Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Консервативная идеология




Консерватизм - от латинского слова conservare - охранять, сохранять. Это одно из направлений современной идеологии. Элементы консерватизма имеются в работах Аристотеля. Но до настоящего времени в западной политической мысли наблюда­ется стремление сформулировать принципы консерватизма. Наиболее известным идеологом консерватизма является вид­ный английский политический деятель XVIH века Э.Берк. Член английского парламента от партии вигов он изложил основные принципы консерватизма применительно к конкретным вопро­сам английской, европейской и мировой политики. Событием, подтолкнувшим его к изложению символа консерватизма, яви­лась Великая французская революция 1789 года. Эта революция изображалась им в образе зла, которое захватывает людей, ли­шенных правильного понимания своей сущности и законов че­ловеческого общежития. Основные принципы консерватизма в его трактовке были следующие. Во-первых, человек есть суще­ство религиозное, и религия лежит в основе гражданского обще­ства. Во-вторых, социальные институты как продукт историче­ского развития воплощают в себе мудрость предков. В-третьих, человек, будучи существом инстинкта, чувства и разума, больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абст­рактными теориями. В-четвертых, зло заключено в самой чело­веческой природе, а не в социальных институтах, не в общест­венно-экономической системе. Общество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше прав индивида. Права индивида есть лишь следствие его обязан­ностей. В-пятых, люди от природы неравны, а следовательно, в обществе неизбежны различия, право одних властвовать над другими.

20 О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенство­ванию. Минск, 2003, с. 18

 

В-шестых, существующий общественный строй необходимо охранять, поскольку всякие попытки устранить зло ведут к причинению еще большего зла. Это требование не от­рицает необходимости общественных преобразований21.

Консервативная идеология в изложении Э.Берка во многом была реакцией английского правящего класса не только на ре­волюционные события во Франции в конце XVIII века, но и своеобразной попыткой сформулировать идеологию англий­ского общества, совершившего свою революцию в XVII веке и приступившего к реализации масштабной колониальной поли­тики. Англия в то время стала на путь широких территориаль­ных захватов в Индии, Америке, Австралии. Колониализм и консерватизм в английской политике всегда шли рядом, подпи­тывая друг друга. Колониализм являлся материальной основой консерватизма, а консерватизм идеологически оправдывал не­обходимость колониальной экспансии. Консерватизм был идеологией крупного капитала, раздобревшего на эксплуатации колониальных стран. В дальнейшем консерватизм стал идеоло­гической основой империалистической политики западных стран. Страсть к богатству в среде консерваторов всегда обла­чалась в религиозные одежды, апелляция к традиции, к мудро­сти предков должны были доказать превосходство английского джентльмена над «дикими», как они говорили, народами. От­сюда известное оппозиционирование консерватизма и либера­лизма. Консерватизм всегда скептически относился к прослав­лению индивидуализма, рыночной стихии, конкуренции, счи­тая эти принципы либерализма демагогией полуобразованных выскочек из простонародья. Но поскольку и консерватизм, и либерализм являются идеологией охраны прав меньшинства как в геополитическом, так и в социально-классовом плане, то между ними какой-то принципиальной разницы не существует. Республиканец-консерватор Д.Буш ничем не отличается от де­мократа-либерала А.Гора.

21 Берк Э. Размышление о революции во Франции. М., 1992, с. 85.

 

Для консерватора важна не истинность его идеологической конструкции, а ее институциональность, т.е. способность идео­логически охранять данную социальную систему, обеспечивать удержание государственной власти. Известный идеолог кон­серватизма М.Оукшотт отмечал, что «предрасположенность к тому, чтобы быть консерватором в политике, вовсе не обязыва­ет нас придерживаться этих верований в качестве истинных, ни даже предполагать, что они истинны»22.

Такое понимание природы консерватизма ведет к тому, что консервативная идеология лишается исторического и гносеоло­гического обоснования своей доктрины, не имеет собственной почвы развития. Как подчеркивал С.Хантингтон, «обнаружения консерватизма представляют собой просто параллельные идео­логические реакции на сходные социальные ситуации. Содер­жание консерватизма по существу статично. Его проявления исторически изолированы и дискретны. Таким образом, как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции. Консерватизм - этот призыв к истории, сам без истории»23.

Консерватизм является необходимым утилитарным допол­нением к системе взглядов той части политической элиты за­падных стран, которая ведет свою родословную от аристокра­тических фамилий феодальной эпохи. Отсюда заигрывание с религией, традицией, предками как теми элементами, которые должны консолидировать общество, удержать его в границах неизменной парадигмы развития. Консерватизм в отличие от коммунизма и либерализма не имеет своего общественного идеала, он занят лишь защитой данного социально-полити­ческого порядка западных стран.

В этом принципиальное различие между консервативной идеологией на Западе и так называемыми консерваторами в Беларуси и России. Правые партии в наших республиках (СПС в России и ОГП в Беларуси), якобы играющие консервативную роль, на самом деле ничего общего не имеют с настоящим кон­серватизмом.

 

22 Ockeshott M. On Being Conservative. The Portable Conservative Reager New York, 1982, p. 585.

Huntington S. Conservatism as an Ideologu. The American Political Science Review, 1997. №51, p. 469.

 

Консерваторы должны охранять данный социаль­ный порядок, а СПС и ОГП как раз пытаются разрушать социальные институты в Беларуси и в России. Вся их возня во­круг купли-продажи земли, жилищно-коммунальной реформы, военной реформы и реализации всех других реформ препятст­вует национальной консолидации, дестабилизирует социально-политическую ситуацию, разрушает основы социального мира и согласия.

Они не консерваторы, а проводники идей деструктивных западных консервативных партий в Беларуси и России. Ибо охранение западного социального порядка во многом обуслов­лено разрушением социального порядка в других странах, в том числе и в постсоветских республиках. В этом и заключает­ся истинный смысл «консервативного реформирования» наше­го общества.

На Западе стремятся придать консервативной идеологии новое дыхание, очистить ее от либерализма. Хотя многие ис­следователи считают, что история европейского консерватизма закончилась, тем не менее существуют и оптимистические мнения. Так, подчеркивается необходимость отвергнуть все те формы консерватизма, в которых либерализм нашел себе поли­тическое пристанище, и передать политическую функцию кон­серватизма от правых партий к левым силам с целью сохране­ния демократической цивилизации на Западе. При таком разви­тии событий, подчеркивает Дж.Грей, консерватизму принадле­жат лишь три принципа. Первый. Человек - не представитель универсального человечества, а порождение конкретной куль­туры. Второй. Прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны. Третий. Культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам.

Такая интерпретация консерватизма обусловлена кризисом западной парадигмы развития. В результате возникает желание сконструировать некую антропологическую метафизику, кото­рая неподвластна историческому процессу и тем самым спо­собна увековечить социальные порядки западной цивилизации.

 

24 Консерватизм. Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 2, с. 289.

 

Все это обусловило попытки западных идеологов сформу­лировать современную консервативную идеологию — неоконсерватизм. Существуют две трактовки неоконсерватизма. Пер­вая трактовка объясняет неоконсерватизм как современный консерватизм, приспосабливающий традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндуст­риальной эпохи. Вторая трактовка рассматривает неоконсерва­тизм как идеологическое течение, обогащающееся и разви­вающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом23.

Возникновение неоконсерватизма относится к 60-70-м го­дам XX века, когда ясно обозначились глобальные проблемы современности и возник серьезный кризис в человеческой дея­тельности, выразившийся в неспособности западного общества к дальнейшему социальному прогрессу. В этих условиях не­оконсерватизм актуализировал те традиционные принципы своей идеологии, которые оказались адекватными настроениям людей в крепкой и добропорядочной семье, в необходимости наличия смыслообразующих целей человеческой жизни, госу­дарственного порядка и стабильности, уважении к закону, ори­ентации на религиозные нравственные установки, препятст­вующие духовной деградации личности, моральной взаимоот­ветственности гражданина и государства.

Неоконсерватизм способствовал значительному теоретиче­скому обновлению традиционного консерватизма. Так из про­тивника научно-технического прогресса неоконсерватизм пре­вратился в убежденного его сторонника. В отличие от традици­онного консерватизма, манкировавшего идеологией, неокон­серватизм жестко обозначил себя как идеологическое учение, потому что, по мнению неоконсерваторов, «неидеологическая политика - это безоружная политика». Есть еще одно отличие неоконсерватизма от традиционного консерватизма. Неокон­серватизм превратился в инициатора инноваций, но без «анти­исторической спешки сверху» и не «методами толпы - снизу». Неоконсерватизм по-новому сформулировал модель отноше­ний между личностью и обществом, гражданином и государст­вом.

25 Неоконсерватизм. Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 3, с. 58-59.

 

По мнению неоконсерваторов, в современных условиях личность должна прежде всего рассчитывать на собственные силы и местную солидарность граждан, в то время как государ­ство, основываясь на нравственных принципах сохранения це­лостности общества, должно обеспечить гражданину необхо­димые условия на основе правопорядка, сбалансированного взаимоотношения общества и природы.

Неоконсерватизм выступает защитником частной собст­венности, свободного рынка, личной свободы индивида в об­ществе, но всегда подчиняет их требованиям политической и социальной стабильности и исторической преемственности.

В этнокультурной сфере неоконсерватизм исходит из убе­ждения, что под любым глобализмом скрывается тот или иной этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание. Как считают неоконсерваторы, каждый народ имеет собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, и только все они в совокупности составляют челове­ческую цивилизацию.

Неоконсерватизм представляет собой сложное и противо­речивое образование, порой конфликтующие между собой идеи, принципы и концепции. Как отмечал Л.Аллисон, консер­ваторы являются одновременно «индивидуалистами и коллек­тивистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мисти­ками и разумными практическими людьми»26. В этой связи вы­деляют неоконсерваторов, новых правых,' традиционалистских или патерналистских консерваторов. Разнородность неокон­серватизма и разнобой в его оценках обусловлены объектив­ным отсутствием действительного потенциала прогрессивного развития западной цивилизации.

В 1983 году был создан Международный демократический союз, объединивший консервативные партии Западной Евро­пы, Республиканскую партию США, Либерально-демокра­тическую партию Японии и австралийских консерваторов. М.Тэтчер приветствовала новый «консервативный интерна­ционал как великое средоточие мысли и духа»2.

Неоконсерватизм. Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 3, so

 

И здесь возникает вопрос: в каком плане консерватив­ная идеология может войти в состав идеологии белорусско­го народа? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм эконо­мическим и политическим институтам, не как идеология охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, язы­ковому, религиозному признакам, как сохранения преемст­венности поколений, культурных традиций и народных обычаев. Именно в этом смысле Президент А.Г. Лукашенко и говорил, что хотя «наше поколение не помнит, но прежние по­коления жили, видимо, в условиях господства вот этого кон­сервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют свою актуальность. Надо быть хорошими консерва­торами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не от­брасываем многие идеи идеологии консерватизма»28. Следует отметить, что консерватизм в наших сегодняшних условиях во многом, как это ни парадоксально, совпадает с идеологией со­циализма и коммунизма. Такова диалектика переживаемого исторического момента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.