личности, когда последняя внутренне способна на самоконтролирование всей своей жизнедеятельности по принципу собственной ответственности за социальное неустройство человеческой жизни. Проблема отчуждения в социалистическом обществе - это, в первую очередь, проблема культурная и нравственная, ибо абсурдно говорить о создании нового социального устройства, если всю обязанность по его формированию возложить на коммунистические институты, и стоит только человеку войти в это готовое коммунистическое царство, он сразу станет и культурным, и хозяином, и свободным. Утопизм социал-демократизма в том и состоит, что он стремится реформировать капитализм в справедливое общество, не устраняя несправедливого принципа капитализма (частной собственности на средства производства). Но учение социал-демократизма абсолютно пригодно для реформирования социализма, когда главное препятствие (частная собственность на средства производства) на пути свободного развития личности снято в ходе революционных преобразований. Вот почему перестроечное представление о неэффективности существовавшей социалистической системы, которое являлось психологической основой для так называемого рыночного вывода о несостоятельности социалистической практики в нашей стране, вытекало из принципиально неверного метода осмысления социалистической действительности, когда вместо совершенствования (реформирования) советской системы управления внимание общественного сознания переключили на чисто бур-жуазную идею перестройки (фактически ликвидации) политической и экономической системы социализма. Анализируя перестройку, А.А. Зиновьев в своей работе «Кризис коммунизма» писал: «В основе кризиса коммунистической экономики лежат сами принципы ее организации - системность, плановость, единое и централизованное управление, социальная организация людей. Но сущность его заключается в отступлении от коммунистических методов в экономике и в стремлении преодолеть экономические трудности и застои капиталистическими методами»35. Поэтому Президент А.Г. Лукашенко на семинаре по идеологии отметил, что «провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе - стремление к равенству и социальной справедливости. Не случайно социал-демократическую ветвь левого учения сегодня так чтят в Старом Свете»36. С коммунистической идеологией Беларусь прожила почти весь двадцатый век. Коммунистическая идеология внесла смысл в историю и определила характер развития всего современного мира. С ней связаны лучшие в мире системы образования и здравоохранения. Все события всемирно-исторического значения - освобождение Европы от фашизма, распад колониальной системы империализма и образование независимых государств в Азии, Африке и Латинской Америке, первый искусственный спутник Земли, полет первого человека в космос - также отмечены печатью коммунистической идеологии. Коммунистическая идеология наполнила величественным смыслом жизнь белорусского народа, создала предпосылки для выхода его на уровень государственного мышления и государственного строительства. Социалистическая Белоруссия.в исторически кратчайшие сроки совершила гигантский скачок в своем развитии, превратилась в одну из самых развитых стран мира с исключительно высоким экономическим, научным и культурным потенциалом. По индексу человеческого развития наша республика входила в состав самых развитых стран мира.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |